Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура Совета Федерации



2020-03-17 437 Обсуждений (0)
Структура Совета Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Парламенты и их палаты сами организуют свою работу, формируют необходимые им для функционирования внутренние органы. Так, в каждом парламенте любой страны или в его палатах создаются руководящие и координирующие органы (председатели, их заместители, бюро или президиумы, секретари и т.п.). Структура таких руководящих и координирующих органов, их компетенция, формы и методы работы сходны в большинстве парламентов различных стран, хотя, естественно, некоторая специфика присуща практически любому парламенту.

Важнейшими органами современного парламента являются отраслевые постоянные комиссии (комитеты). Они образуются, как правило, на межпартийной основе в начале деятельности парламента или его палаты нового созыва и работают до истечения срока полномочий парламента или его палаты данного созыва. Если состав палаты обновляется постепенно (например, в России полномочия члена Совета Федерации прекращаются с прекращением полномочий глав исполнительной власти или органов законодательной власти субъектов Российской Федерации), то и состав постоянных комиссий (комитетов) меняется постепенно. Специализированный характер деятельности комиссий (комитетов), довольно узкий их состав, относительно меньшая публичность их работы (в тех странах, где открыт доступ для публики во время заседаний комиссий или комитетов, такие заседания посещаются, как показывает практика, значительно меньшим числом граждан, чем пленарные заседания палаты или парламента) приводят к тому, что члены комиссий (комитетов), по словам финского государствоведа П. Кастари, «вникают... в деловую» или техническую сторону обсуждаемых вопросов, очевидно, более глубоко, чем на пленарных заседаниях, где более ясно выступают политические аспекты.

Именно в них осуществляется большая часть работы депутатов и сенаторов. На это обстоятельство, кстати, указывают многие как отечественные, так и зарубежные политические деятели, ученые-юристы.

Подобного рода суждений можно привести множество. Все они констатируют один бесспорный факт: обсуждению вопросов на публичных заседаниях палат предшествует длительный период их тщательной подготовки в постоянных комиссиях (комитетах), позиция которых в подавляющем большинстве случаев и предопределяет принимаемые на этих заседаниях окончательные решения.

Как правило, при определении необходимого количества, названия и компетенции комиссий (комитетов) парламентарии исходят из того, что деятельность этих органов должна охватывать все сферы национальной политики.

И тем не менее даже такого числа постоянных комиссий не хватает для того, чтобы охватить все сферы общественной жизнедеятельности, подлежащие государственному регулированию. Поэтому, как справедливо отмечают В.А. Рыжов и Б.А. Страшун, «названия комиссий часто не полностью отражают круг их ведения. Например, комиссии по строительству ведают не только вопросами компетенции Министерства строительства, но также вопросами государственного, местного и городского планирования земли, вопросами дорог, рек, морских побережий, каналов, вопросами экспроприации земли, топографии и картографии».

Кроме постоянных комиссий (комитетов), могут создаваться временные комиссии (комитеты) для рассмотрения каких-либо отдельных, но весьма значимых вопросов. Во многих парламентах или их палатах могут создаваться следственные или следственно-ревизионные комиссии с целью проведения парламентских расследований каких-либо дел.

Центральной фигурой в постоянной комиссии (комитете), несомненно, является ее председатель. Именно на него возложена трудная и ответственная задача ведения обсуждения на заседаниях комиссии (комитета), что, естественно, в первую очередь предполагает хорошее знание рассматриваемых ею вопросов.

В большинстве современных стран в качестве особых структурных подразделений парламентов или палат выделяются партийные фракции (группы).

Опыт работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР в 1989 - 1991 гг., а также Съезда народных депутатов России и Верховного Совета России в 1990 - 1993 гг. показал, что отсутствие достаточно устойчивых депутатских объединений серьезно затрудняет работу представительного коллегиального органа. Каждый из депутатов стремился донести до всего собрания не только принципиальные соображения, но и нюансы своей позиции (при этом зачастую действительно существенные различия или сходство в позициях терялись). В результате этого в ряде случаев даже на утверждение повестки дня уходило очень много времени.

В целом верхняя палата Федерального Собрания России устроена проще, чем нижняя. В то время как Государственная Дума состоит из двух накладывающихся друг на друга структур - фракционной и комитетской, строение Совета Федерации предполагает наличие лишь одной структуры, включающей Совет палаты, а также комитеты и комиссии. Относительная простота устройства была обусловлена, прежде всего, тем, что в отличие от нижней палаты Совет Федерации два срока работал на непостоянной основе.

Отсутствие в верхней палате фракций, являющихся в Государственной Думе основными субъектами групповой политической активности, связано также и с тем, что верхняя палата по своей природе - выразитель согласованных интересов субъектов Федерации, а не политических сил. Интересно отметить, что в Совете Федерации первого созыва политические группировки были - можно, в частности, упомянуть депутатскую группу «Конструктивное сотрудничество» (33 депутата), в которой преобладали коммунисты. Хотя на момент формирования верхней палаты второго созыва в ней оказалось довольно много представителей различных политических партий (так, едва ли не треть «сенаторов» являлись членами НДР), но ни одно политическое объединение так и не было зарегистрировано. Структура второго Совета Федерации отражала тот очевидный факт, что верхняя палата имела лоббистскую, а не политическую природу.

Компоненты данного устройства - комитеты и комиссии Совета Федерации - имели неопределенный идеологический облик, что, впрочем, не мешало им последовательно отстаивать интересы региональной элиты.

Принципы формирования первого Совета Федерации России во многом предопределили состав его депутатского корпуса и особенности его структурирования. Во-первых, в отличие от Государственной Думы, кристаллизация депутатского корпуса не предшествовала моменту избрания, а могла реально начаться только в стенах самого Совета Федерации. Отсюда - неизбежность более длительного процесса взаимной «притирки». Во-вторых, структурирование не могло происходить на партийной основе, что объяснялось целым рядом причин. На выборах в Совет Федерации избиратели ориентировались скорее на кандидатов, обладающих властью и престижем и способных отстаивать интересы своего региона. Только 28 избранных депутатов заявили о своей партийной принадлежности. Партийная прослойка составила не более 20% всех депутатов Совета Федерации.

Обращает на себя внимание неравномерность распределения депутатов по комитетам. 40% членов Совета Федерации были сосредоточены всего в двух комитетах - по бюджету и по вопросам Федерации, что показывает преобладающую направленность сенаторских интересов. Первая тройка выглядела следующим образом: Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию - 39 депутатов, Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике - 24 депутата, Комитет по аграрной политике - 19 депутатов. Некоторые другие комитеты не добирали даже необходимой минимальной численности в 10 человек, установленной Регламентом (Комитет по вопросам науки, культуры и образования - 9 депутатов).

Крайне малочисленный состав ряда комитетов препятствовал их продуктивной работе. На освобожденные должности председателей, заместителей председателей и секретарей комитетов Совета Федерации были избраны всего 32 депутата. Кроме того, и объемы решаемых комитетами задач оказались далеко не равными. Так, каждое шестое постановление Совета Федерации 1993 - 1995 гг. готовилось Комитетом по бюджету, каждое девятое - Комитетом по конституционному законодательству и Комитетом по социальной политике.

В Регламенте запрещалось образование депутатских объединений на политической основе. В результате с самого начала своей деятельности Совет Федерации был в значительной мере «деполитизирован». Создание в июле 1994 г. -вопреки Регламенту - упомянутого ранее оппозиционного депутатского объединения «Конструктивное сотрудничество» не оказало сколько-нибудь заметного влияния на работу палаты. Три четверти членов этого объединения представляли регионы Сибири и Дальнего Востока страны и так называемого «красного пояса» вокруг Москвы, но среди них практически не оказалось депутатов Юга, Урала и Поволжья. В нем почти не были представлены руководители регионов и высокопоставленные чиновники. «Конструктивисты» представляли наиболее активную часть депутатов Совета Федерации; среди них было 9 депутатов, работавших на постоянной основе; члены объединения входили почти во все комитеты Совета Федерации. Согласно результатам поименных голосований по принципиальным вопросам, на первой сессии Совета Федерации идеи «Конструктивного сотрудничества» разделяли по крайней мере еще 12 сенаторов, формально не являющихся членами объединения. Кроме того, около 30 депутатов поддерживали позицию КС по отдельным вопросам.

Важным и неуклонно усиливавшимся «антифракционным» фактором стал двухлетний срок полномочий Совета Федерации первого созыва.

Неоднородность депутатского корпуса Совета Федерации первого созыва обусловливалась в этот период не столько идеологическими, сколько социально-психологическими факторами. Здесь можно выделить несколько линий размежевания, причем чаще скрытых, чем выражавшихся в явной форме: представители национально-территориальных образований - представители российских территорий; руководители регионов - рядовые депутаты; депутаты, работающие в Совете федерации на постоянной основе, - депутаты, работающие «по совместительству». Самой представительной группой в Совете Федерации являлись высокопоставленные государственные чиновники местных органов исполнительной и законодательной власти, Администрации Президента и правительственных структур. В общей сложности эти группы занимали в нем 120 мест. Президенты и премьер-министры республик в составе России, главы администраций краев и областей выставили свои кандидатуры в 66 субъектах Российской Федерации, и почти 90% из них попали в «сенат» первого созыва. Кроме того, были избраны 23 высокопоставленных чиновника местной исполнительной власти. Председатели доживавших последние дни Советов в 32 регионах выставили свои кандидатуры и в 20 из них были избраны. Третьей составляющей «партии власти» стали делегированные в регионы представители московского политического истеблишмента. Из 11 столичных чиновников 8 добились успеха. При этом в Совете Федерации, была обеспечена кадровая преемственность между старым депутатским корпусом и новым: примерно треть «сенаторов» уже имела опыт парламентской деятельности.

Внутренняя неоднородность состава Совета Федерации еще более затрудняла образование устойчивых депутатских объединений. Естественно, что в условиях, неблагоприятных для сплочения на той или иной политической платформе, структуризация депутатского корпуса стала строиться по принципу корпоративной общности. Однако формирования региональных групп депутатов - из-за различий в их политических и экономических интересах - практически не наблюдалось. Для оказания эффективного группового давления Совет Федерации как политическое пространство был чересчур открыт и проницаем.

Вместе с тем в Совете Федерации оформилось несколько группировок, представляющих интересы промышленных и сельскохозяйственных руководителей. Центрами их кристаллизации стали комитетские структуры Совета Федерации, хотя отраслевые интересы выражались ими прежде всего в региональном разрезе. «Аграрное лобби» опиралось на Комитет по аграрной политике. Сенаторы действовали в тесном союзе с думской фракцией Аграрной партии России и Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам. Интересы военно-промышленного комплекса в Совете Федерации выражала влиятельная группа «сенаторов», избранных от территорий с преимущественной ориентацией на военную промышленность. Именно в Совете Федерации появилась на свет программа стабилизации и восстановления оборонной промышленности. Депутаты, выражающие в Совете Федерации интересы топливно-энергетического комплекса, объединились в Ассоциацию экономического взаимодействия нефтегазодобывающих регионов. Организованная по инициативе Министерства топлива и энергетики, она объединяла членов Совета Федерации от Тюменской, Томской, Оренбургской, Сахалинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Башкортостана, Коми и Татарстана. Единственным мощным региональным лобби стал Комитет по делам Севера, где региональные и отраслевые интересы фактически совпадали.

Из сказанного следует, что при голосовании позиции большинства «сенаторов» определялись не столько их идеологическими пристрастиями и не всегда даже интересами регионов и отраслей, которые они представляли, сколько характером их личных взаимоотношений с ключевыми фигурами исполнительной ветви власти.

По имеющимся данным, более 40% «сенаторов» второго созыва являлись твердыми сторонниками проводимых в стране реформ, 10% - решительными их противниками, а остальные одобряли курс с различными оговорками или занимали колеблющиеся позиции. Как показывают итоги некоторых голосований, на первых порах Президента готовы были поддерживать примерно 55 - 60% членов Совета Федерации. Правда, с началом боевых действий в Чечне расклад политических симпатий в верхней палате претерпел значительные изменения.

Подводя итоги, можно констатировать, что, по сравнению с аналогичными тенденциями в Думе, процессы структурирования депутатского корпуса в Совете Федерации были затруднены и носили затяжной характер. Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», установивший принцип приобщения к «сенату» по должности, фактически лишил фракционные процессы в верхней палате Федерального Собрания какой бы то ни было перспективы.

В составе Совета Федерации второго созыва в качестве постоянно действующих органов, согласно Регламенту, функционировали 11 комитетов, Комиссия по регламенту и Мандатная комиссия (которые потом слились). Помимо Председателя Совет Федерации избирал четырех заместителей Председателя Совета Федерации. Председатели комитетов избирались и освобождались на комитетских заседаниях большинством голосов от общей численности их членов, причем каждое такое решение утверждалось постановлением палаты. В соответствии с Регламентом Совета Федерации в комитетах состоят все члены палаты, кроме Председателя и его заместителей. Одно из отличий Совета Федерации второго созыва от Совета Федерации первого созыва заключается в том, что в комитетах не было освобожденных членов. Между тем в 1993 -1995 гг., когда действовали переходные положения Конституции России, на освобожденные должности председателей, заместителей председателей и секретарей комитетов были избраны 32 «сенатора». В результате в Совете Федерации второго созыва резко возросла роль аппарата.

С точки зрения комитетской структуры Совет Федерации второго созыва не претерпел значительных изменений. Как и прежде, в палате работали следующие комитеты: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по международным делам.

Само распределение членов палаты по комитетам свидетельствовало о лоббистской природе их работы. Именно в комитетах артикулировались и согласовывались материальные запросы представляемых «сенаторами» регионов. С одной стороны, подобное положение дел было естественным. С другой - оно означало, что «сенаторы» в большинстве своем не поднимались до осознания общегосударственных интересов.

В качестве заметной структурной новации следует выделить образование в январе 1999 г. коллегиального руководящего органа - Совета палаты, состоящего из председателя, его заместителей и председателей комитетов. Согласно Регламенту, Совет палаты «образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации» и является «постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации». Совет палаты формирует проект повестки дня заседаний, согласовывает порядок обсуждения вопросов и предварительно обсуждает степень их подготовки. Фактически Совет палаты собирается перед каждым заседанием, а также при возникновении в ее работе слишком длинных перерывов и в значительной степени готовит решения, выносимые затем на рассмотрение «сенаторов».

Одной из характерных особенностей структуры явилась множественность временных комиссий.

В декабре 2001 г. закончилась предусмотренная новым Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №ЦЗ-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» «ротация» членов Совета Федерации. Шестнадцатого января 2002 г. третий Совет Федерации приступил к работе в новом составе. Внутренняя организация данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работ определяется Регламентом Совета Федерации, утвержденным постановлением Совета Федерации 30 января 2002 г. №33-СФ.

В состав Совета Федерации Федерального Собрания России входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.

Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием, но палата может принять решение о проведении и открытого голосования. Существенным ограничением в этой процедуре является, что Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Федерации.

Каждый член Совета Федерации может предложить только одну кандидатуру. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации, предложенного к замещению данной должности, принимается без обсуждения и голосования.

По всем согласившимся кандидатам на заседании палаты проводится обсуждение, после которого Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов от общего числа членов палаты.

Палата определяет количество заместителей Председателя Совета Федерации. По каждой кандидатуре проводятся обсуждение и раздельное голосование.

Председатель Совета Федерации:

созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные;

формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;

ведет заседания палаты;

подписывает постановления Совета Федерации;

приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации;

ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему указанным Регламентом;

направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции России, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, а также законопроекты и поправки к законопроектам, разработанные комитетом либо комиссией Совета Федерации или членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации;

опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах Российской Федерации о поправках к федеральной Конституции;

представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств.

Кроме этого, Председатель издает распоряжения и дает поручения по вопросам своей компетенции, а также представляет на утверждение смету расходов по обеспечению деятельности палаты и отчет о ее исполнении.

Нужно отметить, что палата вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя, противоречащее законодательству и Регламенту палаты.

Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, в палате образуется постоянно действующий коллегиальный орган - Совет палаты.

В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий. Председательствует на его заседаниях Председатель палаты или один из заместителей.

Совет палаты:

― утверждает график заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии;

― обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание палаты;

― рассматривает проект повестки дня заседания;

― формирует список лиц, приглашенных на заседание;

― принимает решения о проведении парламентских слушаний.

В заседаниях Совета палаты вправе участвовать:

― полномочные представители Совета Федерации;

― член Совета Федерации по поручению комитета либо комиссии этой палаты или их председателя;

― член Совета Федерации - автор законодательной инициативы, рассматриваемой на заседании Совета палаты;

― полномочные представители Государственной Думы, Президента России, федерального Правительства в Совете Федерации.

Материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение Совета палаты, представляются членам Совета палаты, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала его заседания. Не входящие в состав Совета палаты лица, принимающие участие в заседаниях Совета палаты, также вправе задавать вопросы и давать справки. По решению Совета палаты им может быть предоставлено слово для выступления. Следует отметить, что на заседании Совета палаты могут также присутствовать и члены Совета Федерации.

Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты.

Все члены Совета Федерации информируются о вопросах, рас-смотренных Советом палаты, и принятых по ним решениях. Но палата, в свою очередь, вправе отменить любое решение своего Совета.

Совет Федерации из числа членов палаты образует комитеты и комиссии. Комитеты являются постоянно действующими органами палаты, и, в свою очередь, каждый комитет по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Комиссии, образуемые Советом Федерации, могут быть как постоянными, так и временными. В состав временных комиссий палаты могут входить Председатель и его заместители. Как правило, временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Деятельность комитетов заключается в том, что они:

разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и поправки к законопроектам. по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

готовят предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

осуществляют подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к российской Конституции, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

предварительно рассматривают внесенные в Государственную Думу законопроекты, а также по согласованию с комитетами и комиссиями Думы могут направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Думы;

могут предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

организуют проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения;

участвуют в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации.

Кроме этого, комитет и комиссия Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.

Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов палаты. При этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов палаты.

При этом председатель и заместитель председателя комитета не могут быть представителями от одного субъекта Федерации.

Состав комитета утверждается большинством голосов членов Сове-та Федерации.

Палата вправе принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо образовать новые.

Заседания комитетов и комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов. При этом комитеты и комиссии вправе проводить совместные заседания.

Работа этих органов палаты осуществляется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Члены палаты, не входящие в состав этого комитета или комиссии, вправе присутствовать на его заседаниях с правом совещательного голоса.

В заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие официальный представитель Президента Российской Федерации, представитель Правительства России, члены Правительства РФ, Председатель Счетной палаты, его заместитель или аудиторы.

Представители органов государственной власти и общественных объединений участвуют в заседаниях комитета (комиссии) с согласия его председателя.

Необходимо отметить, что комитет (комиссия) вправе создавать экспертные советы на общественных началах и привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, а также назначать независимую экспертизу рассматриваемого законопроекта.

Комитет (комиссия) вправе организовать проведение парламентских слушаний, на которые могут приглашаться как члены Совета Федерации, так и депутаты Государственной Думы, эксперты, представители государственных, общественных органов и научных учреждений.

Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания России не регулируются приоритеты при формировании персонального состава комитетов и комиссий, указывается только императив по количественному составу, процедура утверждения списка в целом. Так, устанавливается обязанность каждого члена Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты и членом комиссий.

Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи членов Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета, комиссии палаты оформляется постановлением Совета Федерации.

Если состав комитета Совета Федерации становится менее семи человек, председатель комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации, который поручает Совету палаты подготовить соответствующие предложения и внести их на очередное заседание Совета Федерации.

Поскольку представительная функция Совета Федерации должна быть выражена и в структуре палаты, думается, целесообразным было бы уточнить в Регламенте палаты порядок формирования ее комитетов. В них должны быть представители федеральных округов, выражающие интересы регионов и способные на паритетных началах решать общегосударственные вопросы.

В развитых в экономическом отношении демократических странах нет единства по вопросу о том, следует ли предоставлять высшему представительному учреждению право делегировать законодательную власть постоянным комиссиям (комитетам). Бывший Президент Франции Ф. Миттеран высказался за наделение таких комиссий правом в некоторых случаях самим принимать законы. С точки зрения французского правоведа Ж. Будана, принятие такого решения позволило бы освободить время для дебатирования на пленарных заседаниях палат наиболее важных законодательных текстов, дав возможность комиссии сосредоточиться на незначительных законопроектах и предложениях. Будучи принятыми на комиссиях, последние могли бы затем без обсуждения утверждаться на пленарных заседаниях палат.

Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. Каждому члену палаты отводится постоянное место в зале заседаний.

Заседания палаты в соответствии со статьей 41 Регламента Совета Федерации проводятся в период с 16 сентября по 15 июля.

На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма. Стенограмма является дословным воспроизведением в письменной форме всего, что было произнесено участниками заседания. Внесение изменений и дополнений в стенограмму не допускается. Протокол заседания подписывается председательствующим. Стенограмма открытого заседания публикуется в бюллетене заседания Совета Федерации, а что касается стенограммы закрытого заседания, то она хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа.

Заседания Совета Федерации проходят по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, как правило, проводятся в один день или в течение нескольких дней подряд.

Следует отметить, что по предложению Президента, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета или комиссии (по вопросам их ведения и при поддержке не менее 1/5 членов палаты) либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации возможно проведение внеочередного заседания.

Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Проекты актов предоставляются членам Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат следующие вопросы:

― послания и обращения Президента Российской Федерации;

― проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

― проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

При этом в ходе заседания председательствующий не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим, в противном случае он обязан передать свои функции другому председательствующему.

Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями. Для проведения голосования бюллетенями Совет Федерации создает из числа своих членов Счетную комиссию, которая является рабочим органом данного заседания.

Голосование, так же как и в Государственной Думе, может быть количественным, рейтинговым либо альтернативным.

Регламент определяет, что член Совета Федерации лично осуществляет свое право на голосование. Кроме этого, действующая редакция, в отличие от ранее существовавшей, не содержит формулировки о возможности опроса по подписным листам, но достаточно подробно регламентирует процедуру открытого, тайного и поименного голосования.

Решения, принятые на заседаниях, оформляются постановлениями Совета Федерации или выписками из протокола заседания. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.

Члены Совета Федерации подают председателю палаты письменные предложения о приглашении на заседание членов Правительства Российской Федерации и примерный перечень интересующих парламентариев вопросов.

В свою очередь, Председатель Совета Федерации определяет ответственный за подготовку и проведение «правительственного часа» комитет палаты, который приглашает на заседание не более двух членов Правительства России. Приглашения направляются членам Правительства не позднее чем за пять дней до проведения заседания.

Предложение о парламентском запросе может быть внесено Председателем палаты, его заместителем, комитетом (комиссией) по вопросам их ведения, а также двумя членами Совета Федерации, представляющими один субъект Российской Федерации, или группой членов палаты численностью не менее пяти человек.

Устный ответ на парламентский запрос должностное лицо дает на ближайшем заседании палаты, а письменный ответ должен быть направлен в Совет Федерации не позднее 15 дней со дня получения.

Парламентские слушания могут проводиться по инициативе Председателя палаты, его заместителей, комитетов в пределах их полномочий или группы членов Совета Федерации численностью не менее 15 человек. Слушания могут быть как открытые, так и закрытые и могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы.

Организация проведения парламентских слушаний возлагается на соответствующий комитет палаты.

Информация о теме, времени и месте проведения парламентских слушаний передается в пресс-службу Совета Федерации не позднее чем за 12 дней до начала парламентских слушаний. Пресс-служба, в свою очередь, не позднее чем за 10 дней до начала слушаний оповещает средства массовой информации и общественность о предстоящем мероприятии.

Ответственный комитет определяет состав приглашенных лиц, которые уведомляют о проведении парламентских слушаний.

Слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности.

Ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний комитет готовит все информационные материалы, проекты заключений и рекомендаций, проекты иных документов, которые предполагается принять по результатам данных слушаний, включая законопроекты и проекты постановлений.

Для этого распоряжением Председателя палаты могут быть образованы рабочие группы с привлечением работников Аппарата, а также внешних экспертов.

По результатам парламент<



2020-03-17 437 Обсуждений (0)
Структура Совета Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура Совета Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)