Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законность и правопорядок как элементы правовой культуры



2020-02-03 610 Обсуждений (0)
Законность и правопорядок как элементы правовой культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Существенное влияние на правовую культуру оказывает состояние законности и правопорядка.

В юридической науке сложилась традиционнаяконцепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства.

С точки зренияфункциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований, предъявляемых к личности.

Законностькак общественный феномен - результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.

Материальная обусловленность законности реализуется в ее содержании через нормативно-правовые акты, закрепляющие основные положения и принципы экономического строя общества. С этой точки зрения она выступает специфической формой упорядочения конкретного способа производства и распределения.

Важное значение, если не главное, приобретаетполитико-идеологический аспект законности.Он в силу своей универсальности связан с господствующей идеологией, авторитетом власти, законодательным выражением ею политических интересов, отражением существующих в обществе противоречий, государственным развитием.

Все вышеизложенное тесно связанос социально-нравственной природой законности.Она предполагает возможность использования такой единицы анализа, как «общество и его этические ценности». Поэтому пренебрежение мотивированной деятельностью субъектов в характеристике законности ограничивает ее потенциал.

Одним из нравственных начал содержания законности может выступать категория долга как следствие проявления определенного уровня сознания. При этом долг имеет как условное, так и обязательное значение. В последнем случае он, как правило, закреплен в норме права в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.

Другое этическое основание—понимание того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными как с точки зрения морали, так и закона. Такая оценка ведет к доминированию в законности двух начал: обязательность — справедливость и желательность — полезность, что относится и к деятельности субъектов, и к последствиям применения норм права.

Таким образом, с нравственной позициизаконностьюридическая форма выражения идеи справедливости. В этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это находит свое подтверждение в эволюции самой идеи законности.

В историческом аспекте установить точнее время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности. Видимо, поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу (О. С. Иоффе, П. М. Рабинович и др.), другие — связывают ее возникновение с демократией (С. Л. Зивс, В. М. Чхиквадзе, И. С. Самощенко и др.).

В обеих позициях, на наш взгляд, есть доля истины. Поскольку становление идеи законности начинается с утверждения государственности и права, а представление о необходимости следования конкретным правилам существовало еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса.

Окончательная формализация идеи законности происходит позже. Условно это можно выразить следующей схемой: по справедливости — по закону (законный) — законность. Сам же термин «законность» появляется на рубеже нового времени, когда для этого складываются соответствующие социально-экономические и мировоззренческие предпосылки.

Первоначально он начинает использоваться в научно-публицистической литературе как идеологическое средство выражения политических интересов. Поэтому правильнее связывать терминологическое оформление идеи законности не с демократией, а с достижением соответствующего уровня развития государственно-правовой формы организации общества.

Принципиальное значение имеет анализ юридического аспекта, поскольку именно он придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории. В этой связи понятие законности необходимо давать, исходя из соотношения сущности, содержания и практического функционирования. Это в какой-то мере позволит избежать спорных моментов и привести к единому знаменателю.

Главное в любой теоретической конструкции — раскрытие природы (сущности) исследуемого явления. В нашем случае мы исходим из пока никем не оспариваемой позиции: сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов.

На наш взгляд, ее нельзя толковать буквально, а следует рассматривать как целевую установку общественного развития, которая сводится к одному—достижению законопослушания со стороны его членов. Поэтому законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.

Такое понимание законности позволяет рассматривать ее как системное образование и предрешает элементную структуру. С помощью нее в категории обобщаются конкретные предметы — носители признаков. Они составляют объем законности.

К структурным элементам законности относятся:

а) цель - достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;

б) взгляды и принципы - содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности; система средств, приемов и условии, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;

в) мотивированная деятельность человека- связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;

г) критерии оценки поведения субъектов общественных отношений - действующее законодательство;

д) юридическая основа законности - право и правомерное поведение участников отношений.

С учетом изложенного можно выделить основные свойства законности:

во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов;

во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

в-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.

В итоге можно сформулировать общее определение законности [78] - это политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов.

С этой точки зрения принципы законности опосредованно регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативных актов и, следовательно, на необходимость их неуклонного соблюдения и исполнения.

В научной и учебной литературе приводится различное количество принципов. На наш взгляд, наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы:

1) единство законности - общеобязательность требования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.

Значение принципа единства законности состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия. Фактически речь идет о стремлении достичь социально-правового равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.

2) гарантированность основных прав и свобод гражданодин из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией.

Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. На теоретико-эмпирическом уровне задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание интересов во взаимоотношениях: «человек—общество», «гражданин — государство»,— и определить пределы их правового регулирования. При этом важно учитывать весь спектр вопросов — национальных, демографических, экономических, политико-идеологических и собственно юридических.

3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение - любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватно содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству. Тем самым достигается и воспитательная роль.

4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности - возможность для участников отношений принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

Для такого утверждения существуют конкретные предпосылки: динамизм развития социальных процессов опережает их законодательное упорядочение, а это ведет к возникновению пробелов в праве и как следствие — развитию института аналогии и усмотрения в правоприменительной практике.

5) взаимосвязь законности и культурности. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения человеческой культуры. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законности. Но и законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.

Гарантии законности сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности[79]. Это тот ее элемент (звено), который переводит идею законности из области научных изысканий в практическую сферу деятельности человека, общества и государства.

При ответе на вопрос, что такое гарантии законности, необходимо иметь в виду некоторые существенные особенности рассматриваемой проблемы — ее зависимость как от объективных, так и субъективных факторов. Несмотря на то, что условия и средства обеспечения законности носят объективный характер, они в то же время определяются природой законности, а их содержание и количественный состав во многом зависит и от специфики конкретных обстоятельств — места и времени применения, решаемых задач и т. д.

Таким образом, гарантии законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.

Гарантии законности подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ко второму—собственно юридические.

Определяющее значение среди них имеют экономические и политико-идеологические гарантии: различные виды собственности и соответствующий им способ производства; бескризисное развитие хозяйственного комплекса; уровень занятости населения в общественно полезном труде; политическая система, идеология, состояние культуры.

Именно неоднозначность, противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для роста правонарушений, криминализации общества.

Проводимые преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральных ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, доброта, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение. Во все времена народ превыше всего ценил правду, верность долгу, любовь к отечеству, душевную чистоту, бескорыстную помощь, способность сопереживать.

Если в обществе дефицит культуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечном счете, это приносит невосполнимый вред государству и личности.

Забвение этических основ развития страны ведет к ее экономической, политической и социальной «дистрофии». Поэтому справедливо замечание, что нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике. Но это только необходимые, но не единственные условия обеспечения законности.

Юридические гарантии законности— это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

Их общие черты: обусловленность социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; их непосредственный и целевой характер; закрепление в действующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.

В научной и учебной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специальных юридических гарантий законности. Укажем наиболее существенные из них:

 а) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества;

 б) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений;

в) эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;

г) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;

д) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;

е) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка — неотъемлемого «спутника» законности.

Категория правовой порядок довольно прочно вошла в научный и повседневный обиход[80]. Когда применительно к какой-то сфере общественных отношений употребляют термин «порядок», то под ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. В этом смысле говорится о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке.

В нашем случае прилагательное «правовой» указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. Следовательно, одной из предпосылок возникновения правопорядка можно считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. В этой связи для определения правопорядка решающее значение имеет понятие «право».

В то же время анализируемая категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок — результат действия права и законности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников, совершае­мом в пределах правовых отношений.

Правовой порядок — комплексное образование, отдельные части которого придают ему юридическую форму и определенность[81].

К основным элементам правопорядка относятся:

1. Право и законность — его нормативно-юридическая основа.

2. Правомерное поведение, совершаемое субъектами в преде­лах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идеи и принципов законности — содер­жание правового порядка.

3. Субъективные права и юридические обязанности, которыми наделены участников правовых отношений.

Такая конструкция правового порядка отражает структурные взаимосвязи экономического, политико-идеологического, нравственного, культурного и национального характера, которые могут быть в полной мере упорядочены и организованы только в условиях законности и на основе права. А его фактическое состояние — проявление уровня и эффективности правового регулирования общественных отношений.

С учетом изложенного можно выделитьфакторы, определяющие масштаб и социальное назначение правопорядка: пригодность для общественного прогресса на основе справедливости; способность гарантировать основные права и свободы человека; возможность обеспечения и соблюдения групповых интересов, а также степень их упорядоченности посредством правовых форм.

Свойствами правового порядка выступают: юридически оформленная фактически сложившаяся упорядоченность общественных отношений как итог действия норм права; организация социальных отношений, выраженная через правомерное поведение их участников; пределы функционирования, обусловленные содержанием конкретного вида правовых отношений; охрана государством; объективный характер.

Таким образом,правовой порядок — это упорядоченность общественных отношений, основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности, выра­жающаяся в правомерном поведении их участников.

Понятие правопорядка может быть использовано в двух значениях:

 1) инструментально-дескриптивном, когда отражается установившийся в стране в ходе правового регулирования общественных отношений порядок;

2) концептуальном — как упорядочивающая идея, осмысленная в результате целенаправленной деятельности в соответствии с законностью. Такой правопорядок может существовать в обществе в виде некоего образца и, как правило, зафиксирован в различных нормативных актах в смысле искомой системы норм, конституционных начал. В этом случае имеется в виду и применяется не только термин «правовой порядок», но и «конституционный строй».

Отсюда вывод: правопорядок имеет ярко выраженную социально-правовую природу, которая определяется сознательной волевой деятельностью человека, приобретающей посредством регулирующего воздействия юридических норм черты упорядоченности, и характеризуется правомерным поведением участников общественных отношений.

Но для более полного выявления его содержания необходимо одновременно прояснить ход целенаправленного формирования общественного порядка, под которым понимаетсяобусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.

Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой; государственной охраной.

В то же время между ними есть и различия: прежде всего у них разная социально-нормативная основа; они не совпадают также по своему генезису (происхождению); по-разному обеспечиваются: правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.

С учетом изложенного можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством общественного и правового порядка:

1) обеспечение эффективного поступательного развития общества;

2) целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие, принципы и содержание законности.

2. Понятие, признаки и структура правопорядка.

3. Содержание, форма, функции и принципы правопорядка.

5. Соотношение правопорядка и общественного порядка.

Литература

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

2. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2005.

3. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.

4. Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М., 2006.

6. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества. // Журнал российского права. 2004.




2020-02-03 610 Обсуждений (0)
Законность и правопорядок как элементы правовой культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законность и правопорядок как элементы правовой культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)