Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политико-правовые учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации



2019-08-13 699 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации 0.00 из 5.00 0 оценок




У древних египтян, индусов, китайцев, греков, римлян, политико-правовая мысль опирается на мифологические представления.

Специфику государственного устройства стран Древнего Востока определяли следующие факторы: • господство в экономической сфере патриархального натурального хозяйства. Внутри сельской общины производилось практически все необходимое для жизнедеятельности человека; • заметное торможение развития торговли, института частной собственности и ее правовых гарантий, задержка расслоения социума. Подобная (традиционная, общинная) организация жизни способствовала появлению такой политической формы объединения племен как восточная деспотия. Восточная деспотия обладала такими признаками, как: • наличие монархической формы правления; • передача власти по наследству, • существование института неограниченной власти обожествляемого монарха; • выполнение монархом одновременно функций единоличного законодателя и высшего судьи. 2. Характерными чертами правовой системы древневосточного общества были: • единство правовых и религиозных норм; • обоснование логики изложения правовых норм религиозными текстами; • отсутствие разделения между преступлениями против государства и преступлениями против личности; • медленное развитие норм права (правовой консерватизм); • присутствие формализма и символизма в судебном процессе, 3. Важнейшее влияние на политико-правовое развитие Древнего Востока оказали Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Месопотамия и др. Так, к особенностям экономики Древнего Египта относят. • господство крупного ирригационного земледелия; • государственная собственность на землю. Отличительными чертами правовой системы являлись: • господство идеи божественного происхождения государства и права; • представление о правителе (фараоне) как воплощении бога; • сильная взаимосвязь религиозных и правовых норм; представление правовых норм в виде мифов, поучений, гимнов и трактатов, созданных жрецами. Основными произведениями о сущности государства и права Древней Месопотамии были: • «Поучения Шуррупака»; • Законы Хаммурапи. «Поучения Шуррупака» представляют собой собрание философских поучений и правил житейской мудрости. Законы Хаммурапи как правовой источник имели следующие характерные особенности: • отсутствие четкого разграничения норм права по отраслям; • казуальный характер норм права (то есть они регулировали узко конкретные правоотношения); • декларирование божественного происх. законов; • активная защита общественного порядка и государственной собственности; • присутствие правовых норм, посвященных порядку судебного процесса, который носил упрощенный характер; • зависимость тяжести наказания от вида преступления, общественного положения виновного и потерпевшего; широкое применение принципа талиона («око за око, зуб за зуб»), но только по отношению к людям равного общественного положения. Для политико-правовой сути буддизма (Древняя Индия, Китай) были характерны такие черты, как: • отход от участия в государственных делах, так как государство и политика считались источниками зла и несчастии для каждого; • призыв установить в государстве прочную власть и стабильность, исключающие вражду между племенами; • передача управления государством справедливому царю, которого представители раннего буддизма предлагали избирать; • призывы к подданным проявлять терпение и покорность установленной власти; • появление идей о смягчении наказания за преступления.

Характеристика политико-правовых учений Древней Греции. Общей чертой полисной жизни Древней Греции VII–V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (Спарта), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов.

Политическая идеология Древней Греции формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного самосознания. Происходит зарождение философии. Политико-правовые концепции разрабатываются в рамках общефилософских учений. В состав философского мировоззрения тогда входили все формы теоретического сознания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др.

Политико-правовые учения складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания. Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Происходит теоретическое обобщение практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства.

Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установил в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах).

В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу.

Если этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении государства и закона.

Начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).

Существенную роль в истории Древнего Рима сыграла борьба плебеев за уравнение своего положения с патрициями, т.е. с «собственно римским народом», члены которого монополизировали в своих руках политические и гражданские права.

Основные идеологи плебеев – братья Тиберий и Гай Гракхи, выступавшие за ограничение крупного землевладения, конфискацию излишков земли и их раздачу безземельным гражданам. Значительное влияние на древнеримских авторов оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков и Полибия.

В I в. н. э. в Римской империи в рамках иудейской монотеистической религии возникло христианство. В IV в. н. э. императоры вынуждены были считаться с христианской церковью. При императоре Константине новая религия была объявлена полноправной (313 г.), а в 324 г. - господствующей. Развитие христианства сопровождалось борьбой с внешними и внутренними врагами - ересями.

В теократических доктринах христианства выражались претензии церкви на светскую власть. Иоанн Златоуст (между 344 и 345-407 гг.) напоминал, что многие цари в истории были наказаны за вмешательство в дела церкви. Власть церкви – наивысшая власть, так как перед нею преклоняют колени даже сильные мира сего.

Августин Блаженный Аврелий (354-430) - самый значительный представитель западной патристики, теолог и философ. Наиболее значительные произведения Августина – «Исповедь»№ и «О граде Божием». По Августину, в мире существует два града – «нечестивцев и праведников». Живущие в согласии с христианским Богом образуют «град Божий»; другие – «град земной».

Для политических и правовых учений западноевропейского средневековья (V – XVI вв.) были характерны следующие общие черты:

ü развитие политических и правовых концепций под влиянием христианской церкви;

ü постоянная борьба за первенство между светской и духовной властью;

ü наличие различных ересей;

ü возвращение к древнегреческим и древнеримским концепциям, развитие вопросов логической техники, что послужило основой рационалистической методологии XVII в.

Общей идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты священного писания.

Значительный вклад в развитие средневековой политико-правовой мысли внес Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) - феодальное право совпадает с естественным законом.

Возрождение и Реформация – самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. По своей социально-исторической сути они представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого феодального мира. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою. Считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. В Реформации признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей, право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений.

В историю политико-юридической мысли этого периода вошли выдающиеся мыслители: Н. Макиавелли - учение о политике как о самостоятельной сфере жизни общества; Ж. Боден - учение о государственном суверенитете; Т. Мор, Т. Кампанелла, Г. Бабеф - идеи европейского коммунизма XVI-XVII вв. и др.



2019-08-13 699 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политико-правовые учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)