Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров



2020-03-17 251 Обсуждений (0)
Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38,2 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст.7, п.2, ст. 39) [1, С.12].

Согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войн и вдовам погибших, а также в некоторые другие виды пенсий [6, С.10].

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:

-по старости (по возрасту);

-по инвалидности;

-по случаю потери кормильца;

-за выслугу лет.

Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством устанавливаются: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет, при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях – и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается на льготных основаниях:

-женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста;

-инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения;

-инвалидам 1 группы по зрению [52, С.45].

Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативными актами Правительства РФ, которому действующим законодательством предоставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых:

-на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

-на работах с тяжелыми условиями труда;

-в качестве водителей городского транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;

-спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и многих других работах указанных в списках работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсий устанавливается при пониженном пенсионном возрасте.

На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Таким образом, пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией и посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и комплексом других сопряженных законов.

В России, как и в других странах, где в начале девяностых годов резко возросла стоимость жизни, создалась самоподдерживающаяся тенденция выравнивания размеров пенсий [32, С.231], в соответствии с рисунком 2 суть состоит в следующем:

 

Снижение процента уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России

 

Уменьшение разницы между                      Снижение заинтересованности минимальной и максимальной пенсией                  в уплате страховых взносов

 


Рисунок 2 - Самоподдерживающаяся тенденция выравнивания пенсий

При нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит к их перераспределению от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым, назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов и цикл повторяется.

В целях поддержания уровня жизни пенсионеров и инвалидов, согласно Указам президента Российской Федерации, осуществляется ежегодная единовременная компенсационная выплата пенсионерам. В 1999 году такая выплата была осуществлена на основании Указа Президента РФ от 30.03.99 г. №391 «О единовременной компенсационной выплате пенсионерам», её получили более 38,2 млн. пенсионеров. При этом дополнительные расходы Пенсионного фонда составили 2,5 млрд. рублей.

Одновременно с мероприятиями, проводимыми по выплате компенсаций, была проведена работа по увеличению государственных пенсий. В результате этого минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты с 1 мая 1999 года составил 305 руб. 29 коп., а средний размер пенсии по Российской Федерации – 455 руб. Средний размер трудовой пенсии составил 460 руб., пенсии по старости – 481 руб. Итого общий уровень пенсий за 2004 год возрос более чем на 100 руб.

Динамика размеров фактически выплаченных минимальной, средней и максимальной пенсий относительно прожиточного минимума представлена в приложении А.

Из графика хорошо видно, что 1996 год характеризуется общим ростом размеров пенсий относительно прожиточного минимума и уменьшением соотношения максимальной пенсии к минимальной. В течение 1996 года в соответствии с Указами Президента Российской Федерации были увеличены компенсационные выплаты, что обеспечило увеличение размеров пенсий, а также сближение их границ. Индексация пенсий, осуществленная согласно федеральным законам с 1 января и с 1 мая, увеличивала дифференциацию.

В дальнейшем, если не преодолеть тенденцию снижения дифференциации размеров пенсий, возможно более тесное сближение верхней и нижней границ размеров пенсий до полного их совпадения. Ограничение размера высоких пенсий обуславливается общим налоговым прессом. Общепризнанно, что уровень тарифа страховых взносов в контексте суммарной величины взносов в системы социального страхования, а также подоходного налога с заработной платы находится на таком уровне, когда его повышение может быть оправдано только экстраординарными причинами. Однако, если бы все платили страховые взносы согласно законодательства, тариф можно бы было снизить примерно на семь пунктов, сохраняя при этом суммы поступающих страховых взносов на существующем уровне.

Несмотря на все проводимые мероприятия по повышению пенсий и проводимые компенсации уровень жизни пенсионеров остается по прежнему низким. Так, соотношение минимальной пенсии по старости (с компенсацией) к прожиточному минимуму пенсионера, составил в среднем за 2002 год – 47,3 %, однако этот же показатель за 2003 год был равен в среднем 64 %, а в 2004 году составлял вообще более 80 %. Таким образом, хорошо прослеживается тенденция снижения минимальных пенсий и значительного обнищания людей, получающих минимальные государственные пенсии [54, С.149].

Соотношение средней пенсии по старости, с компенсацией, к прожиточному минимуму пенсионера составил в 2002 году 71,2 %, что в предыдущем году отразилось в цифре 119,2 %, что говорит о значительном снижении размера пенсий, так как в 2003 году сумма получаемой средней пенсии обеспечивала пенсионера средствами, необходимыми для его жизни в течении месяца более чем на 100 % прожиточного минимума, то в 2004 году даже этот показатель снизился, и снизился более чем в полтора раза [55, С.7].

Такой показатель как, отношение общей пенсии, с компенсацией, к прожиточному минимуму пенсионера отразился в следующих цифрах статистики: 2004 год – 69,4 %, 2003 год – 111,9 %. Таким образом, этот коэффициент, основной по пенсиям, так как касается большинства пенсионеров, показывает снижение более, чем в 1,6 раза. То есть пенсионеры обеспечены только приблизительно на 70 % необходимого минимума.

В целом пенсионное обеспечение в России является недостаточным и представляет одну из острейших социально-экономических проблем. Хотя задолженность пенсионерам в 2001 году была ликвидирована полностью почти во всех регионах, но необходимо не только не допускать задолженности, но и постепенно увеличивать размеры пенсий, чтобы обеспечение пенсионеров вполне обеспечивало их достойную жизнь и по возможности даже превосходило размер прожиточный минимум пенсионера, как это было до 2000 года.

В Ульяновской области ситуация с пенсионным обеспечением аналогична общероссийской с той лишь разницей, что уровень жизни пенсионера чуть выше средних по РФ показателей. Однако пенсионерам от этого не легче. Так, если в РФ прожиточный минимум пенсионера в 2000 году был выше среднего размера пенсий, в среднем более чем на 150 рублей, то для пенсионеров Ульяновска эта разница составляла порядка 100 рублей. Таким образом, пенсия в 2000 года, в Ульяновске, лишь на 90 % обеспечивала прожиточный минимум пенсионера Ульяновской области.

Несмотря на кажущуюся стабилизацию в этой области разрыв между размерами прожиточного минимума и пенсии постоянно увеличивается, в данный период, конечно гораздо медленнее, но между тем, все же до сих пор не остановлен.

В плане соотношений сумм средней пенсии и средней суммы оплаты труда, эти показатели в периоды 2003 – 2004 годов, безусловно, увеличились, в среднем на 2-3 процента, однако, это скорее говорит, не об увеличении размеров пенсии, а наоборот о снижении размеров средней заработной платы.

За последние два года увеличение пенсий происходило в основном не за счет увеличения размеров пенсий, а за счет изменения размеров в связи с принятием новшества пенсионного законодательства РФ за последние три года – введения с 1 февраля 1998 года индивидуального коэффициента пенсионера, предусмотренного Федеральным законом №113-ФЗ от 21 июля 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

Общепризнанно, что обеспечение в старости является одной из главных обязанностей государства, поэтому оно должно обеспечить создание системы пенсионного обеспечения, в принципе охватывающей всех граждан [43, С.98]. При этом имеется в виду, что целью такой системы является не только система благотворительности, направленная на предотвращение бедности в старости, но также государственные и частные системы, по которым пенсии предоставляются с учетом сложившегося уровня жизни граждан. Принимая во внимание эту обязанность государства, нельзя говорить о том, что обеспечение в старости должно осуществлять исключительно самими гражданами. Некоторые группы населения не могут, даже в течение своей активной жизни, иметь доход, который бы давал им возможность, помимо удовлетворения своих текущих нужд, делать сбережения на старость. Они обречены на бедность в течение всей свое жизни. Только государство в состоянии осуществлять обязательное перераспределение доходов в пользу таких групп.

Пенсия должна удовлетворять хотя бы минимальные потребности в старости. Это требует осуществления широкого круга дополнительных мер:

- предоставления минимальных пенсий;

- гарантии сохранения покупательной способности этих пенсий, то есть защиты их от инфляции;

- защиты от потери инвестированного капитала в частные пенсионные системы, то есть защиты их от инфляции;

- повышения размеров частных пенсий.

Государственная система перераспределения доходов в рамках социально-компенсационных пособий требует социально-политических решений, которые могут иметь как краткосрочные, так и долгосрочные финансовые последствия. При этом могут возникнуть определенные сложности, поскольку между обещаниями выплачивать пособия, их выплатами и финансированием проходит много времени. Необходимо иметь в виду возможность ограничений уровня пенсионного обеспечения в случае, если сокращение рождаемости и рост ожидаемой продолжительности жизни ведут к нарушению количественных пропорций между поколениями и увеличению соотношения между численностью пожилых и численностью трудоспособных [33, С.168].

С течением времени цели, стоящие перед государственными пенсионными системами, подверглись многим изменениям. При создании пенсионной системы, главной целью было предотвращение бедности пожилых граждан. Во многих странах по мере развития пенсионных систем их целью стало обеспечение адекватных стандартов жизни лиц пожилого возраста. В последние годы в результате изменений экономических условий, которые влияют на уровень пенсионного обеспечения в старости, вопрос зависимости взносов и размеров пенсий приобретает исключительно важное политическое значение.

 



2020-03-17 251 Обсуждений (0)
Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)