Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение Монтескье о государстве и законах.



2019-08-13 430 Обсуждений (0)
Учение Монтескье о государстве и законах. 0.00 из 5.00 0 оценок




Шарль Луи Монтескье. Родился в 1689-1755 годах.

Мыслитель 18 века, его учения повлияли на жизнь Франции и Европы в целом. Он родоначальник европейского либерализма, стилист. Происхождение имел аристократическое, принадлежал к роду Дворянства Шпаги.

Он усердно занимался науками, особенно точными, также история, юриспруденция. Много путешествовал, три года провел в путешествиях по Европе. В первые 1,5 года проехал по всех странам, а еще 1,5 года провел в Англии.

1 его сочинение «Персидские письма» - сатира на то общество, в котором он вращался. Написано в форме писем от лица 2х Персов, путешествующих во Франции.

Произведение «о духе Законов» появилось позднее, плод более чем 20летнего труда. Эта книга послужила основанием конституционного учения в Европе. В сочинении он исходит из того, что законы – не есть произвольные установления людей, а есть отношения между известными явлениями, вытекающими из их природы. Эти отношения видоизменяются в соответствии с условиями, в которых живут люди, поэтому законы каждого гос-ва д.л. приспособлены к тому народу, для которого они издаются.

Положительные законы соответствуют физическим свойствам страны, качествам почвы, климату, положению и величине страны, образу жизни населения, его религии, богатству, нравам и привычкам, степени свободы, допускаемой политическими учреждениями. Это и составляет то, что автор называет «Духом закона». Это произведение составляет 31 книгу.

Прежде всего законы должны соответствовать образу правления. Проводя классификацию гос-в по форме правления, он выделяет: монархию, республику и деспотию. Республиканская форма: аристократическая и демократическая. Каждая из форм правления имеет свою природу. Каждая из форм правления имеет свою природу, отсюда вытекают законы.

Природа демократии состоит в том, что верховная власть принадлежит всей массе народа, которая явл-ся и правителем и поданным. (пример древние Афины). Основной орган – Народное Собрание. Законы должы определять способ подачи голосов (тайное и явное).

Природа аристократической республики – власть не многих. Основные законы должы обеспечить определенное участие народа в правлении.

Природа монархии – где правит 1 лицо, руководствующиеся основными законами, состоит в существование посредствующих властей между монархом и народом в виде привилегированных сословий и самостоятельных корпораций (типа французских парламентов). Самая посредствующая связь – дворянство.

Природа деспотии – где правит 1 лицо на основе произвола, ведет к тому, что администрация вверяется 1ому лицу. Назначение Визиря – основной закон деспотии. Визирь – лицо, стоящее во главе административного комплекса, правая рука деспота.

От природы форм правления Монтескье отличает начала или жизненные принципы. Начало – это нравственная сила, которая действует в гос-ве, или социально-психологический фактор, который необходим для прочности правления. Всякий образ правления связан с мировоззрением в народе.

В демократической Республике началом явл-ся – гражданская доблесть (добродетель). Т.е. любовь к общему делу, уважение к законам, стремление к равенству, патриотизм. Когда исчезает дух равенства – демократия погибает.

В Аристократии – важнее всего – воздержание личного честолюбия, умереннее личных стремлений. Умеренность – начало.

В монархии – это честь, чувство собственного достоинства, верность короне.

В Деспотии – страх (это начало, основной принцип).

Природа каждой политической формы и движущее ею начало определяют содержание законов, которыми управляется гос-во. Например, законы о воспитании. Они имеют целью – в монархии – развить чувство чести и повиновение воли государя, соединенное с личным достоинством и независимостью. В Республики эти законы имеют целью – внушить любовь к отечеству. В Деспотии – унизить человеческую душу и сделать ее раболепной.

Законы, регулирующие имущественные отношения, также определяются природой формы правления. В демократии – законы умеренности состояний, законы закрепляющие накопление наследства в одних руках.

В аристократии – опасности – неравенство между правителями и поданными и неравенство между правителями, поэтому, в аристократии законы должны быть направлены на то, чтобы народ не чувствовал тягот и чтобы все члены сохраняли равенство.

С монархии – право первородства (майорат).

В Деспотии – господствует произвол, законы не нужны.

Причины извращения правлений. К этому ведет извращение начал (принципов), отклонение от них. Демократия извращается чрезмерным стремлением к свободе и равенству. В правильной демократии люди равны как граждане, а в необузданной демократии – отец равняется с сыном, слуга с хозяином и т.д. Извращение форм правления может произойти чисто внешних причин. Республика способна держаться только в малом гос-ве. В монархии – монархия должна быть средней величины, если она слишком мала, то превращается в республику. При значительной территории, вельможи, будучи удалены от центра и полагаясь на безнаказанность легко могут уйти от повиновения. Поэтому большие гос-ва легко склоняются к деспотизму. Эти соображения приводят к оборонительной политике. Если республика мала, то уничтожается внешней силой, если же велика, то уничтожается внутренней порчей. Избежать того и другого можно путем установления союзного устройства, которое совмещает большие и малые гос-ва.

Вывод относительно причин извращения правления: всякое правления, стремящееся усилить собственное начало, подавив другие, идет к деспотизму. В связи с этим, он поднимает вопрос о свободе и ее гарантиях. Свобода – есть право делать то, что дозволяется законом.

Свобода подразделяется на: политическую и личную (прилагается к отдельным гражданам). Монтескье не только поклонник свободы. Свобода только там, где власть умеренная. Опят показывает, что всякий человек, обладающий властью, стремиться ею злоупотребить, пока не находит пределов. Следовательно, необходимы сдержки. Политическая свобода обеспечивается тем устройством, в котором устанавливается взаимное уравновешение властей.

Знаменитая 11 книга в Английской Конституции послужила основанием для конституционного учения в Европе.

Обеспечение свободы он видел в разделении властей, а также необходим порядок, при котором «власть могла бы остановить власть». Законодательная власть принадлежит – народу, то так как в большом гос-ве собраться всем невозможно, поэтому приходится прибегать к избранию представителей, на которых возлагается составление законов и наблюдение за правильным исполнением (Законодательное собрание). Право голоса должны иметь все граждане, исключая тем, у которых низкое положение лишает самостоятельной воли. Но в гос-ве всегда есть люди, возвышающиеся над другими, они выделяются и равно с другими, доля свободы, данная всем, будет для них мала, будет не свободой. Поэтому надо дать таким лица участие в зак-ве соразмерное с их положением в гос-ве. Это достигается тем, что они формируют особая аристократическая палата, способная сдерживать увлечения народа.

Исполнительная власть должна быть в руках монарха. Лучше, когда ей заведует 1 лицо, потому что исполнение требует единства воли и оперативности.

Министры, как органы ИВ, не должны избираться из состава законодательных палат, во избежание совпадения.

Законодательный комплекс не может постоянно находится в сборе, это не полезно для дела, нельзя также допустить, чтобы он долго бездействовал, ибо это дало бы ИВ законодательные полномочия. Необходимо им собираться в определенные сроки и право определять эти сроки лучше предоставить ИВ. ИВ должна иметь право останавливать право ЗВ и распускать ее. Законодательное Собрание, наблюдая за правильным исполнением законов, не может требовать к ответу само лица, облеченное высшей исполнительной властью (король). Суд над Министрами лучше предоставить аристократической палате – той части, которая занимается нейтральное место.

Гарантии защиты должны состоять в следующем: представителям народа дается право устанавливать налоги на содержание армии. Законодательная власть издает не постоянные постановления, а на 1 год. Судебную власть необходимо сделать обособленно от других властей. Судебная власть должна вверяться присяжным. Подсудимому для большей гарантии представляется право отвода суда.

Рассуждения о политической свободе не исчерпывают всего учения Монтескье о свободе и гарантиях, помимо политической он выделял свободу личную. Личная заключается в безопасности человека. Этот вид свободы зависит не столько от политических законов, а от законов уголовных, ибо безопасность нарушается обвинениями и наказаниями. Только помыслы (без их реализации) не должны подлежат преследованию. Столько же опасны – закон об оскорблении величества.

Естественные условия страны (климат и т.д.) связывается с политическим строем.

Влияние климата на политические учреждения. Теория климата. Подобно предшественникам отмечается, что северные народы обладают храбростью, но меньше впечатлительности. Южные народы ленивы и изнежены, но обладают силой страстей и тонкостью чувств. Законы должны служить преградой тем порокам, которые обусловлены климатом. Климат выступает практически главным источником рабства. В южных краях все настолько изнежены, что люди занимаются работой только путем принуждения и жестокого обращения. Семейное рабство также находится в зависимости от климата. В южных краях женщины достигают пика красоты быстрее, чем у нее развивается разум, поэтому она должна всегда быть под защитой и в зависимости от мужчины.

В умеренных по климату странах, где женщины дольше расцветают и дольше сохраняются, достигается равновесие между мужчиной и женщиной. Характер семейной власти тесно связан с формой правления, поэтому можно говорить о том, что в Азии никогда не было республики, а всегда был деспотизм.

Влияние почвы. Плодородная почва благоприятствует подчинению, бесплодная - свободе. Первая порождает земледелие, а вторая промышленность. Плодородные земли – это равнины, которые с трудом защищаются от завоевателей, в горах обороняться легко.

Островное положение страны. Обитатели островов более склонны к свободе, нежели жители материка. Свобода долго держится у народов диких, которые вовсе не обрабатывают землю. Здесь у человека мало потребностей, нечего отнимать у других, поэтому по неволе удерживается равенство.

Нравы и дух народа, к которым должен применяться зак-тель, чтобы достигнуть своей цели. К совершенным законам народы должны быть подготовлен.

Связь закона с религией. Христианство проповедует уважение ведет к умеренному правлении. Мусульманство ведет к деспотизму. Протестантизм – свободным гос-вам. Монтескье настаивает на веротерпимости и порицает преступления против веры.

Т.О. главная мысль автора состояла в том, что духом зак-ля должен быть дух умеренности.

Благо политическое находится между 2х крайностей и здесь умеренность – самое важное.

 



2019-08-13 430 Обсуждений (0)
Учение Монтескье о государстве и законах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение Монтескье о государстве и законах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)