Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

КАМПАНИЯ 1915—1916 ГГ




Зиму 1914—1915 гг. крейсер провел на рейде Гельсингфорса, во льдах. Поскольку существовала реальная угроза налетов германских «цеппелинов» (дирижаблей), «Аврора», как и все остальные суда, для маскировки была перекрашена из шарового в белый цвет. Для отражения воздушных атак с кораблей на остров Свеаборг были свезены часть прожекторов и пулеметы 206.

За зиму на крейсере установили носовой трал (фор-трал), новейшее средство противоминной защиты, изобретенное русскими специалистами (предшественник паравана). Трал состоял из металлической трубчатой поворотной стрелы, пятка которой крепилась к подводной части форштевня. Она могла опускаться с помощью специальных топенантов под воду и удерживаться брасами строго по носу корабля. К ноку стрелы крепились две тралящие части — металлические тросы, снабженные подрывными патронами. Тралящие части с помощью решетчатых отводителей, которые поддерживались на заданной глубине специальными сигарообразными буями и при скорости корабля 12—14 уз отводились в обе стороны от форштевня на угол 35—40°, обеспечивая безопасную полосу порядка 50—60 м.

Противоосколочная защита орудийной прислуги на верхней палубе крейсера «Аврора», сооруженная по опыту русско-японской войны из коек и противоминных сетей. На переднем плане виден наказанный матрос, стоящий «под ружьем».

Этой же зимой на верхней палубе крейсера были установлены специальные рельсы (дорожки) для минных постановок прямо с палубы по скатам за корму. «Аврора» теперь могла принимать до 150 гальваноударных мин образца 1908 г.

Одновременно с предстоящим перевооружением крейсера «Диана», на котором взамен десяти 152-мм пушек устанавливались десять 130-мм, было решено перевооружить и «Аврору». С нее решили снять 16 (из 20) 75-мм орудий (все 10 с батарейной и 6 с верхней палуб), а дополнительно к десяти 152-мм пушкам установить еще четыре, снятых с «Дианы». 207 Перестановка орудий должна была производиться в Кронштадте, поскольку оба корабля нуждались в доковании. Здесь же, в Гельсингфорсе, силами местного завода Машино- и мостостроительного акционерного общества, были выполнены работы по подкреплению корпуса в местах установки орудий. Как только позволила ледовая обстановка, «Аврора» и «Диана» перешли в Кронштадт. Перестановку орудий с помощью портовых кранов и монтаж системы ПУАО выполнили специалисты «Авроры». За быстрое выполнение этих работ, «высокое усердие и знание исполнителей» в приказе начальника 2-й бригады крейсеров от 4 июля 1915 г. за № 134 особо отмечались старший артиллерийский офицер крейсера лейтенант А. Э. Розенталь и унтер-офицер Яков Товстыко 208. Таким образом, «Аврора» теперь была вооружена четырнадцатью 152-мм пушками и четырьмя 75-мм, расположенными на верхней палубе, как предписывалось управляющим Морским министерством еще в 1895 г.



Испытания устройства для постановки мин с верхней палубы крейсера «Аврора», 1915 г.

С вступлением крейсера в кампанию началась та же, знакомая по прошлому году, однообразная дозорная служба к западу от центральной минно-артиллерийской позиции, изредка прерываемая сложными, но интересными походами в шхерах для продолжения изучения скрытых фарватеров. В этих походах, как правило, принимал участие флагманский штурман 2-й бригады крейсеров лейтенант Н. А. Сакеллари. Иногда «Авроре» приходилось охранять районы тральных работ. Очень утомительны были поздние осенние походы, когда наблюдателям приходилось смотреть особенно внимательно не только за часто встречающимися сорванными с якорей минами (как своими, так и неприятельскими), но и следить за льдами, которые попадались все чаще. Плавания тянулись до самого декабря, пока залив полностью не покрылся льдом. Ледовые плавания не обошлись без аварий: корабль серьезно повредил оба бортовых винта (обломаны и погнуты лопасти).

Будучи приписанной к Свеаборгскому порту, «Аврора» возвратилась в Гельсингфорс. На эту зиму в целях противовоздушной обороны на кормовом мостике крейсера была установлена одна 40-мм автоматическая «аэропушка» системы Виккерса. 209 Зима прошла в больших ремонтных работах, которые проводились силами петроградского Балтийского завода и команды. «Произведенный в минувшую зиму 1915—1916 гг. ремонт механизмов и котлов еще более подтвердил необходимость срочного капитального ремонта их, и в связи с этим, замены совершенно разъеденного, негодного верхнего дна под машинами и кормовой кочегаркой. Под передними кочегарками верхнее дно еще держится. ...Необходимо котлы заменить новыми. Трубопровод исправен, но от ветхости подлежит замене новым, стальным. Арматура поддерживается только непрерывным ремонтом. Главные машины в хорошем состоянии, но гребные валы все просели миллиметров на 10—12 в подшипниках...», — докладывал начальнику 2-й бригады крейсеров рапортом от 28 марта 1916 г. вновь назначенный в феврале командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский 210.

На вахте в котельном отделении крейсера «Аврора».

Машинный унтер-офицер П. И. Курков на вахте у пародинамо, 1915 г.

Крейсер «Аврора» в доке, 1915 г.

Во время зимнего ремонта на среднем мостике вместо прожекторов были установлены два 75-мм орудия на гаубичных станках. Угол возвышения в 52° позволял этим пушкам вести огонь и по воздушным целям. В этот период флот почти не имел специальных зенитных орудий. К концу августа 1916 г. на всем Балтийском флоте, согласно отчету артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения (ГУК), было:

«40-мм аэропушек 211............... 5

37-мм аэропулеметов ............. 42 (пока 2)

37-мм одноствольных пушек .......... 100

47-мм пятиствольных пушек.......... 7

трехлинейных пулеметов............ 400

Ожидаются 3-дюймовые (76,2-мм) Лендера и 2 1/2 дюймовые (63,5-мм) Обуховского завода аэропушки» 212

Этот дефицит в зенитных орудиях заставлял командование флота все время перераспределять «аэропушки» между теми кораблями, которые в них нуждались наиболее остро в тот или иной момент. Поэтому на всех кораблях заранее предусматривались места для их установки — ставились подушки, делались местные подкрепления корпуса и т. п. На «Авроре» также были подготовлены места для установки еще двух 75-мм орудий на кормовом мостике.

Перед выходом из дока, 1915 г.

Несмотря на сложность и большой объем ремонта механизмов, все работы по кораблю в целом, благодаря старанию команды, были выполнены. «Аврора» оказалась единственным кораблем бригады, который уложился в плановый срок и был готов начать кампанию. По заключению специалистов, крейсер мог исправно проплавать предстоящее лето, с тем чтобы осенью встать на долгосрочный ремонт.

Кампания 1916 г. началась с того, что корабль был временно передан в распоряжение Морского корпуса для практики гардемаринов-выпускников. В конце июля после сдачи гардемаринами экзаменов по управлению кораблем крейсер возвратился в состав своей бригады и начал экстренно готовиться к участию в операции по высадке десанта на Курляндское побережье Рижского залива. На корабле были установлены еще два зенитных орудия на кормовом мостике. Теперь их на «Авроре» стало четыре. Есть основание предполагать, что именно в этот период с верхней палубы крейсера были сняты четыре 75-мм орудия противоминного калибра. Видимо, задачи противоминной обороны возлагались на четыре зенитных пушки, которые, согласно приказу командира «Авроры» от 19 июля 1916 г. за № 414, объявлявшего новое расписание и нумерацию орудий, вошли в пятый плутонг «противоаэропланной артиллерии». Четырнадцать 152-мм пушек составили четыре первых плутонга. 213

В лазарете крейсера «Аврора», 1916 г.

Группа матросов «Авроры» в перерыве угольной погрузки, 1916 г.

Подготовка к десантной операции не ограничилась установкой зенитных орудий. Были изготовлены также специальные 10-мм стальные щиты для прикрытия десанта, которому предстояло высаживаться на побережье с гребных судов крейсера. Приняли меры и по максимальному уменьшению осадки корабля для прохода Моонзундом за счет сокращения запасов угля до 350 т и воды до 250 т. Кроме того, в Свеаборгском порту был оставлен запасной становой якорь и запасная якорная цепь длиной 213 м.

В Рижском заливе крейсер «Аврора» совместно с другими кораблями (линкорами «Слава» и «Цесаревич», крейсерами «Адмирал Макаров», «Баян», «Диана», канонерскими лодками «Грозящий» и «Храбрый» и восемью эсминцами типа «Новик») поддерживал артиллерией сухопутные части. Для противодействия русским кораблям немцы усиленно использовали свою гидроавиацию. В результате воздушных налетов был поврежден линкор «Слава» и ряд других кораблей. «Аврора» успешно отражала атаки самолетов противника и ни разу не пострадала от них.

Осенью 6 сентября крейсер пришел в Кронштадт. Наконец-то был решен вопрос о так необходимом кораблю после его боев и долгих плаваний капитальном ремонте.

Глава 12
В РЕВОЛЮЦИЮ

У ЗАВОДСКОЙ СТЕНКИ

С приходом в Кронштадт на корабле сразу же началась подготовка к ремонту. Был выгружен артиллерийский и минный боезапас, сданы в шлюпочные мастерские гребные и моторные суда, отправлены в Петроград на Адмиралтейский завод требующие ремонта паровые катера. Перед постановкой в док сняли всю артилл-ерию крейсера. Четырнадцать 152-мм установок были отправлены на Балтийский завод в Петроград для переделки по чертежам Обуховского завода орудийных станков, чтобы увеличить угол возвышения орудий до 25° и тем самым увеличить дальность стрельбы до 12500 м. Четыре зенитных 75-мм орудия были сданы еще раньше, в Свеаборге, после возвращения из Рижского залива.

29 сентября «Аврора» вошла в Константиновский док. Согласно плану, предстоял большой объем ремонтных работ. Все корпусные работы должен был выполнить Адмиралтейский завод 214 , а капитальный ремонт главных машин, вспомогательных механизмов и полная замена котлов ложилась на Франко-Русский завод. Но прежде чем перевести корабль в Петроград, было решено выполнить все доковые работы, связанные с проверкой и исправлением просевшей линии гребных валов, установкой осцилляторов (забортных приборов звукоподводной сигнализации) и ремонтом подводной арматуры и обшивки. Чтобы не терять времени, уже в кронштадтском доке начались корпусные и демонтажные работы. Были сняты дымовые трубы, вскрыты котельные кожухи и палубы в районе машинных отделений. Разобрали и выгрузили паропроводы, подлежащие замене, и др. По окончании доковых работ 25 октября 1916г. крейсер буксирами перевели в Петроград и поставили к достроечной стенке Адмиралтейского завода. Начался демонтаж главных машин и вспомогательных механизмов и выгрузка старых котлов. Для удобства и ускорения доставки тяжелых деталей с крейсера на Франко-Русский завод по ходатайству командования «Авроры» сделали специальный мост через реку Пряжку, разделявшую территории этих заводов 215.

За время стоянки у Адмиралтейского завода были заменены второе дно в машинных и котельных отделениях и в районе 7—9-го шпангоутов, заменены также нижние проржавевшие листы водонепроницаемых переборок на 35, 48, 62 и 75-м шпангоутах, установлены и выверены новые фундаменты для главных машин и котлов, испытаны на водонепроницаемость все ремонтируемые отсеки. 22 февраля 1917 г. корабль был готов к переходу под кран Франко-Русского завода для установки капитально отремонтированных механизмов и новых котлов. 216

Осциллятор аппаратуры звукоподводной связи, установленный в подводной части борта крейсера «Аврора» в 1916 г. Демонтирован во время реконструкции в 1985 г.

Несмотря на то, что работы на корабле велись очень интенсивно, заводы не укладывались в плановый срок окончания ремонта крейсера — 15 апреля 1917 г. Причина отставания крылась в отсутствии в Петрограде необходимой стали, которой требовалось около 400 т. Ее с большим трудом, в условиях все возрастающей дезорганизации на железных дорогах, доставляли с разных заводов России — из Брянска, Царицына (Волгоград), Донецка, Макеевки и др. 217 Кроме того, сказывался дефицит квалифицированной рабочей силы. Чтобы восполнить недостаток в рабочих, флотское командование решило привлечь к работам личный состав. Инструкцией штаба начальника 2-й бригады крейсеров для матросов, занятых ремонтом, устанавливался «нормальный рабочий день 9—9 1/2 часов... В случае особой спешности той или иной работы нижние чины могут назначаться и вне этих часов как в будни, так и в праздничные дни. Причем назначающий должен заботиться, чтобы такие назначения, по возможности, распределялись ровно между всей командой и не вызывали бы чрезмерного переутомления...» 218

Общее расположение вооружения, служебных и жилых помещений крейсера «Аврора» в 1917 г.: а — боковой вид; б — верхняя палуба; в — батарейная палуба; г — жилая палуба;

Общее расположение вооружения, служебных и жилых помещений крейсера «Аврора» в 1917 г.: д — кормовая платформа; е — носовая платформа, ж — трюм.

В 20-х числах февраля корабль перевели под кран Франко-Русского завода. Началась погрузка и монтаж главных машин, вспомогательных механизмов, котлов и частей новых трубопроводов. Согласно спецификации, согласованной еще в августе 1916 г. флагманским механиком штаба начальника бригады крейсеров и директором по технической части Общества Франко-Русских заводов Ф. А. Бриксом, на крейсере было установлено 24 паровых котла системы Бельвиля—Долголенко с двойными спиральными элементами без экономайзеров. Как и до ремонта, котлы делились на три группы, которые размещались в трех котельных отделениях: в носовом и кормовом отделениях — по 6 котлов с 12 элементами по 2 котла с 7 элементами; в среднем котельном отделений — 6 котлов с 12 элементами и 2 котла с 11 элементами. Котлы имели такие основные характеристики 219 :

Общее число элементов
Длина элементов, мм
Число рядов трубок по высоте
Наружный диаметр трубок, мм
Толщина трубок в элементах, мм:
четыре нижние
остальные
Общая площадь колосниковых решеток, м2 105,7
Общая поверхность нагрева, м2
Отношение поверхности нагрева к площади колосниковых решеток 30,2
Рабочее давление пара в котлах, атм 17,2

 

Водотрубный паровой котел системы Бельвиля—Долголенко: а — разрез; б — нагревательный элемент котла Бельвиля.

Одновременно с работами по механической части на корабле шла модернизация артиллерии.

Еще весной 1916 г. вновь назначенный командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский подал рапорт с предложением во время предстоящего ремонта переставить на новые места четыре 152-мм пушки: баковую ближе к носу, ютовую — к корме, а орудия № 17 и № 18 (кормовые в районе 109-го шпангоута) — ближе к бортам. Необходимость этой перестановки он обосновывал следующими соображениями. У бакового орудия трубы элеваторов Лес-снера выведены слишком близко к орудию и мешают заряжанию при некоторых курсовых углах. Переставить трубы элеваторов нельзя, однако можно переставить орудия вперед на 2—3 шпангоута, чем будет достигнуто свободное заряжание. Попутно увеличится и угол обстрела этого орудия на корму, чем обеспечится участие этого орудия в залпе на углах до 150°. У ютового и у орудий № 17 и № 18 перестановка увеличит угол обстрела на нос, благодаря чему крейсер будет иметь на курсовых углах в 30° обеспеченное действие восьми орудий, тогда как до ремонта при углах до 33° действовали шесть, до 60° — семь орудий и только после 60° все восемь 220.

Командование бригады крейсеров и флота оценило предложение командира, улучшавшее тактические свойства крейсера, и согласилось на эти работы. Поэтому доставленные после модернизации станков артиллерийские установки ставились на новые места, подкрепленные специалистами Адмиралтейского завода. Одновременно обновлялись приборы управления артиллерийским огнем и оборудовался в помещении бывшего кормового ружейного погреба (в трюме в районе 117-го шпангоута) центральный пост для «аэроартиллерии». Сами зенитные установки системы Лендера должны были размещаться так: 3 на кормовом мостике, 2 на среднем и 1 на полубаке перед боевой рубкой. Эти зенитные орудия, специально сконструированные Ф. Ф. Лен-дером, имели следующие характеристики: калибр 76,2 мм; длина ствола 30 калибров (2286 мм); масса снаряда 6,5 кг; начальная скорость снаряда 588 м/с; досягаемость по высоте около 5500 м, по дальности — около 9000 м; скорострельность 25 выстрелов в минуту; угол возвышения от —5° до +65° позволял вести стрельбу как по воздушным, так и по морским целям. Для управляющего огнем командира зенитного плутонга на кормовом мостике была устроена специальная рубка с легкой (толщиной 18 мм) стальной защитой от осколков 221. На крыше этой рубки устанавливался второй дальномер Барра и Струда с базой 2,7 м.

Больших ремонтных работ требовала деревянная тиковая палуба, которая за пятнадцать лет была так изношена, что «потеряла половину своей толщины. Болты палубных досок дважды утапливались, и так как еще раз утапливать их невозможно, то местами головки болтов уже начали выступать над палубой. Кроме того, в некоторых местах деревянная палуба протекала, и скапливающаяся под ней вода разъедала стальной палубный настил, протекала в батарейную палубу и приводила, в свою очередь, в негодность и ее». 222 Если со стальными палубными листами проблем не было — их просто заменяли, то палубного тика в порту не хватало, поэтому приняли решение «исправлять палубу местами, то есть наличниками, насколько хватило бы тика». 223 По всему кораблю проводили также необходимые столярные работы, меняли линолеум, окрашивали помещения.

По минной части проводился ремонт пародинамо и прежде всего боевых. Ремонтировали электродвигатели рулевого устройства, водоотливных «тюрбин» (насосов), шпилей, вентиляции. Во многих местах заменили электропроводку. Обновлялись и средства радиосвязи корабля. В радиотелеграфной рубке, которая с 1906 г. находилась в офицерском отделении батарейной палубы между 86 и 89-м шпангоутами, 2-кВт радиопередатчик французского производства был заменен на отечественный. Таким образом, к концу ремонта в состав радиоаппаратуры «Авроры» входили: 2-кВт передатчик Р-2-4 типа УМО образца 1915 г. с диапазоном волн 450—3100 м; приемник ПМ выпуска 1916 г. с диапазоном волн 300—1500 м; малая (рейдовая) радиостанция типа Р02К мощностью 0,2 кВт; три комплекта детекторных приемников; волномер на длину волн до 15000 м типа ВГ.

Кроме того, велись работы и по монтажу аппаратуры подводной сигнализации (системы Фассендена), закупленной Морским министерством у фирмы «Сабмарин сигнал» (США, Бостон) для подводных лодок и надводных кораблей. Осцилляторы (вибраторы), входящие в комплект этой аппаратуры, уже были установлены в подводной части крейсера между 19 и 20-м шпангоутами во время докования в Кронштадте. Остальные приборы были установлены, предположительно, в штурманской рубке. Эта аппаратура позволяла осуществлять с помощью ключа Морзе связь с подводными лодками, находящимися в подводном положении, а также и внутриэскадренную связь надводных кораблей, которая, по мнению специалистов того времени, была более надежной и скрытной, чем радиосвязь. Дальность действия этой аппаратуры была около 5—6 миль. Эти же приборы могли использоваться и для обеспечения безопасности кораблевождения путем приема сигналов подводных маяков (колоколов), которые включались с береговых пунктов. В этом случае дальность приема сигналов достигала 50 миль 224.

Перестановка орудий на баке и юте вызвала необходимость переноса светлых люков и кормовых буксирных битенгов. Одновременно с этим на юте устанавливался паровой шпиль, что намного ускоряло и облегчало работу ютовых при швартовке корабля.

Поскольку команда крейсера, уже увеличенная в начале войны до 637 человек (23 офицера и 614 нижних чинов), в скором времени должна была быть доведена до 723 человек, на корабле проводились работы по переоборудованию жилых помещений. Вместо кают-компании кондукторов устроили две трехместные каюты, а кают-компанию перенесли в кормовую часть жилой палубы, в помещение арсенала в районе 122—126-го шпангоутов на правом борту. Для хранения подвесных матросских коек устраивали дополнительные коечные сетки (траверзы), в том числе и на среднем мостике, где в целях сохранения там благоприятных магнитных условий для главного кормового компаса они были сделаны из латуни.





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)