Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые аспекты института лицензирования внешнеторговых операций в отношении продукции военного назначения



2020-02-03 266 Обсуждений (0)
Правовые аспекты института лицензирования внешнеторговых операций в отношении продукции военного назначения 0.00 из 5.00 0 оценок




В рамках настоящего исследования, внешнеторговые операции в отношении продукции военного назначения относятся ко второму типу объектов правоотношений института лицензирования[430].

Теоретическая необоснованность и нормативная неопределенность юридического содержания и природы института лицензирования внешнеторговых операций в отношении продукции военного назначения приводит к различному, порою прямо противоположному, пониманию его реального содержания федеральными органами исполнительной власти, задействованными в системе государственного управления военно-техническим сотрудничеством. Разница в подходах заключается в определении перечня конкретных объектов правоотношений лицензирования и их содержании, а также характере деятельности хозяйствующих субъектов в рамках этих объектов.

Исходя из п.9 Положения о порядке осуществления в РФ контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения[431] , которым было определено, что порядок выдачи лицензий на вывоз и ввоз продукции военного назначения устанавливается Правительством РФ, ГТК России в 1998г. обосновывало, что создана система экспортного контроля перемещения военной продукции через таможенную границу, а не система экспортного контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и, что Указом Президента РФ от 20 августа 1997г. N 907 определен механизм государственного регулирования вывоза и ввоза продукции военного назначения.

Такая позиция ГТК предполагает обстоятельный анализ законодательства. Действовавшим в тот период Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997г. N 907 был определен порядок государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества, а не государственный контроль перемещения продукции военного назначения через таможенную границу. Вопросы внешнеторговой деятельности, в том числе в отношении продукции военного назначения, регулируются законами и нормативными правовыми актами внешнеторгового, а не таможенного законодательства, к ведению которого относится регулирование порядка и условий перемещения товара через таможенную границу[432], регулирование внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорт и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу[433]. В силу этого существуют принципиальные различия в понятиях сходных по наименованию, но разных по содержанию. Прежде всего, это касается понятий "экспорт" и "импорт".

В главе 14 ТК РФ дано определение таможенного режима "экспорт товаров" и установлен порядок его осуществления. Предметом данной главы является правовой режим перемещения товаров с таможенной территории при использовании таможенного режима "экспорт товаров". "Таможенно-правовые нормы - это устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу"[434].

В тоже время в статье 2 Федерального закона от 13 октября 1995г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" дано определение "экспорта", которое необходимо рассматривать в контексте регулируемых Законом правоотношений. В соответствии с внешнеторговым законодательством предметом экспорта является вывоз товара, работ, услуг и т.д. с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе в ходе предпринимательской деятельности в области международного обмена названными объектами гражданских прав. Исходя из ст. 2 Закона, в котором дано определение "экспорта", тождественным ему следует считать понятие "экспортная операция" и отдельные коммерческие операции не сопровождающиеся вывозом товара.

Если брать сферу регулирования внешнеторгового законодательства, то когда говорят об экспорте и импорте, речь здесь идет, прежде всего, о внешнеторговых сделках, содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или вывозу товаров за границу товаров, либо сопутствующие операции, связанные с вывозом или ввозом товаров. К ним относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и ряд других договоров[435]. В понятии "внешнеторговая сделка" момент экспорта и импорта должен рассматриваться в широком экономическом смысле[436].

Таким образом, внешнеторговым законодательством регулируются правоотношения, возникающие при осуществлении экспортно-импортных операций в отношении объектов гражданских прав, а не правоотношения, возникающие при перемещении этих объектов через таможенную границу. Последние являются частью внешнеторговой операции, заключительным этапом исполнения контрактных обязательств.

В практическом плане речь должна идти об объективном характере государственных интересов и конкретных полномочий для осуществления государственного контроля в ходе осуществления лицензирования внешнеторговой операции. Какие элементы (объекты) такой операции контролируются через установление ограничений и запретов, а какие нет, и в этих областях реализуется автономия воли субъектов ВТС.

Особое мнение в отношении перечня объектов института лицензирования в 1998 г. придерживался Минюст России, который считал, что Указ Президента РФ от 20 августа 1997г. N 907 противоречит Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в части выдачи лицензий на временный вывоз, вывоз на переработку и аренду (лизинг) продукции военного назначения вследствие того, что названным законом предусмотрена выдача лицензий только на осуществление экспортно-импортных операций.

Ошибочность позиции Минюста России заключается в неправильной квалификации реального содержания понятий "экспорт" и "импорт" и предмета правового регулирования системы экспортного контроля. Указом Президента РФ от 20 августа 1997г. N 907 различные по характеру и содержанию экспортно-импортные операции в отношении продукции военного назначения были определены через понятия таможенных режимов, вследствие чего, по мнению Минюста России, законодательством не предусмотрено лицензирование вывоза и ввоза, лизинга и т.д. продукции военного назначения. Попытаемся разобраться в этой ситуации.

В статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" понятия "экспорт" и "импорт" определены соответственно через понятия "вывоз" и "ввоз", вследствие чего их можно считать тождественными. Экспортно-импортные операции в отношении продукции военного назначения имеют различное содержание в зависимости от объекта гражданских прав и характера внешнеторговой сделки.

Названным Указом, а позднее Законом о военно-техническом сотрудничестве и Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953 определены 2 крупные группы объектов гражданских правоотношений. Материальные объекты - вооружение, военная техника, специальные комплектующие изделия, запасные части и вспомогательное имущество. Нематериальные объекты - услуги (частным случаем которых являются работы), которые ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности определены как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц. Статьей 779 ГК РФ услуга определена как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Определяющим признаком, по которому услуги выведены в самостоятельный объект гражданских правоотношений, является то, что результату предшествует совершение определенных действий, не имеющих материального воплощения, но составляющих вместе с ним единое целое. Услуги различаются по характеру и юридическим последствиям. Одни воплощаются в материальных предметах, другие не выражаются в овеществленном труде. Услуги могут проявляться и в сугубо юридических действиях обязанного лица в силу закона или договора[437].

К услугам, в частности, относится ремонт вооружения и военной техники, принадлежащей иностранному государству, на территории Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953 такая внешнеторговая операция будет называться временным ввозом. Однако, ее предметом является не импорт названной продукции, а оказание экспортной услуги по ремонту временно ввезенной на территорию РФ техники, которая должна сопровождаться соответствующим таможенным режимом (а именно "ввоз на переработку"). В соответствии со ст. 2 Закона факт экспорта фиксируется в момент предоставления услуг, то есть факт пересечения таможенный границы не является определяющим. Но ее будет пересекать товар с измененными потребительскими свойствами, в отношении которого была оказана услуга. Следовательно, к экспортно-импортным операциям относятся и те случаи, когда предметом сделки является предоставление технических услуг. Предоставление той или иной технической помощи может быть дополнением к обязательству продавца поставить материальные вещи (например, передача технической документации при продаже оборудования) или самостоятельным предметом контракта[438].

Таким образом, различное содержание внешнеторговых сделок определяет различие в характере внешнеторговых операций. К видам внешнеторговых операций, а не перемещений, относятся аренда (лизинг), временный вывоз, временный вывоз на переработку продукции военного назначения, которые были прямо указаны в Указе Президента Российской Федерации от 20 августа 1997г № 907 и действующем Указе от 1 декабря 2000 г. N 1953.

Соответственно, названные Указы не противоречат Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Вместе с тем, необходимо определить реальное (объективное) содержание предмета правового регулирования при осуществлении лицензирования внешнеторговых операций в отношении продукции военного назначения. Внешнеторговая операция включает в себя до десятка и более различных сделок и фактических действий. Вопрос в том, что из них является объектом государственного контроля при осуществлении лицензировании?

На различных этапах формирования системы военно-технического сотрудничества реальное содержание объекта государственного контроля при лицензировании менялось, что являлось отражением определенного расклада сил в системе государственного управления этой сферой и возможностями тех или иных политических группировок влиять на решение этого вопроса.

Анализ действовавшего до выхода Указа Президента РФ от 6 сентября 1999г. № 1164 законодательства показывает, что объектом государственного контроля посредством лицензирования была каждая внешнеторговая сделка[439]. Правовыми последствиями данного юридического факта являлось то, что в результате осуществлялся государственный контроль за действиями субъектов ВТС, направленными на приобретение, изменений и прекращение субъективных прав и обязанностей в отношении продукции военного назначения. Вследствие этого, Минторг России имел весьма обширные полномочия по реальному воздействию на юридические действия субъектов ВТС в рамках осуществления внешнеторговой операции, т.е. на всю совокупность этих сделок и действий, направленных, в конечном итоге, на поставку военной продукции инозаказчику. Отсутствие федерального закона, устанавливающего позитивные границы государственного контроля, принцип исключения неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность субъектов ВТС давали объективную основу для рассмотрения Минторгом России своих полномочий в области лицензирования расширительно.

С выходом Указа Президента РФ от 6 сентября 1999г. № 1164 ситуация существенно изменилась. Названным Указом в качестве объектов государственного контроля при осуществлении лицензирования определены ввоз и вывоз продукции военного назначения. В правовом отношении это означает, что:

1) Объектом государственного контроля при осуществлении лицензирования в настоящее время не являются сделки, т.е. действия направленные на приобретение, изменение и прекращение прав и обязанностей в отношении продукции военного назначения.

2) Реальным правовым содержанием лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения является наделение субъективным правом на перемещение продукции военного назначения через таможенную границу Российской Федерации, что подтверждается п.10 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, в соответствии с которым необходимым условием для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля в отношении продукции военного назначения является наличие соответствующей лицензии КВТС России.



2020-02-03 266 Обсуждений (0)
Правовые аспекты института лицензирования внешнеторговых операций в отношении продукции военного назначения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые аспекты института лицензирования внешнеторговых операций в отношении продукции военного назначения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)