Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПОЛИМЕДИА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПОЛИМЕДИА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




В западной политологии новые сетевые информационные технологии, которые позволяют интегрировать различные коммуникативные инструменты, именуют multiple media, что на русский язык лучше перевести как полимедиа - новая информационно-коммуникативная медийная среда. Известно, что в редакции Chicago Tribune, например, печатная, электронная и телевизионная версии формально независимы друг от друга, готовятся разными командами журналистов и редакторов, которые, впрочем, в зависимости от того, как складывается картина дня, могут перебрасываться с одного направления на другое. Немецкое издание Financial Times (FTD) в любой его версии готовится объединенной командой журналистов, в то время как редакторы, сидящие за одним столом, принимая во внимание срочность материала, решают, куда будет направлена готовая статья - в печать, в Сеть или в обе версии. Наконец, буквально полгода назад во Флориде в Tampa Tribune был придуман третий вариант: журналист готовит короткое сообщение, которое передается по мобильному телефону в редакцию дочернего телевизионного канала, затем он же делает более подробный репортаж для сайта, еще более подробный для вечерних теленовостей и, наконец, публикацию для завтрашнего выпуска газеты.

Итак, электронные СМИ становятся составной частью издания в целом. Мультипликация каналов распространения информации позволяет изданию закрепиться на разных рынках, при этом каждая из версий работает на продвижение общего брэнда.

Теперь проанализируем, как полимедиа стали распространяться в России и какую роль они играют в современной политическом процессе?

Интернет в России распространялся по отличающемуся от общемировой  практики сценарию: политика начала проникать в российскую часть Сети до того, как Интернет стал рассматриваться в качестве удачного предмета для коммерческих инвестиций. Если примеры использование Интернета в российском политическом процессе относятся к 1998 г., то время так называемой, «интернет-лихорадки» наступило позже, в 1999-2000 гг., когда появились первые рентабельные интернет-проекты, примеры привлечения крупных инвестиций в эту область, а также переходы многих информационных  ресурсов из рук в руки. Д.Иванов так характеризует это фундаментальное для политической коммуникации в российском Интернете обстоятельство: «Важной особенностью развития российского сегмента всемирной-сети стало то, что, в отличие от Европы и Америки, в России интернет-технологии в значительно большей степени были востребованы в политической и медиа-среде, нежели в сфере бизнеса. Определяющим фактором развития российского Интернета в конце девяностых годов стала активность крупных медиа-политических структур, а не коммерческих организации»4.

Первопроходцем в плане использования Интернета в политическом процессе современной России стал вице-премьер правительства Б. Немцов, один из лидеров либеральной партии Союз правых сил,который открыл собственный сайт 16 марта 1998 г. Большое распространение получило мнение, что именно Б. Немцов впервые сделал Интернет значимым явлением политической жизни России. При этом Немцовым двигали рациональные мотивы повышения личной популярности. Для решения этой задачи была привлечена мало кому известная в это время организация - Фонд эффективной политики (ФЭП). ФЭП создал для Немцова два сайта: официальный — www . nemtsov . ru, и неофициальный — www . boris . nemtsov . ru. Значительный интерес представляет тот факт, что схема использования Интернета в качестве инструмента политической коммуникации, отработанная на этих сайтах, стала во многом определяющей для последующих лет. «Открытие сайтов было приурочено к годовщине назначения Немцова первым вице-премьером и сопровождалось первой в истории российской сети широкой кампанией по продвижению интернет-проекта в традиционных СМИ». Для освещения этого знаменательного события использовались такие ведущие СМИ, как Интерфакс, «Независимая газета» и ведущие федеральные телеканалы «ОРТ» и «РТР». Статистика зафиксировала ажиотажный интерес интернет-пользователей к сайтам Б. Немцова: «Показатели счетчика посещений даже транслировались «Интерфаксом»: за первые три дня работы сайта было зафиксировано 11 тысяч посетителей. В сообщении «Интерфакса» для сравнения приводятся цифры посещаемости других ресурсов: сайт президента - около 1000 человек в день, мэрии Москвы - 270, Государственной думы — 80.

Сайты Б. Немцова получили большую известность и оставили заметный след в истории политических интернет-технологий не только в связи с оригинальной схемой использования традиционных СМИ, но и потому, что использовали целый ряд новаторских инструментов. Среди них следует особенно отметить возможность отправить личное электронное послание по адресу nemtsov @ nemtsov . ru, раздела «Обратная связь», где публиковались ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, а также наличие форума, где посетители сайта могли обмениваться мнениями. Тем не менее, успешная реализация этого интернет-проекта не могла серьезно повлиять на популярность Б. Немцова, которая в гораздо большей степени зависела от ухудшающейся экономической ситуации и последовавшей вскоре отставки правительства В. Черномырдина.

Как уже было отмечено, именно на кризисный 1998 год пришелся всплеск политической активности в Сети, когда сайты появились сразу у нескольких известных политиков и крупных партий. Начался бурный рост сетевых изданий, либо специализирующихся на освещении политической жизни, либо отводящих под политику значительные объемы своих ресурсов.

«Учитывая накал политической  интриги в России в девяностые, неудивительно, что одними из первых новые  возможности Интернета открыли для себя политтехнологи».2 При этом он  указывает, что до 1998 года политическая коммуникация в Интернете развивалась на основе энтузиазма и в отсутствие серьезных инвестиций. Об этом же в рамках конференции «Связи с общественностью и вызовы  электронного века: PR в эпоху Интернет», прошедшей 14 февраля 2001 года, говорилось в докладе Марины Литвинович, шеф-редактора Национальной  информационной службы «Страна.Ру». М. Литвинович отметила, что в отличие  от стран Запада, главный толчок развитию Интернета в России дали  политические технологии3.

 Поэтому совершенно не вызывает удивления, что в это время Интернет  стал инструментом политических PR-кампаний, а политические интернет- технологии - одной из самых востребованных услуг в сфере политического консультирования. Наибольшую известность на этом поприще заработали  вышеупоминавшиеся политический технолог Г. Павловский и возглавляемый  им Фонд Эффективной Политики (ФЭП), которые ведут историю непосредственного участия в политических делах российского Интернета c 1997 г. В этом году ФЭП воплотил в жизнь свой первый информационный проект в Сети - «Русский журнал», рассчитанный на элитарную публику. В 1998-1999 гг. ФЭП были реализованы огромное количество информационных проектов, выполненные как под заказ, так и для собственных целей. При этом для ФЭП характерно стремление захватить как можно больше сетевых информационных ресурсов и не выпускать их из-под своего влияния. Такую стратегию можно описать в терминах простого преобладания или монополизации информационного поля. Такая стратегия, по мнению И.В;  Самаркиной, оправдывала себя до тех пор, пока ФЭП оставался едва ли не единственной крупной организацией, активно разрабатывавшей в Интернете медийные проекты». Данная стратегия вскоре столкнулась с серьезными трудностями, связанными с тем, что ФЭПу просто перестало хватать квалифицированных кадров для своих проектов. Более того, по мере развития Интернета интерес к нему со стороны других крупных отечественных и  зарубежных организаций вырос, что привело в 1999-2000 гг. к целому ряду  покупок ведущих сетевых источников стратегическими инвесторами и  соответствующему повышению конкуренции между политическими информационными ресурсами.

1998 год стал знаменательным еще и потому, что именно в этом году появились первые значимые сетевые средства массовой информации. До 1998 года сетевые СМИ ограничивались рассылкой информационных листов по подписке и скорее ориентировались на использование электронной почты, нежели Интернета как такового. Одними из первых в Интернете появилась  газета «Известия» (конец 1994 - начало 1995 годов); «В то же время возникла и  первая электронная новостная служба - Национальная служба новостей (НСН). Годом позже в сети появились электронные версии других изданий («Огонек», «АиФ», некоторые «толстые» журналы).1

В 1998 году появились полноценные интернет-издания, функционирующие по принципу офф-лайн СМИ. После кризиса августа 1998 г. появляется проект «Полит.Ру» (http :// vvwvv . polit . ru), и три кита политновостей, созданные на средства ФЭП, «Газета.Ру» (http :// vvvvw . uazeta . ru). «Лента.Ру» (http :// vvww . lenta . Ri) и «Вести.Ру» (http :// vvvvvv . vesti . ru). После года «раскрутки» два из трех проектов были проданы Фондом эффективной политики: «Газета» — ЮКОСу, «Лента» — «Русским инвесторам». При этом необходимо учитывать, что практически с самого начала своего существования большинство новостных сайтов прежде всего воспринималось как издания с собственной ярко выраженной идеологической позицией. Так, например, «Вести.ру» позиционировали себя как праволиберальное издание, а созданный тем же ФЭП аналитический сайт «СМИ.ру» (http :// vvvvvv . smi . ru) — как государственническое.

В это же время на просторах Интернета появились и начали активно работать традиционные средства массовой информации. Среди них следует упомянуть офф-лайновые информационные агентства большой тройки — ИТАР-ТАСС (www . tass . ru), РИА-Новости (www . rian . ru), «Интерфакс» (www . interfax . ru). В 1997-1998 гг. доступ к онлайновым версиям открыли газеты «Коммерсантъ» (www . kommersant . ru), «Русский телеграф» (www . russtel . ru), «Московские новости» (www . mn . ru) и др. Следует отметить, что печатные СМИ являются наиболее активными сторонниками проникновения в Интернет.

Начиная с 1996 года, органы государственной власти РФ, постепенно начинают проникать в Интернет-среду. Появление концепций «электронного правительства» и первые шаги по их реализации были вызваны острой необходимостью реформирования работы органов государственной власти с целью повышения эффективности управления, снижения издержек, искоренения коррупции, повышения ответственности государственного сектора, децентрализации управления.

Основной задачей «электронного правительства» стала трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей. Идея создания электронного правительства выходит за рамки утилитарных задач информатизации сферы государственного управления и связано с оптимизацией предоставления государственными структурами услуг населению и бизнесу, расширением степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, а также обеспечением открытости, подотчетности правительства - гражданам и граждан - правительству.

История использования Интернета в качестве средства политической коммуникации государственными структурами в России не имеет глубоких корней. Тем не менее, можно сказать, что практически все известные формы политической коммуникации в сети практикуются российскими государственными структурами. Среди них нужно упомянуть различные формы использование Интернета для установления и поддержания отношений со СМИ, создание официальных сайтов государственных институтов власти, развитие он-лайн сервисов, получение обратной связи и т.п.

Данные о том, когда органы государственной власти впервые задействовали Интернет в своей деятельности, у разных исследователей расходятся. Наиболее распространенной является мнение о том, что «впервые об Интернете как инструменте политической власти в России стало известно после знаменитой пресс-конференции Б. Ельцина» 12 мая 1998 года.[89] Некоторые другие авторы упоминают о том, что, начиная с 1996 года, ведутся работы по созданию российского сегмента сети Интернет для органов государственной власти Российской Федерации - Russian Government Internet Network (сеть RGIN)». Другие источники говорят об успешном эксперименте по внедрению элементов «электронного правительства» на федеральном уровне в том же 1996 году. Тогда была создана ежедневная система предоставления всей официальной документации Федеральной комиссии по ценным бумагам на ее вэб-сайт.

Тем не менее, полезное начинание президента Б.Н. Ельцина было в том же году подхвачено и другими государственными чиновниками: С. Кириенко и Ю.М. Лужковым. 6 марта 2001 г. Интернет-конференцию провел новый президент В.В. Путин, который затем неоднократно прибегал к этому методу коммуникации с широкой общественностью. Первая Интернет-конференция В.В. Путина длилась около часа. В ходе ее было задано порядка 20 тысяч вопросов, касающихся различных сторон современной российской политики, некоторых аспектов личной жизни президента. В.В. Путин ответил только на 20 вопросов, но оценил акцию как очень перспективную форму общения. Очевидно, что подобные интернет-конференции выполняют функцию «живой» обратной связи политика с аудиторией. Кроме того, они позволяют снять с общения налет официальности. Вслед за государственными лицами федерального уровня новая форма политической коммуникации стала активно использоваться и на региональном уровне. Так, например, в Санкт-Петербурге эту традицию в 2004 г. продолжила губернатор В. Матвиенко.

Кроме интернет-конференций, представители государственной власти проводят и встречи с представителями Интернет-сообщества в режиме офф-лайн. Так, например, 28 декабря 1999 г. состоялась встреча В.В: Путина с представителями российского интернет-сообщества, приуроченная к открытию сайта правительства Российской Федерации, на котором была размещена программная статья премьер-министра «Россия на рубеже тысячелетий». Отставка Ельцина спустя три дня после встречи и ранний старт избирательной кампании дали в дальнейшем повод трактовать это событие как предвыборное мероприятие. Действительно, встреча стала для Путина весьма удачным имиджевым ходом, однако следует отметить, что она готовилась заранее, с начала ноября 1999 года.

Как мы видим, начало проведения интернет-конференций совпало с периодом активного создания интернет-сайтов органов государственной власти.В декабре 1999 года был открыт официальный сайт Правительства Российской Федерации по адресу: http :// www . government . gov . ru . Многофункциональный портал «Официальная Россия» (http :// www . gov . ru) входит в 100 наиболее часто «цитируемых» сайтов Рунета — ссылки на него установлены на 1400 сайтах. Таким образом, в государственных структурах некоторое воплощение получила идея создания интернет-порталов как «единой точки входа» пользователей, интересующихся политической тематикой. Государственные интернет-порталы призваны решить целый комплекс политических, правовых, организационных, административных, научно-прикладных и технологических вопросов. На рубеже тысячелетий практически все органы государственной власти федерального уровня обзавелись собственными интернет-представительствами. С другой стороны, в том же 1999 году личные страницы в Интернете имели лишь 18 депутатов Государственной Думы.

Среди государственных сайтов в первую очередь следует отметить сайт Президента Российской Федерации (www . president . kremlin . ru), сочетающий как новейшие технологии программирования, так и грамотное информационное наполнение. Президенту РФ В.В. Путину также принадлежит первенство в создании специализированного сайта для школьников (www . uznav - presidenta . ru). Также следует выделить сайт правительства Москвы (www . mos . ru).

Идея создания электронного правительства в России постепенно набирала вес. В начале 2001 года по инициативе Департамента правительственной информации аппарата Правительства Российской Федерации был создан специализированный сайт http :// www . e - government . ru .

Далеко не все сайты отличаются качественным исполнением, что часто подрывает доверие к новому средству коммуникации. Несмотря на то, что все федеральные структуры имеют собственные; сайты, уровень дизайна и навигации на сайтах нельзя назвать высоким и отвечающим современным требованиям. Самой большой проблемой веб-сайтов федеральных министерств является низкая частота обновления информации.

Многие отечественные исследователи дают неутешительную характеристику современному состоянию использования возможностей Интернета государственными политическими структурами России: представленная на сайтах властных структур информация строго дозирована и скупа. Некоторые исследователи видят в этом невнимание государственных структур к обществу: «Создается впечатление, что за этой информацией властные структуры не хотят видеть своих граждан, своих избирателей, не интересуются их интересами, не рассказывают о реализации своих предвыборных программ, действуют в режиме политической самодостаточности.».[90]

В 2002 году была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная на период 2002-2020 годов. В рамках этой программы подавляющее большинство государственных структур власти федерального уровня на сегодняшний день обзавелись собственными сайтами. «Целью программы является создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей»[91]. По мнению Л.И. Соловьева, принятие в 2002 г. целевой федеральной программы «Электронная Россия» стало «качественным показателем изменения отношения государства к проблемам информационной сферы».[92]

Следует признать, что «в настоящее время внедрение этих технологий по-прежнему сдерживается проблемой стимулов — недостаточной заинтересованностью органов управления в их использовании».[93] Более того, в правительственных структурах существует серьезное противостояние между различными ведомствами, ответственными за реализацию «Электронной России».

Органы власти субъектов Российской федерации по примеру ФЦП «Электронная Россия» также взялись за разработку и реализацию собственных программ.В первую очередь следует отметить результаты деятельности в этом направлении столичных органов власти. Любопытным фактом является то, что реальные шаги Московского правительства и Московской городской Думы по разработке и реализации программы внедрения новых информационных технологий в деятельность городских органов власти относятся к началу 1998 года. Как уже отмечалось, именно к этому времени относятся первые серьезные попытки использования Интернета в качестве средства политической коммуникации в рамках политического процесса.

Тем не менее, даже принятие данной программы не позволило Москве выглядеть достойно на мировом уровне. Москва - наиболее «продвинутый» в области информационных технологий субъект Российской Федерации - заметно отстает от развитых стран. Так, например, «уровень информационной грамотности жителей Москвы значительно ниже, чем населения ЕС и тем более США. Подсчитанный по сопоставимой методологии индекс информационной грамотности населения Москвы в три раза ниже показателей США и в 1,5 раза — ЕС»[94]. Если же сравнивать Москву, как субъект федерации, и штаты США, то окажется, что столица России «имеет худшие показатели, нежели последний в рейтинге штат Западная Вирджиния»[95].

В российских СМИ обсуждается проблема компьютеризации процесса голосования.Следует отметить, что официальный интернет-сайт Центральной избирательной комиссии РФ (www . cikrf . ru) является одним из самых информативных государственных ресурсов.

В декабря 2004 года был опубликован доклад Министерства информационных технологий и связи РФ «Об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти». Обобщенные результаты выглядят следующим образом:

· доступ к сети Интернет имеют менее 1% сотрудников органов государственного сектора,

· 40% ведомств не имеют собственных сайтов в Интернете,

· 80% сайтов министерств и ведомств в сети Интернет не содержат всей необходимой информации об их деятельности, а их обновление происходит нерегулярно,

· 30% компьютеров, находящихся в органах государственной власти, являются устаревшими и не соответствуют современным техническим требованиям,

· отсутствует эффективная электронная среда взаимодействия органов власти,

· электронный документооборот имеют 15% российских ведомств, но и они недостаточно используют эти возможности из-за нехватки финансирования и отсутствия системы удостоверения цифровой подписи.

Подводя итоги реализации программы «электронного правительства» в России, следует отметить наличие серьезных препятствий этому процессу.Во-первых, речь идет о низком уровне развития телекоммуникационной инфраструктуры и недоступности Интернета для широкого круга пользователей, цифровой разрыв. Во-вторых, внедрению электронного правительства активно препятствует, прежде всего, бюрократия, поскольку компьютерные технологии делают ненужными множество бюрократических структур и с внедрением Интернета она лишается большей части своих функций.

Также очень важным препятствием на пути развития «электронного правительства» в России является неготовность граждан и чиновников к использованию государственных он-лайн ресурсов. Граждане не готовы по причине малой доступности Интернета, а государственные чиновники, в подавляющем большинстве имея доступ к соответствующей технике, не умеют ей пользоваться.

И, наконец, нельзя отрицать наличие традиционной закрытости российских государственных структур, уходящая корнями в авторитарное прошлое: «Атмосфера секретности как сестра авторитаризма всегда окутывала властные структуры, принятие политических решений рассматривалось как удел властной верхушки - царя, вождя, генсека, президента, а не простых граждан. Отсюда - недопонимание и недооценка роли информационных технологий в современном обществе».[96]

Массированное проникновение в Интернет основных общественно-политических организаций Россиипроизошло в 1998 г. А всего через год во время выборов в Государственную Думу РФ в Интернете появились сайты почти всех политических партий. Однако необходимо отметить, что в российском Интернете политические партии и общественно-политические организации были представлены по-разному. Наиболее содержательными и посещаемыми являлись сайты организаций либерального направления. Во многом это объясняется историческими обстоятельствами. Так, например, некоторые исследователи утверждают, что первым политическим проектом, который был создан в России в 1994 году, был «Московский либертариум» (www . libertarium . ru). Этот частный исследовательский и образовательный интернет-ресурс посвящен технологиям свободы в цифровом будущем. Среди первопроходцев Интернета в России широкое распространение получило представление о независимости и саморегулировании Интернета. Не случайно в первом же номере сетевого издания «Русский журнал» была опубликована «Декларация независимости киберпространства» Джона Барлоу.

Закономерно, что политические организации либерального толка одними из первых внедрились в Интернет. Так, партия СПС и его лидеры в 1998-2000 годах были настоящими зубрами политического Интернета. Во-первых, почти каждая партия, вошедшая в Союз, какой бы карликовой она не была, уже давно имела свои страницы в сети. Во-вторых, большинство из руководителей СПС имели собственные страницы: С. Кириенко (www . kirienko . ru), Б. Немцов (www . nemtsov . ru), И. Хакамада (www . hakamada . ru), А. Чубайс (www . chubais . ru), А. Титов (www . titov . samara . ru), Ю. Рыбаков (www . rybakov . spb . ru) и многие другие. В-третьих, партии правого толка имели самое большое количество сайтов их региональных подразделений.

Появление большого количества сетевых ресурсов правой направленности, не объединенных общей концепцией и стратегией действий, привело к неоднозначным результатам. Лидерство правых в Интернете было вызвано скорее массовым проникновением политических лидеров и общественно-политических объединений данной ориентации в Интернет, нежели грамотной политической кампанией. «Сетевые проекты правых были бессистемны вследствие несогласованных действий руководства «Союза правых сил» (www . sps . ru) - избирательного блока политических структур, объединенных общей идеологией, однако сильно различающихся традициями, стилистикой, менеджментом. В результате к концу кампании правыми было создано большое количество разноформатных проектов, каждый из которых развивался в рамках собственной стратегии. Даже взаимные ссылки на сайтах СПС стояли не всегда. Единой стратегии в Интернете у СПС не было, и говорить о сетевой кампании правых в 1999 году, таким образом, неправомерно. Лишь отсутствие какой-либо конкуренции позволило правым стать полноценными лидерами российского политического Интернета.

За несколько лет собственными сайтами обзавелись почти все политические партии и общественно-политические организации, освоили азы их использования. Профессионально сделанные и постоянно поддерживаемые сайты есть уже у всех основных политических партий. Особенно следует выделить сайты следующих политических партий: «Единая Россия» (www . edinros . ru), «Яблоко» (www . yabloko . ru), КПРФ (www . cprf . ru), ЛДПР (www . ldpr . ru), «Родина» (www . rodina . ru).

Тем не менее, на сегодняшний день большинство политических сил страны, уже осознав практическую значимость использования Интернета в своей деятельности, еще не осознали масштабность этих возможностей, поэтому очень часто подходят к Интернету очень формально. Создаваемые политические информационные ресурсы в сети отнюдь не всегда достаточно динамичны и профессиональны, чтобы адекватно и своевременно реагировать на происходящие в стране события. Плохое оформление сайта, неинформативность и устарелость приведенной информации являются главными факторами, отталкивающих потенциальных посетителей, так как оформление сайта, его «психологическая» окраска имеют существенное значение.

Политические партии в России пока не осознали, что Интернет является не только местом, где можно повесить сайт-листовку, но и мощнейшим средством ведения предвыборной кампании, а также организационным и даже финансовым ресурсом.

Во внутреннем менеджменте Интернет дает возможность в десятки раз повысить активность первичных организаций, которые с помощью электронных процедур голосования могли бы участвовать в формировании внутренней и внешней политики партии. Интернет также позволяет организовать постоянный приток в партию пользователей сети, более активных в политическом смысле, чем большинство населения.

Обобщение опыта использования Интернет-технологий в качестве политических технологий показывает, что они были достаточно разнообразны.Д.Г. Иванов выделяет следующие методы политической агитации и пропаганды:

· демонстрация в масс-медиа приобщения политика (политической структуры) к Интернету как к символу прогресса;

· предъявление средствам массовой информации позиции политика в Интернете, адекватной его положению в политической жизни;

· конструирование (имитация) в Интернете действующего политического субъекта;

· создание видимости поддержки политика интернет-аудиторией;

· использование Интернета как канала коммуникации, не имеющего жестких содержательных, стилистических, форматных и иных ограничений традиционных СМИ;

· легитимация информации посредством ее публикации в Интернете и ретрансляции в традиционных СМИ;

· удовлетворение информационных запросов различных аудиторий о политике (политической кампании, структуре) посредством Интернета.

 

Учитывая типологию Д.Г. Иванова, мы предлагаем несколько модифицированный вариант. Среди наиболее интересных форм политической коммуникации в российском сегменте глобальной сети Интернет следует выделить следующие:

· публикация компрометирующих материалов;

· организация и проведение интернет-опросов;

· публикация результатов «exit pools»;

· проведение мобилизационных кампаний.

 

Помимо рассмотренных технологий Интернет дает возможность для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной политической системы принципах членства, которые потенциально будут способны оперативно реагировать на изменения позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее близко подходить к идеалу адекватной репрезентации интересов тех или иных социальных групп в политическом процессе.

Среди преимуществ виртуальных структур, в том числе и партий, можно выделить следующие:

· большой охват аудитории;

· непосредственный учет мнения каждого члена партии (или организации) по любому вопросу;

· оперативный обмен информацией;

· возможность проведения традиционных мероприятий (например, съездов) в виртуальном режиме и т.д.

· минимум издержек при проведении предвыборной кампании, сконцентрированной в Интернете;

· осуществление так называемого скрытого влияния через блоги, форумы и социальные сети;

Термин «блог» вошел в употребление всего несколько лет назад. В России об этом понятии слышали пока еще немногие. Этот термин еще не успел войти в научный лексикон и практически не употребляется в политической науке. В связи с этим считаем, что на данный момент научное употребление термина «блог» может вызвать ряд спорных моментов и разночтений.

Вокруг термина «блог» в 2004 г. концентрировались самые острые дискуссии англоязычного сетевого сообщества. Под «блогом» понимают особый жанр организации веб-сайта, содержание которого – записи, изображения и пр. – регулярно обновляется. Он ведется в виде своего рода хроники, как дневник, а цельность и единство достигается узко определенной тематикой или стилем. Совокупность блогов называется блогосферой. Человек, ведущий свой блог, называется блоггером.

Приблизительно это понятие означает «сетевой журнал», при этом в виду имеется не средство массовой информации, а, скорее, дневник. Но дневник, к которому имеют доступ все желающие. Поэтому blog может выполнять функцию СМИ, или политического рупора какой-либо партии или функцию агитационного инструмента политического деятеля. Недаром в США умению вести такие дневники (blogging) начали обучать на факультете журналистики одного из наиболее престижных университетов – Беркли, а в России работать в ЖЖ уже обучают на факультете журналистики МГУ.

От форума блог отличается структурой: он больше напоминает обычный информационный сайт. Вместо перечня тем для дискуссии, посетителя встречает ряд заметок, каждая из которых завершается приглашением обсудить прочитанное.

Блоги к тому же решили едва ли не главную проблему, мучавшую каждого владельца домашней страницы (home page) – проблему «раскрутки». Недостаточно сотворить просто информационный ресурс, надо еще рассказать о нем как можно большему числу людей, а чтобы сделать это, необходимы специальные знания. Блоги, собирающие под своей крышей тысячи человек, живо интересующихся творчеством соседей по сайту, спасли владельцев home page от безвестности.

Блог – как выразилась американская газета New York Times, – это «самая демократическая из революций, которую когда-либо переживали масс-медиа». В отличие от бумажных изданий, создание блога не требует каких-то существенных вложений капитала. Разбить свой огородик в сетевом пространстве, а также найти необходимое программное обеспечение можно совершенно бесплатно. Блог стал технологией наиболее удобной и приспособленной для создания виртуального гражданского общества, в котором, во-первых, миллионы активных людей получают возможность общаться друг с другом в соответствии со своими интересами и расширять круг общения по интересам до огромных размеров, несоизмеримых с кругом общения в реальной жизни, во-вторых, придавать гласности любые проблемы имея возможность высказаться на публичных площадках, читаемых тысячами людей, в-третьих, несколькими нажатиями клавиш найти единомышленников и подвигнуть их на действия уже в реальной жизни.

Исследователь блогов и специалист по динамике развития Интернета Клэй Ширки провел метрический анализ 433 блогов. Популярность блогов он отслеживал по количеству линков (ссылок), которые выводили на определенный блог. Новые посетители выходят на сайт именно благодаря подобным ссылкам. Блоггеры почти никогда не занимаются рекламой собственных сайтов с помощью баннеров, но предпочитают иметь побольше дружественных сайтов с виртуальной отсылкой на собственный. Ссылка – это вотум доверия, который оставлен где-то в сети посетителем блога, предложение посетить новый интересный ресурс. Исследование Ширки показало, что количество линков на 80% определяет направление трафика сайта.

В англоязычном Интернете первая волна популярности как инструмента политической коммуникации, охватившая блоги, накатила в 2004 г. – во время предвыборной кампании, когда политические агитаторы и группы интересов осознали, насколько дешевле и эффективней может быть реклама посредством политических блогов по сравнению с воззваниями, рассылаемыми по электронной почте. Самые первые из политтехнологов, вступивших в блогосферу, завоевали симпатии самых молодых и заинтересованных избирателей. Спецификой использования блогов в избирательных кампаниях в США стало их использования для сбора средств на политическую кампанию. Кроме того, блоги на сегодняшний день, особенно в странах, где Интернет стал рутиной, превратились в самые мощные машины производства слухов. Любая политическая кампания, которая инициируется в особом социальном пространстве блогосферы, моментально становится предметом обсуждения. Таким образом, можно выделить следующие основные варианты использования блогов в политических целях:

Самой популярной и массовой блогосферой является «Живой журнал», сокращенное название – ЖЖ, оригинальное название – «Live Journal» (http://www.livejournal.com). Создан американцем Брэдом Фитцпатриком (Brad Fitzpatrick) в марте 1999 года. Предназначен для публикации текстовых и визуальных сообщений, вместе образующих своего рода электронный дневник. Участники ЖЖ имеют возможность просматривать сообщения, отправленные другими пользователями, и оставлять свои комментарии к ним.

Два года проект был известен только узкому кругу людей. К 2001 году идея оказалась востребованной, и начался лавинообразный рост числа пользователей ЖЖ. В том же году на сайте появляются первые участники, для которых родным языком является русский. В марте 2002 году число пользователей Live Journal переваливает за полмиллиона человек, в 2006 году насчитывалось более 10 миллионов пользователей, из которых 2 миллиона можно считать активными, т.е. оставляющими записи хотя бы раз в день. Кроме того многие пользователи Интернета не ведя свой собственный блог, тем не менее являются читателями чужих блогов. Количество таких людей не поддается исчислению, вероятно, их не меньше чем тех, кто ведет собственные блоги, а может быть даже больше. Доступ в ЖЖ и возможность вести свой блог является бесплатной услугой.

Блоги на сегодняшний день являются передовой формой политической коммуникации в Интернете. Вероятно, в ближайшем будущем появятся новые формы, но пока интернет-технологии блогосферы лидируют среди интернет-опосредованных политических технологий. Они занимают ведущие позиции как политические СМИ, дискуссионные клубы, места бурной циркуляции и развития политической мысли. Все это позволяет блогосфере являться виртуальным гражданским об



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПОЛИМЕДИА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПОЛИМЕДИА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)