Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теоретические аспекты контрольно надзорной функции государства



2020-02-04 329 Обсуждений (0)
Основные теоретические аспекты контрольно надзорной функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок




В науке понятия «контроль» и «надзор» рассматривают как нетождественные, хотя единого понимания их соотношения все же нет. В целом под ними понимают комплекс разнородных значений: средство, фактор, функция, деятельность, система, обратная связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т.д.

Все эти подходы, по мнению отражают не столько стремление дать универсальную и всеобъемлющую формулу этим понятиям, сколько являются следствием рассмотрения этих феноменов сквозь призму интересов представителей различных научных направлений - философских, управленческих, политических, правовых и т.д. Таким образом, контроль и надзор представляют собой виды деятельности в направлении обеспечения защиты и гарантирования основ государственной жизни с целью эффективного и безопасного функционирования общества. Контроль представляет собой деятельность государственных органов по обеспечению целесообразного и эффективного функционирования государства посредством установления соответствия фактического состояния общественных отношений социальным, прежде всего юридическим, установлениям. Государственный надзор, имеющий аналогичную природу, представляет собой особую разновидность специального контроля государственных правоохранительных органов по обеспечению законности посредством реагирования на ее нарушения.

Таким образом, понятие «контроль» шире понятия «надзор»: первое характеризует общее, а второе - частное проявление деятельности государства. Контроль не ограничивается наблюдением за правильной реализацией обязательных нормативных установлений. Органы контроля получают информацию (наблюдают) не только о правомерности деятельности подконтрольного субъекта, но и о том, насколько последний правильно, эффективно и целесообразно использовал при этом предоставленные ему полномочия и ресурсы. Для надзора характерно несколько ограниченное проникновение в сферу деятельности органов, в отношении которых реализуются надзорные функции. Вместе с тем при всех имеющихся различиях между контролем и надзором существует много общего, в связи с чем их не следует излишне дифференцировать, поскольку расхождения в их сущностных качествах едва заметны, если не сказать условны.

Контрольно-надзорная функция является составной частью сложной и многогранной деятельности государства, его механизма. В связи с этим данная функция подчинена общим, основополагающим началам ее организации и осуществления. Вместе с тем каждая функция государства, обладая определенной уникальностью и спецификой, подчинена собственным, специальным принципам. Это обстоятельство делает возможным и обоснованным выделение общих и специальных принципов реализации контрольно-надзорной функции государства.

Контрольно-надзорная функция осуществляется на основе принципов законности, справедливости, гласности, профессионализма, социальной ориентированности. В качестве специальных принципов контрольно-надзорной функции автор выделяет: самостоятельность и независимость контрольно-надзорных органов, приоритет корректирующего (созидательного) контроля (надзора), объективность, своевременность реагирования (информирования), беспристрастность при проведении контроля (надзора).

В российском государстве контроль и надзор формировались во взаимодействии с другими функциями, оказывая «подстраховочное» или дублирующее воздействие на жизнедеятельность общества. В то же время контрольно-надзорная функция определенным образом отличается от других функций государства, сформировавшихся в процессе его жизнедеятельности.

В процессе государственной деятельности реализация функций государства закономерно проявляется в соответствующих видах государственной деятельности. Важнейшим элементом механизма реализации контрольно-надзорной функции государства являются ее субъекты - государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность. В реализации государственного контроля и надзора участвуют органы всех ветвей власти. Вместе с тем в системе государственной власти функционируют особые органы, для которых осуществление государственного контроля и надзора является основным направлением деятельности. Отличительным признаком контрольно-надзорных органов является внешняя (вневедомственная) направленность их деятельности. Правовая основа, представляющая собой совокупность нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля и надзора, является также важным элементом механизма реализации контрольно-надзорной функции. К числу субъектов реализации контрольно-надзорной функции относятся и Президент Российской Федерации. Эффективность контрольно-надзорной деятельности зависит не только от их структуры и компетенции, но и от четко обозначенных приоритетных целей и задач государственно-правового развития. К сожалению, Конституция РФ - фундамент национальной системы законодательства, документ концептуального, программного характера - не содержит положений, буквально и четко формулирующих цели и задачи российского государства. Пока же, несмотря на все усилия, предпринимаемые руководством страны, сформировать исполнительную власть как единое целое в соответствии с частью второй статьи 77 Конституции Российской Федерации не удалось, хотя необходимость совершенствования существующей системы органов исполнительной власти очевидна, и понимание поможет в решении многих общенациональных задач, будет способствовать более эффективной деятельности контрольно-надзорных органов государства. В теории права и государства проблемы контроля и надзора затрагивались лишь попутно в рамках изучения форм и способов правового регулирования, государственного контроля над преступностью, в связи с разработкой функций государства и юридической деятельности. Надзор как разновидность государственной деятельности изучался главным образом в связи с деятельностью прокуратуры6, реже на общетеоретическом уровне, а также с позиции организации управления в правоохранительных органах. К числу правовых форм реализации исполнительной власти относятся нормотворческая, правоприменительная и контрольно надзорная. В деятельности субъектов исполнительной власти имеет место взаимопроникновение различных форм, переходы одной формы в другую, при этом качественная самостоятельность контрольно-надзорной формы сохраняется. Контроль и надзор, будучи способами реализации государственной, и в том числе исполнительной власти, выступают сторонами более широкого по своему содержанию явления — государственного контроля, обладают управленческой природой и общими признаками, но вместе с тем существенно различаются между собой: целями контрольной и надзорной деятельности, ее задачами, содержанием, субъектами и объектами. Вследствие этого надзор, осуществляемый в процессе реализации исполнительной власти, выступает специфической формой государственного контроля, суженной в сфере своего применения. Контрольно-надзорная подсистема - полисистемное образование, характеризующееся сложным комплексом субординационных, координационных и реординационных связей и отношений, выступает, с одной стороны, как неотъемлемый элемент системы исполнительной власти, обеспечивающий контроль в рамках метауправления в самой системе, с другой - как часть структуры механизма государства, обеспечивающей реализацию его контрольно-надзорной функции. Условиями оптимизации контрольно-надзорной подсистемы исполнительной власти являются: последовательность в реализации реформы системы органов исполнительной власти; необходимость исключения практики сосредоточения разнородных функций в федеральных службах, включая нормотворческие функции; дифференциация существующих функций по контролю и надзору и выделение из них собственно контрольных, надзорных, юрисдикционных, регистрационно-удостоверительных и лицензионно-разрешительных функций; легальное дефинитивное закрепление понятий «контроль» и «надзор» в рамках предлагаемого закона «О государственном контроле в РФ».

Теоретическая значимость данной дипломной работы состоит в общеправовом обосновании контроля и надзора как относительно самостоятельных субстанциональных элементов исполнительной власти, реализующихся в особой контрольно-надзорной форме и выполняющих интегративную функцию в системе властеотношений в сфере осуществления исполнительной власти.

Особенность контроля и надзора - элементы субстанциональной, субъектно-объектной, деятельностной и стохастической структуры исполнительной власти, специфика контрольно-надзорной формы его реализации. Новые грани контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти, могут существенно обогатить и конкретизировать понятийно-категориальный аппарат общей теории права и государства. Многие исследования зарубежных авторов, могут быть использованы для совершенствования правовой регламентации контрольно-надзорной деятельности субъектов исполнительной власти и повышения эффективности действующего российского законодательства путем улучшения качества нормативной фиксации контрольных и надзорных полномочий государственных органов. Отдельные их положения могут быть учтены при проведении административной реформы и совершенствовании системы и структуры органов исполнительной власти. Президент страны в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что новые формы государственного регулирования и методы работы, прежде всего, должны быть реализованы через качественное повышение уровня проведения проверок и контроля за устранением недостатков. Для того, чтобы обеспечить эффективный государственный контроль и надзор за деятельностью такого комплекса нужна хорошо отлаженная структура с укомплектованным штатом подготовленных и квалифицированных специалистов.

 



2020-02-04 329 Обсуждений (0)
Основные теоретические аспекты контрольно надзорной функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теоретические аспекты контрольно надзорной функции государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)