Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение и становление прокуратуры в России, прокуратура советского и постсоветского периода



2019-12-29 396 Обсуждений (0)
Возникновение и становление прокуратуры в России, прокуратура советского и постсоветского периода 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Конституция РФ провозгласила, что государствен­ная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ).

В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокурату­ра представляет собой единую федеральную централизован­ную систему органов, осуществляющих наряду с другими функ­циями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на всей территории Российской Федерации.

Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провоз­глашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централи­зованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и сво­бод граждан.

Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, закон­ных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в це­лом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреп­лению законности и правопорядка.

Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы проку­ратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мас­терское владение тактикой и методикой осуществления про­курорского надзора и иной деятельности.

Прокуратура призвана служить обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и человечества.

Законность, то есть строгое и точное исполнение правовых предписаний – главнейший организационный фактор стабилизации общества. Обязанность строгого и точного исполнения законов, подзаконных актов имеет в правовом государстве всеобщий характер: она присуща всем без исключения государственным органам, общественным организациям, должностным лицам и гражданам. Строгое соблюдение законности – наиболее существенный и характерный признак правового государства. Законность нуждается в постоянной охране, одним из действенных способов обеспечения которой выступает эффективный прокурорский надзор. С возрастанием роли законности возрастает и роль прокурорского надзора в ее укреплении.

Объектом исследования данной работы является система органов прокуратуры в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативные документы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры, а так же их компетенцию и задачи.

Целью исследования дипломной работы является изучение системы органов прокуратуры Российской Федерации, их задач и компетенции.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры;

- проанализировать историю создания и развития прокуратуры;

- охарактеризовать систему органов прокуратуры и ее структуру;

- определить задачи и компетенцию органов прокуратуры РФ;

- оценить современное состояние прокуратуры и перспективы развития прокурорского надзора.

Методология. С использованием исторического метода исследуются исторические, социально-политические и иные предпосылки создания и этапов развития российской прокуратуры. С помощью метода анализа и синтеза исследуются: система, задачи и компетенция органов прокуратуры.

 

 

Историческое развитие прокуратуры как государственного и надзорного института, правовые основы ее деятельности в России

Возникновение и становление прокуратуры в России, прокуратура советского и постсоветского периода

Возникновение, становление и развитие прокуратуры Рос­сийского государства необходимо рассматривать в контексте исторических, социально-экономических и иных объективных условий соответствующих периодов развития общества.

Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ему совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в обще­ственных отношениях, государственном устройстве. Прокура­тура всегда рассматривалась и использовалась в качестве дей­ственного инструмента развития общественных отношений, укрепления режима законности как непременного средства развития государственности. Великий реформатор России на­чала XVIII века царь Петр Алексеевич, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришел к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточ­ничества и беззакония».

С этой целью Указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал - фискала, который должен был «тайно про­ведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и службы была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и не­навидим». В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в России был основан государственно-право­вой институт прокуратуры во главе с назначаемым государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является «оком государевым».[1]

Органы прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях в течение ряда лет. Указом от 11 мая 1722 г. была создана своего рода специализированная прокуратура во главе со светским чиновником — обер-прокурором центрального органа управления государст­венной православной церковью — Святейшего синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретарей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находи­лись в его непосредственном подчинении «как блюстителя за­конных постановлений по духовному ведомству» и были обяза­ны исполнять его предписания.[2]

На прокуратуру была возложена обязанность осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей госу­дарственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала неза­конные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах, тюрьмах.[3]

В соответствии с замыслом Петра I в последние годы его царствования прокурорский надзор стал выполнять существен­ную роль в укреплении государственности, в финансовых де­лах. Немалое значение в этом процессе играли личности гене­рал-прокуроров, и, прежде всего, первого генерал-прокурора П. И. Ягужинского, который пребывал в этой должности 14 лет (с 1722 по 1736 г.).

При императрице Екатерине I роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за прово­димой ей политики, усиления роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своих полно­мочий.

В последующем в период правления Анны Иоанновны, произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти. Была усилена власть губернских прокуроров, на деле осу­ществлявших роль «ока государева» в регионах России.

В целом в дореформенный период (до 1864 г.) губернские прокуроры осуществляли надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями — «присутствен­ными местами», как судебными, так и административными.

В ходе судебной реформы 1864 г. существенно изменился правовой статус прокуратуры. Она в значительной мере стано­вится органом уголовного преследования, ограничивает свою деятельность «делами юстиции». В обязанности прокуроров, состоявших при общих судах и при Сенате, входили поддержа­ние обвинения в уголовном процессе, а также «наблюдение за правильным применением закона судебными местами». Во гла­ве прокуратуры по-прежнему стоял генерал-прокурор, который вместе с тем, будучи министром юстиции, выступал и в качест­ве органа высшего судебного управления.[4]

В результате реформ и длительного процесса создания гу­бернских прокуратур практически существовали две системы органов прокуратуры с несколько различающимися полномо­чиями. Это были прокуратуры судов, а также губернские про­куратуры. Последние не обладали функциями обвинительной власти, однако имели существенные полномочия по осуществ­лению общего надзора. Вместе с тем это были строго централизованные структуры, действующие по единым принципам, и прежде всего на основе принципа единоначалия.[5]

После Октябрьской революции в соответствии с марксист­ской доктриной о сломе буржуазного государственного аппара­та Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятель­ности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, также избираемых местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключения о подсудности дел, формулировали обвинение. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 г. при революционном трибуна­ле при ВЦИК была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Центральная коллегия руководила деятельностью коллегий обвинителей при рево­люционных трибуналах.

Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная Комиссия). По мере пере­хода от гражданской войны к строительству новых обществен­ных отношений все более ощутимой становилась объективная необходимость обеспечения законности на единой организаци­онной и правовой основе.

В докладе министра юстиции Н. В. Крыленко на IV съезде деятелей юстиции в 1921 г. подчеркивалась необходимость соз­нания прокуратуры, независимой от местной власти, на кото­рую возлагалось бы обвинение в суде, общий надзор, руковод­ство следствием, а также предупреждение правонарушений. 1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета «О го­сударственной прокуратуре», в котором предполагалось ее соз­дание в составе Министерства юстиции и наделение ограни­ченными полномочиями. При этом возобладало влияние гу­бернских чиновников, не желавших иметь рядом с собой независимого от них прокурора. После дискуссий, завершившихся письмом В. И. Ленина «О двойном подчинении и законности», 111 сессия ВЦИК 28 мая 1922 г. приняла Положение о прокуратуре.[6]

Первоначально структура отдела прокуратуры Наркомюста РСФСР была установлена Положением о Народном комисса­риате юстиции (Декрет ВЦИК от 1 февраля 1923 г.). В него входили подотделы: 1) общего управления и личного состава прокурорского надзора; 2) общего надзора; 3) надзора за орга­нами следствия, дознания и местами лишения свободы; 4) государственного обвинения со следственной частью.

После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик органы про­куратуры строились на началах централизма и подчинения ис­ключительно соответствующему прокурору республики, а дей­ствовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен и подведомственен верховным органам своей республики.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. бы­ла учреждена Прокуратура Союза ССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положе­ние о Прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура органов. В структуру аппарата прокуратуры СССР вошли: Главная воен­ная прокуратура; Главная прокуратура железнодорожного транспорта; Главная прокуратура водного транспорта; отдел об­щего надзора; уголовно-судебный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат.[7]

При Прокуроре СССР (который с 1946 г. в соответствии с законом СССР от 19 марта 1946 г. стал именоваться Генераль­ным прокурором) состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспекторы и консультанты. С некоторыми изменениями эта структура Прокуратуры и ап­паратов органов Прокуратуры просуществовала вплоть до рас­пада СССР в 1991 г.

В 1960 г. были упразднены транспортные прокуратуры, но уже в 1961 г. они стали воссоздаваться в составе отдельных про­куратур краев и областей, а в 80-х гг. их система была практи­чески полностью воссоздана.

В начале 20-х гг. при каждом реввоентрибунале состоял во­енный прокурор, непосредственно подчиненный помощнику прокурора республики при Верховном суде (по Военной колле­гии) и по его представлению назначаемый прокурором респуб­лики. В последующем в соответствии с развитием вооруженных сил и иных войск применительно к их организационной струк­туре развивались и органы военной прокуратуры. Создавались трудовые (1924 г.), природоохранные (1984—1985 гг.) и другие специализированные прокуратуры.

Постепенно совершенствовалось правовое регулирование системы прокурорского надзора, в том числе модифицирова­лись нормы отраслевого законодательства (уголовно-процессу­ального, уголовно-исполнительного и др.).

В 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ут­верждено Положение о прокурорском надзоре в СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1959 г. были образова­ны коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик.

Указом президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. утверждено положение о военной прокуратуре. Более интенсивно стало развиваться законодательство о прокуратуре в 70–х гг. После принятия Конституции 1977 г. был принят в 1979 г. закон о прокуратуре СССР с изменениями, внесенными в этот закон в 1982 и 1987 гг., который действовал вплоть до распада СССР и принятия законов о прокуратуре в бывших союзных республиках. Первый закон о прокуратуре РСФСР постсоветского периода был принят Верховным Советом РСФСР 17 января 1992 г. и в этой редакции действовал до ноября 1995 г.[8]

Таким образом, становление и развитие органов прокуратуры шло в течение длительного времени, на различных исторических этапах развития России. Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Сегодня на данном этапе развития органов прокуратуры перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего, с учетом исторической цели и хода построения правового государства.

 

 



2019-12-29 396 Обсуждений (0)
Возникновение и становление прокуратуры в России, прокуратура советского и постсоветского периода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение и становление прокуратуры в России, прокуратура советского и постсоветского периода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)