Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональная правовая культура должностных лиц          таможенных органов России



2020-02-03 793 Обсуждений (0)
Профессиональная правовая культура должностных лиц          таможенных органов России 0.00 из 5.00 0 оценок




Многообразие проявлений культуры соответствует разнообразным аспектам человеческой деятельности. Трудовая деятельность является одним из основных её видов, в ходе которой создается основная масса материальных и духовных ценностей и профессиональная культура во всех ее проявлениях является одним из основных компонентов культуры. Процесс профессионализации (т.е. развития, совершенствования профессиональной культуры) можно рассматривать как показатель прогресса цивилизации.

Профессиональная правовая культура — это сложное, многоаспектное образование, характеризующееся степенью правового развития субъекта, глубиной освоения им правовых ценностей, основанное на определенном уровне правосознания и являющееся результатом и способом профессиональной деятельности по созданию и воплощению в жизнь правовых ценностей. Она выступает критерием оценки профессиональной деятельности в сфере реализации права.

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными структурами[67]. Само по себе таможенное дело – это правоприменительная деятельность. Поэтому значительную часть должностных лиц таможенных органов представляют юристы, как по профессии, так и по должности.

Профессия юриста - широкая область трудовой деятельности, требующая юридических знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в правовой сфере социальных услуг. Она определяется специфическими условиями деятельности данной сферы и выражается в высокой правовой культуре юридического работника этой сферы.

Профессиональная правовая культура формируется в различных сферах правовой деятельности в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. К наиболее социально значимым её структурным элементам можно отнести следующие:

во-первых, - профессионально-правовое мастерство, всестороннее и глубокое знание правовых норм, специфики их практической реализации, качественный уровень правового мышления, оптимизацию профессиональной подготовки и эффективность использования специальных средств;

во-вторых, - основательная область знаний по различным, в том числе и смежным областям права, степень глубины политического и экономического мышления в анализе складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических проблем, определенный уровень общей правовой культуры;

в третьих, - моральные качества юриста, профессиональная безупречность, служебная дисциплинированность, добросовестность и честность;

в четвертых, - социально-политическая и гражданская ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, выступающих не только как личностные ценности, но и общенародные интересы.

Реальный уровень правовой культуры, ее качества и особенности отражаются в основных элементах правозащитной системы, представленной судом, прокуратурой, полицией и т.д. Они пронизывают само право и правовые отношения, законность и правопорядок, законодательную и правоприменительную деятельность.

Для юриста, его профессиональной деятельности, особенно важна взаимосвязь правовой и нравственной культуры, что способствует оптимизации и эффективности его профессиональной деятельности.

Важными показателями профессиональной культуры юриста является профессионализм и компетентность. Профессионализм - это хорошее владение своей профессией. Свойство профессионализма отражает специфику работы юриста, отграничивает ее от правового сознания, правовой культуры всех субъектов права (не юристов).

Действовать профессионально означает:

1) осуществлять деятельность по правилам, выработанным и закрепленным в установленном порядке, действовать в соответствии с особым уровнем принимаемых на себя задач;

2) соблюдать требования нормативно-правового, психологического, политического, этического и эстетического характера, которые предъявляются к процессу деятельности и ее результатам; руководствоваться морально-правовым долгом (а не соображениями корысти или выгоды) при ее выполнении;

3) быть подконтрольным деятельности соответствующих государственных органов и (или) объединениям специалистов, свободным от непрофессионального (в том числе партийного) вмешательства;

4) получать надлежащую оплату за квалифицированный труд;

5) гарантировать осуществление работы - обеспечить непрерывность деятельности на надлежащем уровне в соответствии с поставленными задачами или запросами.

Профессия, как правило, включает в себя целый ряд специальностей. Специальность - это узкая сфера профессионально-трудовой деятельности с четко обозначенными полномочиями, требующая конкретных правовых знаний и навыков, необходимого уровни профессионально-правового мышления и поведения (деятельности).

В таможенных органах юристы имеют специальности юрисконсульта правового отдела; дознавателя, оперативного сотрудника и другие.

Специалисты в области юридической практики, имеют соответствующую квалификацию, которая зависит от уровня специальных правовых знаний, практических навыков и характеризует степень сложности выполняемого конкретного вида работы. Для отдельных специальностей важное значение имеет профессиональная пригодность: соответствие способностей, физических и психических свойств человека, избравшего профессию.

Юристы, как правило, имеют разную подготовленность, неодинаковые способности. Каждый из них преследует свои личные интересы наряду с общественными. Все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, которая влияет на качество жизни общества и его правовую культуру.

Показателем их профессиональной правовой культуры является их компетентность, т.е. осведомленность, авторитетность в какой-либо области. Показателем профессионального мастерства юриста-специалиста служит его компетентность в той области практики, где он работает.

На основании компетентности делаются выводы о соответствии юриста занимаемой должности или профилю деятельности. Границы компетентности могут изменяться, поскольку они зависят от сферы деятельности юриста и конкретных задач, которые перед ним поставлены. Для роста компетентности (в связи с повышением или переходом на смежную работу) важна переподготовка специалиста: она вносит коррективы в качественную определенность его компетентности.

Какой бы узкой не была специализация, юрист должен иметь соответствующую общую компетентность. Благодаря широким познаниям в теории и практике юриспруденции специалист быстро находит общий язык в сообществе юристов, эффективно сотрудничает с коллегами другой специализации. Общая компетентность юриста - показатель его профессиональной культуры.

Общие требования, которые предъявляются к юристу-специалисту, порядок их квалификационной аттестации, определение их квалификационной характеристики закреплены в специальных нормативно-правовых актах.

Сотрудники правоохранительных структур таможенных органов участвуют в оперативно-розыскной деятельности, дознании, готовят дела к рассмотрению судом, защищают интересы таможенных органов при рассмотрении гражданско-правовых споров. При этом проявляются и реализуются общие элементы правовой культуры, существующей в обществе.

В основе обеспечения культуры этих действий лежит строгое соблюдение законов, всех материальных и процессуальных норм.

Культура розыска и дознания определяется в значительной мере тем, насколько тщательно соблюдаются при этом нравственные нормы. Низкий уровень требовательности к соблюдению нравственных норм почти неизбежно влечет за собой и нарушения процессуального закона, других правовых норм.

Культура производства по административному и уголовному делу опирается на профессиональный уровень инспектор розыска или дознания. Более того, их высокий профессионализм можно рассматривать в качестве составной части культуры процессуальной деятельности.

Все следственные и судебные действия и решения в уголовном процессе в соответствии с законом фиксируются в процессуальных документах. Эти документы составляют в большинстве случаев должностные лица, ведущие производство по делу. Культура процессуального документа отражает культуру его составителя.

Общие требования к процессуальным документам определены законом. Под углом зрения процессуальной культуры можно выделить наиболее существенные требования к следственным и судебным документам.

Каждый процессуальный документ должен соответствовать требованиям закона в отношении официальных реквизитов и содержания. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, как правило, устанавливает основные атрибуты процессуальных документов и обозначает (лаконично или подробно) элементы их содержания. Начиная с постановления о возбуждении уголовного дела и вплоть до приговора суда и определения (постановления) вышестоящей судебной инстанции УПК указывает, что должно содержать письменное изложение того или иного решения. Протоколы следственных и судебных действий также составляются с соблюдением правил, определенных законом.

Культура процессуального документа выражается в его общей и юридической грамотности. Элементарное требование к любому юристу — безупречное владение языком судопроизводства, умение грамотно излагать факты, аргументы, решения, если последние входят в его компетенцию. Юрист, который в своих письменных документах демонстрирует неумение грамотно формулировать то или иное положение, подрывает свою репутацию.

Процессуальные документы должны быть логичными, ясными, непротиворечивыми, составляться разборчиво, аккуратно, с правильным расположением текста. Языковая культура документа предполагает такое его изложение, которое исключает бюрократические обороты речи, канцеляризмы, словесные штампы разного рода.

Профессиональная культура мышления, общения и поведения, а также другие многообразные элементы правовой культуры индивидуально и неповторимо сочетаются и проявляются в личностном облике каждого должностного лица.

Отличие профессиональной правовой культуры должностных лиц таможенных органов от правовой культуры иных социально-профессиональных групп связано главным образом со спецификой отражения юридического бытия и той социальной ролью, которую выполняет Федеральная таможенная служба в системе обеспечения экономической безопасности государства[68].

Можно утверждать, что функции должностных лиц в конечном виде совпадают с функциями самих таможенных органов, которые определены в ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

14) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

15) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

16) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности)[69].

Исследование феномена правовой культуры таможенной деятельности началось в Российской таможенной академии. В 2001 г. Н.М. Блинов, В.Н. Иванов и В.Б. Кухаренко подготовили и издали весьма интересную монографию «От культа таможни к таможенной культуре».

Важным шагом в этом направлении стали труды профессора Ростовского филиала РТА М.Б. Смоленского, недавнее исследование В.М. Шаля[70].

По их мнению, профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов заключается в уровне профессионализма служебной деятельности, отражающей степень овладения правом и практическую способность соблюдать и защищать права всех категорий граждан, включая своих коллег, а также законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и нарушителей закона.

На уровень правовой культуры должностных лиц таможенных органов положительно влияют: качество таможенного законодательства; учет научно обоснованных критериев эффективности правоприменения; научная организация труда; материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса; социальный престиж профессии и др.

Отрицательно влияют на этот процесс: неприятие среди значительной части общества характера деятельности таможни и проводимой ею политики с деловым миром; криминализации таможенной сферы, которой способствуют сверхприбли от конытрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и др.

Как отмечает в своем исследовании В.М. Шаля к деформациям и кризисным состояниям правовой культуры среди должностных лиц таможенных органов следует отнести правовой нигилизм, аномию, общий ценностный и творческий вакуум, распространение неправовых практик и противоправного поведения вследствие углубляющихся процессов отчуждения общества и государства, а также отчуждение права.

Уровень правовой культуры должностных лиц таможенных органов во многом обусловлен уровнем правовых знаний и ценностных ориентаций. Как показывают исследования, уровень юридической подготовки выпускников вузов, призванный формировать правовую культуру должностных лиц, ниже любых других показателей, характеризующих качество приобретённого образования.

Весь ход развития постсоветской истории России показывает, что одной из проблем, носящих системный характер и наиболее существенно влияющей на снижение темпов формирования условий развития правовой культуры, является коррупция в таможенных органах.

Так по информации ФТС России за 11 месяцев 2011 г. таможенными органами возбуждено 219 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении 122 должностных лиц таможенных органов[71]. Наиболее распространенными среди них являются: взяточничество, организация преступного сообщества, принятия неправомерного решения о помещении товара под таможенную процедуру и др.

Правовая культура должностных лиц таможенных органов формируется в условиях, когда в среде таможенников и участников ВЭД фактически как норма рассматриваются значительные сложности, возникающие при таможенном оформлении товаров. Существующий порядок предполагает, что небольшое предприятие с малообъемным перемещением товаров из-за рубежа вынуждено пользоваться услугами таможенных посредников и других лиц, осуществляющих коммерческую околотаможенную деятельность.

Основные вопросы в большинстве случаев возникают в связи с организацией перевозки грузов от границы до места таможенного оформления, хранения грузов во время таможенного оформления и декларированием. На этих направлениях деятельности специализируются отдельные субъекты таможенного посредничества: перевозчик, склад временного хранения, таможенный представитель. Обладая особым статусом, посреднические организации не стесняются устанавливать повышенные цены на свои услуги, а за счет этого оплачивать «услуги» должностных лиц таможенных органов.

Существенным фактором, оказавшим влияние на процесс профессионального образования должностных лиц таможенных органов, стало принятие закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В нём законодатель впервые непосредственно увязал проблему формирования кадрового состава государственной службы с развитием профессиональных качеств государственных служащих, оценкой результатов их профессиональной служебной деятельности не только в ходе проведения аттестации, но и в ходе сдачи квалификационного экзамена.

Пути решения этой проблемы сдвигаются в общесоциальную область — силами и возможностями всего общества. Особая роль в воспитательной работе должна была быть отведена правовому воспитанию государственных таможенных служащих и сотрудников правоохранительных таможенных подразделений.

Правовая культура тесно связана с информированностью должностных лиц. Информация, необходимая для принятия решений, чаще всего носит правовой характер, зачастую содержит сведения об отклонениях от правовых норм.

Особую роль правовая информация приобретает в связи с вступлением России в ВТО. Предстоит освоить значительный массив международных и внутригосударственных правовых актов, изменить программы обучения специалистов таможенного дела.

Основой развития правовой культуры должностных лиц таможенных органов на институциональном уровне должно стать повышение их общей нравственности, популяризация правовых знаний, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола, повышение уровня профессионализма.

Важным элементом правовой культуры должностных лиц таможенных органов, положительного общественного мнения о них является формирование положительного художественного образа таможенников средствами литературы и искусства: кино, театр, живопись и др. К сожалению, в современном арсенале таких средств воспитания можно назвать только яркие и образные художественные фильмы советского периода: «Белое солнце пустыни», «Груз без маркировки», «Таможня». Чаще выводится образ таможенника-коррупционера, взяточника и лихоимца.

Совершенствование правовой культуры должностных лиц таможенных органов — процесс длительный, сложный и охватывающий широкий аспект деятельности таможенной службы.

Вопросы для самопроверки

1. Общее понятие и характерные черты профессиональной правовой культуры.

2. Особенности профессиональной культуры юристов.

3. Правовая культура органов и должностных лиц исполнительной власти.

4. Правовая культура должностных лиц таможенных органов.

5. Пути повышения правовой культуры государственных таможенных служащих и сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов.

Литература

1. Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б. От культа таможни к таможенной культуре. М.: РИО РТА, 2001.

2. Зотов А.П. Правовая культура органов власти в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование / Автореф. дисс…канд. юрид. наук. Саратов: СГАП, 2002.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М., 2011.

4. Шаля В.М. Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов (на примере Южного таможенного управления). Дисс. …канд. юрид. наук. Краснодар: КГАУ, 2009.

 

 



2020-02-03 793 Обсуждений (0)
Профессиональная правовая культура должностных лиц          таможенных органов России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональная правовая культура должностных лиц          таможенных органов России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)