Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Установки русской культуры



2020-02-03 294 Обсуждений (0)
Установки русской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Установки, характерные для русской культуры Противоположные установки
q Коллективизм ü Индивидуализм
q Бескорыстие, духовность, непрактичность ü Расчет, утилитаризм, практическая активность
q Экстремизм, гиперболизм ü Умеренность, «теория малых дел»
q Фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости от нее всей жизни граждан ü Ограничение прав государства, независимость частной жизни от властей
q Русский патриотизм ü Космополитизм

В советское время такая же направленность в понимании существа культуры – не только в религиозном, но и в светском смысле – была присуща С.С. Аверинцеву, М.М. Бахтину, Д.С. Лихачеву, А.Ф. Лосеву.

Д.С. Лихачев, говоря о ценностях отечественной культуры, выделял заботу о других, искренность, любовь, честь, порядочность[3] и т.д. Таким образом, утверждалось гуманистически–ценностное понимание культуры.

В послевоенное время активно развивавшаяся отечественная культурология основывалась на марксистской философии – диалектическом и историческом материализме.

Сосуществует множество разных определений и пониманий культуры, что свидетельствует как о сложности самого феномена, так и о недостаточной развитости теоретических представлений о нем.

Чаще всего в современной науке и практике под культурой понимают совокупность социально приобретенных из поколения в поколение значимых символов, идей и ценностей, норм и правил поведения и их материальных носителей, посредством которых люди организуют свою деятельность.

На протяжении всей истории человеческого общества право выступает в качестве универсального средства межличностного общения, обеспечивающего необходимые условия для социального бытия.

Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности.

Эти нормы поведения передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной науке они называются «обычное право», т. е. целая система родоплеменных обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство, как инструмент его управления. Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию общеобязательных правил поведения (норм). Государство, признавая или устанавливая их, само вводило себя в эти рамки. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения и получило наименование право[4].

В разных государствах право не только проявляется в разных формах, но и имеет разное содержание, как правило, соответствующее уровню развития общества, отражающее глубинные процессы, происходящие в нем, являющееся частью его культуры. Но в праве могут быть и элементы случайные, неорганические, которые хотя и являются также элементами культуры, но скорее говорят о ее определенной слабости и пробелах.

В разных обществах иерархическое место права в системе социальных ценностей разное: в одних обществах оно представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе моральные и религиозные; в других – оттесняется на второй план и играет роль вспомогательную.

Существуют различные подходы к определению роли права в жизни общества, его культурной среде.

В правовых учениях западной ориентации (индивидуалистической правовой культуры) господствует точка зрения, что право является и главным средством и целью общественного развития. С этих позиций утверждается, что для того, чтобы достичь социального совершенства, необходимо иметь совершенные, правовые законы. Имея совершенные законы, можно достичь идеала правового государства, а, следовательно, создать совершенное общество. Отношения, построенные на естественно-правовых и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни любого социума.

В правовых учениях коллективистской (традиционной) правовой культуры право часто рассматривается лишь как один из способов, при помощи которого можно решать ограниченные социальные задачи. Выше права находятся мораль и религия, которые сплачивают народ в единый духовный организм. Право, в этом контексте, понимается как узаконенный эгоизм, как то, что по своей сути разграничивает, разделяет интересы субъектов, поэтому делается вывод о необходимости стремиться не к праву, а к тому, что людей объединяет – к социальному служению во имя общего блага, то есть к жизни по совести, а не по закону только. Поэтому не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является в этом случае социальным идеалом.

Традиционалистское восприятие ценности права исторически более соответствует российскому общественному правосознанию. Русская дореволюционная правовая мысль в лице В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева и др. пришла к важному выводу о том, что хотя право и может служить разным целям, в том числе чисто эгоистическим (индивидуальным или классовым), его подлинное, нравственное предназначение заключается в том, чтобы быть одной из важнейших социальных предпосылок на пути к духовно зрелому обществу.

Право исторически приобрело ряд социально значимых свойств, которые сделали его социокультурным явлением[5]. Они выражаются в следующем:

во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях;

во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений;

в-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер;

в-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости;

в-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: эффективная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях[6]. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую, культурно-историческую, коммуникативную и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных специально-юридических функций:

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц.

Она реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Эта функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Она реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

4. Оценочная (аксиологическая) функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.

Кроме того, право имеет и второстепенные, вспомогательные функции: компенсационные, ограничительные, восстановительные.

В условиях цивилизации право в обществе - это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.

Право с его свойствами часто использовалось как орудие, инструмент, средство для решения разнообразных задач различными субъектами социальной жизни — и государством, и церковью, и общественными объединениями, и гражданами[7].

В идеале право может стать инструментом и в руках граждан, отдельного человека (в основном через институты правосудия, иные формы обеспечения прав человека). Именно тогда право достигает наиболее высокой по современным стандартам ступени развития — становится правом развитого гражданского общества.

Иной аспект проявления ценности права состоит в том, что оно является опосредующим звеном при реализации других общественных ценностей — различных экономических институтов, управления, народовластия, морали, культуры, средством их воплощения в жизнь.

Право обладает свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени.

Следовательно, право как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор — это, прежде всего ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов (государства, социального управления, морали и пр.), иных социальных благ.

Самым общим образом ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп[8].

Для государства это заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

Ценность права проявляется и через свои внутренние ценности, накопленные всей историко-правовой действительностью. Важным среди них являются правовые принципы, которые передаются из поколения в поколение, влияя на законодательство, правоприменительную практику[9]. Они положены в основу обучения и воспитания юристов, должностных лиц, законопослушных граждан.

Наибольшее значение имею такие правовые принципы:

а) равенство перед законом и судом – предполагает формального провозглашения в законе нормы о равенстве всех граждан независимо от расовой либо национальной принадлежности, социального положения, отношения к религии;

б) законность - предполагает верховенство закона в жизни общества и прежде всего Конституции;

в) независимость суда и его подчинение только закону – означает, что при принятии конкретного судебного решения в деятельность суда не могут вмешиваться ни органы законодательной и исполнительной власти, ни судебное начальство, ни общество;

г) гуманизм - отношение к человеку как высшей ценности общества.

Наряду с общеправовыми принципами, рассматриваемыми нами, в каждой отрасли права имеются свои отраслевые принципы, как, например, принцип состязательности в гражданском и уголовном судопроизводстве, принцип преимущественной защиты интересов несовершеннолетних детей в семейном праве и другие.

Вечной ценностью для человечества является свобода – т.е. возможность поступать так, как хочется, способность делать или не делать что-либо в соответствии со своими желаниями и убеждениями.

В праве социальная свобода в той или иной мере отражают единство свободы воли и упорядоченности общественных отношений, ответственности. Онизаложены в субъективных правах, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путем они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернуться неконтролируемым действием, произволом, ничем не ограниченной вольницей, хаосом.

Наряду со свободой важнейшим признаком правовой культуры общества является равенство. Понятие равенства включает две стороны или два компонента: юридическое равенство, заключающееся в гарантируемой законом возможности действовать в известных пределах (т.е. не нарушая закон) по собственному усмотрению, и создание для каждого человека условий, позволяющих действовать в соответствии со своей свободной волей, т.е. известное равенство условий.

Одинаковую правоспособность, предоставление гражданам равных прав стали называть формальным равенством. Но в этой связи особое внимание уделялось проблеме выравнивания условий. Чтобы превратить равенство из формального в фактическое, нужно допустить определенное юридическое неравенство. Оно вполне морально и справедливо, когда устанавливается в пользу людей, находящихся в неблагоприятных условиях, бедных, больных.

Ценностью особого рода является справедливость. Известный итальянский юрист Н. Боббио определял ее как совокупность ценностей, благ и интересов, охране и развитию которых служит право.

Это понятие достаточно широко и многопланово. Для Аристотеля - это и личная добродетель (склонность, способность поступать справедливо), и объективно существующее и всеми признаваемое правило, обеспечивающее справедливое распределение благ.

Жан-Жак Руссо полагал, что наибольшее благо всех граждан сводится к фактическому равенству в политических правах и в имущественном положении.

В конце XIX – начале XX в. социалистическими течениями был выдвинут тезис о необходимости известного равенства условий ради осуществления социальной справедливости. Эти идеи получили широкое распространение и разделяются сегодня и сторонниками либерализма. Во всех случаях и формах государственности это означает создание некоторых льгот для бедных и обездоленных за счет всего общества, что невозможно без государственного регулирования и перераспределения богатств.

Правовая культура проявляется и в реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Их перечень[10] содержится в международных актах: Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г., Международных пактах 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах. Права и свободы, провозглашенных в указанных актах, закреплены и гарантированы в конституциях многих государств мира. Особое значение в них придается юридической защищенности личности на основе презумпции невиновности.

Во всеобщей декларации прав и свобод человека провозглашается:

‑ все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам

‑ недопустимость жестоких, унижающих человеческое достоинство обращениях и наказаниях;

‑ предоставление человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством;

никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд;

‑ недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции.

Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться другими государствами (свобода мысли, слова, свобода совести, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, свободный выбор профессии и т.п.).

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается, прежде всего, принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений.

Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г. Ст. 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище).

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав, гарантируется судебная защита прав и свобод человека.

Кроме того, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми законными способами. Для этого созданы отдельные институты защиты прав человека: Комиссия при Президенте, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка и др.

Первичными клеточками права, из которых соткана правовая материя, по образному выражению академика Алексеева С.С. являются нормы права - правила поведения, которому субъекты правоотношений должны следовать в той или иной ситуации. Они представляет собой бесспорную культурную ценность в правовой сфере.

Каждая норма права носит общий характер, то есть, адресована всем и каждому, определяет границы должного и дозволенного. Она снабжена санкцией на случаи ее нарушения, т.е. созданием неблагоприятных условий для правонарушителей; может быть той или иной степени суровости – от замечания за опоздание на службу, до пожизненного заключения.

Нормы права могут быть адресованы гражданам и юридическим лицам в виде запретов, которые выражаются словами: «запрещено», «не допускается то-то», либо «наказывается». Однако, перегруженность права запрещающими нормами делает его полицейским, поскольку за каждым запретом стоит санкция.

Другую группу норм образуют нормы в виде позитивной обязанности на совершение того или иного юридического действия, например нормы определяющие обязанности должностного лица, родителей и т.д. Невыполнение таких норм также может повлечь применение санкций.

Юридическая практика выработала различные формы права. Наиболее ценным достоянием правовой культуры является писанный законодательный акт, выступающий в виде Основного закона (Конституции), обычного или органического (конституционного) закона, различных кодификаций.

Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны. Впервые такой акт был принят в 1787 г. в США. В настоящее время конституции имеют абсолютное большинство государств мира.

Закон – наиболее приемлемая форма выражения права в силу присущих этой форме признакам[11]. Он принимается либо самим народом, путем референдума, либо представителями народа (парламентом), обладает высшей юридической силой.

Акты издаваемые главой государства, правительством, министрами образуют массив источников права по самым разнообразным вопросам жизни. Все они в большинстве государств не должны противоречить основному закону - Конституции.

В федеративных государствах в отдельную группу выделяется массив актов, издаваемых субъектами Федерации. Низовое звено актов образует массив актов муниципального звена, т.е. на уровне города, района по вопросам местного значения.

Время действия нормативных актов определяется, как правило, в самом акте, либо в дополнительном постановлении. Акт может вступить в силу с момента опубликования в официальных изданиях.

Важно иметь в виду, что акты не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до вступления акта в силу. Исключения из этого правила допускаются лишь в некоторых отраслях права.

В современной юридической действительности наиболее дискуссионной является проблема соотношения права и закона. Ее разрешение зависит от типа правопонимания: а) право - феномен, имеющий свою собственную природу, несводимую к воле государства; б) право - нормы государственного установления, которые вне такого установления не являются правом.

Сторонники естественного права полагают, что законодатель не создает право, а лишь придает официальную форму тому праву, которое изначально существует в природе, как право постоянное, неизменное и совершенное (следовательно, всегда справедливое). Фиксация в законе такого права придает самому закону правовой характер, возникает правовой закон.

В либеральной концепции правопонимания закон, который грубо попирает прирожденные права и свободы, хотя и остается государственным законом, но законом несправедливым и, следовательно, неправовым, так как в силу его несправедливости в нем отсутствует правовое содержание.

Помимо закона признается существование права и в других формах: правового обычая, нормативного договора, правового прецедента и т.д.

Древнейшее явление в истории человечества представляет собой обычное право. Его нормы являются элементами национальной культуры ряда африканских государств. В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Нормативные договоры — это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате заключения которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. По содержанию нормативные договоры представляют собой юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.

Правовой прецедент — это решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Классическое прецедентное право появилось в Англии, где в 1066 году были созданы ассизы -  королевские разъездные суды, от имени Короны разрешавшие дела на месте. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. В XIII в. зародилась сама теория прецедентного права.

В странах англо-саксонской правовой семьи прецедент является основой правовой системы, в некоторых других странах (например, Франции) прецеденты используются для восполнения пробелов в законодательстве.

В России прецедент официально не является источником права, хотя на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении аналогичных споров.

В мусульманских странах важнейшим источником права считаются религиозные тексты - Коран, Сунна, а также труды выдающихся исламских правоведов.

Конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.

Нормы права регулируют определенную сферу общественных отношений, которые получили название правоотношения[12], представляющих одну из важнейших ценностей права.Они возникают, изменяются и прекращаются либо по воле участников отношения, либо помимо их воли.

Обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений называются юридическими фактами. Это могут быть какие-то события (стихийные бедствия, рождение ребенка). Чаще всего юридическими фактами закон объявляет действия людей, например договоры, сделки, проступки. Участники отношений, чтобы получить статус субъекта должны обладать гражданской правосубъектностью, включающую правоспособность и дееспособность.

Правоспособность возникает с рождения человека и оканчивается смертью. Дееспособность – это способность своими действиями приобретать юридические права и налагать на себя юридические обязанности, а также нести юридическую ответственность. В полном объеме она наступает с достижением 18 лет.

Анализ культурологического феномена права приводит к выводу, что последнее не исчерпывается государственно-организованным бытием (законом), а представляет собой явление как непосредственно социальное, так и межгосударственное.

Социальное право, как и государственное, может быть публичным (централизованным) и частным (децентрализованным). Публичное право существует в догосударственных и в современных потестарных обществах (например, отношения, регулируемые правовыми обычаями, табу). Такое право поддерживается и защищается публичной властью общества. Частное право существует в различных социальных структурах и, соответственно, поддерживается и защищается этими структурами (например, кровная месть, членство в политической партии и т.д.).

В соответствии со степенью распространенности, систематизированности, формализованности и процессуальной обеспеченностью в нем можно выделить следующие характерные разновидности: индивидуальное право, корпоративное право, каноническое (церковное право).

Индивидуальное право присуще любому обществу, поскольку в любом обществе существуют индивиды, обладающие свободой, а нормы государственного права не могут охватить все случаи, требующие правового регулирования.

Корпоративное право возникает в самых разнообразных человеческих сообществах, как в создаваемым по интересам, так и в естественных, таких как семья, и направлено на осуществление функций и целей этих сообществ. Нормы корпоративного права могут быть как императивного, так и договорного характера.

Особую разновидность корпоративного права, позволяющую ее выделить в особый подвид, представляет собой право каноническое (церковное). Каноническое право может быть выделено в самостоятельную разновидность ввиду своей особой разработанности именно как системы права, функционирование которой связано со специальными органами церковной юрисдикции, включая церковный суд.

Специфической разновидностью негосударственного права можно считать право международное. Оно также не создается отдельным государством и не подконтрольно ему. (Может получить статус государственного права при его интегрировании во внутригосударственное законодательство).

Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг от друга.

Вопросы для самопроверки

1. Назвать основные признаки и типы права.

2. В чем заключается социальная ценность права?

3. Провести отличие права и закона.

4. Назвать характерные особенности основных концепций правопонимания.

Литература

1. Алексеев С.С. К вопросу об общем понятии права // Советское государство и право. 1993. № 6.

2. Емельянов С.А. Право: определения понятия. М., 1992.

3. Лившиц Р.С. Теория права. М., 1994.

4. Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. М., 1983. № 3.




2020-02-03 294 Обсуждений (0)
Установки русской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Установки русской культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)