Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В формировании публичной отчетности общеобразовательного учреждения



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
В формировании публичной отчетности общеобразовательного учреждения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из действенных форм участия общественности воформлении общественного заказа на образование и контроле за его реализацией (включая вопросы оценки и контроля качества образования) является ее включение в процесс подготовки, презентации и обсуждения публичного доклада школы об основных результатах и направлениях деятельности. 

Публичный доклад общеобразовательного учреждения – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности общеобразовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития за отчетный период. 

Сегодня публичная отчетность вводится на всех уровнях системы управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения.

Подготовка и распространение Доклада рассматривается как необходимая функция органа управления образовательным учреждением). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (пп. 3, п. 4 ст. 32). Учреждение предоставляет учредителю и общественности ежегодный отчет.

Участие общественности, органа государственно-общественного управления в подготовке и обсуждении доклада необходимо зафиксировать в Уставе образовательного учреждения, а также соответствующем локальном акте – Положении о публичном докладе.

 

Целевые группы доклада

Основными целевыми группами, для которых готовится Доклад образовательного учреждения, являются: родители, социальные партнёры, местная общественность, учредитель, обучающиеся.

С помощью Доклада родители смогут получить информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условиях обучения и укладе жизни образовательного учреждения, результативности деятельности школы и педагогов, об эффективности управления учреждением.

Социальным партнёрам школы доклад позволит конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее важные потребности учреждения, осознать свой вклад в его развитие.

Местной общественности доклад дает представление об активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих «славу» району (поселку, городу), а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности.

Для учредителя доклад позволяет получить более широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе традиционных форм отчетности, оценить не отдельные достижения или проблемы школы, а эффективность реализации ею стратегии развития.

Доклад полезен для работников школы, которые далеко не всегда в полной мере информированы о деятельности учреждения.

Знакомство с докладом, а в оптимальном варианте включение в процесс его обсуждения важно для учащихся школы, позволяет им осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни школы.

Таким образом, основные вопросы, на которые отвечает доклад, непосредственно связаны с содержанием общественного заказа:

Какие образовательные услуги, оказываются в учреждении и в какой мере они соответствуют общественному заказу?

Всем ли детям обеспечен равный доступ к качественным образовательным услугам?

Какие условия созданы для обучения детей?

Насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и поступающие средства?

Каковы достижения учащихся школы?

Что делается и планируется делать для улучшения условий и качества образования?

Публичный доклад интегрирует в своем содержании материалы ежегодных отчетов: отчета директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и учредителю (заслушивание и утверждение которого входит в полномочия совета) и отчета самого Совета о своей работе.

Решая задачи построения диалога с общественностью, Публичный доклад не может рассматриваться исключительно как качественная презентация (яркий «буклет»). Указанный диалог должен носить содержательный характер. Поэтому очень важно обратить внимание на другую (наряду с презентационной) сторону доклада – аналитическую.

Публичная отчетность органа управления является необходимым элементом системы управления, ориентированного на результат. Сегодня, к сожалению, значительное число управленческих решений принимается на основе субъективных оценок и представлений.

Доклад школы представляет результаты комплексного анализа и оценки деятельности школы за год. Проведение анализа имеет своей основной целью выявление прогресса школы в достижении заявленных целей, определение существующих на этом пути проблем и обоснование путей их решения. Поэтому подготовка публичного доклада предполагает серьезную работу по сбору данных о развитии школы, их интерпретации и анализу.

Сочетание в структуре Доклада, принципах и механизмах его подготовки - ответственной самооценки и внешней оценки, фиксирующих возможные недостатки, «точки роста», перспективы развития позволяет рассматривать Доклад как инструмент управления качеством образования в школе.

Периодичность подготовки докладов (ежегодные) позволяет осуществлять мониторинг функционирования и развития системы образования, отслеживать результативность реализации управленческих решений и делать эту информацию доступной общественности.

Необходимо также обратить внимание на принципиальную связь Публичного доклада с Программой развития школы. Управляющий совет участвует в разработке Программы развития и утверждает ее. Публичный доклад отражает динамику движения школы в достижении поставленных задачи и запланированных результатов, подготавливает решения о внесении корректив в Программу.

В одном из разделов Публичный доклад представляет общественности содержание образовательной программы школы, обосновывая используемые содержание, формы и технологии организации образовательного процесса. И здесь одной из главных задач (и значимым аргументом при обосновании) становится демонстрация соответствия предлагаемого содержания и форм общественному заказу на образование.

 Другой важной задачей является выявление и обоснование связи между характером Образовательной программы школы и результатами обучения и воспитания, представленных в другом разделе доклада.

 При этом в разделе доклада, посвященном результатам, очень важно представить результаты, значимые с точки зрения общественного заказа, такие как, здоровье, комфорт, формирование востребованных в современном обществе компетенций.

Таким образом, подготовка и обсуждение публичного доклада - это:

для Управляющего Совета – важный аспект его деятельности как органа управления, инструмент мониторинга (анализа) функционирования и развития школы, способ оценки эффективности собственных принятых решений и подготовки новых;

для школьных управляющих – прекрасная возможность лучше узнать и понять, как устроена, функционирует и развивается школа;

для широкой общественности – возможность выявления и предъявления общественного заказа, получения информации о качестве образования и путях его повышения

Структура публичных докладов различных школ может отличаться друг от друга. Отличия в структуре Докладов определяются, прежде всего, особенностями основного адресата (целевой группы). На содержание документа будут влиять характеристики родительской и местной общественности (уровень образования, уровень обеспеченности, отношение к образовательному учреждению и др.). Для определения структуры будущего Доклада можно провести изучение информационного запроса основных потребителей, прежде всего общественности.

Структура доклад и рассматриваемые в его разделах вопросы (аннотированный макет) являются предметом обсуждения управляющего совета с представителями администрации должны быть утверждены решением Управляющего совета. 

Процедура подготовки доклада

Подготовка Доклада является длительным процессом и включает в себя следующие организационные этапы:

1. Принятие решения о подготовке доклада. Данное решение принимается управляющим советом общеобразовательного учреждения. 

2. Формирование рабочей группы, утверждение координатора работ. Состав рабочей группы утверждается приказом руководителя школы и включает, как правило, следующих работников школы: заместители директора школы, бухгалтер (экономист), методисты, педагоги, члены управляющего совета, учащиеся.

3. Утверждение Плана-графика работ. Детальной проработке плана-графика выполнения работ следует уделить значительное внимание, особенно при подготовке первых докладов. Сложность и ответственность работы обусловливает необходимость выделения значительного объема времени у администрации и работников школы, график которых и так чрезвычайно насыщен. Как правило, Доклад готовится к презентации на августовской конференции, которой, с одной стороны, предшествует период отпусков, а до этого – проведение итоговой аттестации и завершения учебного года, предполагающие практически полную занятость основных авторов докладов.

4. Разработка и согласование структуры доклада и основных вопросов, рассматриваемых в разделах (аннотированный макет). Публичного доклада. Разработка макета позволяет более четко структурировать Доклад, выделить разделы и подразделы, определить перечень показателей для сопоставительного анализа. Качественная проработка аннотированной версии макета облегчает подготовку базовой версии доклада и экономит время. Макет доклада должен быть утвержден Управляющим советом.

Для разработки оптимального макет доклада полезно провести изучение информационного запроса общественности посредством проведения опросов и интервью. Возможным вариантом является привлечение представителей общественности к разработке макета в рамках проектного семинара.

5. Формирование базы данных доклада (сбор и обработка данных). Сбор данных для подготовки докладов включает формирование запроса на дополнительные статистические данные в органы управления образованием, возможно, органы государственной статистики.

6. Создание текста Доклада. Результатом данного этапа является создание проекта Доклада, на основе которого готовятся проекты вариативных версий для различных целевых групп и форм презентации. 

7. Согласование и утверждение текста доклада. Оптимальным вариантом является проведение публичной экспертизы-обсуждения проекта доклада с привлечением представителей общественности. По результатам обсуждения Доклад дорабатывается и утверждается решением органа государственно-общественного управления. 

8. Подготовка к публикации и распространению. Специфика некоторых целевых групп доклада («заинтересованные непрофессионалы») и новизна для специалистов системы образования некоторых задач, для решения которых используется Доклад (связи с общественностью), предполагает серьезное внимание к стилю и качеству оформления доклада. Есть основания считать, что это сфера ответственности профессиональных работников школы. Вместе с тем для общественных управляющих важно иметь представление о культуре оформления. Реализация данных требований обеспечивается на стадии подготовки доклада к изданию в работе редактора, корректора, при возможности, дизайнера.

Язык, стиль, оформление доклада

Условием продуктивности участия общественности в восприятии и обсуждении публичного доклада является адекватные язык и стиль доклада. Язык доклада должен понятным «непрофессиональному» читателю. Необходимо избегать специальной терминологии, аббревиатур, которые часто понятны и привычны для авторов – работников системы образования, но мало знакомы для большинства читателей. Если же термин по необходимости используется, то необходимо давать соответствующие разъяснения. 

Для обеспечения доступности представляемых выводов для непрофессионального читателя Доклада необходимо максимально использовать средства наглядности: графики, диаграммы, схемы, рисунки. Существуют различные виды диаграмм и для каждого конкретного примера необходимо выбирать наиболее подходящий. 

По возможности в тексте надо избегать перечислений большого объема цифровых данных. На основе таким образом представленной информации. читателю трудно сделать необходимые выводы. Важны не значения показателей сами по себе, а те тенденции, которые отражает их динамика, или сопоставление. Целесообразно перевести числовые данные в графическую форму или разместить в приложении.

При подготовке доклада к публикации обязательно надо привлекать редактора, корректора, художника. Это привлечет внимание общественности к тексту доклада.

 

Презентация и распространение Доклада

Доклад может быть опубликован только после официального утверждения управляющим советом. Тиражирование доклада может осуществляться в виде типографского издания отдельной брошюры или средствами «малой полиграфии». Тираж доклада определяется масштабом конкретной муниципальной системы образования и образовательного учреждения, а также финансовыми возможностями. Сокращенные версии доклада могут быть опубликованы в СМИ.

Важным моментом является разработка механизмов и форм презентации доклада общественности.

 Для решения этих задач необходимо активно использовать все средства массовой информации регионального и муниципального уровней (телевидение, радиовещание, пресса, Интернет). Одновременно, тексты Докладов (или информация о его публикации с адресом в сайте в сети Интернет) целесообразно направить различным властным, коммерческим и общественным структурам, юридическим и физическим лицам, которые могут быть заинтересованы в получении данной информации и могут оказать влияние на развитие системы образования. Для этого может быть использована традиционная почтовая рассылка, а также электронная почта.

Важным является презентация доклада на мероприятиях для общественности. Презентацию публичного доклада можно проводить до момента завершения работы над ним на родительских собраниях и конференциях. Это позволит сформировать к нему устойчивый интерес. 

Для презентации и распространения окончательной версии Публичного доклада образовательного учреждения могут быть использованы следующие механизмы:

Проведение родительских собраний, встреч с учащимися и заинтересованными группами. Во время этих мероприятий всем присутствующим могут быть представлены основные результаты деятельности учреждения.

Направление электронного файла с текстом Доклада в семьи обучающихся, имеющие домашние компьютеры.

Распространение в школьном микрорайоне информационных листков с кратким вариантом Доклада и указанием адреса Интернет-сайта, где расположен полный текст Доклада для привлечения в образовательное учреждение новых учеников.

Проведение дня открытых дверей, в рамках которого отчет будет представлен родителям в форме стендового доклада.

 

Обсуждение доклада

Ежегодный Публичный доклад необходимо использовать для организации внешней оценки деятельности образовательной системы. Для этого необходимо после презентации Доклада обеспечить получение обратной связи (отзывы, отклики, мнения и оценки) от заинтересованной общественности по поводу содержащейся в Докладе информации.

С этой целью можно осуществить следующие шаги.

1. В первую очередь целесообразно указать координаты обратной связи (включая электронные) в тексте самого Доклада – куда, кому и по каким адресам можно направлять вопросы, замечания и предложения по Докладу и связанными с ним различными аспектами деятельности образовательной системы.

2. Организовать систему мероприятий по получению обратной связи от пользователей Доклада, провести анкетирование, опросы, интервью.

В состав анкеты могут войти самые разные вопросы, касающиеся:

Оценки самого Доклада:

· доступность информации;

· ясность изложения;

· достоверность приведенных данных;

· важность обсуждаемых проблем;

· полнота информации с точки зрения читателя;

· логичность выводов и заключений и т.п.

Оценки состояния школы:

· какие еще есть проблемы;

· каковы пути их преодоления;

· какие перспективы могут рассматриваться дополнительно;

· каковы механизмы их реализации и др.

Кроме вопросов в анкете необходимо предусмотреть раздел, в котором в свободной форме можно было бы высказать предложения, замечания и комментарии относительно представленного Доклада.

В обобщённом виде результаты опросов могут стать предметом специального обсуждения управляющего совета. Совместно с администрацией образовательного учреждения члены Совета выбирают, какие из высказанных мнений должны быть учтены при принятии конкретных решений относительно деятельности учреждения.

В документах, подвергшихся корректировке, следует отметить те направления, разделы и мероприятия, которые были внесены или изменены по предложению общественности. Такой шаг позволит показать, что общественное мнение значимо для коллектива образовательного учреждения и не может быть проигнорировано. Предложения общественности должны найти свое отражение в следующем публичном докладе.

* * * * *



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
В формировании публичной отчетности общеобразовательного учреждения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В формировании публичной отчетности общеобразовательного учреждения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)