Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV . Важнейшие идейно-политические течения современности.



2020-02-04 259 Обсуждений (0)
IV . Важнейшие идейно-политические течения современности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Либерализм.

 

Одним из самых влиятельных в современном мире идейно-политических течений является либерализм – движение, объединяющее сторонников парламентской демократии и свободного предпринимательства. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в I половине XIX века, когда в ряде западноевропейских государств появились партии либералов, однако его истоки восходят к эпохе буржуазных революций XVII – XVIII вв.

Основу раннего («традиционного» или «классического») либерализма составляла теория естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность и счастье. Интересы индивида, обладающего частной собственностью, провозглашались высшей ценностью в обществе, им отдавался приоритет при решении вопроса о соотношении прав личности и прерогатив государства.

В экономической области либералы выступали за свободу торговли и предпринимательства. Политико-экономическая концепция классического либерализма была разработана представителями классической английской политэкономии. Так, Адам Смит, поддерживающий лозунг «Не мешайте работать», выдвинутый торгово-промышленными кругами, разработал «систему естественной свободы» - концепцию, предполагающую предоставление полного простора частной инициативе, освобождение экономической деятельности из-под опеки государства.

Классический либерализм мало внимания уделял социальным проблемам, поскольку человек, не имевший собственности, рассматривался как неполноценная личность, стоящая как бы вне общества. Характерной его чертой была цельность, внутренняя взаимосвязь составных частей: философской теории – позитивизм, этико-правовой концепции – утилитаризм, экономического учения, пригладившего ради апологии капитализма выводы Адама Смита и Давида Риккардо об антагонизме классовых интересов в буржуазном обществе, и, наконец, политической программы, ограничивающей сферу деятельности государства выполнением функций защиты порядка и собственности внутри страны и охраны от агрессии извне. Отсюда вытекала знаменитая триада либеральной программы – мир, дешевое государство, реформы.

Идеологи буржуазной революции (Джон Локк и др.) внесли существенный вклад в разработку и пропаганду буржуазно-парламентского строя. Впоследствии многие из их идей, выдержанных в духе концепции «правового государства» - конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечении основных политических прав граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.п. вошли в идейно-политический арсенал либерализма.

В начале XX века идеология и политика классического либерализма подверглась существенной перестройке, прежде всего о роли государства. Появились концепции «нового либерализма» или «неолиберализма», в которых вмешательство государства в экономическую жизнь с целью проведения законодательства о труде и осуществления контроля за крупными монополиями стало рассматриваться как возможное. Неолиберализм утверждал, как и прежде, что лишь механизм свободного рынка создает необходимые предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения ресурсов и удовлетворения потребностей потребителей. Они признавали, что господство монополий, диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизм рыночного регулирования и могут привести к глубоким потрясениям всей системы. Поэтому необходимо постоянное вмешательство в экономику с целью поддержания благоприятных условий для капиталистических конкурентов. Практический смысл ревизии либерализма сводится к признанию социальных функций государства.

 В социальных реформах неолибералы исходят из того, что признают права рабочего класса и его организаций, но заявляют, что социальная политика может вестись только на основе роста производительности труда и накопления капитала. Необходимость рационализации производства и тесного сотрудничества между рабочими и предпринимателями, связанными якобы общими интересами и судьбой, - таков лейтмотив большинства неолиберальных теорий.

Сущность либерализма выражается в программных документах национальных либеральных партий. В общих чертах она определяется стремлением к выравниванию интересов, политической и культурной свободе и справедливости. Эти партии решительно и бесповоротно стоят на конституционной почве, заботятся о благополучии народа, укреплении его духовных, нравственных и физических сил, создают социальное право, охраняя при этом личную свободу в экономической области и стремясь создать истинную трудовую и народную общность. В либеральных партиях преобладает толкование демократии как системы выравнивания общественных и личных интересов и равного права участвовать в управлении государством. В духе либерализма дается определение сущности государства как правового учреждения.

Конечная цель программы либералов в области культуры состоит в создании «культурного государства», в котором раскроются все возможности «человеческого духа». Краеугольным камнем такого государства считается «единая школа», в которой предусматривается одновременное обучение учащихся всех конфессий, а также преподавание религии.

В экономическом разделе их программы особо подчеркивается, что либералы твердо стоят за частную собственность и свободу предпринимательства, а обобществление средств производства считают бюрократизацией экономики. Выдвигаются требования создания крепких крестьянских хозяйств, справедливого уравнивания доходов и т.д. Либерализм сегодня является одним из самых авторитетных идейно-политических движений, оказывающим хаметное влияние на социал-демократическое и другие общественные движения. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство европейских демократов выбирают путь постепенных реформ, основанный на либеральных методах.

 

Неоконсервантизм.

 

Современный неоконсервантизм, бурный подъем, которого произошел в 70-е годы, возник как альтернатива социально-либеральной политики, создания «общества благоденствия». В вину социал-либерализму вменялись переоценка возможностей государства в экономической и социальной сферах, неоправданное вмешательство которого приводило к отрицательным последствиям.

Неоконсервантизм выступает за ограничение вмешательства государства в экономику, сокращение выполняемых им социальных функций. Теоретическим обоснованием неоконсервантизма как идеологии является неоклассическая экономическая теория, представленная именами Фридриха Хайека, Милтона Фридмана и др.

Эксплуатация, с точки зрения консерваторов, представляет собой необходимый компонент любой формы собственности, основное значение в количественном анализе которой имеют степень эксплуатации и распределение прибавочного продукта.

Реализация предложенной неоконсерваторами экономической политики позволила им создать новую модель регулирования общественных отношений. Они стремятся осмыслить изменения в трудовых отношениях, вызванные современными технологиями, которые предполагают совмещение на рабочем месте ряда профессий, интеллектуализацию труда, индивидуализацию духовного мира работников. Поэтому они выдвигают концепцию деколлективизации или индивидуализации трудовых отношений. Предлагается заключать не коллективные трудовые договоры, а индивидуальные – работника и фирмы.

Консерваторы выступают не за ликвидацию профсоюзов, а за изменение их функций. Они должны заниматься вопросами повышения конкурентоспособности продукции, ростом образовательного уровня работников и т.д. Политическое давление консерваторов на профсоюзы направлено на превращение работников через акционирование в совладельца собственности, что приводит его к осознанию, ради чего ему предлагают сократить потребление и увеличить накопление фирмы. Доля владельцев акций в Великобритании за 80-е годы возросла с 7 до 20%. Эта политика поощряет рост мелкого и среднего бизнеса.

Консерваторы пересмотрели идею участия работников в управлении. Идея равенства труда и капитала заменяется идеей идентичности их интересов, что, в действительности, разумеется, предполагает доминирование в обществе собственников и их ассоциаций. Изменяется цель участия в управлении. У социал-демократов это производственная демократия, что предполагает ограничение бизнеса со стороны профсоюзов. У неоконсерваторов это повышение конкурентоспособности, процветание фирмы. Отсюда и стремление ограничить участие профсоюзов в управлении, проведение в жизнь принципа: одна фирма – один профсоюз. Надо отметить, что этот подход, наряду с идеологическими и прагматическими моментами, содержит и рациональный, так как современные профсоюзы, носящие отраслевой характер, в принципе не могут выполнять функции, связанные с повышением эффективности работы компаний, имеющих многоотраслевой характер.

Консерваторы пытаются реформировать западное общество путем стимулирования частнопредпринимательской деятельности и конкуренции при расширении правопорядка, безопасности. С одной стороны, они выступают с требованием ограничения вмешательства в социально-экономическую сферу, с другой – ратуют за укрепление государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности.

Государство, по мысли консерваторов, перегружено управлением собственностью, социальной политикой. Оно должно сократить объем этой деятельности и заниматься своими прямыми обязанностями – вопросами законности, порядка, обеспечением оптимальных условий для бизнеса при мировом разделении труда.

Специального внимания заслуживает взгляд неоконсерваторов на проблему национальных отношений в мире. Они полагают, что в условиях всемирной хозяйственной системы необходимы свободное движение капиталов, товаров, рабочей силы, конкуренции этносов, но не целых государственных единиц, а национальных фирм. Естественно, что эти процессы связаны со смещением, ассимиляцией народов, взаимодействием языковых и ценностно-культурных систем.

Для неоконсерватизма характерно культурно-философское, нравственное обоснование либерального общества. Большое значение в неоконсервативных теориях придается возрождению таких ценностей и институтов западного общества, как семья, школа, религия и церковь. Именно в них они видят преграду бюрократизации, тоталитарным тенденциям и гарантию прав личности.

Следует отметить, что современный неоконсерватизм как социально-философское, экономическое течение представляет собой, по существу, синтез идей либерализма и даже социал-демократии.

 

Марксизм.

 

Марксизм как социально-экономическая доктрина возник в 40-е годы XIX века. Его появление связано с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Первоначально они именовали свою доктрину «коммунизмом», подчеркивая тем самым суть своей теории – требование обобществления собственности. В 30-е и 40-е годы XIX столетия социалистами называли себя ученики Шарля Фурье и Анри Сен-Симона, а коммунистами – последователи Гракха Бабефа и некоторые другие рабочие общества. В 70 - 80-е годы, когда о деятельности фурьеристских и сен-симонистских сект все забыли, Маркс и Энгельс стали называть свое учение социалистическим.

Марксизм появился в условиях становления капиталистического общества (свободного рыночного хозяйства), на самых ранних его этапах, для которых было характерны: резкое имущественное расслоение, острые социальные противоречия и конфликты.

Основоположники марксизма рассматривали современное им общество как эксплуататорское, несправедливое, неспособное разрешить свои социальные противоречия в рамках существующих общественных отношений. Они опирались на некритически усвоенную гегелевскую диалектику, провозгласили неизбежность гибели существующего общественного строя и замену его новым коммунистическим, основанном на общественной собственности на средства производства и безрыночной, безтоварной экономике. Хотя необходимость замены одного строя другим выводилась Марксом и Энгельсом из объективной (по их мнению) логики экономического развития, в самом процессе смены общественного строя исключительно важная роль отводилась субъективному социально-политическому фактору. Сама эта смена, по их мнению, будет осуществлена в виде пролетарской революции. Пролетариат, или класс наемных рабочих, был объявлен ими самым революционным, сознательным классом, могильщиком капитализма и создателем коммунистического общества. Возглавить борьбу пролетариата должна была коммунистическая партия. По марксистской теории пролетариат во главе со своей партией должен был захватить политическую власть, установить свою диктатуру, экспроприировать экспроприаторов и создать новые общественные отношения. Существующее государство Маркс и Энгельс рассматривали исключительно как буржуазную классовую диктатуру, поэтому в отношении него выдвигалась задача слома государственной буржуазной машины.

Однако надежды Маркса и Энгельса на успешную пролетарскую революцию не оправдались ни в 1848 – 1850, ни в 1871 г. Боле того, в 70 – 80-е годы прошлого столетия произошли серьезные качественные перемены в странах Западной Европы: в результате экономического развития, забастовочной борьбы и деятельности профсоюзов повысился жизненный уровень наемных рабочих, завоеваны демократические права и свободы. Все это свидетельствовало о возможности решения многих социальных проблем с помощью мирной легальной борьбы и социальных реформ. В этих условиях в рамках марксизма возникло течение, получившее название ревизионизма и реформизма, давшее начало современной социал-демократии, которое отказалось от идеи насильственной революции и диктатуры пролетариата.

Другое ортодоксальное марксистское течение, ориентировавшееся на пролетарскую революцию, с конца ХIХ в. развивалось, прежде всего, в рамках российского рабочего движения, а в начале ХХ в. – в рамках одного из его течений – большевизма, идеологом и руководителем которого был В.И. Ленин. Несмотря на то, что ленинизм базировался на основных положениях марксизма, по ряду вопросов он внес заметные коррективы и марксистскую доктрину. Так, например, если Маркс и Энгельс считали, что пролетарская революция должна победить в высокоразвитых в экономическом отношении странах, где полностью созрели экономические предпосылки, то Ленин сделал вывод, что революция может победить первоначально в одной стране, причем не самой развитой, а той, где наиболее остры социальные противоречия и где легче взять власть. В ленинизме особенно детально разработаны технология завоевания и осуществления власти в условиях диктатуры пролетариата. В последние годы жизни Ленин был вынужден внести коррективы в экономическую политику, разрешив товарно-денежные отношения и частную собственность, сохранив однако, в прежнем виде тоталитарный политический режим, основанный на уничтожении и подавлении всякой оппозиции.

После смерти В.И Ленина Сталин отбросил “либеральные” экономические нововведения 1921 – 1924 гг. и вернул принципы жестко централизованной административно-командной экономики. В области политики сталинизм стал воплощением марксистской идеи диктатуры пролетариата, для которой характерны подавление не только сколько-нибудь организованной оппозиции, но и любого инакомыслия, применение массовых репрессий, Сталин внес в теорию диктатуры пролетариата свой вклад – идею об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма, явившуюся теоретическим обоснованием массовых репрессий.

В 1919 г. коммунистические и социал-демократические партии окончательно размежевались. Коммунистические партии, признававшие диктатуру пролетариата, объединились в Коммунистический Интернационал, просуществовавший до 1943г. В 1938г. сторонники находящегося в эмиграции Л.Д.Троцкого основали IV Интернационал, малочисленные отделения которого существуют и поныне.

В 50-х – начале 60-х годов руководители СССР попытались либерализовать политический режим в стране, не затрагивая его основ - монополии Коммунистической партии. В 50-х годах руководители Югославии предприняли попытку соединения коммунизма с рыночной экономикой и идеями самоуправления («рыночный социализм»). В 1968г. коммунистические лидеры Чехословакии попытались провести демократические реформы в рамках концепции «социализма с человеческим лицом». В 1970-е годы в ряде компартий Западной Европы, прежде всего испанской, итальянской, французской, британской, оформляется концепция еврокоммунизма, в которой предпринималась попытка соединить декларированную верность социализму с чисто социалистическими идеями: смешанной экономикой, многопартийной системой, неидеологическим государством и т.д. Однако все попытки реформ коммунистической системы и коммунистической идеологии не смогли предотвратить их системного кризиса, проявляющегося в политике, социальной сфере, национальных отношений и т.д.

Именно кризис коммунистической системы вынудил советское руководство во главе с М.С.Горбачевым в 1985г. начать политику реформ, которые мыслились, очевидно, как обновление, улучшение существующей системы. Однако по мере их углубления становилось ясно, что коммунистическая система не поддается реформированию. Логика реформ заставляла их инициаторов все больше выходить за очерченные ими самими рамки: Вначале они были вынуждены разрешить критику сталинизма, авторитарно-бюрократической системы, затем – существование оппозиции. Наконец, после неудавшегося государственного переворота 19-21 августа 1991г. господство КПСС и коммунистической идеологии было ликвидировано. Началась декоммунизация России. Еще раньше в конце 1989 – начале 1990 прекратили свое существование коммунистические режимы в Восточной Европе. Большинство бывших правящих партий преобразовались в партии социал-демократического типа.

 

Социал-демократия.

 

Социал-демократия уходит своими корнями в массовое рабочее движение конца XIX в., оформившееся во II Интернационал (1889 г.). В самостоятельное политическое течение в рабочем движении социал-демократия конституировалась в начале XX в., после размежевания революционных (Коминтерн) и реформистских сил, которые в 1923 г. объединились в Рабочий социалистический интернационал (1923 – 1940 гг.), на смену которому в 1951г. пришел Социалистический интернационал (Социнтерн), объединивший около 70 партий и более 17 млн. человек. Идеологией современной социал-демократии является демократический социализм. Эта теория родилась в конце 80-х годов XIX в. как альтернатива революционному марксистскому социализму. Она явилась результатом осознания новых явлений в развитии капиталистического общества: повышения жизненного уровня рабочих, завоевания демократических свобод. Сам термин “демократический социализм” впервые был введен в оборот Джоржем Бернардом Шоу в 1888г. Его использовали Эдуард Бернштейн, Отто Бауэр, Карл Каутский и др. Особую роль сыграли работы Бернштейна (1850 – 1923гг.). Социализм представлялся ему как идеал справедливого общественного устройства и как постоянный процесс улучшения положения индивида. Исходной базой социализма Бернштейн считал кооперацию. Классовую борьбу при капитализме он не отрицал, но полагал, что по мере расширения буржуазной демократии эта борьба приобретает исключительно мирные форммы, и решение проблем будет достигаться с помощью компромиссов. В качестве пути к социализму Бернштейн рассматривал реформы, которые должны обеспечить эволюцию капиталистического общества в социалистическое. В вопросе о собственности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных капиталистических предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках и распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения (“народный социализм”). Взгляды Бернштейна получили широкое распространение в начале XX в. в социал-демократическом движении и заложили основы концепции демократического социализма, которая в 1945г. стала официальной доктриной социал-демократического движения. В общем виде эта концепция была изложена во Франкфуртской декларации Социнтерна (1951г.), программных документах западноевропейских социал-демократических партий. Дальнейшее развитие декларация получила в новом программном документе Социнтерна «Декларации принципов» (1989г.), в котором социализм рассматривается как непрерывный процесс реформистских общественных преобразований, в результате чего современное капиталистическое общество приобретет новое качество. Сущность процесса реформ – наполнение демократическим содержанием всех сфер общественной жизни (политическая, экономическая, социальная демократия).

Основными ориентирами становления демократического социализма являются «основные ценности» - свобода, справедливость, равенство и солидарность. В «Декларации принципов» под свободой понимается право каждого человека быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями, Справедливость означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости, либо владельцев средств производств, либо тех, кому принадлежит политическая власть. Равенство предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и общества. Равенство и личная свобода неразделимы. Солидарность носит всеобъемлющий, глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувства сострадания жертвам несправедливости. Особо подчеркивается взаимосвязь этих основополагающих принципов, обязательность каждого их них для существования другого.

В этом документе социал-демократы противоположность своего подхода позиции либералов и консерваторов, которые придают основное значение принципу личной свободы в ущерб справедливости и солидарности, и коммунистов, которые обеспечивают равенство и солидарность за счет свобод.

В экономической сфере социал-демократия признает смешанную экономику, включающую частную, государственную и общественную формы собственности, конкурирующие между собой. Государство должно обеспечить сочетание экономического роста, максимального обеспечения занятости, стабильных цен, справедливого распределения доходов и защиту неимущих. Социал-демократия ориентируется на внедрение экономических принципов в хозяйственную систему как на микроуровне – через непосредственное участие трудящихся в управлении предприятием, так и в масштабе всей экономики – через органы социального партнерства или профсоюзы.

В области политической концепция социал-демократия базируется на общепринятом в современном мире подходе: плюрализм, многопартийность, свободные выборы, права человека, правовое государство.

Следует отметить, что в 70-80-е годы социал-демократы делали упор на такие моменты демократического социализма, связанные с глобальными проблемами современности, как экологические приоритеты (экосоциализм), приверженность новому экономическому порядку (экономическая солидарность), сохранение мира на земле.

В 80-е годы социал-демократия столкнулась с консервативным наступлением с одной стороны и ростом популярности экологических движений – с другой. В этих условиях определились главные направления теоретических поисков, общих для демократии в целом. Острие критики направлено сегодня против необузданных проявлений капитализма в социальной и экологической сферах. В противовес консервативной ориентации на неограниченную роль рыночных сил делается упор на сохранение активности государства, на экономический рост, ориентирующийся на социальные и экономические потребности основной массы населения.

Однако при общности неприятия неоконсервативного подхода, готовности противопоставить неоконсервативной модели экономического, социального и политического развития альтернативную модель, более социальную и гуманную в рамках современной социал-демократии обозначились два направления. Одно из них – традиционное, тесно связанное с промышленным рабочим классом, профсоюзами выступает против того, чтобы издержки экономических преобразований возлагались на плечи наименее защищенных групп населения путем сокращения занятости, социальных программ и т.д. Другое – модернистское, ориентируется на трудящихся наемного умственного труда, занятых в новейших отраслях производства, на научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию, исходит из предположения, что будет набирать скорость процесс уменьшения роли рабочего класса, и в ближайшее время можно будет говорить о его полном растворении. Отсюда провозглашается курс на решительное преобразование промышленной базы вне зависимости от негативных последствий для значительной части населения, занятой в традиционных отраслях. В социальной области речь ведется о необходимости жертв населения во имя будущих успехов, в политической – ставится вопрос, что концепция массовой рабочей партии перестала отвечать потребностям времени, ее должна заменить более современная и открытая организация.

В целом современная социал-демократия находится в поисках новых концепций и выводов, соответствующих реалиям современного мира.

 

 



2020-02-04 259 Обсуждений (0)
IV . Важнейшие идейно-политические течения современности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV . Важнейшие идейно-политические течения современности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)