Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическое сознание.



2020-02-04 223 Обсуждений (0)
Политическое сознание. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

         Политическое сознание представляет собой очень сложный феномен, включающий в себя всю совокупность знаний, представлений в области политических отношений. Настроений, стереотипов, предрассудков в этой области. Наиболее важными элементами политического сознания являются идеология. Общественное мнение, политические настроения масс.

Идеология включает в себя все основные политические и социальные ценности общества и через пропаганду ориентирует на них своих членов. Это наиболее систематизированная совокупность взглядов в общественном сознании. Термин ввел французский философ Дестюд Траси в начале ХIХ в. в четырехтомном труде “Элементы идеологии”. Под идеологией он понимал учение об идеях, устанавливающих твердые основы для политики, права, этики

Это понятие (и явление) заняло активное место в политической жизни, и на современном этапе общественное мнение в большинстве случаев оценивает его негативно. Многие западные политологи связывают его с мифологизированным сознанием, Ориентированным на утопию (отсюда требование деидеологизации государственных институтов и системы информации).

Наиболее полное отражение идеологии получают в программных документах политических партий, а также в трудах их идеологов. Самые значительные в ХХ в. идейно-политические доктрины изложены в IV разделе данного пособия. Для того чтобы идеологии были восприняты массовым сознанием, необходима их адаптация (упрощение, популяризация) к уровню масс. Эту роль осуществляет пропаганда – распространение знаний, в данном случае – политических. Выполнение этой задачи происходит через множества каналов движения информации, формирования настроений и мнений в обществе. Самыми значительными среди них являются средства массовой информации (газеты, телевидение, радио), искусство (кино, театр, живопись и пр.), такие публичные действия, как митинги, демонстрации.

Средства массовой информации активно используются для воздействия на общественное сознание. Существует огромное количество приемов и методов подобного манипулирования, среди них: сокрытие части информации; интенсивная и сверхинтенсивная подача другой информации; введение и активное использование стереотипов (империализм, враг нарда, неоколониализм и др.); комментирование факта; контекст, в котором подается факт, и т.п.

Информация всегда субъективна. Подача «голого» факта, к чему иногда призывают сторонники деидеологизации информации, тоже необъективна, так как огромное число потребителей информации не способны самостоятельно оценить факт, его роль в ряду других и, следовательно, объективного знания не получают. Но, разумеется, существует громадная дистанция между заведомой тенденциозностью всестороннему анализу, с учетом разных мнений. Второе предпочтительней.

 Задачей пропаганды является формирование общественного мнения, придание ему нужного для инициаторов информации направления. Пропаганда – субъективный инструмент воздействия на общественное мнение. Есть и объективные факторы его формирования. Так, оно в значительной мере определяется социальным положением. Конкретные социальные группы (классы, слои, сословия и пр.) имеют сходные политические ориентации. В марксизме как одно из фундаментальных положений рассматривается классовый характер идеологии, психологии, настроений. Но и западная политология не отрицает этого, оговаривая ряд особых моментов: а) представители ни одной социальной категории не бывают на 100% за или против чего-либо, и показатель в 60-70% часто рассматривается как достаточно высокий; б) социальных групп, имеющих сходные политические ориентации, много больше, чем классов в любой стране; в) существует немало на первый взгляд парадоксальных явлений, имеющих, конечно, свои причины. Например, в Скандинавских странах социальные классы четко однозначны в своих партийных предпочтениях: рабочие в основном ориентированы на социал-демократическую партию, а интеллигенция – на консерваторов. В европейских романоязычных государствах рабочие отдают свои голоса, как за левые, так и за правые и центристские партии. Испанские политологи отмечают, что состоятельные граждане проявляют более левые политические симпатии, чем их малоимущие соотечественники, а имеющие университетские дипломы склонны к радикальным взглядам.

На общественное мнение значительно влияют пол, возраст, этническая принадлежность, религия и даже регион проживания (Запад и Восток США, например).

В политике общественное мнение выявляется, прежде всего, методом опросов, которые регулярно проводятся с 1824г., когда репортеры американской газеты «Гаррисберг Пенсильваниан» вышли на улицы города, чтобы опросить случайных прохожих, за кого те собираются голосовать на ближайших президентских выборах. Примеру последовали многие другие газеты. За это время методика опросов совершенствовалась. Имеются институты, компании, учреждения, специализирующиеся в этой области, в том числе и у нас в стране. Каналом изучения общественного мнения является обратная связь средств массовой информации (в том числе почта, газеты, радио). Наиболее распространенной темой опросов является определение индекса популярности президента (премьер-министра, канцлера и т.п.), а также выявление отношения населения к значительным внутри- и внешнеполитическим акциям правительства. В нашей стране опыт таких опросов крайне незначителен.

Общественное мнение, таким образом, легко фиксируется. Но оно, в свою очередь, является выражением менее четких, трудно улавливаемых массовых политических настроений, представляющих социально-политическую характеристику общества. Крайне редко бывает, чтобы весь народ или большая часть его населения были единодушны: чаще наблюдается плюрализм настроений. Полное же согласие возникает в периоды экстремальных социальных напряжений и касается отдельных, пусть даже самых важных аспектов политики: настроения патриотизма в период отражения нападения захватчиков, ликование в моменты победы, всеобщее недовольство в кризисной ситуации и т.п. Массовые настроения играют значительную роль в жизни общества. Уверенность и оптимизм способствуют конструктивным действиям; резкое недовольство – разрушительным.

Управление общественным настроением – самый сложный политический механизм, в котором есть малоизученные явления. Так известно, что полярные настроения (восторг - злоба) обладают способностью быстро распространяться в массовых скоплениях людей. Легче усилить возникшее настроение (от недовольства – к ненависти, истерии), чем совершить обратный процесс. Знание этого используется в целях манипулирования настроением и поведением людей, особенно, а государствах харизматического типа, и экстремистскими элементами в ситуациях социально-политической нестабильности.

 



2020-02-04 223 Обсуждений (0)
Политическое сознание. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическое сознание.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)