Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления



2019-12-29 312 Обсуждений (0)
Контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Литература:

1. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право России. М.1999, - 146 с.

2. КутафинО.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997, 200, 2001,2002. 428 с.

3. Муниципальное право. /под ред. Коваленко А.И. М., 1997, – 432 с.

4. Постовой Н.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. 112 с.

5. А.С. Прудников, А.М. Никитин Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юнити-дана, 2004

Нормативные акты

1. Конституции зарубежных государств. М., 1996. — 432 с.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2003. — 440.

3. Европейская хартия местного самоуправления //Народный депутат, 1993, № 11. С. 57-59.

4. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (в ред. от 17 марта 1997 года) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года

Список дополнительной литературы

1. Белораменский В.В. Взаимодействие представительных и исполнительных органов в системе городского самоуправления //Вестник СПбГУ, сер. 6, 1993, № 1. С. 76-82.

2. Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России.// Монография. 1997.

3. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.// Монография. 2002.

4. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия.// Монография. 1999.

Тема 10. Местное самоуправление в зарубежных странах

Время - 2 часа.                                            Место - учебная аудитория.

Метод - коллективное обсуждение вопросов, предусмотренных планом занятия. Самостоятельное решение задач и последующие их обсуждение.

Вступительное слово - 5 минут:

Объявление темы занятия, цели и порядка его проведения. Обоснование актуальности вопросов, предложенных к рассмотрению на занятии.

 

Вопрос № 1. Модели соотношения государственной власти и самоуправления на местах

Узловые вопросы:

- подходы к во­просу о соотношении государственной власти и местного само­управления;

- англосаксонская модель местного самоуправления;

- континентальная модель местного самоуправления;

- иберийская модель местного самоуправления;

- модель местного самоуправления - советы

Краткое заключение по первому вопросу.

 

Вопрос № 2. Модели местного самоуправления в России

Узловые вопросы:

- рассмотрите пять основных моделей местного самоуправления: 1) сущностная, 2) функциональная, 3) органи­зационно-структурная, 4) материально-финансовая и 5) правовая.

Краткое заключение по второму вопросу.

 

Вопрос № 3. Модели местного самоуправления за рубежом

Узловые вопросы:

- рассмотреть модели: Соединенных Штатов Америки,  Франции, Великобритании, Германии, Италии, Японии.

Краткое заключение по третьему вопросу.

Заключительное слово - 5-7 минут.

Подведение общего итога занятия, оценка степени подготовленности учебной группы и отдельных слушателей. Задание для подготовки к следующему семинару.

Решение практического задания 10-15 минут

Задание № 2

Каковы были особенности организации и деятельности местных Советов на разных этапах существования Советского Союза? Проил­люстрируйте их нормами Конституций СССР 1936 г и 1977 г На­сколько выполнялись нормы этих Конституций.

Задание № 3

Назовите основные причины реформирования местных органов власти в конце 80-х гг Дайте характеристику Закону СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» от 9 апреля 1990 г. Проведите сравнительный анализ данного закона и Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Рос­сийской Федерации» от 6 июля 1991 г. (в редакции законов РФ от 22 октября 1992 г , 28 апреля 1993 г , Федерального закона от 28 ав­густа 1995 г)

Задание № 4

Проанализируйте содержание Указов Президента Российской Фе­дерации о местном самоуправлении, принятых в октябре — декабре 1993 г, и сопоставьте их с нормами Конституции РФ 1993 г

Задание № 5

Перечислите основные задачи, которые призвано решать местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе Под­твердите свои выводы конституционными нормами о местном самоуп­равлении, а также положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» от 28 августа 1995 г

Задание № 6

Назовите государства, относящиеся к англосаксонской, континен­тальной (французской) системам организации местного самоуправле­ния, а также государства со смешанным типом местного самоуправле­ния.

Заполните сравнительную таблицу:

 

Признаки для сравнения Англосаксон­ская система местного само управления Континентальная (французская) мо­дель местного само управления Смешанный тип местного самоуправле­ния
Нормативные основы      
Территориальные единицы      
Виды органов местного само управления      
Порядок формирования ис­полнительных органов      
Основы компетенции мест­ных представительных орга­нов      
Основы компетенции местных исполнительных органов      

Задание № 7

Проанализируйте преимущества и недостатки англосаксонской и континентальной (французской) модели местного самоуправления Какая из названных моделей и почему, на ваш взгляд, более подходит для России?

Задание № 8 Заполните сравнительную таблицу:

Признаки для сравнения Земства после 1864г. Земства после 1880-1890гг. Органы местного самоуправления в 1971-1990гг. Органы местного самоуправления в 1991-1993гг.
Нормативные основы - - - -
Система местного самоуправления - - - -
Территориальные основы - - - -
Представительные органы: · наименование - - - -
· порядок формирования - - - -
· компетенция - - - -
Исполнительные органы: · наименование - - - -
· порядок формирования - - - -
· компетенция - - - -
Органы территориального общественного самоуправления - - - -
Взаимоотношения с органами государственной власти - - - -

 

Литература:

1. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право России. М.1999, - 146 с.

2. КутафинО.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997, 200, 2001,2002. 428 с.

3. Муниципальное право. /под ред. Коваленко А.И. М., 1997, – 432 с.

4. Постовой Н.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. 112 с.

5. А.С. Прудников, А.М. Никитин Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юнити-дана, 2004


ЧАСТЬ III .

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Управление муниципальным образованием»

(методические рекомендации по подготовке и проведению)

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Деловая игра «Управление муниципальным образованием» предназначена для изучения в активной форме процесса согласования групповых и общественных интересов хозяйствующих субъектов в рамках муниципального образования.

Исследуется возможность использования корпоративных отношений в качестве механизма удовлетворения интересов каждого субъекта хозяйственной деятельности на территории муниципального образования через развитие всего сообщества61.

В результате эксперимента участники деловой игры формируют модель управления муниципальным образованием в рамках предложенных ограничений.

1.2. В основу деловой игры «Управление муниципальным образованием» положена известная имитационная игра «У озера». Особенностью предлагаемой модели является организация развернутой «деятельности по поводу игры» с использованием нормативных и организационно-правовых документов в области местного самоуправления в Российской Федерации, что определяет возможность применения данной деловой игры как для учебных, так и для исследовательских целей.

В учебных целях игра является средством активизации учебного процесса при изучении особенностей процесса принятия решений в органах местного самоуправления, технологии коллективного принятия решений, активного освоения обучающимися нормативных и организационно-распорядительных документов по рассматриваемой теме.

В исследовательских целях деловую игру «Управление муниципальным образованием» можно использовать для изучения путей совершенствования хозяйственного механизма, выявления особенностей использования ресурсов конкретного муниципального образования, отработки технологий и навыков принятия коллективных решений хозяйствующими субъектами, действующими на территории муниципального образования. В этом случае материал игры должен быть адаптирован к условиям конкретного эксперимента.

1.3. Многоцелевая направленность данной игры объясняется универсальностью заложенного в ее основу социально-психологического механизма. В игре моделируется и многократно воссоздается противоречие между индивидуальными (или групповыми) и общественными интересами. Это противоречие является типичным и в реальной практике имеет множество проявлений. Например, противоречие между строителями и заказчиками является причиной огромных объемов незавершенного строительства, причиной удорожания и удлинения сроков строительства объектов. Существуют противоречия между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, ведомством и территорией, работником и предприятием, промышленностью и природой, текущими делами и перспективой (последнее противоречие проявляется даже в рамках деятельности одного человека). Именно поэтому чисто игровую технику можно насытить разным содержанием в зависимости от изучаемого предмета или темы.

1.4. С технической точки зрения деловую игру «Управление муниципальным образованием» можно представить как разновидность очень простой салонной игры. Игроки размещаются за столом так, как это показано на рис. 5.1. Цель каждого из них заключается в наборе возможно большего количества очков Игра протекает в виде отдельных ходов. Каждый ход игрока означает принятие им решения из пяти альтернатив. Решения принимаются анонимно. В результате принятого решения игрок получает определенное количество очков. Сумма очков за 48 ходов характеризует успех или неудачу игрока.

Участникам выдаются учетные формы, где указаны 48 строк. Выполняя ход, игрок записывает по соответствующей строке код решения. Затем ведущий обходит стол, регистрирует решение в своей учетной форме и объявляет количество очков по каждому решению. Состояние игровой системы в каждый момент времени характеризуется платежной матрицей, той ее строкой, которая актуализирована в данный момент (последнее зависит от действий игроков и от влияния случайного фактора). После каждого 8 хода проводится трехминутное совещание игроков, на котором они могут вырабатывать коллективные игровые стратегии.

В ходе игры могут возникать различные линии поведения, совокупность которых приводит игровую систему к разному итоговому состоянию. Поскольку же решения игроков регистрируются, то всегда можно выделить причинно-следственные связи, определяющие итог игры. Это и позволяет использовать игру для изучения причин возникновения различных социально-экономических фактов, явлений, тенденций, закономерностей.

1.5. Возможность применения модели для игрового моделирования определяется следующим условием. Дело в том, что данная игра имеет решение, при котором все игроки получают максимальное количество очков. Но надо, чтобы игроки увидели это решение, выработали бы соглашение о коллективном поведении и реализовали бы это соглашение. Так случается не всегда. Процесс поиска искомого решения, условий и способов его реализации и является предметом изучения.

В деловой игре «Управление муниципальным образованием» моделируется противостояние интересов собственников предприятий, расположенных на территории муниципального образования, и интересов населения Муниципального образования, представляемых органами местного самоуправления. Выбор именно этого ситуативного наполнения игры вызван тем, что противоречие между групповыми и общественными интересами здесь весьма актуально, понятно для всех (даже для школьников) и может быть проиллюстрировано множеством примеров. Вместе с тем, ситуация, рассмотренная в деловой игре, легко проецируется в сознании людей на другие предметные области, в которых есть противостояние групповых и общественных интересов.

1.6. Общее правило применения данной деловой игры в учебном процессе или в исследовательской программе заключается в следующем. Участники игры рассматриваются как представители моделируемой действительности, они реализуют в игре различные стили экономического поведения. Совокупность таких стилей, а также


примеров, фактов, явлений рассматривается далее как лабораторный материал для обоснования или демонстрации изучаемой закономерности, методики или правила. Другими словами, игра дает лишь лабораторную практику проявления изучаемых законов, методик, правил. Поэтому эффективность применения игры зависит от того, как преподаватель или исследователь организовал после-игровую деятельность (деятельность по поводу игры), как успешно он использовал полученные в «игровой лаборатории» факты.

 

 

2. ИМИТИРУЕМАЯ В ИГРЕ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Действие игры разворачивается в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 предприятий, расположенных на берегу озера. Предприятия производят продукцию, на изготовление которой требуется много воды. Эту воду предприятия берут из озера. Отработанная вода — промышленные стоки — сбрасываются в озеро. Для каждого предприятия в течение одного технологического цикла, равного одному месяцу, может быть реализовано одно из следующих решений:

1) сброс неочищенных стоков;

2) очистка отработанной воды;

3) смена продукции;

4) применение штрафных санкций к загрязнителям озера;

5) премирование тех, кто очищает стоки.

В первом случае (решение «Сброс») предприятие получает довольно большой доход за данный технологический цикл за счет экономии на работах по очистке воды. Однако, каждый сброс неочищенных стоков ухудшает озеро и, следовательно, качество забираемой воды. Это ведет к снижению дохода на всех предприятиях в последующие технологические циклы, поскольку всем приходится осуществлять дополнительны затраты на очистку забираемой воды.

Во втором случае (решение «Очистка») предприятие получает меньшую прибыль за данный технологический цикл. Однако озеро при этом не ухудшается. Раз в 12 месяцев в результате весеннего паводка происходит самоочистка озера, что ведет к повышению качества воды. После паводка доход предприятий увеличивается, поскольку отпадает необходимость в дополнительной очистке воды.

В третьем случае (решение «Смена продукции») предприятие отказывается от потребления воды из озера, что обеспечивает ему постоянный, но очень маленький доход. Величина дохода в данном случае не зависит от качества воды в озере, но справедливо и обратное положение: деятельность предприятия в текущем технологическом цикле не влияет на состояние озера.

В четвертом случае (решение «Штраф») руководство предприятия вместо того, чтобы заниматься производством, осуществляет поиск и наказание загрязнителей водоема в течение всего текущего месяца. По правилам игры все предприятия, осуществившие в данном месяце сброс неочищенных стоков, найдены. Вместо большой прибыли они получают штраф. Но и штрафующий несет в данном месяце некоторые убытки, ведь он вместо своей основной работы занимался в этом месяце общественными делами.

В пятом случае (решение «Премия») руководство предприятия вместо того, чтобы заниматься производством, осуществляет работы по обеспечению эффективной эксплуатации общественных очистных сооружений (приводит в порядок водоводы и коллекторы, обновляет реагенты в очистных системах и т. п.). В результате каждое предприятие, осуществившее в данном месяце очистку своих стоков, получает дополнительную прибыль. Но предприятие -поощритель несет в данном месяце убытки, ведь оно вместо своей работы выполняло общественные функции.

В игре принимают участие 8 человек (команд по 2-3 чел.). Каждый из них исполняет роль директора предприятия. Игра протекает в виде периодов, равных месячному технологическому циклу. Всего таких периодов 48, т. е. в течение игры проходит 4 года. В каждом периоде игроки принимают решения — одно из рассмотренных пяти. Каждому решению соответствует определенный размер прибыли или убытков, полученных в данном месяце. Задача игрока — максимизировать суммарный за все месяцы размер дохода. Решения принимаются анонимно — каждый игрок делает записи в учетной форме, прикрываясь ширмой. Только ведущий знает, кто какое решение принял в данном месяце. Поэтому игроки не знают, кто конкретно осуществил сброс в данном месяце, т. е. кто является виновником ухудшения озера.

Имеется возможность для осуществления различных взаимовыгодных стратегий. Для этого каждый восьмой месяц проводится трехминутное совещание, на котором игроки могут заключать различные соглашения о стратегии игры в последующие месяцы. Однако, по правилам игры эти оглашения носят рекомендательный характер. Любой игрок ради личной выгоды может нарушать соглашения, что весьма соблазнительно. Поскольку же решения принимаются анонимно, то в игре могут складываться различные, заранее непредсказуемые линии поведения. В этом заключается большой познавательный потенциал игры:

• сформируется или нет в процессе игры коллектив, реализующий выгодную для всех стратегию;

• сумеют ли игроки выявить и оценить потенциальную выгоду совместной деятельности и убедить всех участников в целесообразности ее реализации;

• будет ли сконструирован в игре эффективный механизм защиты и стимулирования общественных стратегий для условий моделируемой хозяйственной системы.

Эти и другие вопросы могут быть поставлены перед каждым конкретным проведением деловой игры.

Таким образом, в игре имитируются процессы функционирования упрощенной хозяйственной системы, которая включает в себе следующие элементы (рис. 5.2):

а) озеро, являющееся источником воды, необходимой для осуществления технологических процессов. Качество воды может сильно меняться (от питьевой воды до непригодной для прямого промышленного использования), в зависимости от количества сбросов и от действия природных факторов (в виде паводка);

б) восемь промышленных предприятий, работающих с месячным технологическим циклом и использующих для производства воду из озера. Экономические результаты работы предприятия (прибыль и убытки) сильно зависят от качества используемой воды и от решений директоров;

в) восемь директоров предприятий, которые могут принимать различные решения относительно режима использования воды, заключать друг с другом разнообразные соглашения. Каждому решению соответствует определенное значение дохода, получаемого в данном месяце. Кроме того, некоторые решения имеют отложенное действие, т. е. влияют на величину дохода в будущем. Цель каждого директора заключается в максимизации суммарного дохода за весь период функционирования игровой хозяйственной системы;

г)  совет директоров — совещательный орган управления, работающий с периодичностью раз в 8 месяцев. Он вырабатывает соглашения, которые носят рекомендательный характер;

д) хозяйственный механизм, представляющий собой совокупность правил и норм, по которым определяются последствия принятых решений директором;


е)  паводок, который раз в 12 месяцев с интенсивностью неопределенной заранее силы воздействует на качество воды в озере. В результате действия паводка происходит самоочищение озера. Интенсивность самоочистки является случайной величиной.

 

Между перечисленными элементами хозяйственной системы существуют разнообразные связи, большая часть которых отражена на рис. 5.2. Так, решения директоров влияют на качество воды в озере; качество воды влияет на величину получаемого предприятием дохода, принимаемые решения могут подчиняться соглашениям, выработанным на заседаниях Совета директоров и т. д.

Рассматриваемая хозяйственная система относится к классу динамических систем (в ходе игры она функционирует в течение 48 месяцев (и характеризуется неопределенностью поведения, поскольку нельзя заранее предсказать каким будет состояние системы к концу любого периода времени.

Для моделирования различных аспектов функционирования данной системы используются разные приемы.

Для имитации состояния воды в озере применяется информационная табличная модель в виде игровой матрицы. Процессы взаимовлияния технологии и качества моделируются совокупностью правил выполнения игровых ходов, т. е. своеобразной алгоритмической моделью. Существенное место в моделировании рассматриваемой системы занимает ролевая имитация. Содержание названных моделей заключается в следующем.

Состояние воды в каждый момент времени отражается положением индикатора (флажка или фишки) на игровой матрице (рис. 5.3).

В момент начала игры качество воды в озере находится на среднем уровне (см рис. 5.3, нулевая строка, позиция 5). В зависимости от действий игроков и природных факторов качество воды в озере ухудшается или улучшается. Соответственно этому перемещается индикатор по строкам и позициям матрицы. Так матрица моделирует состояние водоема. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

 

Игровая матрица разбита на строки и позиции. Каждая строка соответствует определенному уровню качества воды, что находит отражение в количестве очков, которое можно получить в данном месяце при очистке или сбросе промышленных стоков. Например, нулевая строка матрицы предусматривает 100 очков дохода для решения № Г «Сброс» и 35 очков — для решения № 2 «Очистка».

Выделено три совокупности строк игровой матрицы. Первая группа строк характеризует качество очень чистой, питьевой воды. Этим строкам соответствует наибольший уровень дохода предприятий (здесь даже решение № 2 обеспечивает доход, сопоставимый с доходом для решения № 1 по нулевой строке). Вторая совокупность строк характеризуется уровнем промышленно-чистой воды. Даже самая низшая строка этой группы дает относительную прибыльность решению № 2 по сравнению с решением № 3 «Смена продукции». Третья совокупность строк матрицы предназначена для характеристики использования грязной воды. Две первые строки этой группы дают какую-то прибыль для решения № 2, а три нижних строки означают абсолютную убыточность очистки стоков. Единственной разумной альтернативой для этой совокупности строк является решение № 3.

Каждая строка матрицы содержит 8 позиций. Каждое решение № 1 «Сброс» сдвигает индикатор на одну позицию влево. Как только индикатор проходит последнюю позицию строки, он смещается на нижележащую строку матрицы в крайнее правое положение, откуда продолжает свое движение влево при каждом сбросе. Например, если в какой-то месяц индикатор находился на пятой позиции нулевой строки, пять игроков приняли решение № 1 «Сброс», то индикатор переместится на восьмую позицию строки с номером «-1».

Вверх по строкам матрицы индикатор движется также с учетом позиций. Раз в 12 месяцев разыгрывается паводок путем метания двух игральных костей. Показания этих костей определяют количество позиций, на которые должен переместиться индикатор вправо по строке. Если вправо двигаться некуда, то индикатор переходит на первую позицию вышележащей строки, продолжая движение вправо. Например, индикатор находился на пятой позиции нулевой строки. Предположим, что показания костей равны 11. Тогда индикатор переместится на восьмую позицию строки с номером «+1».

Таким образом, движение индикатора по матрице вниз определяется действиями игроков (количеством принимаемых решений № 1), а движение индикатора вверх моделируется процедурой метания игральных костей. Заметим, что процедуру метания костей можно заменить процедурой вытягивания карты из заранее подготовленной пачки.

Каждый игровой месяц игроки принимают одно из пяти решений. Соответствующие этим решениям очки и последствия показаны в табл. 5.1. Как следует из этой таблицы, для решений № 1 и № 2 очки начисляются по матрице. Рассмотрим пример. Пусть индикатор находится на третьей позиции нулевой строки (см рис. 5.3), на текущий месяц принято пять решений № 1 «Сброс» и три решения № 2 «Очистка». Игроки, выполнившие сброс, получат по 100 очков; игроки, выполнившие очистку, получат по 35 очков; индикатор сместится влево и вниз на пять позиций, т. е. перейдет на шестую позицию строки с номером «-1».

Данные табл. 5.1 показывают, что решение № 3 «Смена продукции» не влияет ни на игроков, ни на озеро. Оно становится выгодным только в условиях грязной воды.

 


Решения № 4 «Штраф» и № 5 «Премия» означают небольшие убытки для их авторов, но оказывают сильное влияние на других игроков. Поясним это на примерах. Пусть индикатор находится на 6 позиции с номером «-1». На текущий месяц игроки приняли два решения № 1,

три решения № 2, одно решение № 3, одно решение № 4 и одно решение № 5. В этих условиях игроки, принявшие решения № 4 и № 5, получат по (—8) очков; игрок, принявший решение № 3, получит 8 очков; игроки, принявшие решение № 1, вместо ожидаемых по матрице 80 очков получат по (-20); игроки, принявшие решение № 2, получат по (28 + 10)= 38 очков; индикатор переместится на две позиции влево, т. е. перейдет на четвертую позицию строки с номером «-1».

Социальная деятельность директоров моделируется разыгрыванием ролей. Разным игрокам это удается в разной мере. Опыт проведения игры показывает, что ее участники обычно выбирают одну из следующих схем игрового поведения:

а) ролевую, когда решения принимаются как бы от лица директора, образ которого игрок себе ясно представляет. Игровая цель игрока в этом случае заключается, как правило, в максимизации количества очков, но при соблюдении всех формальных и неформальных норм, которыми руководствовался бы — по мнению игрока — реальный директор;

б) игровую, когда ставится цель выиграть именно в данной игре. Для этого используются все возможности, в том числе не исключены и вероломные нарушения соглашений, поскольку «игра есть игра»;

в) исследовательскую, когда не ставится цель выиграгь, т. е. набрать побольше очков. Участнику интереснее посмотреть, что будет в результате того или иного решения, серий решений: как поведут себя другие игроки, что будет с моделируемой системой;

г)  смешанную, когда по ходу игры применяется то одна, то иная целевая установка. Например, сначала ставится цель набрать побольше очков в соответствии с выбранной ролью директора, а на каком-то этапе возникает желание посмотреть, что получится, если отступить от этой роли.

В процессе реализации игровой и ролевой установок все решения принимаются на рациональной основе, т. е. игроки выполняют расчеты, оценивают последствия принимаемых решений. В этом случае цель игрока заключается в максимизации очков и каждое решение соотносится с этой целью. Такому поведению легко найти аналог в реальной жизни, следовательно, оно хорошо моделирует реальную действительность. Но и для исследовательской или смешанной схем поведения можно указать жизненные аналоги. Ведь не всегда же в жизни решения принимаются на рациональной основе. Следовательно, и в этих случаях игра является хорошей моделью.

Коллективная деятельность директоров моделируется процедурой проведения заседаний Совета директоров. При этом достаточно очевидно, что всем выгодно не загрязнять озеро. Это позволит каждому получить большой доход. Наилучший результат дают стратегии, когда игроки принимают только решение № 2, а один по очереди премирует. При средних значениях паводка каждый может заработать при этих стратегиях более 2400 очков, что не трудно рассчитать по данным матрицы (см табл. 5.1 и рис. 5.3). Однако практика проведения игры показывает, что стремление к сверх доходу за счет общества у части игроков разрушает коллективные стратегии. Кто-то обязательно пытается осуществить сброс, что ведет к незаметному вначале, но достаточно быстрому загрязнению озера.

В принципе для таких игроков есть противоядие. Достаточно, чтобы в коллективной стратегии была регулярной контрольно-штрафная функция. Для этого надо, чтобы один игрок по очереди принимал бы решение № 4 «Штраф», В этих условиях станет бессмысленным осуществлять сброс, озеро не будет ухудшаться, и в результате можно получить каждому по 2000 очков.

Однако, в реальных экспериментах с игрой в лучшем случае игроки набирали по 1100 —1200 очков. В абсолютном же большинстве случаев доход игрока был существенно меньше. Опыт многократного проведения деловой игры показал, что из-за неорганизованности игрокам удавалось получить 600-900 очков, а в отдельных случаях — даже 300-400 очков.. Сказанное позволяет сделать вывод, что при проведении игры выбор и реализация общественно-ориентированных стратегий коллективного поведения происходят редко. Такая же тенденция характерна и для реальной жизни. Поэтому можно сказать, что игра верно отражает жизнь. В этой связи нет надобности в специальных мерах по искусственному воссозданию в поведении игроков существующих стереотипов хозяйственного мышления. И без этих мер поведение игроков дает достаточный набор примеров хозяйственной близорукости, нерационального поведения и т. п. В принципе можно специально порождать в игре такие стили поведения с тем, чтобы иметь больше разнообразных примеров и фактов для продуктивного после игрового разбора. Для этого достаточно включить в состав участников такого игрока, который своими действиями разрушал бы слишком плавное, идеализированное течение игры.

Можно применять и другие приемы воздействия на поведение игроков. Например, сначала игра проводится в быстром темпе и при минимальном пояснении изучаемой хозяйственной ситуации. Как правило, в этом случае игроки не успевают уловить все возможности коллективного поведения, что приводит к процветанию индивидуально-ориентированных стилей поведения. Затем игрокам можно предложить внимательно проанализировать возможные стратегии коллективного поведения и на этой основе разработать измененный вариант правил (например, увеличить размер премии или штрафа) образовать резервные фонды при Совете директоров и т. п.). Далее игра повторяется по измененным правилам с тем, чтобы испытать их в обстановке условной практики. Понятно,

что при таком проведении игры можно получать совокупность наблюдений не только по различным типам экономического поведения, но и по степени влияния изменений в хозяйственном механизме на поведение игроков.

Таким образом, темп проведения игры, подробность информирования игроков на отдельных этапах, вовлечение игроков в анализ ситуации, имитационная проверка предлагаемых решений по изменению хозяйственного механизма — вот основные приемы воздействия на поведение игроков.

Опыт проведения игры показывает, что в ней складывается четыре типа персонажей:

• индивидуалисты удачливые, если игрок сделал за игру 8 и более сбросов и из них оштрафовано менее четырех;

• индивидуалисты неудачливые, если игрок сделал за игру 9 и более сбросов и из них более половины оштрафовано;

• общественники пассивные, если игрок сделал менее 8 сбросов и меньше семи решений № 4 + № 5(т. е. менее семи активных решений);

• общественники активные, если игрок сделал менее8 сбросов и больше семи решений № 4 + № 5.

Побеждают, как правило, либо общественники пассивные, либо удачливые индивидуалисты. Это зависит от сложившегося хозяйственного механизма и, в частности, от действенности в этом механизме блока контроля. Демонстрация этих отношений между хозяйственным механизмом и порождаемыми стилями экономического поведения весьма иллюстративна в данной игровой модели, которая является удачным лабораторным средством изучения причин возникновения противоречий между групповыми и

 общественными интересами, а также средством изучения способов согласования этих интересов.

 

 

3. ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра рассчитана на 8 участников. Это вызвано тем, что при большем количестве игроков было бы трудно проводить совещания и заключать соглашения. Допустимо проведение игры и для 5—6 участников, но при этом теряется разнообразие принимаемых решений. Возможен и другой вариант — назначение на роль директора нескольких игроков (команды, если участников больше 8, например, при проведении деловой игры в учебной группе, состоящей из 25 студентов).

Перед началом игры каждому игроку выдается учетная форма (рис. 5.4). В этой форме записывается фамилия участника, № команды и дата проведения игры. В процессе игры в форме регистрируется код принимаемого решения в каждом месяце и количество очков за данный месяц и с начала игры.

Игроки размещаются так, чтобы:

а) выполняемые ими записи решений не были выданы другим игрокам;

б) в момент проведения совещаний было бы удобно разговаривать. Удобнее всего размещать игроков за одним столом (см. рис. 5.1), хотя допустимо рассадить их и за отдельными аудиторными столами. В этом случае игровую матрицу лучше разместить на доске, чтобы все могли ее видеть.

Для обеспечения анонимности каждому игроку выдается ширмочка (например, сдвоенная почтовая открытка), за которой игрок записывает решения.

Руководитель имеет свою учетную форму (рис. 5.5). В ней перед началом игры записывается название группы участников, место и дата проведения игры, фамилия ведущего. В процессе игры в форме регистрируется число решений каждого типа, принятых в данном месяце.

Технически это делается так. После каждого хода ведущий обходит стол, за которым сидят игроки, заглядывает в их учетные формы и делает пометки в своей учетной форме.


 

Возможна иная организация передачи информации от игроков к ведущему. Перед началом игры каждый игрок получает набор карточек с номерами решений №1... №5 (по 8—10 штук каждого вида). После принятия решения за каждый месяц игроки передают карточки ведущему таким образом, чтобы другие не видели написанного на ней номера. Количество карточек у игроков не должно ограничивать их свободу в выборе варианта принимаемого в процессе игры решениям. Карточки скапливаются на столе у ведущего, а затем возвращаются игрокам для повторного использования.

На основании этих зап



2019-12-29 312 Обсуждений (0)
Контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)