Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философско-правовые учения в России Х I Х-ХХ I вв.



2019-08-13 395 Обсуждений (0)
Философско-правовые учения в России Х I Х-ХХ I вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс становления русского права и русской философии права шел двумя путями: с одной стороны через углубление и одухотворение славянофильского идеала, а с другой – через позитивное усвоение западных идей правового государства.

Право – это всегда определение некоего предела и преступника, преступившего этот предел, которого можно вернуть только силой. Но совместимо ли насилие защитников публичного права и высший трансцендентный закон, который должен лежать в основе этого права? Возможно ли вообще государство на основе этого закона? Этот вопрос, вокруг которого в философской и богословской литературе велись и ведутся жаркие споры, во многом определил трагичность истории русского общества.

Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к XVIII в. "Наше отношение к западной науке, - писал русский юрист конца XIX в. - начала ХХ в. Н.М. Коркунов, - можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам, прежде всего, надо было подняться до уровня иноземной науки... Тем не менее, в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий".

Первым русским профессором права был С.Е. Десницкий (1740-1789), который во многом разделял взгляды Г. Гроция о естественном праве. К числу первых работ русских юристов по философии права относится произведение (во многом, правда, компилятивное) В.Т. Золотницкого "Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества" (СПб., 1764). В 1818 г. увидела свет книга русского юриста А.П. Куницына " Право естественное", находившаяся под влиянием идей Канта. Книга эта как проповедующая "вредное учение" вскоре была запрещена правительством, а ее автор был изгнан из Петербургского университета и Александровского лицея.

Заметной вехой в становлении философско-правовых исследований в России явилась "Энциклопедия законоведения" К. А. Неволина, профессора Киевского университета. Свой философско-правовой подход к закону он обосновывал так: существо закона - это правда, а "существо правды может быть определено только в философии".

Философско-правовая проблематика основательно разрабатывалась в середине XIX в. в трудах П. Г. Редкина. Философия права, согласно Редкину, является юридической дисциплиной, поскольку общим предметом и философии права, и позитивной юриспруденции является право. Отличительная особенность философии права состоит в том, что она "имеет своим содержанием философское, естественное или природное, рациональное, т.е. мыслимое разумом человеческим, право, или идеальное право, первообраз права (ius naturаle или ius naturae), имея в виду представить то, что праведно и справедливо (iustum) или в чем состоит правда и справедливость (iustitia)".

В философско-правовых воззрениях Б.А. Кистяковского идеи неокантианства и трактовка естественного права в духе ценностей либерализма, неотчуждаемых прав и свобод личности, правовой государственности и т.д. сочетались с религиозно-нравственным восприятием "правды социализма" в смысле необходимости справедливого решения социального вопроса и защиты неимущих на основе христианских представлений об осуществлении "солидарных интересов людей".

Наиболее видным представителем юридического позитивизма в России был Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), который в своих работах развивал формально-догматическую трактовку права, выступал за философию позитивного права, которая своими критическими исследованиями действующего права и понятийного аппарата юриспруденции и своими предложениями о совершенствовании права (положениями о том, каким должно быть право) должна решать важные задачи правоведения "в сфере критики и политики" права.

Неопозитивистские взгляды в их крайней версии развивал в начале ХХ в. В.Д. Катков. Он утверждал, что "право есть закон в широком смысле", и стремился полностью преодолеть понятие "право" как "плод схоластики и рабства мышления" и заменить "право" властным "законом".

Б.Н. Чичерин.  В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом. Свое определение права Чичерин формулирует так: " право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом". В отличие от нравственности, подчеркивает он, право есть начало принудительное.

Философско-правовая концепция Новгородцева (1866-1924) пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. Он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права, противопоставление идеала и действительности и с этих позиций критиковал гегелевский этатизм, хотя и разделял ряд идей гегелевской философии права

В своем философском учении о праве В.С. Соловьев (1853-1900) различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало.

В центре творчества Н.А. Бердяева (1874-1948 стояла проблема свободы. В своем персоналистическом учении он отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, несвободная, а личность - категория духовная, свободная.

Революция 1917 г. властно выплеснула упрямое нежелание видеть в праве систему регуляции, обусловленную внутренними потребностями функционирования и развития дифференцированного социума как такового, а не только классово-антагонистических фаз общественной истории.

Основные концепции в понимании советского права: 1. Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата развивал Д.И. Курский. 2. Право – порядок общественных отношений – П.И. Стучка. 3. Меновая концепция права – Е.Б. Пашуканис считал, что буржуазное правоисторически наиболее развитый, последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права, отвергал возможность «пролетарского права». 4. Психологическая концепция классового права М.А. Рейснера («Право. Наше право. Общее право.») – поставил учение Петражицкого об интуитивном праве на «марксистское основание», в результате чего получилось не интуитивное право вообще, а классовое право, которое вырабатывалось в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы.

В 1930-е гг. А.Я. Вышинский отстаивал подход к праву, согласно которому оно имело относительную ценность и должно было служить «Правде» - идеалам коммунизма, подменившим собой духовные константы, сформировавшие русскую государственность. Право, по мнению А.Я. Вышинского, есть совокупность законов и санкционированных государством обычаев, что является показателем влияния на его взгляды констант Русской государственности.

Новые подходы к праву в послевоенный период: а) право– единство правовой нормы и правоотношения ( С. Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский ), при этом правоотношение является результатом действия правовой нормы; б) право– единство правовой нормы, правоотношения и правосознания ( Я. Ф. Миколенко); в) концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов.



2019-08-13 395 Обсуждений (0)
Философско-правовые учения в России Х I Х-ХХ I вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философско-правовые учения в России Х I Х-ХХ I вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)