Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и признаки права публичной собственности



2020-03-19 266 Обсуждений (0)
Понятие и признаки права публичной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Действующее законодательство не содержит легальной дефиниции понятия «публичная собственность». В ст. 214, 215 ГК используются термины «государственная собственность» и «муниципальная собственность». В литературе принято совокупность этих явлений называть публичной собственностью. Публичная собственность-это имущество, принадлежащее на праве собственности публично-правовым образованиям.

Аналогично общему понятию права собственности различают право публичной собственности в объективном и субъективном смыслах. Право публичной собственности в объективном смысле-совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению публичным имуществом.

Право публичной собственности является составной частью института гражданского права «право собственности». В то же время в науке отсутствует единый подход к определению места данной совокупности норм.

В субъективном смысле право публичной собственности - это право народа РФ и населения определенной территории, непосредственно или через уполномоченные ими органы владеть, пользоваться и распоряжаться публичным имуществом в целях удовлетворения публичных интересов.

Под осуществлением субъективных прав понимается использование субъектами своих индивидуальных прав, которые закреплены в нормативно-правовых актах. В отличие от соблюдения норм права это активное правомерное поведение субъекта, осуществляющего свои права. Путем их использования реализуются управомочивающие нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах. Как и любое субъективное право, право собственности характеризуется определенными элементами, среди которых можно выделить объекты, субъекты и содержание. В первую очередь необходимо определить особенности субъектов права публичной собственности. В юридической литературе высказывается мнение о необходимости законодательного закрепления понятия «казны» как субъекта публичного права или понятия «юридического лица публичного права». Как полагают ученые, на сегодняшний день существует достаточно совершенная теория, на которой базируется действующее законодательство. Тем не менее Гражданский кодекс РФ в качестве субъектов гражданских правоотношений выделяет РФ, субъектов РФ и муниципальные образования.

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права, должны обладать гражданской правосубъектностью.

Правосубъектность - это социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений. Советские юристы 20-30 годов ХХ века по существу не рассматривали вопроса о гражданской правосубъектности государства, они ограничивались отдельными замечаниями о государственной собственности, о переходе государству бесхозяйного и выморочного имущества. В последующих работах Брагинского М.И., Братуся С.Н., Иоффе О.С, Красавчикова О.А. и других ученых стали рассматриваться вопросы гражданской правосубъектности государства как субъекта гражданского права. Можно выделить напрвления научных мыслей:

Первое направление связывает понятие правосубъектности с категориями правоспособности и дееспособности в их неразрывном единстве. Как отмечает Н.В. Витрук, правосубъектность представляет собой единство ее структурных элементов - правоспоспособности и дееспособности.

Второе направление включает в понятие правосубъектности не только правоспоспособность и дееспособность, но и права и обязанности, непосредственно вытекающие из действия законов. Третье направление представлено учением о правосубъектности Братуся С.Н., по мнению которого понятие «правосубъектность» совпадает по содержанию с понятием «правоспособность». Автор подчеркивает, что праводееспособность образует понятие правосубъектности, однако существуют реальные общественные отношения, участниками которых являются правоспособные, но недееспособные граждане.

И в настоящее время категория гражданской правосубъектности не получила однозначного толкования. Так, по мнению В,С Ема, «предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности являются правоспособность и дееспособность субъектов.. К тому же дееспособность охватывает и деликтоспособность субъекта - способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения».

В отношении права собственности в качестве общего указания в законе говорится, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. То есть осуществлением права собственности является "совершение самим собственником действий по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом".

Содержание права публичной собственности выражается через традиционную триаду правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение.

Действующее законодательство связывает форму собственности исключительно с принадлежностью имущества различным субъектам, и объем правомочий для них предусмотрен одинаковый, поэтому административные полномочия не следует включать в содержание права публичной собственности. Все действия собственника реализуются в пределах трех правомочий независимо от субъекта. Кроме того, законодательство под управлением государственным имуществом понимает осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества и управление находящимся в федеральной собственности акциями ОАО.

В соответствии с п.3 ст.212 ГК законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в частной или публичной собственности.

Действующее законодательство позволяет выделить особенности права публичной собственности: а) характер всеобщности означает, что в публичной собственности может быть любое имущество, в том числе и изъятое из оборота и ограниченное в обороте. б) отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или в муниципальной исключительной собственности (абз.2 п.3 ст. 212 ГК РФ). Осуществление права собственности на такое имущество должно обеспечивать интересы граждан, проживающих на территории публичного образования. Единого нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень такого имущества, в российском праве пока нет. в) в гражданском обороте, от имени публичных образований, выступают особые органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Иными словами, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях посредством своих органов или назначенных представителей.

г) право публичной и частной собственности могут возникать на общих, равных основаниях.

д) публичные образования отвечают по своим обязательствам не всем своим имуществом, поскольку от взысканий освобождено имущество, находящееся в исключительной собственности.

Гражданским кодексом предусмотрены особые основания приобретения публичной собственности, которые не могут повлечь возникновения частной собственности:

.   поступление в государственную собственность обнаруженного клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры (п.2 ст.233);

.   поступление в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимости, находки и безнадзорных животных (п.3 ст.225, п.2 ст.228,п. 1 ст. 231);

.   отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п.2 ст.238);

.   изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст.239);

.   выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240);

.   реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 242, 243, 306).

Безусловно, исходным в характеристике права собственности публично-правовых образований является их особый правовой статус, который, с одной стороны, обусловлен наличием у них властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а с другой - реализацией этого права в публичных, общественных интересах.

Можно сказать, что конституционно-правовой статус является нормативной и теоретической основой для общего юридического статуса субъектов права. В литературе, категория конституционно-правового статуса рассматривается в основном применительно к отдельным видам субъектов. При этом нет единого мнения по поводу его структуры. Так, Н.А. Богданова в структуре конституционно-правового статуса выделяет четыре элемента: место в обществе и государстве, социально-политическая роль и назначение; общая правоспособность; права и обязанности или компетенция и ответственность; гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов.

Конституционно-правовой статус публичных образований не является механической совокупностью отраслевых статусов. Он выступает основой правового положения указанных субъектов.

Факт выделения правовых норм о публичных образованиях в отдельную главу ГК РФ свидетельствует о том, что законодатель признает их особым видом субъектов гражданского права, место которых в системе своеобразно и отличается от правового положения иных участников гражданского оборота. Таких субъектов объединяет то, что все они, с одной стороны, осуществляют основную деятельностью в рамках публичного права, обладают публичной властью, а в ряде случаев являются политическими суверенами.

Самостоятельными субъектами права собственности являются публичные образования. Однако их участие в гражданском обороте обусловлено рядом особенностей. Во-первых, они обладают особыми, властными полномочиями (в том числе по принятию нормативно-правовых актов), регламентирующими порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, реализуют право собственности в публичных интересах.

Имеются две разновидности публичной собственности: государственная и муниципальная. Применительно к первой можно говорить о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и прочие (в отношении имущества, составляющего собственность субъектов РФ).




2020-03-19 266 Обсуждений (0)
Понятие и признаки права публичной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и признаки права публичной собственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)