Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы



2020-03-17 230 Обсуждений (0)
Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С точки зрения осуществления парламентского контроля за исполнительной властью и повышения престижа Совета Федерации в международных делах решение им вопроса об использовании Вооруженных Сил России за ее пределами имеет весомое значение. Он может возникнуть в связи с отражением агрессии против Российской Федерации. Более того, он уже возникал в связи с выполнением международных договорных обязательств, в частности в связи с выполнением миро-творческих задач. Правовое регулирование этой проблемы содержится в Федеральном законе от 23 июня 1995 г. №93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В статье 7 Закона указывается, что решение о направлении за пределы территории России воинских формирований Вооруженных Сил для участия в миротворческой деятельности принимается главой государства на основании постановления Совета Федерации.

Одобрение Совета Федерации действий российского Президента, выраженное в постановлении палаты, требуется также в случае предоставления Россией воинских формирований для участия в международных принудительных действиях с использованием Вооруженных Сил.

Есть определенные трудности при выявлении оснований применения военной силы за рубежами страны с согласия верхней палаты парламента. Считается, что одобрение Совета Федерации не требуется в случаях, специально оговоренных международными договорами Российской Федерации. Такой вывод следует из части 4 ст. 15 Конституции РФ, признающей приоритет норм и принципов международного права перед внутрироссийским законодательством.

В соответствии со статьей 10 вышеуказанного Федерального закона от 23 июня 1995 г. Президент принимает решение об участии российских воинских формирований в международных принудительных действиях не только с согласия Совета Федерации, но и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором либо, если заключение такого договора не предполагается, в соответствии с федеральным законом. Предложение о ратификации международного договора или проект федерального закона могут быть внесены в Государственную Думу после принятия Советом Федерации соответствующего постановления.

Процедура решения данного вопроса берет старт с рассмотрения Советом Федерации обращения главы государства. Оно должно содержать обоснование такого предложения. Предыдущий Регламент Совета Федерации расширял перечень инициаторов этого вопроса за счет Правительства России и самой верхней палаты.

Новый Регламент Совета Федерации упростил процедуру решения данной проблемы, сосредоточив его решение в руках Президента России, что соответствует федеральному закону.

Обсуждение вопроса ведется на закрытом заседании Совета Федерации.

Анализ нормативных правовых актов и практики деятельности Совета Федерации в сфере контрольных функций позволяет рекомендовать с целью усовершенствования механизма парламентского контроля в России предложения о внесения изменений в Конституцию России и ряд действующих законов и регламентов палат парламента (в частности, в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Необходимо снять закрытый перечень должностных лиц, к которым можно обращаться с вопросами и запросами, оставив в законах и регламентах палат парламента лишь формулировку «должностные лица».

Думается, целесообразно отменить порочную практику, согласно которой приглашенному должностному лицу разрешается не являться на заседание в заранее согласованное время, а вместо себя направлять своего заместителя.

Следует детально проработать регламентацию деятельности комитетов и комиссий Совета Федерации. Также необходимо внести соответствующую норму об обязанности должностных лиц являться на заседания комитетов и комиссий в случае, если это сочтет необходимым соответствующий комитет или комиссия. Необходимо учредить в обеих палатах Федерального Собрания комиссии по расследованию деятельности исполнительной власти с компетенцией, присущей подобным комиссиям с учетом мировой практики, не забывая, что Россия - полупрезидентская республика.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в практике Совета Федерации применяются как коллегиальные, так и индивидуальные формы парламентского контроля.

Совет Федерации использует общий (в широком смысле) и специальный (в узком смысле) способ контроля, так как участвует в назначении высших должностных лиц и контролирует выполнение конкретных актов.

Процедура формирования парламентом высших государственных органов занимает не столь большой объем времени вторых палат парламентов по сравнению с законодательными функциями или осуществлением контрольных полномочий. Тем не менее от осуществления второй палатой парламента этих функций в любой стране зависит в дальнейшем слаженность работы всех составных частей государственного механизма.

Объем полномочий в исследуемой сфере деятельности вторых палат парламентов зависит, прежде всего, от конституционного строя страны. К факторам, оказывающим непосредственное воздействие на характер формирования высших государственных органов, относятся форма правления страны и форма государственного устройства. Например, в президентской республике парламент и, соответственно, вторая палата отстранены от формирования правительства и не участвуют в процедуре занятия должности главы государства. Им остается только лишь роль консультантов: давать советы, давать или не давать согласие на назначение судей, которые, как и члены государственной администрации, назначаются президентом.

В парламентской республике парламент и вторая его палата обладают достаточно широкими полномочиями в сфере формирования высших органов государственной власти. Правительство, которое существует как самостоятельный государственный орган, формируется парламентским путем.

Выборы парламентом с участием представителей второй палаты президента возможны в парламентских республиках.

Закономерно, что в унитарном государстве, пусть даже с развитой автономией, избрание главы государства не может осуществляться с таким же широким привлечением представителей автономных административно-территориальных единиц, как в федеративном государстве - представителей субъектов федерации. Коллегиальный глава государства в республиках, как правило, формируется парламентом.

Выборы президента высшим представительным органом страны сопряжены с некоторыми сложностями. В случае, если число туров ограничено, парламент либо ставится под угрозу роспуска, либо вынужден одобрить кандидатуру на пост президента. Если же число туров не ограничено, то процедура выборов может затянуться на неопределенный период и превратиться в сведение счетов между различными партиями. В то же время президент, избранный парламентом, в дальнейшем может иметь больше шансов на поддержку его деятельности высшим представительным органом, что, в свою очередь, способствует поддержанию стабильности в стране.

В России вторая палата парламента участвует в занятии должности Президента России косвенно, путем назначения выборов: в соответствии с федеральной Конституцией это прерогатива Совета Федерации.

Согласно части 2 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» решение Совета Федерации о назначении выборов должно быть произведено не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае прекращения Президентом России исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случае и порядке, предусмотренных Федеральной Конституцией, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента страны. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом России.

Решение о назначении срочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации, выборы Президента проводятся Центральной избирательной комиссией России в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности в соответствии со статьей 102 Конституции РФ относится к ведению Совета Федерации. Президент России может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов палаты.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента России от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента России. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации считается отклоненным (ч. 3 ст. 93 Конституции РФ).

Однако если исходить из практики участия вторых палат в данном процессе, можно выделить наиболее типичные способы решения проблемы формирования высшего органа исполнительной власти с участием второй палаты парламента:

― парламент предлагает кандидатуру главы правительства - глава государства назначает;

― глава государства назначает главу и членов правительства - парламент одобряет;

― глава государства предлагает главу правительства, обе палаты парламента одобряют - глава государства назначает.

В России назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов - прерогатива Совета Федерации, получившая отражение в пункте «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. Благодаря этому «в руках» верхней палаты оказалось формирование высшего звена всей судебной системы страны. Регламент Совета Федерации отнес к его ведению также назначение судей Экономического Суда СНГ в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г. Кандидатуры на судейские должности представляются Совету Федерации Президентом России. Вопрос о назначении рассматривается в срок не позднее 14 дней с момента получения представления главы государства (для судей Конституционного Суда России). Предложенные Президентом кандидатуры предварительно обсуждаются в комитете Совета Федерации по судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре. В соответствии с частью 2 ст. 174 Регламента Совета Федерации кандидатуры, представленные Президентом для назначения на должность судей Конституционного Суда, предварительно обсуждаются еще в одном комитете верхней палаты - по конституционному законодательству, который также готовит заключение по каждой кандидатуре.

Кандидатуры судей Экономического суда СНГ предварительно обсуждаются в комитете по делам Содружества Независимых Государств. Непосредственно на заседании руководитель данного комитета знакомит членов Совета Федерации с заключением по представленным кандидатурам. Затем следует процедура включения каждой кандидатуры в бюллетень для тайного голосования. Оно может быть проведено с использованием электронной системы.

Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением палаты.

Лица, назначенные на должности судей Конституционного Суда России, приводятся председателем верхней палаты к присяге.

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрел, что кандидатуры судей Верховного и Высшего Арбитражного судов Президент представляет с учетом мнения председателей этих судов. В случае нарушения порядка назначения судьи Конституционного Суда на должность его полномочия прекращаются Советом Федерации по представлению самого суда. В аналогичном порядке решается вопрос при совершении судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи. При этом представление суда должно быть принято большинством не менее двух третей от общего числа судей. Полномочие Совета Федерации, получившее наибольшую известность, связано с назначением на должность и освобождением от нее Генерального прокурора Российской Федерации, а также его заместителей. Процедура их назначения очень сходна с порядком назначения судей вышеуказанных судов.

Назначение того или иного лица на соответствующую должность - это инициатива Президента. Именно он представляет кандидатуру Совету Федерации, который в течение месяца должен рассмотреть данный вопрос. Обязательной является стадия обсуждения предложенной кандидатуры в комитетах по судебно-правовым вопросам и обороне и безопасности. Они готовят заключения, которые оглашаются на заседании палаты их председателями. Учитывая значимость вопроса, его рассмотрение начинается с выступления Президента или полномочного представителя Президента. Особо Регламент устанавливает возможность дискуссии по данной теме, в ходе которой члены Совета Федерации задают вопросы Президенту России, кандидату, высказываются «за» или «против» предложенной кандидатуры.

Обсуждение завершается процедурой тайного голосования. Назначенным на должность считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Назначение на должность оформляется постановлением. Если представленная кандидатура не набирает установленного числа голосов, она отклоняется, а Президент страны в течение 30 дней вносит новую кандидатуру.

Новый Регламент верхней палаты дополнительно ввел норму о приведении к присяге Генерального прокурора Российской Федерации. Процедура приведения к присяге осуществляется Председателем Совета Федерации в присутствии членов верхней палаты.

Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора России решается Советом Федерации на основании предложения Президента России.

Оно подлежит предварительному обсуждению в комитетах Совета Федерации по судебно-правовым вопросам, обороне и безопасности, которые готовят соответствующие заключения по данному вопросу. На заседании палаты вправе присутствовать Генеральный прокурор, ему может быть предоставлено слово.

Если предложение главы государства не найдет поддержки большинства голосов членов Совета Федерации, оно отклоняется, что подтверждается постановлением палаты.

Генеральный прокурор считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за это проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Данное решение оформляется постановлением, с момента вынесения которого Генеральный прокурор считается освобожденным.

Весной 1999 г. между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации возник спор о компетенции относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации Ю.И. Скуратова от должности в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1999 г. №415 «О Скуратове Ю.И.» Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.И. Скуратов был отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении его уголовного дела.

В связи с этим Совет Федерации обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством. Совет Федерации полагал, что издание Президентом России указа по данному вопросу нарушает установленное Конституцией России разграничение компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилось обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности соответствующего полномочия.

По мнению Совета Федерации, такое отстранение может иметь место только в порядке, установленном статьями 83 (п. «е»), 102 (п. «3» ч. 1) и 129 (ч. 2) Конституции для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, то есть должно осуществляться Советом Федерации по представлению Президента России, и, следовательно, Президент был не вправе издать названный указ.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев этот вопрос на открытом заседании, постановил, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации к компетенции Совета Федерации не относится полномочие по изданию акта об отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.

Исходя из Конституции Российской Федерации и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент Российской Федерации».

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации не исключает право законодателя предусмотреть - на основе Конституции и с учетом правовых позиций, сформулированных в его постановлении, - иные механизмы, связанные с реализацией возможного уголовного преследования в отношении Генерального прокурора Российской федерации и его отстранения от должности на период проводимого расследования.

В связи с этим законодателю необходимо заполнить этот пробел в российском законодательстве, чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций.

В соответствии с частью 2 ст. 14 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 4 ноября 1995 г. к ведению этой палаты относятся назначение на должности и освобождение от должностей первого заместителя Генерального прокурора и его заместителей. Кандидатуры для назначения на указанные должности вносятся Генеральным прокурором. В таком же порядке решаются вопросы об освобождении их от должности.

Следующей функцией второй палаты парламента являются полномочия по формированию иных различных государственных органов и должностных лиц. В России согласно статье 102 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты России и половины состава ее аудиторов - прерогатива Совета Федерации.

Предложения по кандидатурам на названные должности формируются комитетами и комиссиями Совета Федерации. Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой дает заключение по каждой кандидатуре, формирует список кандидатур и представляет его на заседание Совета Федерации. Обсуждение ведется по каждой кандидатуре. Кандидат считается назначенным, если в его поддержку высказалось большинство от общего числа членов Совета Федерации. Не набравшие требуемого количества голосов кандидатуры отклоняются.

Регламент Совета Федерации регулирует также вопросы о лишении неприкосновенности заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты. Это компетенция верхней палаты парламента. Процедура включает представление Генерального прокурора, рассмотрение его в комиссии по взаимодействию со Счетной палатой, комитете Совета Федерации по судебно-правовым вопросам, подготовку ими заключений и проекта постановления палаты. В проекте постановления формулируется одно из следующих предложений: согласиться на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности; отказать в согласии на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности. Проект постановления рассматривается на заседании Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов палаты.

Вопрос об освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов рассматривается Советом Федерации при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» по представлению комиссии по взаимодействию со Счетной палатой. Члены Счетной палаты, об освобождении которых идет речь, приглашаются на заседание Совета Федерации и по своей просьбе получают слово. Вакантные должности замещаются в течение двух месяцев.

Из названных в статье 102 Конституции РФ полномочий Совета Федерации большая часть пока не находила применения. Напротив, кадровые вопросы решаются верхней палатой весьма активно, а порой даже с оттенком сенсационности.

За рамками Конституции находится еще одна проблема, решаемая с участием Совета Федерации. Речь идет о назначении на должность и об освобождении от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации назначает на должность пять членов Центральной избирательной комиссии России. Кандидатуры предлагаются законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые направляют в Совет Федерации свои решения.

Комитет по делам Федерации и региональной политике формирует списки кандидатов по группам субъектов Российской Федерации. Руководитель этого структурного подразделения доводит до сведения палаты заключения комитета по кандидатам. По решению Совета Федерации может быть проведено обсуждение предложенных кандидатур.

Голосование проводится в один этап, если в каждой из групп субъектов Российской Федерации предложено не более одной кандидатуры. Если хотя бы в одной из групп субъектов Федерации предложено более одной кандидатуры для назначения на должность членов ЦИК, голосование проводится в два этапа.

Назначенным на должность члена Центральной избирательной комиссии считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением палаты. Член Центральной избирательной комиссии считается освобожденным от должности, если за это проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

В соответствии с Конституцией России назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях относятся к компетенции российского Президента. Но использовать данное полномочие Президент Российской Федерации может лишь после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Таким образом, есть основание говорить о полномочии Совета Федерации в вопросе согласования назначения и отзыва Президентом дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в соответствии с их компетенцией рассматривают вопрос о назначении и об отзыве дипломатических представителей по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В итоге можно прийти к следующему выводу. От осуществления второй палатой парламента функций по формированию органов государственной власти зависит в дальнейшем слаженность работы всех составных частей государственного механизма.

Поскольку в процессе осуществления собственных полномочий Совет Федерации взаимодействует с Президентом России, Правительством Российской Федерации, высшими органами судебной власти, он обладает некоторыми полномочиями по участию в формировании именно этих органов в рамках принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума принимает постановления:

об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;

о согласии Президента Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

о недоверии Правительству Российской Федерации;

о доверии Правительству Российской Федерации;

о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

о назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

об объявлении амнистии;

о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации;

Проекты постановлений вместе с текстом заявления, обращения или парламентского запроса вносятся на Совет Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседания палаты.

В Конституции Российской Федерации предусмотрены различные процедуры назначения должностных лиц: самостоятельно Президентом или же при участии других должностных лиц или органов, причем это участие может быть различно по форме и по содержанию. Председатель Правительства России назначается Президентом Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Однако в решении этого вопроса участвует законодательная власть в лице Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Это полномочие Государственной Думы связано с реализацией принципа разделения властей, что обеспечивается системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей. Согласно пункту «г» ст. 83 Конституции РФ Государственная Дума должна принимать решение по кандидатуре, представленной Президентом России.

Реализация Государственной Думой рассматриваемого полномочия связана с соблюдением условий, установленных в статье 111 Конституции.

Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства - в течение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства.

Другим условием, в определенной степени сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение части 4 ст. 111. В Конституции России установлено, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Условия реализации Государственной Думой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства являются юридическими средствами содействия выработке Государственной Думой и Президентом общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства и элементом системы сдержек и противовесов.

Конституция не требует, чтобы при втором и третьем представлениях фигурировала «новая» кандидатура, но она и не исключает этого. В части 4 ст. 111 Конституции РФ установлено: «После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».

Конституционный Суд Российской Федерации поставил точку в споре о том, вправе ли Президент России неоднократно предлагать одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства. В постановлении Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. №28-П по делу о толковании положений Конституции Российской Федерации дано разъяснение части 4 ст. 111 Конституции РФ. Государственная Дума в своем запросе в Конституционный Суд исходила из того, что Президент России реализует свое право распустить Думу в случае трехкратного отклонения предложенных им кандидатур на пост Председателя Правительства только в случае, если он предлагал Думе три разные кандидатуры и все они были отклонены. Конституционный Суд в своем толковании обозначил, что «Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата». И все же, полагаем, абсолютно нелогичным является трехкратное предложение Президентом одной и той же кандидатуры, неприемлемой для Государственной Думы. Дума должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую считает наиболее приемлемой. Ситуация, при которой Президент трижды предлагает одну и ту же кандидатуру, очевидно, говорит о том, что Президент либо оказывает давление на Думу, пытается подчинить ее своей воле, либо не желает сотрудничать с данной Государственной Думой в существующем составе, сознательно идет на конфликт и провоцирует ее роспуск. Это подтверждает пример с кандидатурой С.В. Кириенко, трижды внесенной Президентом для получения согласия Государственной Думы. Другой стороной конфликта 1998 - 1999 гг. являлась слишком частая смена Председателей Правительства. Только за полтора года сменилось шесть премьер-министров, причем мнение Государственной Думы при назначении многих из них просто не учитывалось. Естественно, это мешает согласованному функционированию и взаимодействию высших органов государственной власти.

Регламент Государственной Думы предусматривает следующую процедуру согласования кандидатуры Председателя Правительства в Думе.

Президент РФ официально представляет в палату кандидата на должность, и палата в течение недели со дня внесения обязана рассмотреть данную кандидатуру.

В свою очередь, кандидат представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства и отвечает на вопросы депутатов.

По окончании этой процедуры представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение принимается по усмотрению палаты тайным или открытым голосованием.

Согласие считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Государственной Думой данной кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Процедура рассмотрения остается прежней. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленного Президентом кандидата на должность Председателя Правительства Президент назначает Председателя Правительства России, распускает Думу и назначает новые выборы.

Итак, действующая российская Конституция закрепляет достаточно жесткую для парламента (по последствиям) процедуру дачи согласия на назначение главы Правительства. Вместе с тем предусмотренная в статье 117 Конституции РФ возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства.

Выражение недоверия (либо в других странах - резолюция порицания) Правительству России (в соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ) - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. Данная процедура происходит в следующем порядке. Группа депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы выносит мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству, которое подается в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проекта постановления палаты и списка депутатов - инициаторов выражения недоверия. Палата обязана рассмотреть данный вопрос в недельный срок после его внесения.

Если в ходе обсуждения депутаты - инициаторы выражения недоверия отзовут свои подписи и при этом численность депутатов, внес указанное предложение, станет менее одной пятой от общего числа, то данный вопрос снимается с обсуждения без дополнительного голосования.

Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации может быть принято как открытым, так и тайным (по решению палаты) голосованием. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов.

После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству в течение трех месяцев, Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.

Нужно сказать, что в соответствии с частью 4 ст. 117 Конституции РФ Председатель Правительства может сам поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В таком случае Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству во внеочередном порядке по ранее описанной процедуре.

Итак, парламентские традиции формирования руководства Правительства страны еще только складываются. Однако если возникнет правительственный кризис, то его преодоление должно осуществляться Президентом России с учетом мнений и рекомендаций Государственной Думы по кандидатурам на пост главы Правительства. Конституция создала основу для взаимодействия всех ветвей власти, но она определяет лишь юридические условия совместной работы Президента и Федерального Собрания. Необходимы также благожелательный психологический климат взаимоотношений и высокая политическая культура. В будущем, вероятно, возникнет потребность во внесении определенных корректив в порядок назначения Председателя и членов Правительства с учетом баланса политических сил в парламенте и обществе в целом. Кроме этого, палата производит назначение на должности:

уполномоченного по правам человека;

председателя Счетной палаты России и половины состава ее аудиторов;

председателя Центрального банка России, членов Совета директоров Банка России и представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета.

Кроме этого, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей. Председатель Банка России докладывает Государственной Думе два раза в год о результатах деятельности Банка и основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики.

Еще один важный орган назначается с участием и Президента, и парламента - это Цент<



2020-03-17 230 Обсуждений (0)
Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)