Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданский правовой саморегулируемый организация



2020-03-17 206 Обсуждений (0)
Гражданский правовой саморегулируемый организация 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормативно-правовое регулирование в сфере создания и деятельности саморегулируемых организаций в строительстве опирается на четыре основных федеральных закона - ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ о СРО, ГрК РФ и Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О техническом регулировании" (далее - ФЗ о техрегулировании). Первые три закона непосредственно регулируют отношения по поводу создания и деятельности саморегулируемых организаций вообще и в строительной сфере в частности, а последний устанавливает правила стандартизации, в том числе, для саморегулируемых организаций. Ведь именно подготовка и утверждение стандартов деятельности членов саморегулируемых организаций и контроль за соблюдением их требований является, согласно ФЗ о СРО, основным содержанием деятельности саморегулируемых организаций. Именно с развитием системы стандартизации и контроля на уровне строительных саморегулируемых организаций связывают дальнейшую возможность замещения государственной экспертизы и контроля в строительной сфере на экспертизу и контроль саморегулируемых организаций .

В ГрК РФ изменения, касающиеся замены лицензирования саморегулированием, были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 148-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанным законом установлено, что лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения прекращается с 1 января 2010 г. Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 г. С указанной даты для субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности в отношении объектов капитального строительства в качестве условия осуществления указанной деятельности было установлено требование о членстве в саморегулируемой организации и наличии допуска к указанной деятельности, полученной в этой саморегулируемой организации. В ГрК РФ были введена глава 6.1, регламентирующая порядок приобретения объединениями субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности статуса саморегулируемой организации, квалифицирующие требования к объединению для получения статуса саморегулируемой организации, специфические права, обязанности, функции, структуру и состав органов саморегулируемой организации, правила допуска саморегулируемой организацией своих субъектов к соответствующей предпринимательской деятельности, правила контроля за деятельностью саморегулируемой организации государственными органами.

Таким образом, получение свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организации с 1 января 2010 г. стало единственным разрешением для работы в строительной отрасли. Действие всех строительных лицензий прекратилось. Лицензии на осуществление строительных, проектных работ и инженерных изысканий выдавались Ростехнадзором. Теперь Ростехнадзор ведет реестр саморегулируемых организаций, а также осуществляет надзор и контроль за их деятельностью.

К основным причинам передачи части государственных регулятивных функций и полномочий в сфере строительства саморегулируемым организациям можно отнести следующие.

Во-первых, государство не лучшим образом справлялось с этими функциями. Строительная деятельность должна подвергаться постоянному контролю, что невозможно в рамках лицензирования, носящего формальный характер: получил лицензию, а дальше занимайся, чем хочешь. Так, по оценкам, за последние два десятилетия было выдано несколько сот тысяч строительных лицензий, в том числе "фирмам-однодневкам", выполнявшим работы, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Привлечь их к ответственности за причиненный ущерб невозможно по причине ликвидации юридических лиц - должников. Во-вторых, высок был уровень коррупции в сфере лицензирования строительной деятельности. И, в-третьих, нецелесообразно на государство, в том числе в лице лицензирующего органа, возлагать дополнительную гражданско-правовую ответственность за последующие действия строителей, включая возможный вред, причиненный ими при проведении строительных работ.

июля 2010 г. в силу вступил уже упоминавшийся выше Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". В этом Перечне перечислены виды работ в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий, на которые надо получать допуски саморегулируемой организации.

Ранее строительным компаниям приходилось подстраиваться под постоянно меняющиеся административные регламенты, в одиночку решать спорные вопросы с заказчиками, сталкиваться со многими другими проблемами. С переходом на саморегулирование многое изменилось в положительную сторону. "Участники строительного рынка, с одной стороны, стали более защищены от чиновничьего произвола, а с другой, могут минимизировать свои финансовые риски, связанные с ответственностью перед заказчиком".

Основными целями саморегулируемой организации субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности являются:

) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемой организации;

) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Достижение указанных целей с помощью предоставленных саморегулируемой организации инструментов, которыми не обладают обычные объединения предпринимателей (нормотворчество, контроль, применение мер дисциплинарного воздействия) вполне реально.

Инструмент нормотворчества включает в себя право и /или обязанность саморегулируемой организации разрабатывать такие внутренние документы как:

правила и стандарты саморегулирования;

требования к выдаче свидетельств о допуске к работам;

правила контроля в области саморегулирования;

документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия;

правила рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации;

процедура рассмотрения жалоб;

положение о специализированных органах и правила осуществления их деятельности;

порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации;

порядок предоставления членами саморегулируемой организации информации о своей деятельности;

порядок опубликования информации о деятельности членов саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация вправе разработать стандарты саморегулируемой организации и правила саморегулирования, причем они, естественно, не должны противоречить требованиям законодательства вообще и требованиям технических регламентов в частности. Законодательством предусмотрен вариант образования на базе саморегулируемой организации Национального объединения (ст. 55.20 ГрК РФ), которое силами своих членов будет разрабатывать единые отраслевые стандарты. Таким образом, компании - члены саморегулируемой организации, в свою очередь, получат реальную возможность участия на государственном уровне в создании нормативов и законодательных актов для строительного рынка. Не секрет, что ситуация с нормативными документами в РФ в настоящее время непростая - многие организации, которые раньше разрабатывали ГОСТы, прекратили свою деятельность. При этом создание нормативов - дело сложное. Переход на саморегулирование - это еще и попытка государства стимулировать разработку новых нормативов в отрасли.

Необходимо отметить, что в отличие от иных саморегулируемых организаций, саморегулируемые организации, создаваемые в строительной сфере, не обязаны, а только могут разрабатывать и утверждать стандарты и правила саморегулирования. Таким образом, стандарты и правила саморегулируемой организации не относятся к разряду обязательных документов строительных саморегулируемых организаций.

Контрольная функция саморегулируемой организации включает в себя осуществление плановых и внеплановых (по жалобам третьих лиц) проверок деятельности на предмет соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске (при приеме и ежегодно), правил и стандартов саморегулируемой организации.

За несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемой организации к члену саморегулируемой организации могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

§ вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;

§ вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;

§ приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

§ прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

§ исключение из членов саморегулируемой организации.

К сожалению, судебная практика по деятельности строительных саморегулируемых организаций пока что отсутствует. Однако можно заметить следующее. Переход строительного рынка на саморегулирование продолжает набирать все больше и больше замечаний от самих строителей. По мнению специалистов, недостатки в работе по новым правилам столь серьезны, что скорейшие изменения просто необходимы. Нормальной работе в системе саморегулируемых организаций мешают постоянные новации в законодательстве. Кроме того, крайне остро стоит вопрос об актуализации действующих СНиПов.

Сегодня сложилась ситуация, когда малый бизнес "выдавливается" из области строительства. Проблема кроется в завышенных размерах взносов в компенсационный фонд. Предлагаемый способ решения проблемы - отменить этот сбор в принципе, установив четкие типовые правила страхования.

Проблемой на сегодняшний день является и коммерциализация института саморегулируемых организаций. Некоторые саморегулируемые организации набирают до 1600 членов, при этом не проверяя качественно их документацию, не контролируя их дальнейшую работу. Всё это крайне негативно сказывается на общей работе. Нередко такие непрофессиональные игроки рынка, получившие допуски в коммерциализированной саморегулируемой организации, составляют конкуренцию на торгах лучшим профессионалам рынка строительных услуг.

Итак, саморегулируемая организация субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности - некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, объединяющая субъектов соответствующего вида деятельности и получившая статус саморегулируемой при условии ее соответствия закрепленным в законе требованиям.

 



2020-03-17 206 Обсуждений (0)
Гражданский правовой саморегулируемый организация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданский правовой саморегулируемый организация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)