Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники регулирования гражданско-правовых отношений в сфере функционирования саморегулируемых организаций



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Источники регулирования гражданско-правовых отношений в сфере функционирования саморегулируемых организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С 14 декабря 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О саморегулируемых организациях" (далее - ФЗ о СРО). Он позволяет определенным некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, приобрести статус саморегулируемой организации, а также регулирует иные отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, осуществлением их взаимодействия со своими членами, потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Закон предусматривает объединение организаций по принципу общности интересов, т.е. это попытка в условиях нашего государства внедрить модель западных стран, где она к сегодняшнему дню привела к образованию профессиональных ассоциаций со своими правилами поведения на рынке.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ч. 1 ст. 2 ФЗ о СРО). Участники имущественного оборота в определенных сферах деятельности создают саморегулируемые организации, которым делегируют часть своих прав. В рамках подобных организаций устанавливаются определенные правила и стандарты поведения на рынке, система контроля за соблюдением этих правил, порядок внесудебного разрешения конфликтов.

В современной литературе и энциклопедических источниках приводится множество определений понятий саморегулирования и саморегулируемой организации. Встречаются трактовки, где под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением. Некоторые источники интерпретируют саморегулирование как ситуацию на рынке, когда правила, определяющие поведение участников рынка, разрабатываются и приводятся в исполнение людьми, поведение которых подлежит контролю.

На основе анализа имеющихся интерпретаций этого термина, можно предложить расширенную трактовку понятия "саморегулирование" как института, в рамках которого группой участников рынка создаются, внедряются и изменяются непротиворечащие установленным государством правила, регулирующие деятельность этих участников, а объекты контроля имеют возможность легитимно управлять поведением контролера (регулятора). Указанная трактовка отражает две основные отличительные черты саморегулирования - выработку корпоративных правил поведения на рынке, не противоречащих рамочным государственным стандартам и возможность объектам контроля влиять на контролера.

Учитывая изложенную выше трактовку саморегулирования, тот факт, что саморегулирование имеет чрезвычайно разнообразные формы, а также изложенное выше законодательное определение саморегулирования, под саморегулируемыми организациями на территории России, как представляется, следует понимать объединение субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, созданное и действующее в соответствии с ФЗ о СРО, которое выполняет все функции, присущие саморегулированию и отвечает принципу достаточности представительства.

Принцип достаточности представительства означает, что решения, принятые организацией с бо́льшим числом представителей отрасли, более объективны с точки зрения общества.

Выделим ряд преимуществ саморегулирования по сравнению с государственным регулированием:

. Нормы саморегулирования обычно гибче норм, устанавливаемых государством, и легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам;

. Участникам рынка легче воздействовать на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов;

. Механизмы разрешения споров обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство;

. Экономия бюджетных средств в случае передачи отдельных функций государственных органов саморегулируемым организациям, финансируемым самим бизнесом;

. Государство может осуществлять контроль не за каждым профессиональным участником рынка, а за саморегулируемыми организациями, которые обеспечивают соблюдение их членами правил поведения на рынке.

Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан. Одним из видов саморегулирования в предпринимательской среде являются саморегулируемые организации.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных ФЗ о СРО и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1 ст. 3 ФЗ о СРО).

Правовое положение некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях"). Под некоммерческой организацией, согласно ст. 2 указанного Закона, понимается организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Таким образом, саморегулируемые организации, являясь некоммерческой организацией, не вправе осуществлять извлечение прибыли.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации существует значительное количество актов, регламентирующих вопросы выстраивания института саморегулирования как в целом, так и в отдельных отраслях. В частности, правовое регулирование саморегулируемыми организациями осуществляется также подзаконными актами. Например, формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ.

Источником правового регулирования саморегулируемых организаций являются также корпоративные акты (например, для аудиторских саморегулируемых организаций это Кодекс профессиональной этики аудиторов) и внутренние документы саморегулируемых организаций. Назовем, например, некоторые внутренние нормативные документы Некоммерческого партнерства "Аудиторская Ассоциация Содружество": устав, свидетельство ЕГРЮЛ, Положение о Членстве, Положение о Правлении, Положение о Президенте, Положение о комиссии по контролю за качеством аудиторской деятельности, Правила осуществления внешнего контроля качества, Положение о компенсационном фонде № 1 субъектов предпринимательской аудиторской деятельности Некоммерческого партнерства "Аудиторская Ассоциация Содружество", Положение о компенсационном фонде № 2 субъектов профессиональной аудиторской деятельности Некоммерческого партнерства "Аудиторская Ассоциация Содружество", Положение о контрольно-ревизионной комиссии и др.

Обращаясь к понятию "саморегулируемая организация", следует отметить, что законодатель, перенимая зарубежный опыт, должен был быть предельно осторожным и принимать во внимание только подходящие нормы, учитывая негативную практику, смоделированные на гражданско-правовые отношения внутри России. Термин "self-regulatory organizations" в его переводе как "саморегулируемая организация" является немного некорректным, ввиду того, что смысл прилагательного "саморегулируемая" сводится к тому, что юридическое лицо посредством гражданского законодательства самостоятельно регулирует отношения своей деятельности, что, в свою очередь, можно отнести к любой организационно-правовой форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Вследствие чего размывается признаковая отличительная особенность указанного понятия. Предлагается пересмотреть перевод на следующие варианты: "саморегулирующая организация", "организация саморегулирования", "организация по саморегулированию", "сорегулирующая организация". В названных терминах имеет место быть более четко отраженное функциональное предназначение, выражаемое в разработке внутренних саморегулирующих правил и осуществление контроля со стороны надзорных органов саморегулируемых организаций. Также актуально законодательно закрепить определение таких понятий, как "союз", "содружество", "партнерство", "ассоциация", "гильдия", "бюро".

Итак, саморегулируемые организации - это некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных ФЗ о СРО и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. ФЗ о СРО регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Источники регулирования гражданско-правовых отношений в сфере функционирования саморегулируемых организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники регулирования гражданско-правовых отношений в сфере функционирования саморегулируемых организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)