Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ра з д е л 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ



2020-02-04 232 Обсуждений (0)
Ра з д е л 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ

 

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

     

Сегодня в мире насчитывается сотни центров политических исследований, объединенных в Международную ассоциацию политической науки . В эту ассоциацию с 70-х г.г. входят и советские ученые , но активное развитие науки о политике и преподавание ее в высших учебных заведениях начинается лишь с конца 80-х г.г.

Политология представляет собой целостную , логически обоснованную совокупность знаний о политике и политической власти, политических интересах, отношениях , сознании, политических процессах культуре и деятельности людей , об организации политической жизни общества и соответствующих структур .

Объектом исследования этой науки является вся совокупность политических общественных отношений , которыми пронизана жизнь современного общества ; внутригосударственные и межгосударственные политические отношения , отношения между классами , нациями и народностями, социальными группами , политическими партиями , общественными организациями , профсоюзами , отдельными личностями /например политическими лидерами /.

Предметом политологии являются те законы , тенденции , обобщения и т.п., которые характеризуют происходящие политические события .

Политология оперирует присущими ей категориями / понятиями /, среди которых наиболее значимыми являются политика / а также большая группа понятий, связанных с этим термином; политическая жизнь, политическая система, политический лидер, политическая культура, политическое сознание и пр. / , власть , демократия. Термин «политика « имеет три аспекта , в соответствии с которыми его и используют .

Во-первых политика-это сфера, взаимоотношений социальных групп и политических /партий, общественные организации , лидеры / институтов по поводу политической власти . Эти отношения могут быть борьбой за власть , например , между партиями , центральными и региональными органами власти ; борьбой за демократизацию государственных институтов , за право влиять на политику со стороны общественных организаций , профсоюзов и т.п.; борьбой за получение информации о деятельности властных институтов и пр. Эти отношения могут быть союзом партий , политических группировок. Но в любом случае эти отношения по поводу взятия власти , ее распределения , участия в ее осуществлении .

Во-вторых , под политикой понимается весь спектр отношений между государствами, по поводу чего бы они ни возникали . Межгосударственные отношения - всегда политика .

В -третьих политикой называют конкретное направление деятельности властных структур / государства , правящей партии / , ее программу . Так , например , экономическая политика государства может иметь целью уменьшение инфляции ,в связи с чем предпринимается ряд конкретных акций / например замораживание заработной платы и т.д./ Международная политика может быть направлена на снижение напряженности в мире , в связи с чем государство предпринимает комплекс мер ; уменьшение собственного военного потенциала , подписание договоров с другими государствами об аналогичных мерах , создание и развитие системы контроля над развитием вооружения в этих странах и пр. Есть национальная , культурная , социальная ,демографическая / направленная на снижение или, наоборот , повышение рождаемости , продление жизни людей / и другие виды политики .

Итак , основной проблемой политики является власть , которая в самом общем виде понимается как способность или потенциальная возможность принимать решения , оказывающие влияние на действия других людей даже вопреки сопротивлению , независимо от того , на чем такая возможность основана. Главным властным институтом в обществе является государство , так как оно обладает мощным механизмом , с помощью которого регулирует поведение людей , заставляя их делать то , что нужно государству.

Одной из важнейших составляющих государственного механизма власти является право , система законов , регламентирующих жизнь общества , и институты , создающие их , охраняющие и контролирующие их выполнение . Вторая опора власти-насилие , право применять силу , защищающую власть и заставляющую людей поступать так , как того требует государство . Прочность и авторитет власти /а значит , и сила влияния / зависят также от соответствия традициям и длительности существования данных институтов . Эта взаимосвязь хорошо иллюстрируется примером наиболее стабильных государств Европы : Великобритании , Швеции, Бельгии ,тщательно оберегающих традиции конституционной монархии , или Швейцарии , не менее прочно хранящей традиции республиканской власти . Наконец , важное место в механизме власти занимает его легитимность , т.е . правомерность , законность существования. Ситуации военных , политических переворотов противоречат этому принципу , и завоеванная таким образом власть , как правило , недолговечна .Некоторые политологи отмечают , что и власть не имеющая традиций , возникшая в результате революции , политического переворота , может вызывать у большинства народа отношение как к законной , если ее политика отвечает коренным интересам этого большинства .

Кроме государства как властного института в обществе действуют и другие силы , оказывающие политическое влияние не только на граждан этого общества , но и на само государство . В литературе они обозначаются сложными словами , одним из составляющих которых является греческое слово kratos- ‘’власть ‘’ ; бюрократия ,партократия , охлократия / ocnios - ‘’ толпа ‘’ / , плутократия / plutos - ‘’ богатство ‘’ / , технократия , марсократия и пр. В США  существуют группы давления на парламент -лобби ; в настоящее время единодушно отмечается мощное влияние средств информации , которые даже называют четвертой властью / наряду с законодательной , исполнительной и судебной /.Противодействие или единение этих сил вызывает сложные повороты в политической жизни, различные коллизии .

В зависимости от того , какие социальные силы / классы , сословия , слои / стоят у власти , она принимает разные формы ; аристократия, автократия, демократия . В современном мире наиболее распространена демократия .

 Демократизм как форма власти имеет ряд черт , отличающих ее от других форм . Важнейшими из них являются ;

-разделение властей на законодательную ,исполнительную и судебную , относительно самостоятельные по отношению друг к другу ,что необходимо для предотвращения монополии на власть узкого круга людей ;

-территориальная децентрализация , обеспечивающая четкую регламентацию законом прав верховной и местной власти ;

-правовое государство , где закон , право /которым государственные институты подчиняются так же , как и граждане / сочетаются с правовой культурой общества ;

-свобода информации ;

- суд присяжных.

Разумеется, демократия , являясь формой политических отношений , не возникает на пустом месте , она обеспечивается экономическими условиями и отношениями , формой собственности , мерой экономической независимости граждан .Немаловажным является и культурный уровень населения , ибо политическая культура -производная от общей культуры .

Следовательно , политика тесно связана с другими сферами жизни ; экономикой ,социальной и культурной областями ,обусловливающими формы , свойства , конкретные возможности и проявления друг друга .

 

          2 .ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ  

История политических учений является одной из важнейших , органических частей духовной культуры человечества . В ней содержится громадный опыт многих поколений мыслителей , занимающихся исследованием проблем политики , власти , государства . Этот опыт принадлежит не только истории  , но и современности , продолжая воздействовать на политические процессы и идейные движения , на эволюцию политического теоретического знания.

          Политическая мысль Древнего мира

Возникновение политической мысли у древних народов восходит к религиозно-мифологическим истокам . Земные порядки , согласно мифологическим представлениям , являются частью общемировых , космических . При этом мифы не просто объясняли , но и доказывали правомерность сложившегося общественного и государственного устройства , упорядочивали верования и правила поведения . Мифическая ‘’ политическая космология ‘’ обосновывали идею божественного первоисточника социальных и политических порядков / таков миф о божественном происхождении власти императора Китая , миф о богах как первоначальных правителях и законодателях в Греции и др ./.

 

 Определенная рационализация политических представлений в культурных центрах Древнего мира происходит в 1 тысячелетии до нашей эры . Процесс становления собственно политической мысли сопровождался активным обсуждением социальных проблем , попыткой их объяснения , а также выработкой понятий , принципов , теоретических положений в области политики .

 Зарождение политической науки как самостоятельной дисциплины связано с именем древнегреческого мыслителя Аристотеля . Ему принадлежит и первенство в создании эмпирической /опытной / методологии политических исследований . Государство , по Аристотелю , возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию . Каждое государство имеет свою форму , которая определяется числом властвующих /один , немногие , большинство / . Кроме того , Аристотель различал правильные и неправильные формы ; в правильных властители радеют за общую пользу , в неправильных отстаивают личное благо . В самой правильной форме государства - политии правит большинство . Полития соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии . Аристотель высказал ряд глубоких положений о природе справедливости и равенства и впервые указал на зависимость формы государства от состояния его элементов /социальных групп /. Взгляды Аристотеля получили широкую известность в средневековых философских и политических теориях , где господствовала теологическая форма мышления . Выражением официального учения церкви в средние века в Западной Европе было учение Фомы Аквинского Он обосновал теорию божественного происхождения государства и стремился доказать превосходство духовной власти над светской . Аквинский разработал своеобразный критерий оценки правомерности политической власти/моральный характер правления / и на основе этого построил классификацию форм государства . Политическую науку он рассматривал как область знания , относящуюся к управлению государством .Главными целями этой науки , в трактовке Аквинского ,является имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.

 

              Политические идеи нового времени и эпохи Просвещения

 В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии , направленной против теории и практики феодализма . Освобождение политической мысли от средневекового религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства , политики общества . Новизна этой методологии заключалась в изучении конкретных исторических факторов и их общении .

 Наиболее значительным представителем политической мысли Возрождения является Никколо Макиавелли. Вместо средневековой концепции божественного предопределения он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности . Ему принадлежит обоснование политики как опытной науки , свободной от христианской морали . Он ввел новый политический термин - stato-‘’государство ‘’ . Государство в теории Макеавелли означает политическое состояние общества , которое есть результат борьбы сословий - аристократии /дворянства / и народа . Важным компонентом государства является политическая власть , выражающаяся в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению . Формы государства Макиавелли рассматривал в зависимости от числа правящих лиц /единовластие , правление немногих и правление всего народа / . Он справедливо полагал , что становление форм государства зависит от многих факторов ; экономических , военных , территориальных и др . Особое внимание Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства .

В период буржуазных революций ХУII в. в Голландии и Англии формируются политические идеи , которые определили направление развития политической науки эпохи Просвещения . В борьбе с феодально-абсолютистской государственностью , в острой полемике с ее приверженцами было разработано множество плодотворных концепций и взглядов . Среди них теория общественного договора и доктрина естественного права .

Выдающийся взгляд в разработку политико-правовой идеологии принадлежит голландскому мыслителю Гуго Гроцию . Ему было свойственна правовая трактовка социально-политических проблем . Гроций стремился показать , что государство и законы имеют своим источником естественное право , или ‘’ предписания здравого разума ‘’. Он полагал , что человеку как социальному существу присуще стремление к общению на основе разумных правил . Гроций рассматривал государство как союз свободных людей , заключенный ради соблюдения права и общей пользы . По социальному смыслу государство выступает как соглашение большинства против меньшинства . Действия верховной власти в нем не подчинены никакой другой, она суверенна . Носителем власти выступает одно или несколько лиц .Форма государства не имеет существенного значения , ибо народ может избрать любой образ правления . Вместе с тем очевидно отрицательное отношение Гроция к тирании и предпочтение монархической и аристократической форм правления .

Итогом идейных исканий эпохи революции в Англии в ХУII в. явилась политическая теория Джона Локка . В своих политических трактатах он стремился опровергнуть идею о всесилии королевской власти. Единственный законный источник политической власти он обнаруживал в общественном договоре , то есть в соглашении народа на создание политического сообщества . Государственная власть , по Локку , имеет четко определенные обязанности и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан /право собственности , свободу мнений и веры /. Локк предусматривал особый конституционный механизм , мешающий государству выходить за рамки полномочий . Его важнейшие компоненты - принцип разделения властей и законность . Чтобы не допустить концентрации власти в одних руках , Локк предлагал разъединить законодательную и исполнительную власти и четко регламентировать деятельность государственных органов .Сформулированные им политические принципы стали впоследствии основой буржуазной государственности.

 Идеи о ‘ ’естественном праве ‘’ и ‘’ общественном договоре ‘’ , были наиболее полно использованы французскими мыслителями , которые идеологически подготовили французскую революцию 1789-1794 г.г. Ранее буржуазная идеология активно занималась теорией политического механизма , которым следовало заменить абсолютную монархию. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей , получившем наиболее законченную форму у Шарля Луи Монтескье. Цель этой теории - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти , обеспечить их политическую свободу , сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством . Разделение властей , согласно Монтескье , вытекает из разделения труда в процессе осуществления власти .Речь , по -существу , шла о разделении компетенции в государственном аппарате . Законодательная власть является выражением общей воли . Ее главное назначение состоит в формулировании законов , обязательных для всех граждан . Исполнительная власть в проекте Монтескье выступает как орган общей воли государства . Ее функция -исполнять законы, созданные собранием представителей .Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц . Монтескье предлагал передать ее представителям народа . В его позиции содержалась вера в возможность установления новых прогрессивных общественных отношений .

 В учении Жана Жака Руссо получила наибольшую завершенность идея общественного договора. В отличие от Гроция и Локка , Руссо полагал , что в естественном состоянии существовали свобода и равенство людей . Возникновение общественного неравенства он связывал с появлением частной собственности и государства . Основу всякой законной власти Руссо обнаруживал в соглашении людей выраженном в общественном договоре суть которого сводится к тому , что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником . Таким образом , властью обладают все участники соглашения , называющиеся в целом сувереном . Законодательной властью , согласно Руссо , обладает только народ , которому принадлежит решение вопроса о форме правительства. Согласно концепции народного суверенитета Руссо все члены общества должны участвовать в управлении государством . С чисто просветительских позиций он отстаивал идею равенства и свободы , декларируя при этом необходимость равномерного распределения частной собственности .

 

              Политические теории Х I Х - ХХ в.в.

 В конце ХУIII - первой половине ХIХ в. происходит утверждение и развитие капиталистической цивилизации с ее устоями - частной собственностью , свободной конкуренцией и частной инициативой . В соответствии с этим началось создание новой политической и правовой системы . Ведущим направлением политической мысли данного периода является либерализм / от латинского liberalis - ‘’ свободный ‘’ /

Либералы /Бенжамен Констан , Иеремия Бентам и др. / обосновывали различные права и свободы граждан , прежде всего неприкосновенность личности , свободу частной собственности и промышленной конкуренции , а также отстаивали идею невмешательства государства в экономику . Политическая свобода , по мнению Констана , служит лишь средством для обеспечения гражданской свободы . Власть , нарушающая гражданскую свободу ,превращается в тиранию . Отсюда следовал вывод о том , что политическая власть не должна быть абсолютной . Границей нее служат права индивида и система разделения и равновесия властей . Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельных сфер жизни .

Развитие политической мысли первой половины ХIХ в. сопровождалось не только смещением ее идеологической направленности , но и преобразованиями в познавательно-методологическом плане . Возникает позитивизм , у истоков которого стоял Огюст Конт. Это течение способствовало развитию эмпирических исследований политики. Задачей позитивной социологии Конт считал систематизацию социальной жизни и теоретическое обоснование нового социально-политического устройства - социократия, главную цель которой он видел в установлении прочного порядка и обеспечении прогресса , то есть в эволюционном развитии буржуазной системы . В контовской социократии сохраняются классы капиталистов и рабочих , царит строгая иерархия и торжествует солидарность классов .Политическая власть , должна принадлежать банкирам , а духовная -ученым . Рабочим в социократии отведено место простых исполнителей . По существу , контовская ‘’ политическая ассоциация ‘’ сливается с обществом и поглащает его. Свобода личности приносится в жертву политической власти . Антилиберальный проект Конта в дальнейшем не получил развития . Однако его идеи и позитивном подходе к исследованию политических явлений оказали значительное влияние на развитие политической социологии .

 В 40-е г.г. ХIХ в. зарождается марксизм , который становится впоследствии одной из самых влиятельных идеологий . Карл Маркс в своей политической доктрине выдвигал идею об определяющем влиянии способа производства на государство и политику , абсолютизировал классовую природу политических отношений . Государство рассматривалось как продукт отчуждения труда , как результат господства частной собственности . Марксизму был свойствен деструктивный взгляд на проблемы политической власти и бюрократии . В его основе лежало представление о временности бюрократии , подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом политической власти в ходе социалистической революции . На смену буржуазной демократии , согласно марксизму , должна прийти демократия пролетарская , означающая тотальное участие народа в управлении государством . Полное народовластие и развитие самоуправления должно было привести к постепенному отмиранию государства и политики .

 Бурное общественное развитие и обострение политических проблем в ХХ в. привели к расширению исследований ученых-обществоведов . В зависимости от ориентации на те или иные силы , интересы и тенденции политического развития сложились такие направления политической мысли , как неолиберализм , неоконсерватизм , реформизм и др. Разнородность свойственна политическим теориям не только в идеологическом , но и в философско-методологическом плане. Н рубеже ХIХ-ХХ в.в происходит становление самостоятельной политической науки , отделившейся от правоведения .

Одним из наиболее значительных представителей политической социологии начала ХХ в. являлся Макс Вебер . В его социологическом учении важное занимала проблема бюрократии , тесно связанная с вопросом политической власти . Бюрократия рассматривалась им как ‘’ инструмент власти ‘’ , который обеспечивает упорядоченное существование общества . Исследуя феномен бюрократии , Вебер пришел к заключению о всеобщем характере этого явления . Бюрократизация развивалась в различных обществах и укоренялась в сфере не только политики , но и экономики и других областях социальной жизни . Считая необходимым существование профессионального чиновничества , Вебер в тоже время отмечал опасность тотальной бюрократизации общества . Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом . ‘’Противовесы ‘’ бюрократизации он усматривал , с одной стороны , в демократии , а с другой - в харизме политических лидеров , обладавших необыденным личным даром , выдающейся силой духа . Основные методологические идеи Вебера в области исследования политической власти во многом определяют направленность современной политической социологии.

 Видное место в политической науке современности занимает элитистская теория. Одним из ее основателей был итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето , которому принадлежит термин ‘’ элита ‘’ . Парето пытался выявить характерные черты господствующих в обществе групп и стремился определить процесс , при помощи которого происходит изменения в классовой структуре . Политическую жизнь он рассматривал как борьбу и смену элит . Парето разработал критерии принадлежности к элите , предложив систему баллов . Группа, получившая наивысшие оценки , определялась им в качестве избранного класса , или элиты . Общество в целом , согласно Парето , состоит из элиты /правящей и неправящей / и низшего , неизбранного класса . Возникновение и существование правящей элиты он объяснил главным образом психологическими свойствами людей . Парето подчеркивал мысль о неустойчивости правящей элиты , постоянной борьбе входящих в нее групп , о процессе непрерывного изменения господствующего класса . В работах Парето были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации .

Вариантом элитистской теории являлась концепция ‘’ олихаргии’’ разработанная Робертом Михельсом . Главная цель этой концепции состояла в доказывании невозможности осуществления принципов демократии в политической жизни . По мнению Михельса , ‘’ господствующий класс ‘’ сталкивается с необходимостью организации масс для участия в политическом процессе .Наибольшей эффективности добиваются те политические организации , которые способны обеспечить поддержку своих целей со стороны организованных масс . Однако сам ‘’ принцип организации ‘’ приводит к бюрократизации массовых политических структур. По мере их развития демократия приходит в упадок, превращаясь в олигархию . Согласно концепции Михельса , это происходит в процессе взаимодействия трех факторов ; технических свойств политической организации , психических свойств организованных масс и психических характеристик политических лидеров . Весь комплекс тенденденций ,ведущих к возникновению олигархической структуры власти , Михельс назвал ‘’ железным законом олигархии ‘’.

Конкретно-социологические исследования политической жизни получили активное развитие в американской политической науке . Новый подход в анализе государственного управления наиболее рельефно проявился в работах Артура Бентли, одного из родоначальников теории ‘’ заинтересованных групп ‘’. В основе теории Бентли и его подхода к изучению политического процесса лежит понятие деятельности людей . С точки зрения Бентли , деятельность людей , которая опирается на их интересы , осуществляется не индивидуально , а посредством групп . Поэтому группа рассматривалась им как массовая человеческая деятельность. Интерес группы определяется не программами и заявлениями о ее целях , а фактически наблюдаемой деятельностью и поведением ее членов .Бентли выступал против рассмотрения идей и идеалов в качестве первопричины группового поведения , тем самым он недооценил роль политического сознания и политической культуры в целом . Политические отношения трактовались Бентли как процесс борьбы заинтересованных групп , в ходе которой осуществляется давление на правительство . Конгресс , президент , суды , согласно Бентли , представляют собой лишь ‘’ официальные ‘’ заинтересованные группы . Использование эмпирических и количественных методов в политологическом исследовании , социологический анализ групповой деятельности сникли ученому репутацию одного из основоположников конкретно -социологического подхода к государственному управлению США .

 Дальнейшее развитие американской политической науки было ускорено значительным ростом государственного аппарата и исполнительной власти первой мировой войны . Разработка практических рекомендаций для реформаторской деятельности в области государственного управления потребовала новой методологии политических исследований . Американские политологи и государствоведы все чаще стали обращаться к научным дисциплинам ,изучающим реальные социальные структуры и процессы , и прежде всего к социологии и психологии.

В 20-30 -е годы новая методологическая ориентация была связана с работами Чарльза Мерриама . По его инициативе из социальной психологии заимствована концепция Терстоуна , согласно которой изучение человека должно основываться на анализе его установок. Считалось , что такой анализ мог осуществляться путем создания шкалы мнений , полученных в результате опросов . В политических исследованиях зарождается движение , известное под названием ‘’ бихевиоризм ‘’. Мерриам и его последователи провозгласили актуальность изучения человеческого поведения в группах , в институтах власти и в политическом процессе в целом . При этом основным оъектом политико-бихевиористских исследований становится политическая власть .

После второй мировой войны бихевиоризм широко распространяется в политической науке США . Решающую роль в этом сыграла ‘’чикагская школа ‘’ /по названию университета / , где получили образование ведущие политологи 50-60-х годов .Бихевиоризм в политической науке представляет собой методологическую ориентацию , цель которой состоит в анализе всех феноменов государственного управления в терминах наблюдаемого поведения человека . По мнению бихевиористов , в результате изучения фактического поведения можно установить лежащие в его основе намерения и мотивации как отдельных людей , так и целых групп . Основополагающими принципами бихевиористской политологии провозглашаются требования научной нейтральности , опора на данные эмпирических обследований , их строгая систематизация и математическая обработка . Современная бихевиористская методология и теория развиваются на основе социологического анализа по различным направлениям ; поведение избирателей и общественное мнение /Роджер Кей /, политическое лидерство /Генри Ласуэлл / , политическая социализация / Дэвид Истон , Лейни Денис / , политическая культура / Годмен Алмонд , Перел Верба / и др.

В первой половине ХХ в. в связи с развитием государственно-монополистического капитализма возрастает роль государственных структур европейских странах в США . Этот процесс привел к кризису идей классического либерализма и вызвал появление доктрины ‘’ государственного регулирования ‘’ . Cторонники активного государственного вмешательства в экономику /Джон Кейнс и др./ полагали , что ограниченные свободы в рамках системы централизованного планирования есть жертва , необходимая для достижения более важной цели-обеспечения достойной жизни основной массы населения. Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства и политика социальных услуг рассматривались в качестве пути в ‘’ государству всеобшего благоденствия ‘’, в котором сторонники данной концепции видели альтернативу не только домонополитическому капитализму , но и социализму .

 В защиту принципов и идей либерализма в 40-е голы ХХ в. выступил австрийский экономист и политолог Фридрих Хайек . В своих работах он исследовал предпосылки и следствия двух альтернативных способов организации социальной жизни-либерализма и тоталитаризма /причем последний он отождествлял с социолизмом /. Под тоталитаризмом он понимал неизбежные практические результаты осуществления коллективистских проектов. Его истоком служит организация жизни общества по единому плану . Практическое его осуществление , согласно Хейеку , начинается с замены спонтанного рыночного порядка плановым руководством , вслед за этим рушатся ценности и опоры свободного общества -демократия , правозаконность , личная независимость , свободомыслие и т.д. , твердые юридические правила сменяются предписаниями и инструкциями , верховенство права заменяется верховенством политической власти , а ограниченная форма правления -неограниченной. Процесс поглощения общества государством завершается установлением тоталитарного строя . В концепции Хайека выделяется два принципиальных положения . Первое состоит в том , что фундаментом всех прав и свобод личности оказывается свобода экономическая, с уничтожением которой рушится строение либерального общества . Второе заключается в том , что утвеждение тоталитаризма есть неизбежный результат переноса на современное общество принципов , по которым живут автономные организации типа фабрики и армии. Философия свободы Хайека , восстанавливающая ценности классического либерализма , получает все большее утверждение , особенно в связи с кризисом в 70-е годы кейнсианскоц модели государственного регулирования и крушением доктрины ‘’ реального социализма ‘’.

 В последние десятилетия мировое распространение получили технократические теории. Заметной вехой в истории технократических доктрин явилась концепция Джозефа Барнхема . С его точки зрения , в результате бурных технологических процессов произошла ‘’ революция ‘’ в политической власти и государственном управлении , что связано с образованием класса менеджеров . Огосударствленная экономика является основой их политического господства . Барнхем утверждает , что государство все более превращается в собственность менеджеров . Благодаря своему положению ‘’ контролеров’’ общества они становятся привилегированным классом , способным с самовоспроизводству. В будущем, полагает Барнхем , на планете установится единое технократическое государство во главе с моментом директоров-технократов.

Технократические идеи все более перерастают рамки специальной доктрины и вплавляются в другие ведущие теории /конвергенции, элитизма, плюралистической демократии и др./.

 

Р а з д е л II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

1. Сущность и структура политической системы

Политические отношения за тысячелетия своего существования оформились в довольно сложную систему различных институтов , имеющих определенную иерархию , формы , нормы , порядок взаимодействия . Долгое время в условия неразвитой политической жизни рабовладельческого и феодального общества деятельность политической системы , по существу , ограничивалась функционированием государственных институтов . Правда , наряду с ними существовали другие объединения , игравшие значительную , а временами и ведущую политическую роль. Такова была, например , роль жрецов в некоторых рабовладельческих государствах Востока . В средневековой Европе мощной политической силой выступала церковь. В Афинах существовали политические группировки , которые Аристотель называл партиями /партии горы , равнины и прибрежной части города /. Следовательно , на этом этапе исторического развития политическая система имела неразвитый характер.

 Становление целостной политической системы , ее усложнение произошли в условиях капиталистического строя вместе с ростом дифференциации общества, противоречий между социальными группами . Для того чтобы различные социальные интересы могли получить реальное выражение , граждане создали свои организации , в первую очередь партии . Возникли также профессиональные и крестьянские союзы , ассоциации , объединения промышленников. Еще позже появились широкие межклассовые объединения- национальные и народные фронты , движения и т. п. Существуют и такие организации , как молодежные , женские , ветеранов , пытающиеся защитить интересы этаких категорий граждан . Иногда они примыкают к каким -либо партиям , иногда действуют самостоятельно . Но в любом случае главной задачей негосударственных политических и общественных организаций является овладение государственной властью или оказание влияния на государственные институты , на управленческие структуры в интересах тех социальных групп , которые они представляют на политической арене . Разумеется , при этом возникают и реализуются интересы собственно партий и объединений / более выгодные условия существования / , их руководящих органов и лидеров .

Итак , политическая система -это сложный комплекс государственных институтов , политических партий , общественных организаций и движений , норм, функций , ролей , в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть .

 В понимании структурных элементов политической системы различные подходы ;

1. в качестве ее элементов рассматриваются роли , действия , образцы поведения индивидов и групп; 2. элементами политической системы являются индивиды , группы и организации ; 3 .большинство советских ученых в составе политической системы выделяют следующие подсистемы ; а/ политические организации, б/ политические нормы , в/политические отношения ,г/ политическое сознание .

 К основным функциям политической системы относятся ; 1/ определение целей и задач общества ; 2/ мобилизация ресурсов для достижения поставленных целей ; 3/ интеграция всех элементов общества ;4/ распределение ценностей внутри политической системы ; 5/ сохранение политической системы и адаптация ее к новым социальным требованиям .

Одной из важнейших характеристик полити



2020-02-04 232 Обсуждений (0)
Ра з д е л 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ра з д е л 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)