Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V . Политика международных отношений.



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
V . Политика международных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Внешняя политика государства и международные отношения.

 

Компонентами международной системы являются ее субъекты, международные отношения и международное право. Все они обусловлены конкретной исторической эпохой, взаимосвязаны и взаимодействуют как друг с другом, так и с системой в целом.

Главное место среди субъектов международных отношений занимают суверенные государства, которые обладают самостоятельностью в решении внутренних и внешних проблем. От характера их деятельности, прежде всего, зависят стабильное функционирование международной системы в целом, состояние международных отношений и эффективность международного права.

Более подробно остановимся на вопросах внешней политики государств и международных отношений.

 Внешняя политика – политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешнеполитический курс любого государства есть продолжение внутренней политики, отражающей характер социально-политических отношений внутри общества конкретного государства.

В зависимости от политического режима государства строится его внешнеполитическая деятельность. К примеру, если у власти находятся политические лидеры, политическая партия, для деятельности которых характерны авантюрные методы управления, то внешняя политика такого государства носит, как правило, агрессивный характер, отношения с другими субъектами международной системы строятся с позиции силы, имеется склонность к применению военной силы, введению экономического эмбарго, не исключена возможность аннексии суверенных государств и территорий.

История знает немало примеров подобного типа внешнеполитического курса государств, вне зависимости от формы общественного государственного строя (гитлеровская Германия и ее сателлиты – во второй мировой войне; США – по отношению к Вьетнаму, Доминиканской Республике, Панаме; СССР – к Венгрии, Чехословакии, Афганистану; Китай – к Вьетнаму и т.д.). В этих целях формируются различные военно-политические блоки, хотя формально они имеют оборонительную задачу. Вместе с тем наличие подобного рода организаций предполагает в определенных условиях возможность использования имеющейся военной мощи для достижения каких-либо политических целей, изменения международной обстановки, нарушения баланса противостоящих сил и т. д.

В связи с этим следует упомянуть и о таком явлении, как политический терроризм, который является средством достижения политических целей путем убийств, похищений, диверсий, захвата заложников и других актов насилия. Мировая история богата такими примерами. Так в послеоктябрьский период было совершено немало убийств дипломатических представителей СССР за границей. Видимо, своеобразным конвейером политического террора можно назвать период репрессий, связанный с именем Сталина. Жертвой политического террора ультраправых стал видный государственный деятель У. Пальме.

Другими чертами характеризуется внешнеполитическая деятельность государств, политическая власть в которых строится на демократических началах. Им свойственны прежде всего политические методы разрешения межгосударственных конфликтов, проблем. Как правило, отношения между демократическими политическими режимами в области межправительственных и экономических связей, культурного обмена на взаимовыгодной основе, без вмешательства во внутренние дела друг друга. Примером таких отношений являются связи между европейскими странами (Западной Европы, Скандинавии и др.),строящиеся на строгом соблюдении международных правовых норм и принятых дву- и многосторонних соглашений и договоров.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами является их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию любого государства и насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Этот принцип вытекает из общепризнанного правила взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться в международных отношениях от применения силы или угрозы силы, а также правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это нашло закрепление в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.), А также многочисленных дву- и многосторонних межгосударственных соглашениях. В соответствии с декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960г.) все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Любое насильственное удержание чужой территории представляет собой аннексию.

Современный мир сложен, многообразен и противоречив. В то время он в силу объективных факторов становится все более взаимосвязанным и целостным. Это, прежде всего, обуславливается происходящими процессами интернационализации хозяйственной деятельности, растущим стремлением к разностороннему сотрудничеству, расширяющимся интересом к научным и культурным ценностям разных стран. Сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Это ставит проблему всестороннего осмысления построения мира, перспектив его развития и характера международных отношений.

Международные отношения включают в себя политические, экономические, научно-технические и культурные связи между субъектами международной системы. Они существуют и развиваются вне пределов территорий, компетенции и юрисдикции отдельных государств, могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира, международных и межправительственных организаций.

Международные отношения могут охватывать сразу все стороны отношений между субъектами международной системы или же только некоторые из них. Они строятся как на двусторонней, так и на многосторонней основе, могут иметь глобальный или региональный характер. Поскольку их главные участники – государства – являются классовыми политическими организациями, они носят классовый характер. В последние годы на содержание международных отношений стали оказывать влияние миротворческие акции со стороны различных государств и организаций, провозгласивших приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Во 2-ой половине 80-х годов поддержку у мирового сообщества получила политика нового мышления руководства СССР, возросло влияние социал-демократического движения в борьбе за безъядерный мир.

Остановимся подробнее на анализе структур международных организаций.

Международных организации – это постояннодействующие объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статуса или другого учредительного документа) в целях содействия решению международных проблем и развития всестороннего сотрудничества.

Необходимость создания международных организаций была осознана еще в глубокой древности. Однако впервые они появились лишь в XIX веке. Процесс возникновения международных организаций особенно активизировался после второй мировой войны. Важнейшим результатом стало создание такой уникальной структуры как Организация Объединенных Наций (ООН). Она была образована в 1945г. на конференции в Сан-Франциско при участии 50 государств, а фактически начала функционировать 20 января 1946г. с первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Лондон).

Целями ООН являются: поддержание международного мира и безопасности; Становление дружественных отношений между нациями; развитие международного экономического, социального, культурного и социального сотрудничества; согласование действий государств в достижении этих целей (ст. 1 Устава).

Для достижения указанных целей ООН и государства-члены действуют в соответствии со следующими принципами: суверенного равенства всех государств-членов; добровольного выполнения всех принятых на себя обязательств; разрешения международных споров мирными средствами; воздержание от угрозы силы или ее применения; обязательного участия в действиях ООН; невмешательства во внутренние дела государств-членов (ст. 2 Устава).

Членами ООН являются суверенные государства, участвовавшие в ее организации и принятые в ее члены позднее. В настоящее время в состав ООН входит около 160 стран.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. В его структуру включаются различные специализированные комитеты и комиссии. Местопребывание штаб-квартиры ООН – Нью-Йорк.

 В настоящее время существует 14 специализированных учреждений ООН. Соответственно сферам деятельности они подразделяются на три основные группы:

1. Специализированные учреждения экономического характера: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций (ФАО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская консультативная организация (ИМКО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

2. Специализированные учреждения социального характера: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

3. Учреждения культурно-гуманитарного характера: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Данные учреждения носят характер межправительственных организаций, т.е. обладают рядом специфических особенностей. Прежде всего, в их деятельности участвуют официально назначенные правительствами представители и делегации государств-членов. Они занимаются обсуждением и согласованием усилий государств по содействию решению многообразных проблем политического, экономического, социального и культурного характера, которые внутри государств находятся в ведении соответствующих правительственных учреждений и ведомств.

Наряду с межправительственными организациями существуют еще и неправительственные. Это международные объединения национальных групп, союзов и частных лиц, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, гуманитарной и иных областях человеческой деятельности. Процесс их возникновения также интенсифицировался после второй мировой войны. Международные неправительственные организации поддерживают тесный контакт с межправительственными.

Важное значение имеет деятельность таких признанных международных неправительственных организаций как Всемирный Совет мира (ВСМ) – высший орган Всемирного движения сторонников мира – наиболее массового из всех антивоенных движений; Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) - крупнейшее международное объединение профсоюзов; Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) – массовая международная, объединяющая женщин независимо от расы, национальности, религиозных и политических взглядов; Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) – международное объединение демократических молодежных организаций.

В настоящее время существует свыше 3 тыс. международных неправительственных организаций, Их роль и значение в современном мире постоянно возрастают. Многие акции этих организаций оказываю влияние, как на принятие международных документов, так и на внутригосударственные решения.

Наряду с системой организаций ООН существуют и другие межгосударственные и межправительственные объединения. К числу наиболее влиятельных из них относится Организация Североатлантического договора (НАТО) и Европейский Совет.

НАТО был организован в 1949году на основе договора между США, Великобританией, Францией, Италией, Канадой, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Португалией, Норвегией, Данией и Исландией. В 1952 году к пакту присоединились Греция и Турция, в 1955 – ФРГ, в 1982 – Испания.

Североатлантический союз был создан для обеспечения коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Оценки деятельности данного союза, как и существовавшего до недавнего времени Варшавского договора (ОВД), давались разные. Так, первый традиционно характеризовался нашей пропагандой как агрессивный, а второй – как оплот мира. Однако это не помешало странам ОВД ввести войска в Венгрию и в Чехословакию для подавления демократических движений, а также создать мощный военный потенциал, значительно превосходящий необходимый уровень. Интенсивный рост военной мощи осуществлялся и в рамках НАТО. Конструктивная внешняя политика СССР и США, а также ликвидация ОВД изменили характер деятельности НАТО и его роль.

Европейский союз – консультативная политическая организация, объединяющая 21 государство Западной Европы. В работе ряда его вспомогательных органов принимают участие Финляндия и Ватикан; статус наблюдателя имеет Израиль. Создан совет в 1949году в целях содействия интеграционным процессам в регионе. Около ста различного рода конвенций и соглашений было заключено в ходе работы совета.

Процесс образования новых международных организаций продолжается и на современном этапе развития мирового общества. Так, на базе распавшегося Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) формируется новая организация – Восточно-европейское сотрудничество и торговля (ВЕСТ). Целью данной организации является создание единого экономического пространства для бывших социалистических стран – членов СЭВ. Учредителями ВЕСТа стали предприниматели России, Болгарии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Украины, Казахстана.

Подобную судьбу испытал и СССР. Тенденция распада СССР началась с выхода из него республик Прибалтики, а путч в августе 1991 года это процесс сделал необратимым. 8 декабря 1991 года в Минске была образована новая международная организация на базе бывших республик Союза – Содружество независимых государств. Уже 21 декабря в его составе было 11 государств – Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Молдова, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан.

Как свидетельствуют данные факты, тенденция образования международных организаций развивается, что делает отношения между государствами мира боле широкими и разносторонними.

 



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
V . Политика международных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V . Политика международных отношений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)