Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Источники права социального обеспечения



2019-11-13 618 Обсуждений (0)
Тема 2. Источники права социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники права социального обеспечения – это система факторов, которые определяют содержание и формы выражения правовых норм в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения.

 

Пересмотреть в контексте НПА ДНР:

К источникам права социального обеспечения следует отнести акты Верховной Рады Украины, Президента Украины и иногда Кабинета Министров Украины директивного характера. В них перечисляются меры по улучшению материального обеспечения уязвимых групп населения, нормативные акты, которые следует принять, основные положения, которые следует у них закрепить. К таким актам относятся Концепция социального обеспечения населения Украины, одобренная Постановлением Верховной Рады Украины от 21 декабря 1993 г., Послание Президента Украины к Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины от 5 октября 2001 г. «Об основных направлениях реформирования системы пенсионного обеспечения населения Украины», распоряжение Президента Украины от 3 декабря 2003 г. «О дополнительных мерах по социальной защите лиц с ограниченными физическими возможностями».

 

Формы права социального обеспечения – это способы (приемы, средства) внутренней организации и внешнего выражения норм права, которые регулируют общественные отношения в сфере социального обеспечения населения. Различаются две формы закрепления норм права социального обеспечения: нормативно-правовой акт и нормативно-правовой договор. Последний в праве социального обеспечения играет незначительную роль. К формам права социального обеспечения относятся такие нормативно-правовые акты: Законы ДНР; Указы Главы ДНР; Постановления и распоряжения Совета Министров ДНР; Приказы министерств и ведомств и центральных органов со специальным статусом; Решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

 

Формы права социального обеспечения можно классифицировать по различным критериям:

по национальной принадлежностинациональные, принятые на территории ДНР субъектами правотворчества в сфере социального обеспечения, и международные, то есть действующие международные договоры в сфере социальной защиты населения, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом ДНР. Этот критерий иногда называют по порядку принятия;

по юридической силезаконы и подзаконные акты. Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, изданные в соответствии с законами или с момента реализации тем или иным органом возложенных на него полномочий в сфере социальной защиты населения. К ним относятся все акты нормативного характера, кроме законов;

по способам закрепления норм права – Конституция ДНР, законы, постановления Народного Совета ДНР, указы и распоряжения Главы ДНР, постановления и распоряжения Совета Министров ДНР, приказы и инструкции центральных министерств и ведомств, решения местных госадминистраций и органов местного самоуправления, приказы руководителей учреждений, предприятий, организаций, договоры;

в зависимости от органа, издающего нормативно-правовые акты, – акты законодательной власти, акты фонда общеобязательного государственного социального страхования, акты центральных органов исполнительной власти, акты местных госадминистраций, акты органов местного самоуправления. Этот критерий еще называют в зависимости от положения нормотворческого органа в механизме государства;

по действию в пространствеобщегосударственные, местные и локальные. Нормативные акты, определяющие условия и нормы обеспечения граждан пенсиями и большинством пособий, относящихся к общегосударственного законодательства. Это обусловлено необходимостью централизованной регламентации материального обеспечения нетрудоспособных граждан, обеспечивает для физических лиц одинаковые возможности осуществления права на конкретный вид пенсии. Нормативные акты местных госадминистраций и органов местного самоуправления действуют на определенной территории области, района, населенного пункта. Конечно, в актах местного значения детализируются общегосударственные нормы социального обслуживания и трудоустройства пожилых людей и инвалидов, оказание адресной социальной помощи малообеспеченным лицам, решаются другие социальные вопросы на региональном уровне. Локальные нормы, как правило, включаются в коллективный договор, соглашение или Устав предприятия;

по действию во временипостоянные и временные. Действие нормативно-правового акта во времени определяется временем вступления его в силу и временем прекращения действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с того времени, которое в нем указано, а если в акте время не определено, он вступает в силу в порядке, установленном для соответствующих актов. Так, согласно Конституции ДНР, закон вступает в силу со дня его официального обнародования, если другое не предусмотрено самим законом. По общему правилу нормативно-правовые акты обратной силы не имеют и, следовательно, регулируют отношения, возникающие после введения их в действие. В отдельных случаях, когда улучшаются условия социального обеспечения, нормотворческий орган может предоставить правовому акту обратной силы.

Действие нормативного акта прекращается по истечении срока его действия, в случае отмены или замены новым. Нормативные акты в сфере социального обеспечения, в основном, относятся к постоянным (срок их действия не указывается), но есть и временные. К ним относятся законы, которыми утверждаются прожиточный минимум и государственный бюджет на следующий год, акты, которыми установлены единовременные пособия к определенному празднику и др.;

по действию на круг лицграждан ДНР, иностранцев, лиц без гражданства. Как правило, нормы права социального обеспечения, распространяются на всех физических лиц, находящихся на территории ДНР. Любые исключения из этого правила указываются в законе. Кроме того, по этому критерию выделяют акты, регулирующие социальное обеспечение ветеранов труда, стариков, участников войны, инвалидов, военнослужащих, государственных служащих, семей с детьми и др.;

в зависимости от финансовых источников, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, – нормативные акты, регулирующие обеспечение за счет средств общеобязательного государственного социального страхования, и нормативные акты, регулирующие обеспечение за счет государственного бюджета;

по видам общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения – акты, регулирующие пенсионное обеспечение, а именно: акты о социальных пособиях, льготах и компенсациях; акты, касающиеся социального обслуживания;

по содержаниюкомплексные и отраслевые. В комплексных актах представлены нормы, касающиеся нескольких отраслей права (акты, определяющие правовой статус и социальную защиту судей, прокуроров, государственных служащих и др.). К числу отраслевых относятся нормативные акты, регулирующие отношения, являющиеся предметом только права социального обеспечения.

 

 



2019-11-13 618 Обсуждений (0)
Тема 2. Источники права социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Источники права социального обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)