Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политические и правовые учения в истории России



2019-08-13 441 Обсуждений (0)
Политические и правовые учения в истории России 0.00 из 5.00 0 оценок




Политико-правовое развитие России можно разделить на следующие этапы:

1) возникновение политико-правовых представлений – IX – XIV вв.

2) учения о государстве и праве в Московском царстве – XV – XVI вв.

3) идеологические доктрины в период абсолютизма – XVII В – 1917 г.

4) советские политико-правовые концепции – 1917 – 1991 г.

5) политико-правовые концепции современной России – 1991 – н.в.

Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией. Новая религия санкционировала развивающиеся феодальные отношения, способствовала усилению власти киевского князя. Благодать – синоним истины, закон – лишь тень истины, слуга и предтеча благодати.

В период ликвидации феодальной раздробленности центром объединения русских земель становится Московское княжество. Складывается политическая идеология централизованного государства, важное место отводится вопросу о роли Русского государства среди мировых держав и о происхождении правящей династии. В «Послании о Мономаховом венце» (XVI в.) Спиридона-Саввы говорится, что Рюрик происходит от рода царя Августа. На основе переработки «Послания о Мономаховом венце» создается «Сказание о князьях владимирских», где подробно освещается роль московских князей, их родословная, подчеркивается неразрывность истории Киевской Руси и Московского государства. Теория «Москва – третий Рим» (1453 г.), основоположником является монах Филофей. Автор утверждает, что история человечества – история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемая богом. Первым мировым царством был Рим, его преемником стала Византия (второй Рим), погибшая под натиском турок. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и останется им до скончания мира. Будущность монастырского землевладения заняла центральное место между представителями двух крупных политических направлений XVI в – «нестяжателями»и иосифлянами («стяжателями»).

А. М. Курбский (1528–1583 гг.) – один из наиболее ярких представителей реакционного боярства. Выступал с реакционными лозунгами в адрес царя, был сторонником ограниченной монархии. И. С. Пересветов, основным произведением которого является «Сказание о царе Константине», считал наилучшим государством неограниченное самодержавие. Особое внимание уделялось вопросу «правды», осуждается дача и получение взяток и нарушение закона.

Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.) – представитель просвещенного абсолютизма, основными произведениями которого являются «Жезл правления»(1666–1667 гг.), «Вертоград многоцветный»(1668 г.), «Рифмология»(1679 г). Основные взгляды С. Полоцкого: Главной проблемой творчества мыслителя является разрешение вопросов, связанных с верховной властью, формой ее организации и деятельности. Формулу «царь – солнце» он ввел впервые в русскую политическую литературу.

Феофан Прокопович (1681–1736 гг.) , один из первых основателей российской академии наук, сторонник просвещения дворян и народа, член ученой дружины Петра I. Основные работы: «Слово о власти и чести царской», «Трактат о поэтическом искусстве», «Правда воли монаршей», «История императора Петра I», «Краткая повесть о смерти Петра I», историческая драма «Владимир». В основе его рассуждений лежат следующие категории: естественное состояние; здравый, естественный разум; божественный промысел; гражданский союз; отчужденная воля; монархия. Естественный разум побудил человека сменить природное состояние вольности, войти в гражданский союз, передать часть своей воли монарху (царю). Бог поставил монарха выше закона.

М.М. Сперанский (1772–1839 гг.) – автор плана либерального переустройства России, основные работы: «План государственного преобразования», «Свод законов» и др. Он воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Задача государственного преобразования: а) Россию необходимо подготовить к принятию Конституции; б) ликвидировать крепостное право немедленно, ибо пока оно есть и сословную конституционную монархию устранить невозможно.

Н. М. Карамзин (1766–1826 гг.), автор «Истории государства Российского», издавал журнал«Вестник Европы». Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли. В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными представителями являются П.И. Пестель (1793 – 1826 гг.) и Н.И. Муравьев.

Официальной идеологией николаевской России стала «теория официальной народности», автором которой стал министр просвещения граф С.С. Уваров, поставивший своей целью объединить охранительную политику Николая I с развитием просвещения и культуры государства. Основу теории составила «уваровская троица»: православие – самодержавие – народность.

К западникам относятся: П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др. Основная идея: признание европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимость полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.

Начальным событием в разработке идей ранних славянофилов считается обмен в 1839 г. рефератами между А. С. Хомяковым (1804–1860 гг.) и И. В. Киреевским (1806–1856 гг.) по вопросу об историческом опыте старой и новой России.

Представители социалистических концепций (А. И. Герцен, П. М. Лавров, П. Н. Ткачев, В. И. Ленин).

Основные концепции в понимании советского права: 1. Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата развивал Д.И. Курский. 2. Право – как порядок общественных отношений – П.И. Стучка, меновая концепция права – Е. Б. Пашуканис - буржуазное правоисторически наиболее развитый, последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права, отвергал возможность «пролетарского права». 3. Психологическая концепция классового права. М.А. Рейснер («Право. Наше право. Общее право.»): учение Петражицкого об интуитивном праве поставил на «марксистское основание», в результате чего получилось не интуитивное право вообще, а классовое право. 4. Новые подходы к праву: а) право – единство правовой нормы и правоотношения ( С. Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский ); б) право– единство правовой нормы, правоотношения и правосознания ( Я. Ф. Миколенко); в) концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов.



2019-08-13 441 Обсуждений (0)
Политические и правовые учения в истории России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политические и правовые учения в истории России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)