Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития саморегулируемых организаций



2020-03-17 276 Обсуждений (0)
История развития саморегулируемых организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Институт саморегулирования уже давно успешно работает за рубежом. Впервые термины "саморегулирование" и "саморегулируемая организация" (self-regulatory organization) появились в США и Великобритании, где данные организации возникли в начале XX в. Появление саморегулируемых организаций за рубежом имело место вследствие эволюционного, естественного процесса развития рыночных институтов в экономике, необходимости упорядочения и регламентации взаимоотношений бизнеса и государства. Постепенно назрела необходимость для объединения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в организации с целью выработки единых правил и стандартов, представления и защиты интересов членов организации перед государством. Таким образом, появление саморегулируемых организаций за рубежом не насаждалось государством, а имело классический вариант естественного развития и диктовалось необходимостью.

Первые такие организации появились на рынке ценных бумаг в США и Великобритании. Их главная цель - сокращение присутствия государства в рыночном сегменте и совершенствование регулирования в этой сфере. Прототипом современных саморегулируемых организаций считается Нью-Йоркская фондовая биржа. Впоследствии такие организации появились и в других отраслях предпринимательской деятельности. Позднее идея нашла применение в Европе. Повышению роли саморегулируемых организаций отчасти способствовала политика "приватизации" государства, или приватизации функций публичного управления, под которой понимается адаптация к государственному управлению организационных форм, заимствованных из частного бизнеса, и передача государственных функций частному сектору.

Зарубежный опыт (Европа и США) свидетельствует о том, что практически весь бизнес подведен под какую-либо отраслевую саморегулируемую организацию, будь то стоматологи, фермеры, риэлторы, парикмахеры и пр. Например, отрасль кондиционирования, вентиляции, отопления, холодоснабжения. Изначально работает на принципах саморегулирования общество ASHRAE (Американское общество инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха). Только там аттестовываются не компании, а специалисты, тогда как профессионализм компании оценивается по наличию таких специалистов. Сообщество немецких инженеров VDI работает как саморегулируемая организация. Федерация европейских ассоциаций по отоплению, вентиляции и кондиционированию REHVA тоже придерживается принципов саморегулирования. В Европе веками складывался опыт цехового сотрудничества с коллективной ответственностью.

Как правило, профессиональные объединения оформлялись на базе отраслевого законодательства, регулирующего определенные сегменты экономики. Так, в США в целях усиления государственного регулирования фондового рынка, вызванного преодолением последствий Великой депрессии 1929 - 1933 гг., был принят ряд законов, направленных на защиту инвесторов и формирование цивилизованных правил рынка ценных бумаг. И в настоящее время механизм функционирования рынка ценных бумаг в США предусматривает активное участие саморегулируемых организаций. К негосударственным профессиональным объединениям на указанном рынке относятся фондовые и товарные биржи, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD), Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг (MSRB) и ряд других. Деятельность этих организаций контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC).

Крупнейшей саморегулируемой организацией в США является Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам. Так, в соответствии с федеральным законодательством практически каждая фирма, специализирующаяся на операциях с ценными бумагами, которая осуществляет бизнес на американских рынках, обязана стать членом данной ассоциации. В число ее членов входит около 5400 брокерских фирм, в которых работают более 676000 зарегистрированных представителей по ценным бумагам (большая часть из них - брокеры). Персонал ассоциации насчитывает более 2000 сотрудников с полной занятостью, а годовой бюджет этой организации составляет приблизительно 400 млн. долларов США.

Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам была создана в результате принятия в 1938 г. так называемого Закона Мэлоуни, который представлял собой поправки к Закону о торговле ценными бумагами 1934 г. Учитывая ограниченность государственных ресурсов, Закон Мэлоуни предоставил Комиссии по ценным бумагам и биржам право регистрировать добровольные профессиональные ассоциации брокеров/дилеров, которые самостоятельно осуществляли бы регулирование своей деятельности под ее надзором.

Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам разрабатывает и применяет на практике правила, регулирующие работу индустрии ценных бумаг; проводит проверки соответствия среди своих членов и инициирует дисциплинарные взыскания против тех, в чьей деятельности обнаруживаются несоответствия установленным нормам. Как правило, в течение года Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам проверяет приблизительно 15000 своих членов в связи с наличием той или иной причины для беспокойства (включая более 5000 жалоб клиентов), а также осуществляет более 2500 рутинных проверок. С помощью специальных систем мониторинга, идентифицирующих последовательности котировок и операций и потенциально способных сигнализировать о нарушениях, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам отслеживает все торги, проводимые на биржах ценных бумаг. Системы наблюдения позволяют получать подробнейшую запись всех трансакций, которая может быть позже использована регулирующими органами в качестве доказательства обвинения, если обнаруживается нарушение закона. В случаях, когда требуется дополнительная тщательная проверка, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам инициирует свое собственное расследование или, при более серьезных нарушениях, передает дело отделу правоприменения в составе Комиссии по ценным бумагам и биржам.

Одним из важных элементов безопасности рынка ценных бумаг США является страхование специфических рисков, сопутствующих профессиональной деятельности участников данного рынка. Вовлеченными в эту деятельность оказываются не только сами участники рынка, но и их саморегулируемые организации. По информации А.В. Трегуба, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам в 1998 г. реализовала программу страхования бизнеса. Данная эксклюзивная программа, созданная специально для членов ассоциации, позволяет им наиболее полно соответствовать тем требованиям, которые предъявляет регулятор по страхованию рисков, и повысить надежность профессиональной деятельности. Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам как администратор программы получила право раскрывать страховым компаниям информацию о членах ассоциации, которая может влиять на степень риска по договорам страхования. В свою очередь, страховые компании информируют ассоциацию об имеющихся договорах страхования и страховых случаях. Таким образом, взаимный обмен информацией позволяет наиболее точно оценивать риски и надежность членов ассоциации.

В европейских странах строительные саморегулируемые организации давно несут материальную ответственность за свою работу. Так, в Италии, когда во время землетрясения 6 апреля 2009 г. были повреждены тысячи современных зданий и погибли сотни людей, власти организовали целое расследование на предмет соответствия разрушенных зданий строительным нормам и критериям сейсмоустойчивости.

В России первые саморегулируемые организации в России по примеру западных стран появились в середине 90-х гг. ХХ в. на рынке ценных бумаг. "Отцом" саморегулируемых организаций в России принято считать Виктора Плескачевского. Появившиеся саморегулируемые организации стали осуществлять традиционные полномочия государственного регулирования этого рынка - лицензирование.

января 2010 г. стало одной из важнейших дат современной истории правового регулирования Российской Федерации - завершилось формирование системы государственного контроля хозяйственной деятельности - лицензирование было окончательно заменено институтом саморегулирования. Закончился переходный период, когда одновременно существовали и лицензии, и новые допуски саморегулируемых организаций - отношения между организациями и надзорными органами вышли на новую ступень развития. А.Н. Галуша отмечает: "…сегодня лицензии уже изжили себя. Да, их введение позволило в какой-то мере упорядочить рынок. Но теперь пришло время для более совершенных мер. Сейчас, когда лицензии просто-напросто покупаются, они не могут быть показателем качества работы компании. Переход от государственного регулирования к саморегулированию, то есть отделение государства от бизнеса, повысит уровень ответственности компаний за свою работу и снизит коррупционную составляющую нашей жизни".

Предпосылками к переходу к саморегулированию стали целые цепочки проблем, которые долгие годы оставались нерешёнными в России. Безусловно, основными препятствиями для развития предпринимательства были и остаются бюрократические проволочки, коррупция и тотальное доминирование аппарата чиновников, имеющих право бесконечно проверять практически любую организацию, препятствуя тем самым её нормальному функционированию. Тем не менее, жёсткий контроль со стороны государства так и не стал полноценным инструментом максимально эффективного пресечения деятельности недобросовестных организаций, не всегда честно и ответственно выполняющих свою работу. На дату 01.09.2009 было выдано несколько сот тысяч строительных лицензий, наверняка немало из них получили "фирмы-однодневки". Один из характерных примеров последних лет - неспособность предотвращения появления сотен обманутых участников долевого строительства, все обязательства перед которыми в некоторых регионах в конечном итоге было вынуждено принять на себя государство.

В настоящее время саморегулирование введено во многих отраслях российской экономики. Например, уже созданы саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов, страховщиков и т.п. Указанным организациям переданы определенные регулятивные функции и полномочия государственных органов: регистрация, лицензирование и др. "Дело в том, что саморегулируемая организация не является неким государственным органом, где за деньги чиновник выдает фирме формализованное разрешение на работу. Теперь пропуском на рынок будет не купленная лицензия, а членство в саморегулируемой организации, где коллеги по бизнесу, рискуя своими деньгами, вложенными в компенсационный фонд, выдают компании допуск на профессиональную деятельность. Тем самым создаются предпосылки для повышения качества услуг, предоставляемых заказчику, и снижения уровня коррупции".

Совокупная численность зарегистрированных в Российской Федерации саморегулируемых организации по состоянию на 1 апреля 2012 г. составляла 934 организации, из них 713 организаций действовали в отраслях, в которых требование к членству в саморегулируемых организациях является обязательным условием допуска на соответствующий рынок. В свою очередь, 419 из указанных саморегулируемых организаций обязательной сферы приходятся на строительный комплекс, т.е., объединяют субъектов предпринимательской деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектировании и строительства. Вполне вероятно, что ещё до конца 2012 г. могут быть образованы саморегулируемые организации в области пожарной безопасности, ЖКХ, а также в некоторых юридических, финансовых и энергетических областях.

Итак, институт саморегулирования уже давно успешно работает за рубежом. Впервые саморегулируемые организации появились в США и Великобритании в начале XX в. Появление саморегулируемых организаций за рубежом имело место вследствие эволюционного, естественного процесса развития рыночных институтов в экономике, необходимости упорядочения и регламентации взаимоотношений бизнеса и государства. В России в период действия командной экономики такие традиции были утрачены. Первые саморегулируемые организации в России по примеру западных стран появились в середине 90-х гг. ХХ в. на рынке ценных бумаг.



2020-03-17 276 Обсуждений (0)
История развития саморегулируемых организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития саморегулируемых организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)