Система согласных звуков. Фонетические процессы и законы, действующие в области согласных
Письменно-книжная и устно-разговорная разновидности литературного языка. Система стилей. Язык художественной литературы как открытая система. СРЛЯ: кодифицир. ЛЯ (письм.-книжн. традиц.); разговорн. яз. (устно-разговорн. традиц.). ЛЯ не включает: простореч., мат, диалекты, вульгар.. Стили: научный, официально-деловой, публицистич. + художеств.(свсе стили и пласты лексики + изобр. ср-ва, тропы, авторск. слова) Письменно-книжная разновид.: произведения, предназначенные для печати, обработанные, в соответствии с требованиями письменной нормы. Письменный литературн. язык - совокупн. письменных стилей языка(художеств., научн., публицистика, официально-деловые тексты). Устно-разговорн.: непринужд. и неподготовл.. Особенные синтаксические конструкции, особая фонетика и интонация, особый отбор слов. Разговорные варианты болееэкспрессивно окрашены, более выразительные и обладают оценочными значениями. Язык худ. литры:худ. текст не имеет определенного лексического и грамматического набора средств, которая обычно отличает одну разновидность от другой. Язык худ. литры является открытой системой и не ограничен в использов. любых языковых возможностей. Главное, чтобы использование возможностей отвечало художеств. целесообразности.
Фонетические единицы русского языка. Фонетика (phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Описательная фонетика - фонетика СРЛЯ, историческая фонетика, сопоставительная и социофонетика (варианты произношения). 2 основных метода: наблюдение(основной) и инструментальный.Речь - фонетический поток, делится на единицы: Фраза- отрезок речи, законченная мысль; отделяется длительной паузой (||). свойственно фразовое ударение: «уже вечерело ||, солнце скрылось | за небольшую сосновую рощу |, лежавшую в полуверсте отсюда». Такт - незаконченная по смыслу фраза; вариативен, выделяться акцентом/интонацией. Обозначается (|), субъективен. Изменение границы влияет на смысл (учиться работать и отдыхать). Фонетическое слово - часть такта, произносимая на одном словесном ударении: за небольшую → занебольшую, в полуверсте → вполуверсте. Проклитики - чаще предлоги, частицы, иногда местоимения; безударные, примыкают к последующему ударному слову. Энклитики - безударны, стоят после ударного слова и примыкают к нему: знАл ли ты → зналли ты. Слог -часть фонетического слова, произносимая одним ударным толчком. Звук -минимальн., нечленимая единица речев. потока, уловимая слухом.
Звуковой состав русского литературного языка. Соотношение букв и звуков. В русс.языке от 37 до 43 звуков: 5 или 6 гласных: а, э, о, и, у, + ы (М. шк. не выделяет Ы, т. к. она считается вариантом И) Согласные: 12 пар по тв./мяг.: п, б, м, в, т, д, з, с, р, л, н, ф + их мягкие варианты, 3 всегда твердых: ж, ш, ц, 2 всегда мягких: ч, j, + к, г, х (их мягкие вар. в заимствов. словах - не русский звук) 32 согласных звука + к', г', х' + гласные= 40 + ж' и ш'(долгие) + ы= 43. Звуки речи - наименьш. звуков. единицы, которые мы слышим и произносим, буквы - условн. графич. знаки, которые выраж. звуки речи на письме. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать: тОвар - т[А]вар. Сильн. поз. -под. удар. Абсолютн. сильн. поз.- под удар. в нач. слова. Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками. Ь и Ъ не являются звуками, сочетание тс дает звук [ц], буквенное сочетание сч дает звук [щ’]. Система гласных звуков. Законы, действующие в области гласных. Гласные (6 шт) - а, о, и, у, э, ы -моск. школа считает вариантом И) Основной закон - Редукция(сокращение звука). Чем дальше звук от ударения, тем он короче (150 мс под ударением, без - короче). Виды редукции: количественная(и,ы,у) - сокращается звук, качественная(а,о,э) - изменяется и сам звук. Позиции: tЪ, t'Ь ←t˄, t'иэ←t, t'A, O, E →tЪ, t'Ь Отсупление от закона:в абсолютном начале слова крышечка (˄рбАт) После мягких согл. в первом предударн. слоге а, о, э произнос. как [иэ]: [л'иэдо´к], [л'иэса´] После твёрдых согл. в первом предударн. э звучит как [ыэ]: [шыэсто´й']. В падежных окончаниях существит. и глаголов, где есть графическое Я, пишется задненебн. редуцир. Ъ: буря - бур'ъ.
Система согласных звуков. Фонетические процессы и законы, действующие в области согласных. 12 пар по тв./мяг.: п, б, м, в, т, д, з, с, р, л, н, ф + их мягкие варианты, 3 всегда твердых: ж, ш, ц, 2 всегда мягких: ч, j + к, г, х(их мягкие вар. в заимствов. словах - не русский звук) + к', г', х'+ ж'иш'(долгие мягкие) Закон конца слова. Все парные по глух./звонк. оглушаются: мозг[ск], порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце оба оглушаются: груздь - грусть [rpyc'т']. Ассимиляция (уподобление одного звука другому) - с[з]бить, сказ[c]ка. Происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной. По направлению - прогрессивная(предыд. звук влияет на послед. - сказка) и регрессивная (послед. звук влияет на предыд. - счёт). Диссимиляция (расподобление: два или более одинаков. или близких по типу звука расходятся в произношен. всё дальше) - бонба, транвай, колидор, секлетарь. Аккомодация - согласные влияют на произношение гласных 1) гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними: рад-ряд, лот-лёд, лук-люк, н˙я˙ня. 2) мы с Ирой [сырой] или гласные влияют на произношение согласные. 1) если сливаются т и с, появляется звук ц долгий: строятся 2) огубление согласных после лабиальных гласных: тот [т˚от] Проклитика:полная (безударная примыкают к ударным) и относительная (безударные прим к ударн., но при этом кач-во безударных не меняется). Союзы НО и ТО - проклитика, но относит.. дьяк он [д’jакон], но дьякон [д’jакън]; я с ней [iaсн’эi], но ясней [jиэсн’эi] Фонетнич. процессы: Диереза - один звук выкидывается, образуется другой звук: сердце [с’эрцъ], грусный, празный,чуство. Эпентеза - вставка звука там, где его не было: бобр-бобер, огнь-огонь, предать-передать, срам-страм, скорпион-скорпийон. Протеза - вставка звука в начале слова: восемь-осьминог, острый-вострый Метатеза - взаимная перестановка звуков или слогов в словах на почве ассимиляции или диссимиляции: футляр (из нем. futteral), тарелка (талерка), мрамор (murmor)
Понятие об орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм. Причины их появления. Орфоэпия - правильная речь. Устан. нормы лит. произн-ия, изуч. вар-ты различ. произн-ия. Факторы, влияющие на произношение: 1) территор-ный 2) возраст 3) социальный 4) семейн. влияние 5) образ-ние 6) влияние орфографического облика слова: конечно (шн) Орф. нормы сложились в сер.19 в. Система гласных (аканье) возникла из юж. говора, система согласных - сев. говор. Итог - московский говор. На формиров.и становл.произн-ия повлиял русский реалист. театр. (театр. школа ставила дикцию, произн., голос.) Леса-[л’иэса] мос.-[л’эса] питер. коне[шн]о-коне[чн]о; [л’убоф’]-[ л’убов] Питер: побукв. произношение - властно, праздник. Старомоск. норма - новая норма: Делишь - делишь, родился - родился, запасный выход- запасной, ходют- ходят, гибк[Ъ]й - гибк[и]й, учу[с] - учу[с’] Сейчас правильно: [шн]-яичница,скучно,пустячный,скворечник,девичник,горчичник. [чн\шн]-сливочное,порядочный,подсвечник,лавочник,собачник. друг сердешный, но сердечный приступ Дро[жж’]и - дро[жж]и, дожж’ичек-дождичек - (возм.вариатив) (ɣ) - Бог, ага, ого, гоп, гав-гав, бухгалтер.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |