Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы развития прокуратуры в России



2019-12-29 402 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития прокуратуры в России 0.00 из 5.00 0 оценок




    Сегодня прокуратура – это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно – распорядительную базу, подготовленные кадры, материально – технические и иные условия для своей деятельности. Но что может вызывать неудовлетворенность, прежде всего, в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность прокуратуры.[39]

По моему мнению, для упрочения роли и положения прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации следует предпринять ряд конкрет­ных действий:

- в Конституции Российской Федерации прокуратуре следует посвятить самостоятельную главу, в об­щей форме определив назначение прокуратуры, ее место в механиз­ме государственной власти, закре­пив ее функции, объекты проку­рорского надзора;

- установить в Конституции РФ, что о прокуратуре принимается не федеральный, а федеральный кон­ституционный закон; закрепить в нем главное назначение прокура­туры — надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории за­конов; обозначить в Конституции принципы организации и деятель­ности прокуратуры (законность, единство, централизация, незави­симость, гласность), порядок назна­чения на должность и освобожде­ния от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;

- опре­делить в Конституции РФ право законодательной инициативы Гене­рального прокурора РФ, а также аналогичные полномочия Генераль­ного прокурора к законодательным органам субъектов Федерации;

- изменить установленный ст. 129 Конституции РФ порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации (по  согласованию с ее субъектами), так как это ставит прокуроров в пря­мую зависимость от органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, что противоречит одному из основополагающих принципов прокурорско­го надзора — независимости про­куроров от каких-либо органов вла­сти и негативно сказывается на их деятельности;

- дополнить действующий закон о прокуратуре статьей, определя­ющей полномочия прокурора при осуществлении сотрудничества с Европейским Судом по правам человека. В этой статье, в частности, следовало бы закрепить право Генерального про­курора во взаимодействии с Уполномоченным Российской Федера­ции в Европейском Суде в установленном порядке представлять не­обходимые материалы и заключе­ния, а также участвовать в засе­даниях Европейского Суда по пра­вам человека при рассмотрении дел по жалобам граждан Российской Федерации;

- дополнить ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» положением о том, что прокуратура РФ так же осуществляет от имени Российской Федерации над­зор за ис­полнением норм ратифицированных в установленном порядке и вступивших в законную силу меж­дународных договоров Российской федерации.

В заключении следует отметить то, что органам прокуратуры Российской федерации, используя надзорные полномочия, следует решительно противостоять правонарушениям в сфере конституционной законности, содействовать экономическим пре­образованиям, эффективнее ис­пользовать ее правозащитный по­тенциал.

Координируя деятельность пра­воохранительных органов по борь­бе с преступностью, нужно скон­центрировать, их усилия на даль­нейшей борьбе с терроризмом, экс­тремизмом, коррупцией, иными формами организованной преступ­ности, любыми посягательствами на основы конституционного строя, на профилактике этих и других правонарушений.

Естественно, что основным фак­тором роста авторитета является повышение эффективности и каче­ства деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью, обеспече­нию законности и правопорядка в стране. [40]

В целях укрепления обществен­ного доверия к органам прокурату­ры Российской Федерации следует добиваться большей открытости ее для нашего общества, прозрачнос­ти стратегии и практических дей­ствий по борьбе с преступностью и нарушениями законности. В этих це­лях необходимо выработать долговременную информационную поли­тику, предусматривающую расши­рение связи всех звеньев прокура­туры Российской Федерации с ин­ститутами гражданского общества и средствами массовой информации.[41]

Таким образом, реформирование прокуратуры не принесет ущерба для государства и общества лишь в том случае, если оно будет проводиться по мере стабилизации правопорядка и становления правового государства, повышения правовой культуры и усиления саморегулирующих начал  жизни общества, формирования полноцен­ных институтов правового государства.

Заключение

    Прокуратура Российской Федерации – многофункциональный орган, что обусловлено направленностью ее деятельности на обеспечение единого законодательного и единообразного правоприменительного пространства на всей территории страны. 

Делая выводы, следует отметить, как и другие государственно-правовые структуры, про­куратура подвержена изменениям, которые должны соот­ветствовать направлениям развития общества и государства на переходном этапе.

По какому пути пойдет в будущем развитие Российской прокуратуры — зависит от многих факторов, и в первую очередь от таких:

• будет ли в России проводиться политика, отвечающая национальным интересам, преобладать национальная идея, направленная на всяческое усиление государства, его цело­стности, экономической, интеллектуальной и военной мощи;

• как в будущем пойдет процесс становления новой рос­сийской государственности, развития федеративных отно­шений и, в частности, какой объем прав получат субъекты РФ и какие полномочия останутся за центром, и как это ска­жется на структуре законодательства;

• по каким направлениям будет идти судебная реформа и к каким позитивным результатам она может привести в пла­не защиты прав и свобод граждан, как будут перераспреде­ляться правозащитные полномочия между судами, прокура­турой и другими правоохранительными и иными органами;

• будет ли учитываться позитивный опыт организации и деятельности Российской прокуратуры, накопленный ею за многие десятилетия своего существования.

Следует отметить, что дальнейшее развитие получат все отрасли надзора и уча­стки деятельности прокуратуры, однако в зависимости от происходящих в стране преобразований, новых задач, вста­ющих перед обществом, будут уточняться приоритеты, за­дачи, пределы отраслей надзора и участков деятельности прокуратуры, полномочия прокуроров.

Все более приоритетное значение будет приобретать международное сотрудничество Прокуратуры РФ с органа­ми прокуратуры, иными правоохранительными органами зарубежных стран, международными организациями.

Можно предположить, что в будущем более полно будет вос­требован правозащитный потенциал российской прокура­туры, задействованы имеющиеся здесь резервы. Повыше­нию роли прокуратуры как надзорного правозащитного органа, а, следовательно, повышению эффективности ее многогранной деятельности в наибольшей мере могли бы способствовать повышение правового статуса как самой прокуратуры, так и ее работников, полное проведение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора, наделение прокуроров дополнительными полномочиями, т.е. дальнейшее развитие законодательства, регулирующе­го прокурорский надзор.

В этой связи представляется крайне необходимым в Кон­ституцию РФ вместо ст. 129, посвященной прокуратуре и входящей в гл. 7 «Судебная власть», включить самостоя­тельную главу «Прокуратура Российской Федерации»,в ко­торой изложить задачи, структуру, основные направления деятельности прокуратуры, порядок назначения на должнос­ти прокуроров и освобождения их от должностей, отказав­шись от института согласования назначения прокуроров субъектов РФ с ее субъектами, наделить Генерального про­курора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы, а также правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, закрепить, что организация и деятельность прокуратуры РФ определяются федеральным конституционным законом.

Этот закон мог бы воспроизвести основные положение ныне действующего закона о прокуратуре. В нем следовало бы более обстоятельно изложить структуры прокуратур, полномочия прокуроров всех звеньев, посвятив этому такие самостоятельные главы, как: «Генеральная прокуратура Российской Федерации», «Прокуратуры субъектов Россий­ской Федерации», «Районные прокуратуры» и другие главы, хотя бы в кратком виде закрепить процедурные вопросы де­ятельности прокуроров по отраслям надзора, их правовое положение при участии в судах, более подробно регламен­тировать в специальной главе вопросы координации дея­тельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Таким образом, реализация этих и иных законодательных мер, несомнен­но, положительно сказалась бы на состоянии работы орга­нов прокуратуры, что в свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране.

 

Список использованной литературы

Нормативная литература

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: заключена в Минске 22.01.1993 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993//база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Фе­дерации от 14.11.2002 (в ред. от 29.12.2004) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 ( в ред. от 11.11.2004 ) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федера­ции от 08.01.1997 (в ред. от 09.05.2005) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федера­ции от 18.12.2001 (в ред. от 01.06.2005) // база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

7. Федеральный за­кон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 № 2202-1 ( в ред. от 22.08.2004) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

8. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

9. Федеральный закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 22.08.2004) //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

10. Федеральный закон РФ «О счетной палате РФ» от 11.01.1995 № 4-ФЗ ( в ред. от 01.12.2004) // база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

11. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 №5-ФЗ (в ред. от 22.10.1999) // база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

12. Федеральный закон РФ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999 № 190-ФЗ // база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

13. Приказ Генерального прокурора РФ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» от 09.09.2002 № 54 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

14. Приказ Генерального прокурора РФ «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышения эффективности их деятельности» от 20.05.1998 № 28 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

15. Приказ Генерального прокурора РФ «Об утверждении структуры Генеральной прокуратуры РФ» от 05.02.1996 № 12 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

16. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» от 05.07.2002 № 39 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

17. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» от 03.06.2002  № 28 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

18. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» от 05.08.2003 № 27 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

19. Приказ Генерального прокурора РФ «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию обще­ственных связей» от 08.07.98 № 45 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

20. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 22.05.96 № 30//база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

21. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за предваритель­ным следствием и дознанием» от 18.06.97 № 31 //база данных Информационно – правовой системы «Консультант – Плюс».

Научная и иная литература

22. Алексеев А. Прокуратура как институт государственной власти// Уголовное право. – 2002 № 2 С.95 – 101.

23. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора, М.: Зерцало, 2000- 512с.

24. Бессарабов В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля, М.: НИИ Прокуратуры, 1999.

25. Бессарабов В.Г. Прокуратура российской Федерации и состояние законности в стране//Журн. рос. Права. – 2003 № 9 С.14 -23.

26. Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития, М., 2002.

27. Мыценков А. Прокуратура. Проблемы развития// Законность. – 2000 № 1 С.4-7.

28. Настольная книга прокурора. Коллектив авторов под ред. С.И. Герасимова, М., 2002 - 840с.

29. Протопопов А.Л. Функции прокуратуры// Изв. Вузов. Правоведение. – 2000 № 6 С.169 – 178.

30. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум /Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Экзамен, 2004 - 544с.

31. Прокурорский надзор: учебник для вузов /Под ред. Ю.Е. Винокурова, М.: Высшее образование, 2005 - 459с.

32. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева, М.: Норма, 2005 - 465с.

33. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустяна, М.: Юнити-дана, 2004 - 399с.

34. Прокурорский надзор в РФ: учебник для вузов/Под ред. А.А. Чувилева, М.: Юрист, 2000 - 400с.

35. Российский прокурорский надзор /Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2001- 384с.

36. Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации, М., 1996.

37. Шобухин В.Ю. Прокуратура в государственном механизме//Рос. юрид. журн. – 2005 № 2 С.31 - 34.


[1] См.: Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора, М.-Зерцало, 2000 - С. 22.

[2] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 45.

[3] Там же - С.46.

[4] См.: Прокурорский надзор  / Под ред. Галустяна О.А., М.: Юнити –дана, 2004 – С.24.

[5] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 46.

 

[6] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Галустяна О.А., М.: Юнити –дана, 2004 – С. 31.

 

[7] См.: Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора, М.: Зерцало, 2000 - С. 30.

 

[8] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С.47 – 48.

 

[9] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С.36-37.

 

[10] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С.50.

[11] См.: Курс лекций и практикум / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Экзамен, 2004 – С. 37.

[12] Там же - С.39.

[13] См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А.А., М.: Юрист, 2000 – С. 43.

[14] Там же - С.45.

[15] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 57.

 

[16]См.: Российский прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я. М.: Норма, 2001 - С.47.

[17] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 59.

[18] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С.25.

[19] См.: Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры РФ. М.,1996 - С.51.

[20] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 61.

[21] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С. 26.

[22] См.: Шобухин В.Ю. Прокуратура в государственном механизме//Рос. юрид. журн. – 2005 №2 С. 31-34.

[23] См.: Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры РФ. М.,1996 – С. 57.

 

[24] См.: Алексеев А. Прокуратура как институт государственной власти//Уголовное право – 2002 №2 С.95-101.

[25] См.: Бессарабов В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М.: НИИ Прокуратуры, 1999 – С. 83.

[26] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 96.

[27] Там же – С. 97-98.

[28] См.: Прокурорский надзор /Под ред. Галустяна О.А., М.: Юнити –дана, 2004 – С.67.

 

[29] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С. 72-73.

[30]См.: Российский прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2001 – С.85.

 

[31] См.: Протопопов А.Л. Функции прокуратуры//Правоведение. – 2000 №6 С. 169-178.

[32] См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А.А., М.: Юрист, 2000 – С. 133.

[33] См.: Курс лекций и практикум /Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Экзамен, 2004 – С. 164.

[34] См.: Прокурорский надзор /Под ред. Галустяна О.А., М.: Юнити –дана, 2004 – С.107.

[35] См.: Бессарабов В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М.: НИИ Прокуратуры, 1999 – С. 129.

[36]См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С.365.

[37] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Сухарева А.Я., М.: Норма, 2005 – С. 72.

[38] См.: Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е., М.: Высшее образование, 2005 – С.96.

 

[39] См.: Бессарабов В.Г. Прокуратура в российской федерации и состояние законности в стране//Журн.рос.права – 2003 №9 С.15.

[40]См.: Бессарабов В.Г. Прокуратура в российской федерации и состояние законности в стране//Журн.рос.права – 2003 №9 С.23.

[41] См.: Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития// Законность - 2000 №1 С. 7.



2019-12-29 402 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития прокуратуры в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы развития прокуратуры в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)