Проблемы и перспективы развития прокуратуры в России
Сегодня прокуратура – это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно – распорядительную базу, подготовленные кадры, материально – технические и иные условия для своей деятельности. Но что может вызывать неудовлетворенность, прежде всего, в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность прокуратуры.[39] По моему мнению, для упрочения роли и положения прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации следует предпринять ряд конкретных действий: - в Конституции Российской Федерации прокуратуре следует посвятить самостоятельную главу, в общей форме определив назначение прокуратуры, ее место в механизме государственной власти, закрепив ее функции, объекты прокурорского надзора; - установить в Конституции РФ, что о прокуратуре принимается не федеральный, а федеральный конституционный закон; закрепить в нем главное назначение прокуратуры — надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов; обозначить в Конституции принципы организации и деятельности прокуратуры (законность, единство, централизация, независимость, гласность), порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей; - определить в Конституции РФ право законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, а также аналогичные полномочия Генерального прокурора к законодательным органам субъектов Федерации; - изменить установленный ст. 129 Конституции РФ порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации (по согласованию с ее субъектами), так как это ставит прокуроров в прямую зависимость от органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, что противоречит одному из основополагающих принципов прокурорского надзора — независимости прокуроров от каких-либо органов власти и негативно сказывается на их деятельности; - дополнить действующий закон о прокуратуре статьей, определяющей полномочия прокурора при осуществлении сотрудничества с Европейским Судом по правам человека. В этой статье, в частности, следовало бы закрепить право Генерального прокурора во взаимодействии с Уполномоченным Российской Федерации в Европейском Суде в установленном порядке представлять необходимые материалы и заключения, а также участвовать в заседаниях Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел по жалобам граждан Российской Федерации; - дополнить ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» положением о том, что прокуратура РФ так же осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением норм ратифицированных в установленном порядке и вступивших в законную силу международных договоров Российской федерации. В заключении следует отметить то, что органам прокуратуры Российской федерации, используя надзорные полномочия, следует решительно противостоять правонарушениям в сфере конституционной законности, содействовать экономическим преобразованиям, эффективнее использовать ее правозащитный потенциал. Координируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, нужно сконцентрировать, их усилия на дальнейшей борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, иными формами организованной преступности, любыми посягательствами на основы конституционного строя, на профилактике этих и других правонарушений. Естественно, что основным фактором роста авторитета является повышение эффективности и качества деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью, обеспечению законности и правопорядка в стране. [40] В целях укрепления общественного доверия к органам прокуратуры Российской Федерации следует добиваться большей открытости ее для нашего общества, прозрачности стратегии и практических действий по борьбе с преступностью и нарушениями законности. В этих целях необходимо выработать долговременную информационную политику, предусматривающую расширение связи всех звеньев прокуратуры Российской Федерации с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.[41] Таким образом, реформирование прокуратуры не принесет ущерба для государства и общества лишь в том случае, если оно будет проводиться по мере стабилизации правопорядка и становления правового государства, повышения правовой культуры и усиления саморегулирующих начал жизни общества, формирования полноценных институтов правового государства. Заключение Прокуратура Российской Федерации – многофункциональный орган, что обусловлено направленностью ее деятельности на обеспечение единого законодательного и единообразного правоприменительного пространства на всей территории страны. Делая выводы, следует отметить, как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура подвержена изменениям, которые должны соответствовать направлениям развития общества и государства на переходном этапе. По какому пути пойдет в будущем развитие Российской прокуратуры — зависит от многих факторов, и в первую очередь от таких: • будет ли в России проводиться политика, отвечающая национальным интересам, преобладать национальная идея, направленная на всяческое усиление государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и военной мощи; • как в будущем пойдет процесс становления новой российской государственности, развития федеративных отношений и, в частности, какой объем прав получат субъекты РФ и какие полномочия останутся за центром, и как это скажется на структуре законодательства; • по каким направлениям будет идти судебная реформа и к каким позитивным результатам она может привести в плане защиты прав и свобод граждан, как будут перераспределяться правозащитные полномочия между судами, прокуратурой и другими правоохранительными и иными органами; • будет ли учитываться позитивный опыт организации и деятельности Российской прокуратуры, накопленный ею за многие десятилетия своего существования. Следует отметить, что дальнейшее развитие получат все отрасли надзора и участки деятельности прокуратуры, однако в зависимости от происходящих в стране преобразований, новых задач, встающих перед обществом, будут уточняться приоритеты, задачи, пределы отраслей надзора и участков деятельности прокуратуры, полномочия прокуроров. Все более приоритетное значение будет приобретать международное сотрудничество Прокуратуры РФ с органами прокуратуры, иными правоохранительными органами зарубежных стран, международными организациями. Можно предположить, что в будущем более полно будет востребован правозащитный потенциал российской прокуратуры, задействованы имеющиеся здесь резервы. Повышению роли прокуратуры как надзорного правозащитного органа, а, следовательно, повышению эффективности ее многогранной деятельности в наибольшей мере могли бы способствовать повышение правового статуса как самой прокуратуры, так и ее работников, полное проведение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора, наделение прокуроров дополнительными полномочиями, т.е. дальнейшее развитие законодательства, регулирующего прокурорский надзор. В этой связи представляется крайне необходимым в Конституцию РФ вместо ст. 129, посвященной прокуратуре и входящей в гл. 7 «Судебная власть», включить самостоятельную главу «Прокуратура Российской Федерации»,в которой изложить задачи, структуру, основные направления деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров и освобождения их от должностей, отказавшись от института согласования назначения прокуроров субъектов РФ с ее субъектами, наделить Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы, а также правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, закрепить, что организация и деятельность прокуратуры РФ определяются федеральным конституционным законом. Этот закон мог бы воспроизвести основные положение ныне действующего закона о прокуратуре. В нем следовало бы более обстоятельно изложить структуры прокуратур, полномочия прокуроров всех звеньев, посвятив этому такие самостоятельные главы, как: «Генеральная прокуратура Российской Федерации», «Прокуратуры субъектов Российской Федерации», «Районные прокуратуры» и другие главы, хотя бы в кратком виде закрепить процедурные вопросы деятельности прокуроров по отраслям надзора, их правовое положение при участии в судах, более подробно регламентировать в специальной главе вопросы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Таким образом, реализация этих и иных законодательных мер, несомненно, положительно сказалась бы на состоянии работы органов прокуратуры, что в свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране.
Список использованной литературы Нормативная литература 1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: заключена в Минске 22.01.1993 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993//база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 (в ред. от 29.12.2004) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 ( в ред. от 11.11.2004 ) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 (в ред. от 09.05.2005) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 (в ред. от 01.06.2005) // база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 7. Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 № 2202-1 ( в ред. от 22.08.2004) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 8. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 9. Федеральный закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 22.08.2004) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 10. Федеральный закон РФ «О счетной палате РФ» от 11.01.1995 № 4-ФЗ ( в ред. от 01.12.2004) // база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 11. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 №5-ФЗ (в ред. от 22.10.1999) // база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 12. Федеральный закон РФ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999 № 190-ФЗ // база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 13. Приказ Генерального прокурора РФ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» от 09.09.2002 № 54 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 14. Приказ Генерального прокурора РФ «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышения эффективности их деятельности» от 20.05.1998 № 28 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 15. Приказ Генерального прокурора РФ «Об утверждении структуры Генеральной прокуратуры РФ» от 05.02.1996 № 12 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 16. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» от 05.07.2002 № 39 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 17. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» от 03.06.2002 № 28 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 18. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» от 05.08.2003 № 27 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 19. Приказ Генерального прокурора РФ «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей» от 08.07.98 № 45 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 20. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 22.05.96 № 30//база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». 21. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» от 18.06.97 № 31 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс». Научная и иная литература 22. Алексеев А. Прокуратура как институт государственной власти// Уголовное право. – 2002 № 2 С.95 – 101. 23. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора, М.: Зерцало, 2000- 512с. 24. Бессарабов В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля, М.: НИИ Прокуратуры, 1999. 25. Бессарабов В.Г. Прокуратура российской Федерации и состояние законности в стране//Журн. рос. Права. – 2003 № 9 С.14 -23. 26. Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития, М., 2002. 27. Мыценков А. Прокуратура. Проблемы развития// Законность. – 2000 № 1 С.4-7. 28. Настольная книга прокурора. Коллектив авторов под ред. С.И. Герасимова, М., 2002 - 840с. 29. Протопопов А.Л. Функции прокуратуры// Изв. Вузов. Правоведение. – 2000 № 6 С.169 – 178. 30. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум /Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Экзамен, 2004 - 544с. 31. Прокурорский надзор: учебник для вузов /Под ред. Ю.Е. Винокурова, М.: Высшее образование, 2005 - 459с. 32. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева, М.: Норма, 2005 - 465с. 33. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустяна, М.: Юнити-дана, 2004 - 399с. 34. Прокурорский надзор в РФ: учебник для вузов/Под ред. А.А. Чувилева, М.: Юрист, 2000 - 400с. 35. Российский прокурорский надзор /Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2001- 384с. 36. Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации, М., 1996. 37. Шобухин В.Ю. Прокуратура в государственном механизме//Рос. юрид. журн. – 2005 № 2 С.31 - 34. [1] См.: Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора, М.-Зерцало, 2000 - С. 22. [2] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 45. [3] Там же - С.46. [4] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Галустяна О.А., М.: Юнити –дана, 2004 – С.24. [5] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 46.
[6] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Галустяна О.А., М.: Юнити –дана, 2004 – С. 31.
[7] См.: Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора, М.: Зерцало, 2000 - С. 30.
[8] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С.47 – 48.
[9] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С.36-37.
[10] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С.50. [11] См.: Курс лекций и практикум / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Экзамен, 2004 – С. 37. [12] Там же - С.39. [13] См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А.А., М.: Юрист, 2000 – С. 43. [14] Там же - С.45. [15] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 57.
[16]См.: Российский прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я. М.: Норма, 2001 - С.47. [17] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 59. [18] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С.25. [19] См.: Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры РФ. М.,1996 - С.51. [20] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 61. [21] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С. 26. [22] См.: Шобухин В.Ю. Прокуратура в государственном механизме//Рос. юрид. журн. – 2005 №2 С. 31-34. [23] См.: Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры РФ. М.,1996 – С. 57.
[24] См.: Алексеев А. Прокуратура как институт государственной власти//Уголовное право – 2002 №2 С.95-101. [25] См.: Бессарабов В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М.: НИИ Прокуратуры, 1999 – С. 83. [26] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 96. [27] Там же – С. 97-98. [28] См.: Прокурорский надзор /Под ред. Галустяна О.А., М.: Юнити –дана, 2004 – С.67.
[29] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С. 72-73. [30]См.: Российский прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2001 – С.85.
[31] См.: Протопопов А.Л. Функции прокуратуры//Правоведение. – 2000 №6 С. 169-178. [32] См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А.А., М.: Юрист, 2000 – С. 133. [33] См.: Курс лекций и практикум /Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Экзамен, 2004 – С. 164. [34] См.: Прокурорский надзор /Под ред. Галустяна О.А., М.: Юнити –дана, 2004 – С.107. [35] См.: Бессарабов В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М.: НИИ Прокуратуры, 1999 – С. 129. [36]См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С.365. [37] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 72. [38] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С.96.
[39] См.: Бессарабов В.Г. Прокуратура в российской федерации и состояние законности в стране//Журн.рос.права – 2003 №9 С.15. [40]См.: Бессарабов В.Г. Прокуратура в российской федерации и состояние законности в стране//Журн.рос.права – 2003 №9 С.23. [41] См.: Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития// Законность - 2000 №1 С. 7.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |