Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таможенные платежи как инструмент внешнеэкономического регулирования



2020-03-17 320 Обсуждений (0)
Таможенные платежи как инструмент внешнеэкономического регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Таможенные платежи являются одним из инструментов реализации таможенной политики Республики Беларусь, составной частью которой выступает установление и применение тарифных и нетарифных методов государственного таможенного регулирования.

Следует отметить, что целью таможенной политики Республики Беларусь является, помимо прочего, обеспечение наиболее эффективного использования методов таможенного контроля и регулирования внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулирование развития национальной экономики [29].

С точки зрения финансового права следует отметить, что таможенные платежи, кроме таможенных пошлин (тарифов), включают в себя налоги и сборы, относящиеся к нетарифным инструментам государственного регулирования внешней торговли. К таможенным платежам относятся установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, а также в иных установленных случаях. Согласно ст. 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) в Республике Беларусь действуют следующие виды таможенных платежей:

· ввозные таможенные пошлины;

· вывозные таможенные пошлины;

· специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;

· налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

· акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;

· таможенные сборы [7].

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию страны (ввозная или импортная таможенная пошлина) и вывозе товара с ее территории (вывозная или экспортная), который является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Одним из основных элементов таможенной пошлины является ее ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения.

С точки зрения права следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время применяются следующие ставки таможенных пошлин:

· адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

· специфические, исчисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

· комбинированные, сочетающие оба вышеназванных вида [35, c. 33].

Таможенные платежи выполняют две основные функции:

1) фискальную, посредством которой они пополняют государственный бюджет;

2) функцию экономического регулирования по рационализации товарной структуры ввоза и вывоза товаров, защите экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т.д. [23, c. 85]

В частности, налог на добавленную стоимость в Республике Беларусь был введен с 1992 года, посредством принятия 19 декабря 1991 года Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость». До августа 1995 года НДС не распространялся на внешнеэкономические операции и взимался только в отношении товаров, произведенных внутри страны. Однако, с 26 августа 1995 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 августа 1995 г. № 300 «Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» было введено взимание НДС с импортируемых товаров по ставкам 10 и 20 процентов [26, c. 19].

Следует обратить внимание на то, что если применение таможенных пошлин представляет собой основу таможенно-тарифного регулирования, то акцизы и налог на добавленную стоимость входят в состав мер нетарифного регулирования внешней торговли. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что экономическая природа НДС как косвенного налога с точки зрения таможенного права близка экономической природе таможенной пошлины, поскольку они увеличивают продажную цену товара и взимаются при пересечении товарами таможенной границы государства [19, c. 117]. Как и таможенная пошлина, НДС уплачивается только при таможенном оформлении ввозимых товаров, поэтому данный налог следует рассматривать отдельно от внутреннего НДС, который уплачивается регулярно и регулируется исключительно налоговым и финансовым законодательством.

В соответствии со ст. 99 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) налоговой базой для обложения товаров налогом на добавленную является таможенная стоимость таких товаров, которые ввозятся на территорию Республики Беларусь и заявляются в таможенных режимах, требующих его уплаты, к которой добавляются подлежащие уплате таможенные сборы за таможенное оформление, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – также и сумма акциза [5].

Необходимость уплаты платежей при растаможивании товаров, а также их размер определяются, кроме всего прочего, заявленным таможенным режимом. При этом уплата таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость является условием установления только двух режимов - свободного обращения и временного ввоза. Все иные таможенные режимы не требуют уплаты таких платежей, за исключением случаев, когда нарушаются условия использования в них товаров (например, если товар, помещенный под таможенный режим таможенного склада, будет утрачен и т.п.) [35, c. 90].

Продолжая рассматривать в качестве конкретного примера налог на добавленную стоимость, отметим, что исчисление НДС, согласно ст. 102 НК производится по следующим налоговым ставкам:

1) 0% - для отдельных товаров, перечень которых установлен нормативными актами;

2) 10% – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь);

3) 20% – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь остальных товаров либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения [6].

Что касается акцизов, то на всей территории Республики Беларусь действуют единые их ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и реализуемых на таможенной территории.

Как отмечается в специальной литературе, акцизами облагаются, в основном, товары повышенного спроса и предметы роскоши. В качестве примера можно привести алкогольную и табачную продукцию, нефть, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомобили [35, c. 91].

Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данной курсовой работе, отметим следующее.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью обширного перечня мер, число которых постоянно растет, при этом существующий обширный набор инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств.

В качестве главной задачи внешнеэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны. Что касается принципов осуществления регулирования внешнеэкономической деятельности, то в соответствии с законодательством в их числу могут быть отнесены: обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, единство таможенной территории Республики Беларусь, приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования, а также гарантированность права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности и др.

В свою очередь, правовыми формами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в данной сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Правовая основа системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности базируется на положениях основных нормативных правовых актов: Конституции Республики Беларусь, ее кодексов и законов и указов Президента Республики Беларусь. При этом ядром специализированного массива законодательства в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности является Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Все инструменты, применяемые государством для влияния на внешние экономические связи могут быть определенным образом систематизированы. Прежде всего, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, при этом в современной экономике, как и в политике любого государства постоянно присутствуют две такие противоречивые тенденции, как протекционизм и либерализация.

Кроме того, все регулятивные меры могут быть разделены на прямые и косвенные, в зависимости от характера воздействия на экономические процессы. К первым относят меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго и др.) К косвенным же могут быть отнесены те меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Сюда следует отнести установление таможенных пошлин, акцизов, сборов, систему налогообложения, курс валют и др.

Обратим внимание на то, что в рамках общей тенденции, в Республике Беларусь в настоящее время в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам.

Что касается дальнейших перспектив развития нормативно-правовой основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, то здесь ключевыми направлениями выступают согласование данного процесса с интеграционными процессами в рамках ЕврАзЭС, развития интеграционных и расширения внешнеэкономических связей и торгово-экономического, в том числе инвестиционного, сотрудничества со странами Таможенного Союза, Содружества Независимых Государств, Европейского Союза. Кроме того в силу активизации экономических связей Республики Беларусь со странами азиатско-тихоокеанского региона, Ближнего Востока, необходимо предусматривать возможность создания благоприятного инвестиционного климата для данных партнеров в Республике Беларусь и, в том числе, обеспечения стабильности законодательной базы в инвестиционной сфере.

Кроме того, поскольку Республика Беларусь заинтересована в сближении с ВТО, то при разработке и принятии нормативных правовых актов необходимо учитывать требования международных соглашений, заключенных в рамках данной организации. В связи с этим основополагающим направлением развития законодательства должно стать дальнейшее закрепление равных, недискриминационных условий для субъектов хозяйствования, как национальных, так и иностранных, создание на внутреннем рынке условий для справедливой конкуренции с участием иностранных инвесторов. Вступление Республики Беларусь в ВТО будет способствовать продвижению белорусских товаров на зарубежные рынки и позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной, стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях, с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой, системой принципов и механизмов ВТО.

 

 



2020-03-17 320 Обсуждений (0)
Таможенные платежи как инструмент внешнеэкономического регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таможенные платежи как инструмент внешнеэкономического регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)