Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретико-правовые основы участия прокурора в противодействии коррупции.



2020-03-19 267 Обсуждений (0)
Теоретико-правовые основы участия прокурора в противодействии коррупции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1. Теоретико-правовые основы и организационный аспект участия прокурора в противодействии коррупции

 

Теоретико-правовые основы участия прокурора в противодействии коррупции.

Для того чтобы наиболее полно разобраться с довольно таки широким по объёму вопросом о том, какими же методами и способами прокурор участвует в противодействии коррупции через призму общего надзора, нужно определиться с категориально-понятийным аппаратом в данной области.

Следует особо выделить какой статус возложен на прокурора, как на сотрудника прокуратуры Российской Федерации, которая в свою очередь является частью правоохранительной системы.

«Прокурор - это должностное лицо, исполняющее обязанности по государственной службе в органах прокуратуры и обладающее соответствующими полномочиями по осуществлению задач, возложенных на прокуратуру, определённых в Федеральном Законе о прокуратуре. Понятие «прокурор» охватывает такие должности, как Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников всех нижестоящих прокуроров».

Согласно ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

Из данного законодательного определения можно сделать вывод о том, что целью существования прокуратуры РФ как составляющего звена правоохранительной системы следует считать надзор за соблюдением Конституции РФ, целью которой является защита прав и свобод человека и гражданина, сохранение территориальной целостности Российской Федерации, как составляющей её суверенитета. Надзор за соблюдением основного закона включает в себя и надзор за соблюдением отраслевого законодательства: Федеральных Законов, Локальных нормативных актов на предмет их законности и соответствия нормам Конституции. Понимание данного факта необходимо для того, чтобы уяснить тот факт, что направлением участия прокурора, как представителя прокуратуры РФ, является надзорная деятельность за исполнением законов, так или иначе направленных на противодействие коррупции как социально-экономическому явлению.

«Прокуратуре, которая занимает особое место как в системе органов государственной власти, так и в системе правоохранительных органов отводится особая роль в таком важнейшем направлении деятельности государства, как противодействие коррупции. Помимо своей традиционной надзорной функции и осуществления уголовного преследования по коррупционным преступлениям органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности по противодействию коррупции всей правоохранительной системы страны».

Дав понятия прокуратуре как элементу правоохранительной системы, целесообразно будет перейти к тому, какое же определение даётся понятиям «коррупция», «противодействие коррупции» теоретиками, а затем перейти к законодательному оформлению термина «коррупция» и «противодействие коррупции». Данная часть дипломной работы будет направленна на то, с какими же сферами правовой действительности соприкасается прокурор в своей работе в области противодействия коррупции.

«В настоящее время при изучении коррупции как явления возникает основной вопрос, требующий разрешения - это определение понятия коррупции». С данным тезисом нельзя не согласиться, поскольку, в Уголовном Кодексе РФ отсутствует точное определение понятия «коррупция», нет точного перечня статей, образующих пласт коррупционный преступлений и в ФЗ «О противодействии коррупции».

В данной связи следует отметить, что практическое определение понятия коррупция через призму коррупционных нарушений дано в ст. 2 Модельного закона о борьбе с коррупцией, принятом в г. Санкт-Петербурге 03.04.1999 Постановлением 13-4 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Однако, данное определение носит скорее практический характер, не раскрывает всей полноты понятия коррупция. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях от 16 декабря 1996 года в ст. 3 даёт общие черты взяточничества, что является лишь составляющей термина «коррупция».

Если рассматривать термин коррупция с точки зрения обычного обывателя, то можно столкнуться с неким отождествлением понятия «взяточничество» и «коррупция». Однако, это не совсем верно, поскольку термин «коррупция» шире, чем взяточничество, как в теоретическом плане, так и в законодательном его закреплении. Можно говорить, что взяточничество - это лишь одно из внешних проявлений коррупции.

Впервые в России термин "коррупция" ввёл в научный оборот А.Я. Эстрин в 1913 г. Он рассматривал и административные, и уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

В настоящее время «в научной и публицистической литературе к определению понятия коррупции наметились два главных подхода, различающихся по субъектному признаку.

. Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. В некоторых учебниках коррупция определяется как социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними интересов и возможностей. И.А. Клепицкий и В.И. Резанов полагают, что в правовом понимании коррупция - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях.

. Второй взгляд носит наиболее широкий характер, поскольку придерживающиеся этого взгляда учёные включают в свои дефиниции коррупции не только деятельность должностных лиц, но и действия иных лиц.

П.А. Кабанов под коррупцией в уголовно-правовом аспекте понимает неправомерное завладение должностным лицом материальными ценностями, деньгами или получение услуг материального характера, а равно предоставление их иным лицам государственному служащему, в формах, запрещённых уголовным законом».

Профессор А.И. Долгова в своей статье: «Коррупция: понятие и система правового регулирования борьбы с ней», отмечает: «Термин "коррупция" происходит от латинского corruptio. В словаре иностранных слов приводятся термины "коррумпировать, корруптировать (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами". Более позднее толкование данного слова в русском языке носило многозначный характер: переводилось и как подкуп, и как порча, и как разложение, и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях». Следует отметить, что «чрезмерно широкое толкование коррупции практически означало объединение под одним термином очень разных по своей криминологической характеристике явлений: и хищений, и должностных преступлений, и коррупции в собственном смысле слова как подкупа-продажности. Их криминологические, криминалистические характеристики различаются, соответственно, не являются идентичными и меры реагирования на них».

Коррупция всегда характеризуется взаимодействием двух сторон: корруптёра и коррупционера (коррумпируемого субъекта). Корруптёр подкупает коррупционера, а тот за соответствующую мзду совершает угодные корруптёру действия либо дозволенные ему в принципе, либо носящие характер должностных преступлений и иных правонарушений. Сами по себе хищения, злоупотребления должностными полномочиями, их превышение не имеют данного обязательного признака - могут совершаться субъектами в одиночку.

Можно сделать промежуточный вывод о том, «что коррупция - это социальное явление, характеризующееся корыстным использованием должностными лицами, государственными и иными служащими своего служебного положения для получения выгод как материальных, так и нематериальных, получение названными лицами денег, иных ценностей или услуг как материального, так и нематериального характера, за выполнение каких-либо действий или бездействий, а также выполнение этих действий (бездействий) под воздействием угрозы разоблачения их преступной деятельности, а равно предоставление материальных и иных выгод должностным лицам, государственным и другим служащим в формах, запрещённых законом, для достижения каких-либо результатов, получения общего покровительства или обладания какими-либо выгодами».

Если говорить о том, какие же преступления считать коррупционно направленными, то следует отметить ФЗ «О противодействии коррупции», который в ст. 1 п. 1 содержит следующий перечень преступлений, которые определены понятием коррупция:

«злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Если говорить о внешнем проявлении коррупции, то следует особо отметить коррупционные преступления. «Как социальное явление коррупция проявляется в совершении различных коррупционных деяний, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном порядке, что определяет собой взаимоотношения явления коррупции с правовой сферой действительности, составной частью которой можно выделить существование, вследствие этого, особого общественного явления - коррупционной преступности».

Если говорить о точках зрения учёных (таких как Волженкин Б.В., Долгова А.И., Максимов С.В.), то здесь также отсутствует чёткая позиция, какие же статьи Уголовного Кодекса РФ считать коррупционными.

«Волженкин Б.В. к числу коррупционных преступлений относит: мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребления должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях.

Долгова А.И. не приводит полного перечня коррупционных преступлений. Однако, по её мнению, к их числу следует относить, помимо вышеуказанных преступлений, ещё и дачу взятки (ст. 291), незаконное получение или разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309), коммерческий подкуп (ст. 204), воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141)».

Максимов С.В. выделяет три группы преступлений коррупционной направленности. Основным критерием для данного деления выделяет следующий тезис: « в зависимости от того в качестве основного, обязательного дополнительного непосредственного объекта преступного посягательства, либо факультативного его объекта выступает авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления):

) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия);

) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия);

) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект

К первой группе могут быть отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение и дача взятки (ст. 290, 291 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Ко второй группе могут быть отнесены: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землёй (ст. 170 УК РФ); контрабанда, совершённая должностным лицом с использованием своего служебного положения (16.1 -16.5 КоАП РФ); провокация взятки (ст. 304 УК РФ); организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

К третьей группе могут быть отнесены деяния предусмотренные ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения); ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность); п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём); ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путём); ст. 176 (незаконное получение кредита), 177 (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), 199 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) УК РФ; п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 221 УК РФ (хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ); п. «в» ч. 3 ст. 226 УК РФ (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств); п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 229 УК РФ (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества); ч. 3 ст. 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов); ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота).

Все данные точки зрения не обладают реальной юридической силой, поскольку являются отражением научных изысканий. Для практиков и для практического изучения данного вопроса будет необходимо изучение совместного Указания Генеральной Прокуратуры и МВД от 11.09.2013 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности», в котором установлен перечень преступлений коррупционной направленности (Перечень 23). Согласно данному перечню:

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:

наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные

указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;

связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

совершение преступления только с прямым умыслом.

Также в данном перечне особое отношение уделяется и международным договорам, ратифицированным Российской Федерацией. Ежели возникнет спор, считать ли какое либо преступление (кое в данном договоре прописано) коррупционным - ответ очевиден: да считать.

Далее идут пункты, в которых указаны те преступления. Кои считаются коррупционными без наличия дополнительных условий; затем в зависимости от даты возбуждения уголовного дела; далее идут преступления. Которые следует считать преступлениями коррупционной направленности в зависимости от следующих условий: коррупционная направленность, отмеченная в статистической карточке, корыстный мотив, вхождение данного преступления, ратифицированных международно-правовых актах российской стороной. Особо выделяются в данном перечне преступления в зависимости от субъекта, совершающего противоправное деяние (государственный или муниципальный служащий, сотрудник коммерческой или некоммерческой организации); тем общественным отношениям, которые затрагиваются совершением данного деяния; преступления, кои могут привести к коррупционным деяниям (т.е. стать их предпосылкой); также немаловажным фактором является наличие корыстного мотива в деяниях того или иного лица, совершившего данное деяние.

«Анализ существующей практики позволил ещё в сретение 2000-х годов сделать вывод о том, что поскольку коррупция в России носит сложный. Системный характер, выступает симптомом очень глубоких болезней общества, борьба с коррупцией не может быть простым делом, а способна реализоваться как сложная система самых разнообразных действий и государства, и общества».

«Противодействие коррупции как одной из серьёзных угроз безопасности России предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и организаций, и в первую очередь путём осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе».

Исходя из п. 2 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции»:

«противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».

Следует отметить, что термин «противодействие коррупции» шире чем «борьба с коррупцией». Борьба с коррупцией является составной частью противодействия коррупции и представляет собой «выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование не только преступлений коррупционной направленности, но и иных коррупционных правонарушений».

Исходя из смысла ч.6 ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции» Генпрокурор и подчинённые ему прокуроры указаны как координаторы правоохранительной системы в вопросах борьбы с коррупцией.

 



2020-03-19 267 Обсуждений (0)
Теоретико-правовые основы участия прокурора в противодействии коррупции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретико-правовые основы участия прокурора в противодействии коррупции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)