Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Этапы развития тренинговой группы




 

Название Содержание этапа Управление
1 этап
Вхождение или знакомство (адаптационный этап)   Участники пытаются сориентироваться в ситуации, обозначить границы допустимого, определить правила и нормы. Присутствует потребность во включенности. Эмоциональная окраска – тревожность. На этом этапе сильна ориентация на поведение ведущего и зависимость от него.   Снятие тревожности (помочь участником получить минимальную информацию друг о друге, которая позволит вступить в контакт). Если участники группы знакомы, то нужно сломать их стереотипы восприятия друг друга (“Никто не знает, что я…”). Повысить определенность, а, следовательно, понизить тревожность, можно через ввод норм и правил.
2 этап
Распределение ролей (фрустрационный, “потребность в контроле” или “турнирные бои”) Суть происходящего – распределение ролей, выделение лидера, формирование структуры группы. На этом этапе есть вероятность конфликта, если несколько участников претендуют на одну и ту же роль и не могут договориться. Динамика в группе идет, даже если конфликтов между участниками нет. Эмоциональная окраска зависит от количества и качества конфликтов, от выполняемой деятельности. Максимальная стимуляция активности группы, чтобы в ней происходило распределение ролей. Группе даются упражнения, в ходе выполнения которых ведущий отстраняется и дает участникам возможность действовать и принимать решения самостоятельно. Конфликты разрешаются своевременно, по мере их возникновения.
3 этап
Целенаправленная деятельность (сотрудничество, присвоение, конструктивный этап) Группа активно работает на достижение тренинговой цели и присваивает полученный опыт. Максимально продуктивная деятельность.   Давать группе задания на совместную деятельность, а самому ведущему в нее, без крайней необходимости, не вмешиваться. Следить за тем, чтобы все участники были включены в работу. Следить за соблюдением баланса сложных/разгрузочных упражнений.
4 этап
Умирание или распад (доходят не все группы) Обычно наступает в пролонгированных группах (с неограниченным сроком работы). Активность падает, участники перестают посещать тренинг. Причины: а) позитивные – цель достигнута. б) негативные – ошибки ведущего, группа осознает невозможность достижения цели, затянувшийся конфликт, эмоциональная перегруженность или недогруженность тренинга. в) нейтральные (объективные) – уход ведущего, распад группы из-за наступления лета, начала отпусков, переездов. При первых признаках распада группы необходимо объявить о последнем занятии, чтобы его посетили все участники. Когда это произойдет, тренер подводит итоги и объявляет об официальном окончании тренинга.  

 



Таким образом, любая тренинговая группа, прежде чем перейти на стадию активной работы непосредственно по целям тренинга, обязательно должна пройти необходимые этапы формирования. Задача ведущего – уметь видеть эти этапы, понимать, что именно происходит с группой в каждый момент времени с точки зрения групповой динамики, и уметь строить работу группы исходя из ее актуального состояния.

Самораскрытие участников в ходе тренинга

 

Для описании процесса взаимодействия и самораскрытия участников в тренинговой группе в процессе ее развития используется модель, получившая название «Окно Джогари»(Дж. Лафт, Г.Инграм)(см. рис.2).

Вертикальная левая часть прямоугольника указывает на то, что человек знает о себе, правая часть - чего он о себе не знает.

Горизонтальная верхняя часть - что известно о нем другим, нижняя - что неизвестно другим.

 

Рисунок 2. Окно Джогари

 

Получается так, что человек многого не знает о себе, но зато об этом знают другие (квадрат 2). Кроме того, ему известно о себе то, что неизвестно другим (квадрат 3). Есть также еще и "неизвестная зона" (квадрат - 4), о которой ни сам субъект, ни другие не имеют представления.

Любые изменения в размере одного квадрата влияют на другие квадраты. С целью улучшения процедуры взаимодействия "неизвестная зона" должна быть сужена. Это можно сделать за счет выдачи собеседнику некоторой информации о себе, т.е. путем расширения "открытой зоны" (квадрат 1). Это достигается сужением "скрытой зоны" (квадрат 3), т.е. путем самораскрытия перед собеседником, а также сужением "слепой зоны" (квадрат 2) за счет обратной связи от других.

Цель запрашивания и получения обратной связи, а также самораскрытия, т. е. расширения "открытой зоны" за счет сужения "слепой" и "скрытой" зон - повышение эффективности поведения всех субъектов общения (участников группы).

 

Глава 5. Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения

 

Рисунок. 3. Методы работы в тренинге

 

Групповая дискуссия

 

Групповая дискуссия в психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям:

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.003 сек.)