Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Участие государственного обвинителя в прениях сторон.



2020-03-19 290 Обсуждений (0)
Участие государственного обвинителя в прениях сторон. 0.00 из 5.00 0 оценок




Выступая в прениях сторон, прокурор осуществляет уголовное преследование подсудимого, обеспечивая законность и обоснованность обвинения, способствуя таким образом справедливому судебному разбирательству.

Основная цель выступления государственного обвинителя в судебных прениях состоит в том, чтобы убедить суд в законности и обоснованности своей позиции по вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора (ч. 1 ст. 299 УПК РФ).

Обвинительная речь прокурора должна содержать следующие элементы:

изложение фактических обстоятельств дела, которые с точки зрения прокурора, были установлены в ходе судебного следствия;

анализ и оценку доказательств, исследованных в ходе судебного следствия;

объём обвинения в отношении каждого из подсудимых;

обоснование юридической квалификации преступления;

характеристику личности подсудимого;

предложения о виде и размере наказания, о разрешении всех вопросов, связанных с возмещением причинённого ущерба;

общественную оценку преступного деяния, совершённого подсудимым.

Особое внимание в данном вопросе следует уделить статистическим данным.

Главное организационно-аналитическое управление в лице Управления правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ в аналитическом сборнике: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013 года» отмечает, что за данный период преступлений коррупционной направленности было зарегистрировано в размере 41 308 из них раскрыто было 24903 преступления, не раскрыто же 852, однако выделяются особо только два состава: дача (раскрыто 4 553 преступления) и получение взятки (раскрыто 6 366 преступлений). Какого либо разграничения по субъектному составу не даётся.

Та же картина наблюдается в аналогичном сборнике за январь-февраль 2014 года: за данный период преступлений коррупционной направленности было зарегистрировано в размере 7 894 из них раскрыто было 6 031 преступление, не раскрыто же 257 преступлений, однако выделяются особо только два состава: дача (раскрыто 892 преступления) и получение взятки (раскрыто 931 преступление). Какого либо разграничения по субъектному составу не даётся.

Проанализировав деятельность прокурора в данном направлении, следует сделать следующие выводы:

)   Уголовно-правовые аспекты участия прокурора в противодействии коррупции состоят в следующих тапах его надзорной деятельности: Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях коррупционной направленности; Прокурорский надзор за расследованием преступлений коррупционной направленности; Действия и решения прокурора по уголовному делу о преступлениях коррупционной направленности, поступившему с обвинительным заключением; Поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности.

)   Работа прокурора на данных этапах должна проводиться в чёткой их взаимосвязи: надзор на определённом этапе уголовного дела должен идти, отталкиваясь от тех результатов, обстоятельств, которые имелись на других этапах уголовного дела. Именно рассмотрение их в прямой взаимосвязи, в системе поможет избежать ошибок в конечной стадии уголовного разбирательства и приведёт к наиболее обстоятельному и законному их рассмотрению. Изучение данных материалов и научной, вспомогательной литературы поможет государственному обвинителю не только более качественно подготовить свои аргументы, но и ещё раз оценить свою позицию, определить наиболее сильные и слабые стороны государственного обвинения по конкретному уголовному делу.

)   Прокурором должна приниматься во внимания специфика уголовных дел коррупционной направленности: должны четко отслеживаться действия. Должностных лиц, вовлечённых в расследование уголовного дела, должное внимание должно уделять давлению на свидетелей и на должностных лиц, проводящих определённые следственные мероприятия.

)   Особо следует отметить, что в вопросе надзора за расследованием преступлений коррупционной направленности качество работы по противодействию коррупции через призму неотвратимости наказания за преступления коррупционной направленности во многом зависит от органов предварительного расследования и следственных органов, оперативных сотрудников: от полноты собранных доказательств по делу, от качественного соблюдения требований законодательства будет зависеть судьба данных уголовных дел.

)   Если говорить о статистических данных то следует отметить, что из всего того пласта преступлений коррупционной направленности которые выделяются в совместном приказе Генпрокуратуры и МВД, который устанавливает перечень преступлений коррупционной направленности (Перечень 23), выделяются два состава: получение взятки дача взятки. Вполне ли соответствует ли это требованиям целесообразности довольно спорно, по-скольку для наиболее чёткого понимания картины преступности следует выделять как можно больше групп преступлений коррупционной направленности. Статистическая информация показывает, что больший удельный вес составляет получение взятки, а не её дача, что является показательным.

 


Заключение

 

Проанализировав всю полноту работы прокурора в области противодействия коррупции, следует сделать следующие выводы:

)   Деятельность прокурора, в данном направлении во многом зависит от межведомственного сотрудничества с другими представителями, контрольно-надзорных органов, органов правоохранительной системы РФ. Только при полном сотрудничестве со всеми звеньями правоохранительной системы можно говорить об эффективности мер в данном направлении. Расследование уголовных дел во многом зависит от органов, ведущих предварительное расследование, регистрирующих уголовные преступления в данной области. В области надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства немаловажным является обращение представителей правоохранительной системы в органы прокуратуры для проведения прокурорской проверки по указанным мной во второй главе вопросам.

)   Деятельность прокурора в данной области регламентирована достаточно большим объёмом не только федерального законодательства, но и актами ведомственного характера: приказами Генеральной прокуратуры. Также следует отметить и Указы Президента РФ, которые также во многом разъясняют те законодательные положения в данной области, которые служат предметом прокурорского надзора

)   Деятельность прокурора в вопросе противодействия коррупции носит системный характер, касающийся не только вопросов надзора за законодательством, но и нормотворческой инициативы проявляющейся в антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и указание на те недочёты в нормативно правовых актах, которые являются показателем возможного проявления коррупциогенных факторов.

)   Недостаточно чёткое законодательное закрепление преступлений и правонарушений коррупционной направленности негативно складывается на самой методике отчёта прокуратуры по вопросам противодействия коррупции. Это проявляется в выделении лишь двух составов из всех возможных преступлений, коррупционной направленности, указанных в совместном Указании Генпрокуратуры России N 387-11. МВД России N 2 от 1109.2013 «О введении в действие перечней статей уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности».

)   Огромное место в работе прокурора в данном направлении является выявление коррупциогенных факторов, которые образуют преступление либо правонарушение коррупционной направленности, либо негативно складываются на нормативно правовом акте, который подлежит отмене или же его изменении для возможного дальнейшего недопущений коррупционных проявлений. Выявление коррупциогенных факторов является показателем того, что прокурор в своей деятельности может бороться с преступлением не только на стадии наступления общественно опасных последствий, но и на его зачатке, что положительно складывается на предупреждении преступлений данного направления, а также повышает уровень доверия общества к государству что является конечной целью существования и деятельности правоохранительной системы в современном обществе. Проведение же антикоррупционной экспертизы на любом тапе существования определённого нормативно правового акта (в том числе и существование и его проекта) положительно складывается на практике существования правовой действительности современного российского государства в целом.

) Огромное значение носит понимание того фактора, что общенадзорная деятельность прокурора в области противодействия коррупции не стоит неким особняком в его деятельности, данное направление работы прокурора состоит с чёткой взаимосвязи с надзором за органами следствия и дознания, оперативными сотрудниками при осуществлении уголовного преследования по делам коррупционной направленности, возбуждаемых благодаря деятельности прокурора в области общего надзора (предоставления материалов проверок в следственные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности).

)   Данное направление деятельности прокурора является самым прямым показателем места и роли прокуратуры в системе современных правоохранительных органов, как основного организатора межведомственного взаимодействия, а также связующего звена между государственными органами и гражданами, что проявляется в самой природе прокуратуры ни как «сторожевого цербера», надзирателя, а как ведущего органа правоохранительной системы, который через призму своего надзора за деятельностью как правоохранительных органов, так и системы государственных органов, влияет на качество их работы, а следовательно повышает уровень доверия общества к государству в лице его представителей - должностных лиц любого уровня. Этот фактор поможет сформироваться тому настоящему гражданскому обществу, существование которого является целью любого правового государства, коим позиционирует себя Российская Федерация на современном этапе её развития.

 


Список литературы

 

Законодательство:

)   Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 / СПС КонсультантПлюс;

)   «Уголовный кодекс российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ / СПС КонсультантПлюс

)   «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 1812.2001 N 174-ФЗ;

)   Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» / СПС КонсультантПлюс;

)   Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» / СПС ГАРАНТ;

)   Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» / СПС КонсультантПлюс;

Акты международно-правового характера:

)   Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях от 16 декабря 1996 года / Информация взята с официального сайта Организации Объединённых Наций

)   "Модельный закон о борьбе с коррупцией"(Принят в г. Санкт-Петербурге 03.04.1999 Постановлением 13-4 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) /

Указы Президента РФ:

)   Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 «О проверке О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» / СПС КонсультантПлюс;

)   Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559

Акты ведомственного характера:

)   Указание Генпрокуратуры России N 387-11. МВД России N 2 от 1109.2013 «О введении в действие перечней статей уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности» / СПС КонсультантПлюс;

)   Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" / СПС КонсультантПлюс;

)   Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции» \ СПС ГАРАНТ;

)   Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственно власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» / СПС КонсултантПлюс;

)   Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» / СПС КонсултантПлюс;

)   Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» / СПС КонсултантПлюс;

Статистические данные:

)   Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Научная и учебная литература:

)   Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2007. - 204 с;

)   Евдокимов В.Б. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы: пособие / [В.Б. Евдокимов и др.]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2010. - 104 с;

)   Малков С.П., Никонов Д.А. Правове регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации и Санкт-Петербурге: Научно-практическое пособие / под ред. Богданова Л.П. и Никонова Д.А.. - СПб. 2012. - 388 с;

)   Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. Ред. А.Ю. Винокуров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. -1159 с.;

)   Противодействие коррупции в системе органов внутренних дел: научно-практическое пособие / А..И. Бельский, Л.Н. Бочарникова, А.Ю. Гордеев, М.В. Калашникова. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2012. - 90 с.;

)   Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: сб. методич. материалов / под общей ред. Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации государственного советника юстиции 1 класса А.Э. Буксмана. - М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2011. - 339 с.;

)   Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: пособие/ Н.Н. Карпов, В.Н. Титова; под общ. ред. Н.Н. Карпова. - Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2010. - 88 с.;

)   Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции на военной службе: методические рекомендации / [С.С. Харитонов, А.В. Бахарев, Т.Л. Козлов]; Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2011. - 52 с.;

)   Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в транспортной сфере: методич. рекомендации /Т.А. Диканова, Л.И. Александрова, В.В. Ястребов; Аккад. Ген прокуратуры Рос Федерации. - М., 2011. - 77 с.;

Научные статьи:

)   Роль прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. / Воронцова С.В. // Государственная власть и местное самоуправление. № 7 / М.: Юрист, 2013. - с. 42-43.

)   Правовые аспекты антикоррупционной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации / Дибиров Ю.С.: // Юридический мир. - 2011. - № 8. - с. 20-23.

)   Меры по противодействию коррупции на муниципальном уровне / Нафиков И.С. // Законность. 2012. N 6. С. 3 - 8.

)   Борьба с коррупцией и местное самоуправление / Васильев В. И. // Журнал российского права. 2012. № 4. С. 5 - 1;

)   Требование прокурора об изменении нормативного правового акта при выявлении в нем коррупциогенных факторов / Алешкова Н.П. // Законность. 2012. N 12. - с. 10-14.



2020-03-19 290 Обсуждений (0)
Участие государственного обвинителя в прениях сторон. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Участие государственного обвинителя в прениях сторон.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)