Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1.       Восточная Европа в Древности



2020-02-03 503 Обсуждений (0)
Тема 1.       Восточная Европа в Древности 0.00 из 5.00 0 оценок




Объект и предмет изучения. Задачи курса

Объектом изучения курса История является процесс формирования и развития общества на территории  нашего края – Донецкого бассейна.

· Донбасс – это земли Среднего Подонцовья и Северного Приазовья; до недавнего времени большая их часть входила в состав Донецкой и Луганской областей. Специалисты, изучающие наш край, используют и такие термины: Подонье; Малый (Старый) Донбасс, Большой Донбасс.

 

            Донецкий бассейн (Малый и Большой Донбасс)

 

· На формирование и развитие общества в нашем крае оказывали (и оказывают) большое влияние несколько факторов. Первый –природно-климатический фактор. В Донбассе представлены две географические зоны – степная и лесостепная. Тут преобладают плодородные почвы (чернозем), основа развития зернового хозяйства и технических культур. В степи сохраняются хорошие условия для развития животноводства.

Донецкий бассейн богат полезными ископаемыми, они составляют основу развития отечественного промышленного производства. До начала XXI века наш край был наиболее развитым индустриальным регионом Украины. 

 Через этот регион издавна проходили важные торговые пути из Европы в Азию, с севера Европы на юг. Он и сейчас сохраняет высокий транзитный потенциал. Донбасс имеет непосредственный выход в Азовское море. Главные реки бассейна – Северский Донец, Самара, Волчья, Кальмиус – принадлежат бассейнам Черного и Азовского морей.

· Второй фактор. В силу исторических обстоятельств земли Среднего Подонцовья и Северного Приазовья стали регионом межэтнического взаимодействия представителей многих народов. Они - носители различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены периоды их сложных отношений (монголо-татарское нашествие и появление «Дикого поля», агрессия крымских татар и вытеснение ими православного, земледельческого населения). Исторические условия, в которых происходили процессы становления Донецкого бассейна, способствовали формированию многонационального, многоконфессионального состава населения края. К настоящему времени в Донбассе сложилась устойчивая межэтническая общность.

· Третий фактор. В XVII в. Среднее Подонцовье и Северное Приазовье было российско-украинским пограничьем. Речь Посполита, в состав которой тогда входили украинские земли, не решала проблем защиты этого региона от внешней агрессии (крымских татар). Российское же государство проявляло повышенную заинтересованность в защите своих юго-восточных границ и в выходе к Азовскому морю.

Так земли Донецкого края приобрели геополитическое значение. В конце XVIII в. Донбасс стал частью Новороссии, нового макрорегиона Российской империи, своеобразного локомотива модернизационных процессов ХІХ-ХХ вв.

· В силу всего выше сказанного предмет изучения курса История составляют закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбассав контексте истории России и Украины.

· Задачи учебного курса можно определить как познавательные и воспитательные. Изучение истории Донецкого региона не только углубляет знания студентов, расширяет их кругозор, но и способствует формированию их гражданственности –  как патриотов  своего Отечества.

Вопросы методологии

Методология – это наука о закономерностях, принципах и методах изучения истории.

· С давних времён многие мыслители пытались найти ответ на вопрос: что движет историческим процессом? Какие базовые законы определяют ход истории, эволюцию общества, государств, цивилизаций? Существует два подхода к пониманию исторического процесса: идеалистический и материалистический.

Сторонники первого считают, что миром (и историей) правит Божественное провидение (Всемирный Разум); что мир, созданный им, статичен, он существует в заданных Богом статичных формах; и разнообразие форм  предопределяет разнообразие мира.

Сторонники второго утверждают, что движущей силой истории есть материальный интерес Человека, общества (в основе всех процессов, происходящих в обществе, государстве, цивилизациях, лежат экономические процессы). Мир диалектичен, утверждают эти ученые, он находится в постоянном развитии. Каждое явление проходит три стадии развития – становление, кульминацию и стадию упадка (заката).

· В исторической науке выработаны определенные правилапринципы проведения научного исследования или изучения  исторических явлений (событий).

Важнейший из них – принцип историзма.Он требует рассматривать каждое историческое явление:

 - в конкретных исторических условиях, в каких оно существовало;

 -обязательно учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность данного явления и исторических условий;

 - каждое явление следует изучать в развитии, т.е. как оно возникло, через какие этапы развития оно прошло, что представляло собой в конце своего развития.

Следуя принципу историзма, мы сможем получить более-менее реальную картину прошлого; в противном случае воссозданная картина будет далека от этого, а сделанные выводы – ошибочны.

Принцип объективности.Он предполагает непредвзятый подход исследователя к оценке каждого исторического явления или личности. Независимо от личных симпатий или антипатий историк обязан объективно раскрыть все (положительные и отрицательные) стороны изучаемого явления.

Объективность не сводится к нейтральности позиций историка. Он вправе доказывать свою точку зрения, но при этом его выводы во многом зависят от полноты и широты знаний исследователя, от того, сможет ли он не попасть под влияние сиюминутной  политической  конъюнктуры.

 Принцип научности. Его сущность заключается в том, что основу исследования должны составлять только те факты или явления, существование которых научно доказано. Исследование не может строиться на домыслах и слухах; в противном случае в результате научный поиск будет подменен фантазиями автора или сочинением художественного произведения.

Принцип системности. Картину прошлого историки изучают как целостную картину, учитывая всё многообразие составляющих, то есть как систему, включающую социально-экономическую, общественно-политическую и духовную сферы жизни общества. Все составляющие взаимосвязаны. Изучение какой-либо сферы без учета изменений в другой сфере не позволит воссоздать цельную и реальную картину прошлого в целом. Принцип системности дает возможность изучать историю каждой страны как целостную систему и одновременно обеспечивает глубокое исследование каждой ее сферы. Последняя также рассматривается как система.

Принцип социального подхода. Общество многослойно, оно состоит из разных социально-классовых групп. Их представители являются носителями интересов своей группы. Поэтому они выражают и защищают интересы той социально-классовой группы, к которой принадлежат. Это обязательно нужно учитывать в изучении исторического прошлого.

·   Под методом исследования подразумевают совокупность мыслительных приёмов  или способов изучения. Существует целая система методов познания.

·  Различают общенаучные методы, которые используют во многих отраслях знаний, и специальные, используемые в конкретной научной отрасли.

В качестве общенаучных методов используют метод сравнения, метод обобщения, аналитико-синтетический, логический, статистический  и другие способы.

К конкретно-историческим (специальным) методам относят проблемно-хронологический, метод ретроспективного анализа, метод периодизации, описательный  и другие методы познания.

 3. Периодизация истории

 

Общество в своем развитии проходит через определенные этапы или периоды. Переходя из одного этапа в другой, общество совершает качественный «скачок». Это проявляется в том, что во всех сферах жизни общества происходят важные, принципиальные изменения. Периодизация истории – это условное деление исторического процесса на хронологические периоды, соответственно их отличительным характеристикам.

Отечественная история является частью всемирной истории. Поэтому Отечественная история, как и всемирная история, имеет такую периодизацию:

- Эпоха (период) Древности охватывает исторические события с древнейших времен - до V І I І в. н.э.

- Эпоха (период) Средневековья охватывает исторические события с VII І в. – до середины XVII в.

- К эпохе Нового времени относятисторические события второй половины XVII в. – ХІХ в.

-  К эпохе  Новейшего времени  относят исторические события  ХХ в.

- События конца ХХ – начала ХХ I в. относят к периоду Современнойистории.

Тема 1.       Восточная Европа в Древности

                  (с древнейших времен до VIII в. н.э.)

План:   

1. Первобытнообщинный строй. Памятники древней эпохи в нашем крае.

2. Мир античности и наш край.

3. Великое переселение народов и историческая судьба Среднего Подонцовья и Северного Приазовья.



2020-02-03 503 Обсуждений (0)
Тема 1.       Восточная Европа в Древности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1.       Восточная Европа в Древности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)