Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности механизма государственного нетарифного регулирования



2020-03-17 213 Обсуждений (0)
Особенности механизма государственного нетарифного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

На основе анализа литературы можно предложить следующее определение нетарифного регулирования: нетарифное регулирование – это механизм государственного регулирования, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия и заключающийся во введении количественных и иных ограничений, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности [40].

Нетарифное регулирование определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на данном рынке. Подчеркнем, что в этом заключается основное отличие нетарифного регулирования от тарифного, так как тарифные меры — это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории.

Экономическая категория мер нетарифного регулирования включает в себя:

· контроль таможенной стоимости;

· валютный контроль;

· финансовые меры (субсидии, санкции и т. д.);

· защитные меры в виде особых пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные);

· дополнительное таможенное обложение (акциз, НДС, другие налоги) [33, c. 25].

В свою очередь, важным элементом нетарифного регулирования выступает его административная составляющая. Административная категория мер нетарифного регулирования включает в себя следующие инструменты:

· эмбарго (запреты — открытые и завуалированные);

· лицензирование (автоматическое и неавтоматическое);

· квотирование;

· экспортный контроль.

В структуру нетарифного регулирования также входят так называемые технические меры (барьеры), под которыми следует понимать такие меры, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров и специальных требований к их качеству [26, c. 20-21].

В рамках данного вопроса целесообразным представляется привести классификацию, предложенную В. Н. Ревиным, который подразделяет нетарифные ограничения по степени их воздействия на внешнеэкономическую деятельность. Исследователь выделяет следующие нетарифных ограничений:

1) жесткие средства (hard care measures) – все барьеры, олицетворяющие таможенную войну (эмбарго, таможенную блокаду);

2) умеренные средства (mild measures) – лицензирование, квотирование, сертификация, меры нетарифного регулирования экономического характера;

3) надоедливые средства (niusance measures) – завышенные требования к документам, бюрократические проволочки на границе при соблюдении таможенных формальностей (таможенное оформление, таможенный контроль, лицензирование в сфере таможенного дела);

4) средства, степень воздействия которых установить невозможно.

К последней группе относятся нетарифные ограничения, которые установлены законодательством, но на практике не применяются или механизм их использования не регламентирован (в Российской Федерации, например, это предотгрузочная инспекция) [32, c. 14-16].

В то же время, на основании анализа национального законодательства Е. А. Реуцкая выделяет следующие меры нетарифного регулирования:

· установление количественных ограничений (квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных товаров);

· регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров;

· установление отдельных форм контроля (экспортного контроля, контроля качества ввозимых товаров);

· установление исключительного (монопольного) права на осуществление внешней торговли товарами;

· меры по защите экономических интересов в отношении импорта товаров;

· установление особого режима осуществления внешней торговли товарами [36, c. 119].

Отметим, что в Республике Беларусь меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера. [29]

По общему правилу внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений. Однако, в соответствие с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь могут устанавливать определённые количественные ограничения. К последним, в частности, относятся временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Республики Беларусь продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Республики Беларусь, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику Беларусь в любом виде [11].

На основе анализа специальной литературы, в числе инструментов нетарифного регулирования также хотелось бы упомянуть валютные ограничения и валютный контроль.

Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, тогда как центральным инструментом валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам [17, c. 74]. В Республике Беларусь органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Национальный банк Республики Беларусь, который устанавливает официальный курс белорусского рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с внешнеэкономической деятельностью (таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки и др.). Таким образом, за счет влияния государства в лице Нацбанка на рыночный и официальный курс белорусского рубля, в существенной мере определяется поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует также отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. Так, Правительство Республики Беларусь и иные органы власти осуществляют следующие мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

· кредитование участников внешнеторговой деятельности;

· функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

· организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

· проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Вместе с тем, еще раз подчеркнем, что в целом действующее законодательство предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна.



2020-03-17 213 Обсуждений (0)
Особенности механизма государственного нетарифного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности механизма государственного нетарифного регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)