Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическое поведение.



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Политическое поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В политической литературе наиболее распространенным является определение политического поведения как любой формы участия в осуществлении власти (или противодействии ее осуществлению), в том числе участие в формальных организациях и массовых движениях, включенность в различные элементы политической системы или отстранения от них, пропаганда политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или политическую элиту.

Существуют два основных типа политического поведения: а) политическое действие, б) политическое бездействие.

Политическое действие включает в себя субъект и объект действия, обстоятельства его осуществления и целевые установки. Субъектами политического действия могут быть личности, социальные группы и политические институты . В составе обстоятельств осуществления действия выделяются факторы и условия. К факторам относятся те элементы, которые субъект не может изменить или, наоборот, не в состоянии предотвратить их изменение. Это общественные нормативы. Обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации. Данные факторы определяют рамки политических действий, пределы, за которые субъект не может не выйти и которые он может лишь учитывать.

Условия реализации политического действия образуют более изменчивые элементы, которые, с одной стороны, ограничивают и направляют политическое действие, а с другой – изменяются под его влиянием. К числу таких условий относятся внутренняя обстановка в стране, где происходит политическое действие, влияние и дееспособность политических институтов, в рамках которых (или против которых) оно осуществляется, соотношение политических сил, сила действия и мощность оказываемого ему сопротивления и т. д.

Объектом политического действия могут выступать общество в целом, политические отношения, отдельные политические институты.

Целевая направленность действия может быть конструктивной и деструктивной. В первом случае она ставит задачу укрепления политической системы, во втором – ее корректное преобразование. В зависимости от целей политического действия можно классифицировать следующим образом: направленные на изменение существующего общественно-политического строя, на изменение каких-то элементов политической системы, на смену или изменение правительства, на изменение политического решения (закона, указа и пр.) на выражение общественного мнения.

Наиболее массовыми политическими действиями, в которых участвует почти все взрослое население, являются голосование и референдум.

Политические действия могут быть прямыми, направленными на объект, и опосредованными, основанными на принципе делегирования полномочий через механизм выборов или в какой-либо другой форме.

Политические действия могут существенно различаться по степени активности его участников: от периодического участия (например, в выборах) до активной деятельности в различных политических институтах. В американской политологии выделяют три типа условно называемые «участник», «субъект», «приход».

«Участник» несколько напоминает нашего общественного активиста Ему интересна политика и политика и политическая деятельность, он гордиться существующей политической системой, знает, как решать политические проблемы, уверен в своем гражданском праве участвовать в управлении (пусть и на местном уровне), является какой-либо (или нескольких) общественной организации. Считается, что именно тип – опора демократии.

«Субъект» участвует в политической жизни на уровне пассивного интереса к политике и лишь в ее обязательных формах (чаще всего в голосовании). Не считается что может включится в политическую деятельность или что эта деятельность принесёт какой-то результат.

«Приход» - тип человека, пассивного в политической жизни. Он не ассоциирует себя с гражданином страны, а ощущает себя частичкой мира, общины, прихода (отсюда и термин), чувствует свое бессилие перед властью, политика его не интересует совсем.

В реальном обществе в разных пропорциях и сочетаниях существуют все типы, и ни один из них не может считаться единственно правильным, В частности, было бы ужасно, если бы все общество состояло только из «участников». Страна сплошных политиков – первое условие дестабилизации общества. Преобладание же людей третьего типа с их непротивляемостью власти способствовало бы усилению тоталитарной формы правления.

По направлению действий их разделяют на вертикальные и горизонтальные. К первым относят политические действия сверху, исходящие от системы и ее институтов к обществу, и политические действия снизу, осуществляемые гражданским обществом или его элементами, направленные на политическую систему. Горизонтальными являются действия, осуществляемые на одном иерархическом уровне: от одного из институтов к другим и между отдельными элементами гражданского общества.

Политическое бездействие (иммобильность) может также выступать в разных формах: а) выключенность из политических отношений, вызванная низким уровнем политической культуры; б) политическая выключенность в результате разочарования в политических институтах и безразличия к их деятельности; в) политическая апатия – форма неприятия политической системы, например, после реакционного государственного переворота; г) политический бойкот как выражение активной враждебности к политическим решениям.

 

Политические решения.

 

Одним из важнейших моментов функционирования политической системы является принятие политических решений. В любой стране, имеющей демократические структуры, каждый гражданин периодически вынужден принимать политические решения. Они являются выражением политического интереса и существуют в двух формах. Первая форма – участие в выборах органов центральной и местной власти и референдумах. При этом решение носит индивидуальный характер и сводится одного из нескольких вариантов решения, предлагаемых политическими институтами (политическими партиями) или отказу делать этот выбор (в США более 40% граждан, имеющих право голоса, не участвуют в выборах президента).

Вторая форма – участие в собраниях жителей района, членов одной из организаций, т.е. любой первичной социально-политической ячейке общества. В этом случае каждый индивид не только выбирает наилучшее, с его точки зрения, решение, но и участвует в его формулировании, обсуждении.

Групповые решения, в отличие от индивидуальных, принимаются властными органами (государственными или руководящими структурами общественных организаций). Эти решения называются организационными, так как представляют собой выбор определенного способа поведения как для себя (например, стратегию партии в очередной предвыборной кампании), так и для подвластных структур, народа (принятие программы, закона, регламентирующего жизнь общества). Групповые решения носят общественный характер и представляют собой целый процесс, имеющий ряд обязательных ступеней или фаз.

Исходным пунктом процесса принятия политического решения является сигнал о неудовлетворенных политических потребностях. Это могут быть объективные статистические или аналитические данные о неудовлетворительном развитии экономических процессов, росте преступности, безработице, требующие принятия каких-либо специальных мер, программ или приближение сроков переизбрания властных органов. Если речь идет о новых программах, законах, указах, то их необходимость должна быть обоснована и защищена заинтересованной группой, иначе самый острый сигнал может остаться без последствий или потонуть в дебатах.

Вторая фаза принятия решения – его формулирование, то есть уточнение, оценка, оформление его в указ, закон и т.п., что происходит в форме дискуссии.

Третья фаза – принятие решения, которое в практической деятельности государственных и других властных структур сводится к двум методам: а) компромиссу (нахождению взаимоприемлемого для разных политических группировок решения) и б) голосованию (когда принимается вариант, за который проголосовало большинство).

Четвертая фаза – реализация решения, в процессе которой большое значение приобретает формирование одобряющего общественного мнения. Эта фаза чрезвычайно важна, так как без нее даже принятая на самом верхнем этаже власти программа остается лишь элементом дискуссии, а не решением.

 



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Политическое поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическое поведение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)