Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Правоотношения в сфере социального обеспечения



2019-11-13 641 Обсуждений (0)
Тема 4. Правоотношения в сфере социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-обеспечительные правоотношения – это отношения, которые складываются на основе норм права социального обеспечения между физическими лицами и органами социальной защиты населения по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения.

 

Правоотношениям в сфере социального обеспечения, как и в других отраслях права, присущи следующие черты:

1. Правоотношения являются особым видом общественных отношений в сфере социального обеспечения.

2. Правовые отношения в сфере социального обеспечения составляются на основании норм права

3. Правоотношение является волевым общественным отношением.

4. Правоотношения в сфере социального обеспечения характеризуются индивидуальной связью между его субъектами.

5. Правоотношения в сфере социального обеспечения охраняются государством.

 

Виды правоотношений в сфере социального обеспечения:

· по предмету правового регулирования существуют материальные (основные) и процедурные (производные);

· по характеру осуществляемых функций – регулятивные и охранительные;

· по степени определенности участников правоотношений – относительной абсолютные;

· по характеру действия обязанного лица – активные и пассивные;

· по количественному составу в субъекте– простые (правоотношения только между двумя участниками) и сложные (правоотношения между тремя и более участниками);

· по распределению прав и обязанностей между субъектами правоотношений – односторонние (каждый из участников относительно другого имеет только право или обязанности) и двухсторонние (каждая из сторон имеет как права, так и обязанности);

· по времени (срокам) действия – на постоянно продолжающиеся, периодические и разовые;

· по характеру правоотношений, определяется целью правоотношений, – для назначения или предоставления конкретного вида социального обеспечения или для рассмотрения спора по вопросам социального обеспечения;

· по формам социального обеспечения правоотношения по поводу:

1) общеобязательного государственного страхования;

2) государственного социального обеспечения за счет бюджетных средств;

3) смешанного социального обеспечения отдельных категорий граждан;

4) негосударственного социального обеспечения по видам социального обеспечения правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, предоставления денежных пособий, компенсаций, субсидий и льгот и социальных услуг.

 

В праве социального обеспечения нормы права делятся на отдельные виды в рамках указанной отрасли права.

В зависимости от характера нормы права социального обеспечения делятся на материальные и процедурные.

 

Нормы материального права – это нормы первичной правовой регуляции общественных отношений имущественного характера по обеспечению физических лиц пенсиями, пособиями, компенсациями и предоставления им льгот, социальных услуг, субсидий.

 

Процедурные нормы являются нормами вторичного правового регулирования общественных отношений по поводу практической реализации норм материального права относительно предоставления гражданину определенного вида материального обеспечения.

 

С учетом особенностей отдельных видов общественных отношений, являющихся предметом регулирования права социального обеспечения, различают: нормы пенсионного права, нормы права социальной помощи, нормы права социальных услуг.

 

По сфере действия нормы права социального обеспечения могут быть общегосударственными (нормы, регулируемые международными актами, законами, указами Главы, постановлениями Совета Министров ДНР, актами центральных органов исполнительной власти и отраслевых социальных фондов), местными (нормы, предусмотренные в актах местных государственных администраций и органов местного самоуправления), локальными (нормы, закрепленные в актах предприятий учреждений, организаций, негосударственных пенсионных фондов).

 

В зависимости от времени действия нормы права социального обеспечения бывают постоянными (содержатся в большинстве нормативных актов, касающихся обеспечения физических лиц конкретными видами материального обеспечения) и временными (предусматриваются в нормативных актах в форме предоставления единовременной помощи (услуги) отдельным группам граждан по случаю государственного праздника).

 

В зависимости от степени обобщения или функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права социального обеспечения классифицируются на отправные (исходящие, учредительные) и специальные (конкретные, или непосредственно устанавливающие правила поведения).

 

По способам установления правил поведения (формам предписания поведения, методами правового регулирования, характеру обязательности правил поведения) нормы права социального обеспечения делятся на императивные и диспозитивные.

 

Нормы права социального обеспечения по функциям, которые они выполняют, делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы закрепляют права и обязанности субъектов социально-обеспечительных отношений и порядок реализации гражданами права на социальное обеспечение.

Охранные нормы, которые составляют незначительную часть среди норм права социального обеспечения, предусматривают санкции за ненадлежащее исполнение участниками общественных отношений возложенных на них обязанностей в сфере социальной защиты населения.

 

По смыслу предписаний (обязательность правил поведения, форм выражения их регулятивного воздействия, характера или состава правил поведения) нормы права социального обеспечения классифицируются на обязывающие, уполномочивающие и запретительные.

 

Для того чтобы стать субъектом права, необходима одна единственная предпосылка – владение правоспособностью, то есть возможностью иметь права и обязанности.

 

Социально-обеспечительная правоспособность – это естественное состояние, неотъемлемое свойство человека, что гарантируется государством и которая дает ей возможность иметь права и выполнять юридические обязанности в сфере социального обеспечения.

 

Правоспособность возникает у человека в момент рождения и прекращается в момент ее смерти. Относительно правоспособности, то она одинакова как для граждан, так и для иностранцев и лиц без гражданства. Правовой статус человека не влияет на ее возможности быть субъектом права.

 

В содержании дееспособности в сфере социального обеспечения выделяются такие способности:

1) своими действиями приобретать для себя права на отдельные виды социального обеспечения;

2) собственноручно осуществлять права и создавать для себя обязанности в социальном обеспечении;

3) самостоятельно выполнять обязанности и отвечать в случае их нарушения. 

 

Дееспособность в сфере социального обеспечения – это способность лица самостоятельно или при помощи работников органов социальной защиты населения или законного представителя осуществлять права и исполнять обязанности в сфере социального обеспечения. Содействие в осуществлении дееспособности – характерная черта социально-обеспечительной дееспособности.

 

Под юридическими фактами в социальном обеспечении следует понимать любые конкретные социальные факты реальной жизни, которые своим признакам соответствуют модели соответствующей нормы права и в результате чего способны, при определенных условиях, порождать предусмотренные нормами права социального обеспечения юридические последствия.

 

Правоотношения в сфере социального обеспечения могут возникнуть при одновременном наличии нескольких групп юридических фактов.

 

В первую группу входят факты, составляющие основу для возникновения конкретных правоотношений по социальному обеспечению. Сюда относятся:

1) наличие норм права, регулирующих соответствующие общественные отношения;

2) наличие правоспособных заявителя и органа, в компетенцию которого входит решение этого вопроса.

 

Ко второй группе относятся факты, составляющие предмет доведения, а также общеизвестные, презумптивные (предположения о существовании юридических фактов, которые действительны до тех пор, пока не будут опровергнуты в установленном порядке) и преюдициальные факты (которые правоприменительный орган установил, проверил и оценил в установленном порядке, вследствие чего они признаются законом истинными, не подлежащими пересмотру и не требующими новой проверки). Они должны подтвердить наличие или отсутствие у субъектов правоотношений соответствующих прав и обязанностей.

 

Наконец, к третьей группе можно отнести факты, направленные на реализацию субъективных прав и интересов граждан, полномочий государственных органов и должностных лиц, а именно:

1) волеизъявления заявителя, то есть обращения его с заявлением в компетентный орган;

2) принятие компетентным органом решения по делу.

 

В социальном обеспечении имеют дело не с одним, а со многими юридическими фактами, которые в своей совокупности составляют фактический состав. Именно он, а не единичные юридические факты, являющиеся основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения. 

 

Факты, имеющие юридическое значение для социального обеспечения, в частности, закрепляют:

1) отделы государственной регистрации актов гражданского состояния (факты рождения, смерти, заключения брака, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии);

2) органы МСЭК (факты потери или ограничения трудоспособности, потребности инвалида в социальной помощи или в автомобиле с ручным управлением);

3) медицинские учреждения (факты необходимости постоянного постороннего ухода);

4) адресно-справочное подразделение территориального органа Государственной Миграционной службы (факты гражданства, места проживания);

5) собственник или уполномоченный им орган (факты стажа работы, размера заработной платы, состояния рабочего места по результатам аттестации и тому подобное);

6) органами исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, исполкомами сельских и поселковых советов, другими организациями (факты нахождения на иждивении, состав семьи и проч.);

7) органы социальной защиты населения (факты нужды, отсутствия средств к существованию, принадлежности к определенным категориям лиц и т. п).

Эти органы разделяют на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного материального блага).

 

Субъекты социально-обеспечительных правоотношений – это те лица, за которым государством признана социально-обеспечительная правоспособность и которые законом наделены способностью самостоятельно осуществлять принадлежащие им права и обязанности в сфере социального обеспечения. Ими, прежде всего, являются физические лица и государственные органы.

 

Всех физических лиц объединяет то, что они подлежат социальному обеспечению из специальных фондов, в связи с наступлением социального случая или выполнения определенных профессиональных обязанностей. По правовой связи с государством они делятся на граждан ДНР, иностранцев и лиц без гражданства.

 

Субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения может быть семья, например, в правоотношениях по поводу назначения пенсии в случае потери кормильца. Законодательство о социальной помощи предусматривает социальную поддержку семьям с детьми, малообеспеченным семьям. Вторым субъектом правоотношений в сфере социального обеспечения является один из государственных органов, обязан назначить и предоставить конкретный вид социального обеспечения. Компетенция таких органов определяется той целью и задачами, ради которых они созданы. К таким органам, в частности, относятся следующие органы:

Пересмотреть для ДНР

Пенсионного фонда Украины; органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования; органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы; органы Министерства социальной политики Украины; органы пенсионного обеспечения Министерства обороны Украины, Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, Управления государственной охраны, других воинских формирований, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины; Государственная служба занятости (центры занятости); органы Министерства здравоохранения Украины; органы Министерства образования и науки.

 

Объект социально обеспечительных правоотношений – это то, ради чего субъекты права вступают в юридические связи, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, или то, что в итоге хочет получить человек.

 

Компонентами содержания социально-обеспечительных правоотношений являются:

1) субъективные права в сфере социального обеспечения;

2) субъективные юридические обязанности участников правовых отношений в сфере социального обеспечения;

3) реальные действия (поведение, поступки) субъектов этих правоотношений при реализации принадлежащих им прав и выполнении возложенных на них обязанностей.

 

Учитывая это, под содержанием правоотношений в сфере социального обеспечения следует понимать совокупность конкретных субъективных прав и обязанностей и реальных действий субъектов социально-обеспечительных правоотношений.

 



2019-11-13 641 Обсуждений (0)
Тема 4. Правоотношения в сфере социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Правоотношения в сфере социального обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (641)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)