Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международно-правовые источники регулирования труда. Общая характеристика конвенций и деклараций МОТ



2019-11-13 531 Обсуждений (0)
Международно-правовые источники регулирования труда. Общая характеристика конвенций и деклараций МОТ 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1) понятие и субъекты международно-правового регулирования, место международных актов в национальной правовой системе

2) акты о правах человека в трудовых правоотношениях (всеобщая декларация, межнар пакты, конвенции ООН)

3) декларации, конвенции и рекомендации МОТ (характеристика и юридическая сила)

4) характеристика отдельных конвенций

Международно-правовое регулирование – это регламентирование трудовых и связанных с ними отношений посредством международно-правовых норм (стандартов).

К субъектам международно-правового регулирования относятся ООН, МОТ, Европейский союз, Совет Европы, СНГ, Союзное государство Беларуси и России и т.д.

Согласно ст. 8 Конституции Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде.

Если международным договором Республики Беларусь или конвенцией МОТ, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции. Следовательно, некоторые международные нормы о труде могут приобретать значение внутреннего закона и применяться государственными органами наравне с законами РБ.

Однако роль международных норм труда значительно шире. Можно выделить следующие основные направления воздействия международных трудовых стандартов на трудовое права Республики Беларусь:

1) прямое применение международных актов в связи с ратификацией их Республикой Беларусь;

2) реализация положений международных актов путем соответствия актов внутреннего законодательства.

Классификация источников международного публичного трудового права:

Ø По территории:

ü универсальные;

ü межрегиональные;

ü региональные.

Ø По юридической природе:

ü международные договоры,

ü международные обычаи и др.

Ø По юридической силе:

ü обязательные,

ü рекомендательные(с точки зрения ОТП рекомендательные нормы не считаются нормами права именно в силу их необязательного характера. Это свойство послужило отнесению таких норм к категории так называемого «мягкого права». Вопрос о юридической силе «мягкого права» в международном праве является дискуссионным).

Ø по предмету регулирования:

ü общие;

ü институциональные (то есть регулирующие отдельные институты трудового права – время отдыха, заработная плата, охрана труда и т. д.).

Ø По категории принявшего субъекта:

ü принятыегосударствами;

ü принятыемеждународными межгосударственными организациями;

ü принятыемеждународными негосударственными организациями.

Ø По числу сторон:

ü односторонние;

ü двусторонние;

ü трехсторонние;

ü многосторонние.

 

Общие акты о правах человека в трудовых правоотношениях

Большое влияние на развитие источников трудового права республики оказывает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Во Всеобщей декларации и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах провозглашено

  • право на труд каждого человека,
  • право на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он добровольно соглашается.
  • Право на защиту от безработицы
  • Право на благоприятные условия труда
  • Право на равную оплату за равный труд
  • Право на отдых
  • И др

В международном пакте о правах человека, одобренном Генеральной ассамблеей ООН в 1966г. трудовые права сформулированы более подробно. Круг этих прав шире, чем во всеобщей декларации прав человека, т.к. в пактах содержаться конкретные обязательства государств по претворению в жизнь этих прав. В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах право на труд определяется как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он соглашается. Это обязывает государство проводить социально-экономическую политику, гарантирующую основные политические и экономические свободы человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрете принудительного труда и свободного осуществления права на ассоциацию.

Международная конвенция ООН о ликвидации расовой дискриминации 1966г. и дискриминации в отношении женщин 1979г. запрещают расовую дискриминацию и дискриминацию женщин в сфере трудовых и связанных с ним отношений.

 

Конвенции, рекомендации, декларации МОТ.

С момента создания МОТ было принято 189 конвенций и 182 рекомендации. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации:

  • Филадельфийская Декларация МОТ 1944 года О целях и задачах МОТ (включённая сейчас в Устав МОТ);
  • Декларация МОТ 1977 года О многонациональных предприятиях и социальной политике;
  • Декларация МОТ 1998 года Об основополагающих правах и принципах в сфере труда.

Среди конвенций Международной организации труда выделяют 2 группы, имеющих особое значение: основополагающие и приоритетные конвенции.

Основополагающие конвенции отражают основные принципы и права с сфере труда, закрепленные в Декларации Международной организации труда 1998 года. Эти принципы распределены по восьми конвенциям Международной организации труда:

Право или принцип Конвенция, их закрепившая
1. Право на объединение № 87 о свободе объединения и защите права объединяться в профсоюзы (1948 год).
2. Право на коллективные переговоры № 98 о применении принципов прав на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров (1949 год).
3. Упразднение принудительного и обязательного труда № 29 о принудительном или обязательном труде (1930 год); № 105 об упразднении принудительного труда (1957 год).
4. Исключение дискриминации в труде и занятиях № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951 год); № 111 о дискриминации в области труда и занятий (1958 год).
5. Эффективная ликвидация детского труда № 138 о минимальном возрасте приема на работу (1973 год); № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999 год).

Приоритетные конвенции:

№ 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год);

№ 122 о политике в области занятости (1964 год);

№ 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве (1969 год) – в настоящее время Республикой Беларусь не ратифицирована;

№ 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (1976 год).

Конвенции и рекомендации не обладают равной юридической силой, но процедура их принятия одинакова. Их принятию предшествует обсуждение на 2 международных конференциях. Конвенция после её ратификации не менее чем 2 государствами членами МОТ становится международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и не ратифицировавшие её государства. Но приобретаетсилу для государства – члена МОТ с момента ратификации её высшим органом государственной власти.

Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Она не является юридически обязательным актом. Рекомендация ,как правило, детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положение конвенции, делает их более полными. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несёт обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения его к уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закреплённым в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; запрета детского труда. Указанным принципам посвящены восемь Конвенций МОТ (87 и 98, 100 и 111, 29 и 105, 138 и 182), называющиеся фундаментальными.

Характеристика отдельных конвенций

Конвенция №29 «о принудительном труде» обязывает государство, которое ее ратифицирует, упразднить применение принудительного труда во всех его формах. Конвенция не применяется в отношении 5 видов труда или службы:

1) обязательной военной службы

2) некоторых видов обязательной гражданской службы

3) исправительные работы

4) работы, необходимость которых вызвана чрезвычайными ситуациями

5) мелких сельскохозяйственных работ

Конвенция №105 «упразднение принудительного труда» расширяет круг обязательств государства по устранению принудительного труда. Запрещаются все виды принудительного труда в следующих случаях:

1) в качестве средств политического воздействия или воспитания

2) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития

3) в качестве средств наказания за участие в забастовках

4) в качестве средств поддержания трудовой дисциплины

5) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности

Нормы, содержащиеся в конвенции №100 «равенство вознаграждения», №111 «дискриминация в области труда и занятий», №156 «трудящиеся с семейными обязательствами» направленные против дискриминации в сфере трудовых отношений. Конвенция №100 провозглашает принцип равного вознаграждения за труд равной ценности без дискриминации по признакам пола. Конвенция №156 распространяется на трудящихся мужчин и женщин, которые имеют семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей и других родственников. Конвенция предусматривает, что им должны предоставлять оплачиваемую работу, не подвергая дискриминации.

Право на ассоциацию закреплено в конвенциях №87 «свобода ассоциаций и защита прав на организацию», №98 «право на организацию и ведение коллективных переговоров», №135 «представители трудящихся», №141 «организация сельских трудящихся», №151 «трудовые отношения на государственной службе». В соответствии с конвенцией №87 трудящиеся и предприниматели имеют право создавать свои организации с целью выдвижения и защиты своих интересов. Эти организации имеют право вырабатывать свои уставы, регламенты, выбирать представителей, формулировать программу действий. Они не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Государственные власти не должны вмешиваться в их права или воспрепятствовать их законному осуществлению. Рассматриваемые положения о праве на ассоциацию носят универсальный характер и относятся ко всем трудящимся за исключением армии и полиции, но некоторые государства могут их применять, если ратифицируют данную конвенцию. Конвенция №98 предусматривает право на коллективные переговоры.

Конвенция №154 «о содействии коллективных договоров» предусматривает принятие мер, соответствующих содействию коллективным переговорам. Коллективные переговоры – переговоры, которые проводятся между предприятиями, группой предпринимателей и трудящихся в целях:

· определения условий труда и занятости

· регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися

· регулирования отношений между предпринимателями или их организации и одной организацией, или несколькими организациями трудящихся

Национальным законодательством могут устанавливаться особенные способы применения данной конвенции в отношении государственной службы, армии и полиции.

Акты иных международных организаций

Документы, фиксирующие важные трудовые права человека принимались и другими международными организациями. К таким документам можно отнести акты, принятые европейскими региональными объединениями государств (совет Европы, ЕС).

Советом Европы было принято более 130 конвенций. Среди них можно выделить европейскую социальную хартию, которая с учетом специфики воспроизводит универсальные права человека в области труда, закрепленные в актах ООН и МОТ.

В европейской конвенции «о защите прав человека и основных свобод» запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциаций, включая право образовывать профсоюзы и вступать в них.

В хартии «основных прав работников», принятой ЕС в 1989г. закреплены важнейшие социальные и экономические права граждан, проживающих на европейском континенте. Общее положение о защите от безработицы, предусмотренное во всеобщей декларации прав человека были развернуты и конкретизированы в актах МОТ. Среди них можно выделить акты общего действия и акты, относящиеся к определенным группам трудящихся – инвалидам, женщинам, молодежи, эмигрантам или к определенным отраслям – сельскому хозяйству, морскому судоходству.

Документы в рамках СНГ Основные документы Совета Европы
  • Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств;
  • Концепция Модельного Трудового кодекса (2000 год);
  • Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов, подписанное правительствами стран-участниц СНГ 15.04.1994 года;
  •  совокупность модельных законов по отдельным институтам трудового права.
 
  • Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 года.;
  •  Европейская социальная хартия 1961 года в ред. 1996 года
 

Правовое регулирование занятости

Конвенция №122 «политика в области занятости» провозглашает в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной занятости трудоспособного населения в целях экономического роста и развития, повышения уровня жизни, решения проблемы безработицы. Усилия государств должны быть направлены на обеспечение того, чтобы у всех была работа, кто ее ищет и готов приступить к ней. Даная конвенция была дополнена рекомендациями №122 и №169, которые уточняют принципы политики, а также рассматривают общие и специальные меры, необходимые в рамках политики в области занятости. Они предполагают меры в области экономического сотрудничества и международной миграции.

Конвенция №88 «организация службы занятости» обязывает создавать бесплатные организации службы занятости, основной задачей которых является обеспечение наилучшей организации рынка труда. Она содействует в подыскании работы и помогает предприятиям набирать необходимых лиц. Принимает надлежащие меры, чтобы облегчить перемещение профессий с учетом спроса рынка труда, облегчить перемещение трудящихся из одной страны в другую, собирает и изучает информацию о положении на рынке труда, сотрудничает в области страхования и безработицы.

В конвенции №159 «прекращение трудовых отношений» установлены критерии прекращения трудовых отношений и предусмотрена защита работников против произвольных увольнений. Не является законным для прекращения трудовых отношений членство в профсоюзе, цвет кожи, религиозная принадлежность, беременность, временная нетрудоспособность. Конвенция предусматривает право трудящегося, с которым намечено прекратить трудовые отношения, быть предупрежденным об этом заблаговременно или иметь право на денежную компенсацию, на выходное пособие и другие виды защиты доходов. Конвенция предусматривает процедуру обжалования решения нанимателя о прекращении трудовых отношений. Конвенция распространяется на все отрасли экономической деятельности и на всех работающих по найму лиц за исключением:

1) трудящихся, проходящих испытательный срок

2) трудящихся, заключивших трудовой договор для выполнения определенных работ

Конвенция №169 «профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» гарантирует инвалидам

Международные акты, регулирующие условия труда

В развитии документов ООН, закрепляющих право на благоприятные и справедливые условия труда конвенция МОТ №47 «сокращение рабочего времени» обязывает государство стремиться к установлению 40-часовой рабочей недели.

Рекомендация №117 устанавливает ,что часы, которые работник проработал сверх рабочего времени считаются сверхурочными и должны оплачиваться по ставкам, превышающим ставки оплаты труда не менее, чем на 25%.

Конвенция №171 «о ночном труде» применяется ко всем лицам, работающим по найму, за исключением тех, кто занят в сельском хозяйстве, животноводстве, морском и речном флоте. Ночной промежуток времени – между полночью и 5 часов утра.

Конвенция №175 «о неполном рабочем времени» предусматривает защиту работников, занятых неполное рабочее время. Это относится к основным трудовым правам человека, к охране труда, к отпускам, к порядку увольнения.

Конвенция №26 «о создании процедуры установления минимальной зарплаты» обязывает государство внести или сохранить процедуру, с помощью которой могут быть установлены минимальные ставки зарплаты.

Конвенция №131 «установление минимальной зарплаты» предлагает ввести систему установления минимальной зарплаты, охватывающей всю группу работающих по найму. Факторы, которые учитываются при определении минимальной зарплаты, должны включать потребности трудящихся и их семей, а также развитие и поддержание высокого уровня занятости. Минимальная зарплата имеет силу закона и понижению не подлежит

РОЗОВЫЙ УЧЕБНИК (учебник)


7. Понятие и классификация правоотношений по трудовому праву

План:

1) понятие правоотношения и трудового правоотношения;

2) система правоотношений (трудовые и тесно связанные; индивидуальные и коллективные);

3) структура правоотношения (субъект, объект, форма, содержание);

4) понятие и характеристика трудового правоотношения

5) форма ТПО

6) содержание ТПО

7) признаки отношений, тесно связанных с трудовыми

8) классификация

1) понятие правоотношения и трудового правоотношения

Под правоотношением понимается юридическая форма регулируемого правом общественного отношения.

Трудовые и связанные с ними правоотношения – это гарантируемая государством юридическая форма общественных отношений в сфере наемного труда, представляющая собой возникающие на основе норм трудового права и предусмотренных ими определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов трудового права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, реализуемыми с целью достижения законного результата.

2) система правоотношений

Система правоотношений: собственно-трудовые (базовые) и отношения, тесно связанные с трудовыми.

Иначе система правоотношений может быть представлена так:

· индивидуальные правоотношения с участием одного физического лица (трудовые, по трудоустройству, управленческие и др.);

· коллективные с участием коллектива работников либо их представителей.

Критерием объединения являются субъекты и содержание отношений, указанных в пунктах 2-4 статьи 4 ТК:

§ деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

§ ведением коллективных переговоров;    

§ взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями

3) структура правоотношения

Элементы правоотношений:

o - субъектный состав;

В качестве субъектов правоотношений в трудовом праве выступают физические лица (работники), наниматели в виде юридических или физических лиц, профсоюзы, трудовые коллективы, государственные органы.

o - объекты;

В качестве объекта правоотношений выступают 1) способности человека к труду, 2) организация труда, а также 3) различные аспекты его применения (социально-экономические права, личные неимущественные права в трудовой сфере).

o - форма правоотношений - субъективные права и обязанности;

o - содержание - реализация субъективных прав и обязанностей.

Юридические факты не должны включаться в структуру правоотношения, поскольку они предшествуют ему

4) Понятие и характеристика ТРУДОВОГО правоотношения

Трудовое правоотношение - это юридическая форма общественно-трудового отношения, складывающихся между работником и нанимателем при заключении трудового договора.

В ст. 13 рекомендации МОТ от 15.06.2006 № 198 “О трудовом правоотношении” определены существенные признаки трудового правоотношения, которые позволяют отграничивать трудовое от смежных с ним отношений (см. ниже).

Легальное определение трудового отношения дано в ст. 15 ТК РФ:

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.



2019-11-13 531 Обсуждений (0)
Международно-правовые источники регулирования труда. Общая характеристика конвенций и деклараций МОТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международно-правовые источники регулирования труда. Общая характеристика конвенций и деклараций МОТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)