Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специализированные органы прокуратуры Российской Федерации



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Специализированные органы прокуратуры Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация и деятельность специализированных прокура­тур в современных условиях обусловливается объективной не­обходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспе­чения общества и государства.

Административно-территориальный принцип построения федеральных структур власти не срабатывает как универсаль­ный, не выполняет своей организующей роли в ряде специфи­ческих сфер деятельности государства.

В силу данных обстоятельств, специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, поскольку проблемы законности в специфических сферах сохраняются. Специализированные прокуратуры служат необходимым элементом прокурорской системы.

Специализированные прокуратуры не могут и не должны заменять либо подменять деятельность территориальных проку­ратур как основного элемента прокурорской системы. Организация и деятельность различных типов специализи­рованных прокуратур характеризуются существенной специфи­кой.[24]

Создание военных, транспортных и природоохранных про­куратур объективно обусловлено тем, что имеется постоянная задача осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориально­го деления страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением.[25]

Экологические правонарушения и их последствия развива­ются не по административно-территориальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических за­кономерностей. Залповый выброс токсичных веществ предпри­ятием, расположенным на значительном удалении от места проявления его вредных последствий, зачастую проявляется на «безвинно» пострадавшей территории в результате действия экологических законов (например, розы ветров, когда в резуль­тате аварии в Чернобыле пострадали не только украинские ре­гионы, а в значительной мере и ряд областей России и Бело­руссии; отравление ценных пород рыб в реках бассейна Кас­пийского моря из-за сброса неочищенных стоков в их верховьях).

Организация специализированных прокуратур должна отве­чать требованиям системного подхода. Все они являются эле­ментами единой системы органов прокуратуры. Соответственно на каждую из них распространяются общие принципы органи­зации и деятельности прокуратуры. Военная и транспортные прокуратуры, прокуратуры войсковых частей представляют со­бой целостные подсистемы единой системы прокуратуры. При­родоохранные прокуратуры и прокуратуры но надзору за ис­полнением законов в исправительных учреждениях относятся к смешанным подсистемам, включающим деятельность террито­риальных прокуратур в сфере экологии и законности в испра­вительных учреждениях.

Совокупность органов транспортной прокуратуры возглавляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. В эту совокупность входят транспортные прокуратуры на правах областных и районных прокуратур. Они организу­ются применительно к организационной структуре Управле­ния железнодорожным транспортом и других транспортных систем.

Приказами Генерального прокурора РФ № 28 от 20.05.1998 г. «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышения эффективности их деятельности» и № 54 от 09.09. 2002 г. «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» на транспортных прокуроров возложен надзор за исполнением законов Мини­стерством путей сообщения РФ, Министерством транспор­та РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой РФ, Федеральной службой речного флота и входящими в них государственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также Госу­дарственным таможенным комитетом.

Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, со­блюдения прав и свобод человека и гражданина всеми пред­приятиями, учреждениями и организациями железнодорожно­го, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. К ведению транспортных прокуратур отнесено расследование дел о преступлениях, отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных непосредственно на соответствую­щих транспортных объектах, а также о преступлениях по служ­бе, совершенных работниками названных министерств и ве­домств, включая работников органов внутренних дел на транс­порте.

Вооруженные Силы РФ строятся не по территориальному принципу, поэтому территориальные прокуратуры не могут за­менить и подсистему военной прокуратуры. Военные прокуратуры возглавляет Главная военная проку­ратура, которая является структурным подразделением Гене­ральной прокуратуры РФ (см. приложение 5).

Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота и включают: Главную военную прокуратуру, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения, прокурату­ру Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Все пере­численные органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный проку­рор.

Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанав­ливает Генеральный прокурор РФ. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Заместитель Генерального прокурора РФ Главный военный прокурор, как и иные заместители, назначается на долж­ность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального про­курора РФ. Но в отличие от иных заместителей Генерального прокурора РФ, назначенных на неопределенный срок, Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Все военные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным про­курором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим про­курорам и Генеральному прокурору РФ.

Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, Службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную службу железнодорожных войск, Главное командование внутренних войск МВД РФ, на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других министерств и ведомств.

Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления предопределяют необходимость функ­ционирования прокуратур войсковых частей.

Прокуратура войсковой части является специализированной прокуратурой, действующей в закрытых административно-тер­риториальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях. Она, как и любая дру­гая прокуратура, осуществляет надзор за исполнением законов, исполняет иные возложенные па нее функции. Структура от­расли оборонного комплекса в силу его общефедерального характера не совпадает с административно-территориальным де­лением страны, что и предопределяет необходимость соответст­вующих организаций и специализированных прокуратур. Производственная инфраструктура и обслуживающие ее вой­сковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения служб ФСБ и мили­ции, поднадзорные прокуратуре.[26]

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за исполне­нием законов органами местного самоуправления, предпри­ятиями, организациями, учреждениями в закрытых админист­ративно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воински­ми формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств и ведомств.

Органы прокуратуры войсковых частей расследуют дела о всех преступлениях, совершенных на особо важных и особо ре­жимных объектах, а также за их пределами, если они непосред­ственно связаны с деятельностью этих объектов. Они расследу­ют и преступления, совершенные военными строителями и во­еннослужащими войсковых частей, прикомандированных к ним объектам.

Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в стра­не, существенное обновление экологического законодательст­ва, разработка многочисленных государственных федеральных, региональных и межрегиональных экологических программ предопределяют необходимость совершенствования всех на­правлений природоохранной деятельности прокуратуры, осу­ществляемой территориальными и специализированными про­куратурами.[27]

Специализированные природоохранные прокуратурысозда­ются там и тогда, где и когда территориальные прокуратуры са­мостоятельно не в состоянии по объективным причинам обес­печить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций и сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют при­родоохранные прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ (Волжская природоохранная прокуратура). В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.

Перечень объектов, поднадзорных Волжской природоохран­ной прокуратуре, определяется Волжским природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами республик и об­ластей. В состав Волжской природоохранной прокуратуры, дей­ствующей на правах прокуратуры субъекта Федерации, входят 15 межрайонных прокуратур, которые осуществляют надзор за исполнением законов на территории всего Волжского бассейна. Органы Волжской природоохранной прокуратуры осуществля­ют расследование преступлений, совершенных на объектах, отнесенных к их ведению.

Повышение эффективности деятельности прокуратуры в учреждениях уголовно-исполнительной системы может быть обеспечено путем согласованной деятельности специализированных и территориальных прокуратур ввиду ее однотипно­сти.[28]

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюде­нием законов при исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние законности при ис­полнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов Феде­рации.

На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением зако­нов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы администрацией этих учреждений, а также специаль­ными подразделениями по обеспечению безопасности объектов этой системы. Эти специализированные прокуратуры производят предва­рительное расследование преступлений, совершенных лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной сис­темы, а также преступлений по службе, совершенных работни­ками этих учреждений и специальных подразделений по обес­печению безопасности таких объектов.

Условием успешности деятельности по обеспечению закон­ности является надлежащее взаимодействие всей системы спе­циализированных прокуратур, а также взаимодействие с терри­ториальными прокуратурами.

Делая выводы, следует отметить, что изменения экономических, политических, социальных, экологических и иных условий развития общества и государст­ва могут повлечь необходимость упразднения одних специали­зированных прокуратур, выполнивших свои задачи, и создание специализированных прокуратур для осуществления надзора за исполнением законов в иных актуализировавшихся сферах пра­вовых отношений.



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Специализированные органы прокуратуры Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специализированные органы прокуратуры Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)