Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарубежный опыт организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения



2020-03-17 196 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения 0.00 из 5.00 0 оценок




государственный контроль качество продукт животный

Исследуя зарубежный опят организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения имеет смысл, прежде всего, рассмотреть систему госконтроля на потребительском рынке, действующую, прежде всего, в Германии. Это оправдано:

а) схожестью федеративного устройства;

б) относительно большим числом контролирующих федеральных органов в обеих странах;

в) большими размерами России и Германии, что требует сложного вертикального соподчинения и децентрализации целого ряда функций.

В Германии органы, занятые в сфере контроля, существуют на 3-х уровнях:

) федеральном,

) субъектов федерации (земель),

) окружном (группы городов и на территорий Земель).

Федеральные органы не занимаются непосредственно контролем и не имеют никаких территориальных отделений на местах. Их функции - разработка проектов законодательных актов в соответствующих областях и контроль за соблюдением принятых федеральных законов Земельными органами контроля.

На уровне Земель органы контроля тоже не занимаются непосредственно контролем. Их функции - разработка правил контроля, нормативов на количество инспекторов, количества и периодичности контрольных проверок, надзор за соблюдением этих правил инспекторами на местах. Иногда в их функции входит определение местных организаций, которые должны осуществлять непосредственный контроль.

Окружные (местные) органы власти организуют непосредственный контроль на рынке, назначая соответствующие организации. В таких организациях сосредотачиваются все специализированные инспекции (торговые, пожарные, ветеринарные, хлебные, по защите прав потребителей, санитарные, страхового надзора и т.д.). Это позволяет обеспечивать комплексность проверок, исключает дублирование действий инспекторов и испытательно-аналитической базы, значительно экономит государственные финансы, помогает добиться высокой эффективности контроля.

Финансирование всей системы, включая местные организации, практически полностью осуществляется целевыми перечислениями в местные бюджеты из федерального бюджета.

Преимущества данной модели:

четкая вертикальная организация системы, обеспечиваемая централизованным руководством;

исключение вертикального дублирования, ясное разделение функций между центральными, региональными и местными органами контроля:

центр освобожден от несвойственных для него функций по непосредственному контролю на местах, а местные органы ограничены в плане нормотворчества и произвольного расширения контрольных функций;

обеспечен эффективный сквозной контроль системы сверху до низу, соответствующий федеральному и административно-территориальному устройству государства;

экономия бюджетных средств вследствие устранения дублирования, более эффективной организации, централизованного контроля над штатами контролеров и их финансированием на местах;

эффективная, комплексная координация деятельности контрольных органов разной ведомственной принадлежности при проведении непосредственного контроля.

Во Франции контроль над деятельностью ветеринарной и фитосанитарной службы в стране осуществляет Национальная бригада ветеринарных и фитосанитарных расследований, имеющая свои бюро в каждом территориальном департаменте Франции. Кроме этого, в Министерстве финансов Франции действует Генеральная Дирекция конкурентной торговли, потребления и пресечения контрафактной продукции (Direction Générale de la Concurrence, de la Consommation et de la Répression des Fraudes), имеющая большие полномочия.

Ее представители могут при необходимости закрывать торговые точки, рестораны, кафе, ветеринарные службы, привлекать к уголовной ответственности лиц, нарушающих нормы и законодательство по всему спектру экономической деятельности в сфере производства и переработки продукции животноводства, производства и торговли продовольствием, обеспечения общественного питания в стране.

Контроль над импортом и экспортом животноводческой продукции в Минсельхозе осуществляют: координационная Инспекция международного санитарного контроля, Отдел по экспорту в страны «третьего мира», Отдел по импорту из стран «третьего мира» и Отдел по двусторонним и многосторонним договорам в области санитарии и фитосанитарии.

Ветеринарные и санитарные службы Франции, а также Агентства по мясу, продукции животноводства и птицеводства (OFIVAL), отвечающие за операции по импорту и экспорту живого скота, птицы, другой продукции животноводства подчиняются одновременно КЕС, Минсельхозу и Министерству экономики, финансов и промышленности Франции.

Безопасность на продовольственном рынке осуществляют региональные отделения ветеринарных служб и инспекции по контролю качества продовольствия (AFSSA). Эти инспекции подчинены через региональные структуры при органах местной власти Генеральной Дирекции продовольствия Минсельхоза и Главку качества пищи Минздрава Франции.

В части импортных продуктов контроль продовольственной безопасности возложен, наряду с указанными структурами, на пограничные и таможенные службы и их структуры - региональные отделы Дирекции конкурентной торговли, потребления и борьбы с контрафактной продукцией.

Инспекторы региональных дирекций имеют право в любое время брать пробы продуктов для их исследования в лабораторных условиях, закрывать, при необходимости, магазины, рестораны, кафе, общественные столовые, запрещать продажу недоброкачественных или фальсифицированных продуктов, поступивших в продажу на рынки и в магазины. Они имеют право передавать в судебные органы досье на выявленных нарушителей правил торговли и мошенников, требуя их уголовного наказания от имени государства.

Например, во Франции законом запрещено продавать населению мясо домашних животных, в крови которых обнаружены следы вакцин, прививок от болезней или добавок гормональных препаратов для ускорения развития животных и увеличения их продуктивности. Во многих других странах мира, в том числе и в США, таких ограничений нет.

В Украине в настоящее время также усиливается контроль за качеством продуктов животного происхождения. Подписан Закон «Об Общегосударственной целевой экономической программе проведения мониторинга остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в живых животных, в продуктах животного происхождения и кормах, а также в пищевых продуктах, подконтрольных ветеринарной службе, на 2010 - 2015 годы» <http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1!OpenAgent&id=T091446>.

В соответствии с этой Программой планируется усилить контроль за качеством продуктов животного происхождения путем внедрения государственного мониторинга остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в этих продуктах государственными лабораториями ветмедицины.

Для реализации Программы на первом этапе (2010 - 2011 годы) предполагается создание государственными лабораториями ветмедицины материально-технической базы для осуществления такого мониторинга. На втором (2011 - 2012 годы) - разработка подтверждающих методов контроля за остатками ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в продуктах животного происхождения. На третьем (2013 - 2015) - окончательное формирование системы мониторинга. Кроме того, на каждом из этапов по мере внедрения Программы будет осуществляться соответствующий контроль за качеством продуктов животного происхождения.

Определяя степень изученности исключительной компетентности ветеринарной службы по контролю за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения следует отметить, что современная ветеринария во многих странах мира, в т.ч. и в России, стоит на страже здоровья животных и людей, а выполняя функции государственного ветеринарного контроля за качеством и безопасностью продуктов питания и в частности продуктов животного происхождения, осуществляет одну из главных задач современного общества - защиту прав потребителей от посягательств на их здоровье.

Таким образом, система государственного контроля за качеством продуктов животного происхождения играет важную роль в обеспечение жизни и здоровья населения любого государства. В различных государствах система государственного контроля выстроена в соответствии с общей структурой государственного устройства, так же как и в Российской Федерации. Рассмотренный опыт Германии и Франции позволяет сделать вывод о рациональности их построения.

Естественно, в силу целого ряда обстоятельств нет смысла полностью копировать данные системы в России. В то же время, они содержит немало конструктивных принципов, которые могут быть использованы в реформировании нашей системы государственного контроля. Кроме того, некоторые моменты могут рассматриваться как целевые установки, которые целесообразно реализовывать постепенно, в ходе поэтапного проведения реформы.

 



2020-03-17 196 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зарубежный опыт организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)