Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статья 354. Представительство интересов работников



2019-11-13 332 Обсуждений (0)
Статья 354. Представительство интересов работников 0.00 из 5.00 0 оценок




Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители.

Однако на практике данное положение не реализовано и иными актами законодательства не конкретизировано положение трудового коллектива как представителя интересов работников, специальных актов законодательства нет!!!


 

Особенностью законодательства РБ о труде является то, что оно не предусматривает, как ранее, в советский период, широкое участие трудовых коллективов в политической, экономической и социальной жизни общества. Более того, само понятие «трудовой коллектив» постепенно выводится из трудового законодательства и коллективно-договорной практики. Такая же тенденция наблюдается в РФ и других республиках бывшего СССР.

В ТК термин «трудовой коллектив» не упоминается. Вместо него в тесте ТК употребляются другие термины: «работники», «работники организации», но за этими терминами все равно стоят коллективы работников.

Вопрос о признании трудового коллектива субъектом ТП является дискуссионным. Высказываются различные точки зрения, вплоть до противоположных. Противниками признания трудового коллектива субъектом ТП высказываются следующие аргументы: 1) исключение трудового коллектива из трудового законодательства означает невозможность признания его субъектом ТП, 2) юридически значимые действия, совершенные трудовым коллективом, (например, формирование требований по коллективному договору) не влекут правовых последствий, 3) трудовой коллектив наделен лишь некоторыми признаками субъекта права, например, не обладает организационной самостоятельностью, вследствие чего не может принимать на себя обязанности и нести юридическую ответственность, 4) трудовой коллектив можно отнести к элементам организационно-управленческой структуры нанимателя (его хозяйственной сферы), сам наниматель определяет рамки и организационные формы для трудового коллектива организации, 5) трудовой коллектив неотделим от предприятия и его деятельности, не может существовать самостоятельно,

 


14. Понятие и принципы социального партнерства

План:

1) понятие социально-партнерских отношений и социального партнерства

2) теория социального партнерства

3) формы социального партнерства (общие, специальные)

4) принципы социального партнерства

1) понятие социально-партнерских отношений и социального партнерства

Социально-партнерские (коллективно-трудовые) отношения – это отношения, указанные в пунктах 2-4 статьи 4 ТК, объединенные на основании общих субъектов и их цели.

2) деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

3) ведением коллективных переговоров

4) взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;

Легальное определение СП дано в 352 статье. Это определение в широком смысле слова.

Социальное партнерство – форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

В узком смысле слова СП - это все виды коллективных труд. отношений (см. п. 2-4 ст. 4).

§ ведение коллективных переговоров;

§ заключение коллективных договоров и соглашений;

§ примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров;

§ участие работников в управлении предприятием.

Цель данных отношений – согласование интересов, нахождение компромиссов между интересами 3-х сторон: работников, нанимателей и государства.

2) теория социального партнерства

Теория социально партнерства впервые была обоснована в 19 в. В Германии, Италии, Швеции, Великобритании, США и России. Она подразумевает нахождение баланса между интересами работника, нанимателя и государства. Лидер немецкого профсоюза Г.Лебер предложил термин “конфронтирующее партнерство”.

В международной практике, в актах Международной организации труда, применяется термин «социальный диалог», а не «социальное партнерство». В декларации Международной организации труда 1998 года, которая называется «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» провозглашен принцип свободы объединений и действенного признания права на ведение коллективных переговоров. Указанный принцип провозглашен в статье 14 Конституции Республики Беларусь.

В науке ТП социальное партнерство рассматривается как

1) новый институт общей части ТП;

2)цель принцип, функция, задача, черта метода трудового права, а именно способ регулирования коллективных трудовых отношений.

Теория социального партнерства – система сдержек и противовесов применительно к коллективным отношениям в сфере труда.

3) формы социального партнерства

Социальное партнерство существует в формах, которые можно разделить на общие и специальные (статья 353 ТК).

Формы социального партнерства:

Общие:

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных тесно связанных с ними отношений;

обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудовогозаконодательства.

Специальные:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключении;

участие работников, их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и нанимателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Задача социального партнерства – это организация сотрудничества и взаимодействия субъектов социального партнерства.

4) Принципы социального партнерства

Принципы социального партнерства – это основополагающие идеи, выражающие сущность социально-партнерских отношений, который направляют механизм их правового регулирования

Принципы социально партнерства распространяются на все виды социально-партнерских соглашений.

Отражены в:

§ Уставе МОТ 1919г.

§ Филадельфейской декларации о целях и задачах МОТ 1944 г.

§ В конвенциях и рекомендация МОТ.

§ В ч. 2 ст. 14 КРБ.

§ В ст. 353 ТК

Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

Статья 353. Основными принципами социального партнерства являются:

1) равноправие сторон;

2) соблюдение норм законодательства;

3) полномочность принятия обязательств;

4) добровольность принятия обязательств;

5) учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;

6) обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

v Равноправие сторон. Означает, что уполномоченные представители работников и нанимателя обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, их ведению и предъявлению требований и т.п.

v Соблюдение норм законодательства. Социально-партнерские соглашения не могут ухудшать правовое положение работника по сравнению с законодательством;

v Полномочность принятия обязательств (часть 2 статьи 357 ТК, часть 3,4 статьи 356 ТК);

v Добровольность принятия обязательств. В ТК Республики Беларусь предусматривается право, а не обязанность заключения коллективных договоров, в отличие от части 2 статьи 40 РФ, где закрепляется не только обязанность вести, но и заключать коллективные договоры.

v Учет реальных возможностей принятия реальных обязательств. Коллективные договоры и соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства;

v Обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства. Ответственность предусмотрена в статье 376 ТК.

v Отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности. Он предполагает, что стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке за исключение случаев, предусмотренных частью 4 статьи 357.

v Взаимное информирования сторон переговоров об изменении ситуации. Реализация данного акта предусматривается в частях 4,5 статьи 357 ТК.


 

 


15. Понятие, стороны и содержание коллективного договора

План:

1) понятие коллективного договора

2) стороны коллективного договора

3) содержание коллективного договора

1) понятие коллективного договора

Легальное определение коллективного договора дано в статье 361 ТК РБ.

Коллективный договор – локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.



2019-11-13 332 Обсуждений (0)
Статья 354. Представительство интересов работников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статья 354. Представительство интересов работников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)