Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Манипуляция общественным сознанием: определение и манипулятивные технологии.



2018-07-06 1199 Обсуждений (0)
Манипуляция общественным сознанием: определение и манипулятивные технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Представленная тема в данной курсовой работе “Манипулятивные технологии в средствах массовой информации” является немаловажной поскольку сейчас идет информационный век, век научно-технического прогресса, время когда можно доставлять информацию мгновенно. Выбор данной темы обусловлен тем, что огромную часть в формировании общественного мнения играют средства массовой информации, успешное использование которых позволит манипулировать обществом так, как вы этого желаете.

Существует проблема подверженности современного человека манипуляции телевидением. Отказаться от просмотра передач для большей части личностей невозможно, потому как специфика подачи материала построена таким образом, чтобы сначала провоцировать в человеке симптомы психопатологии, а позже - снимать их, с помощью дальнейшего просмотра, тем самым, обеспечивая зависимость.

На провоцировании в психике индивида симптомов пограничной психопатологии основана большая часть манипулятивных методик. Посредством телесигнала телевидение прогибает под себя психику индивида. Любая информация сначала поступает в подсознание, происходит воздействие на психику посредством задействования различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха еще больше задействуют пласты подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект. И уже оттуда информация оказывает воздействие на сознание. Так, посредством телетрансляции становится возможным моделировать поведение масс.

Через 20-25 минут просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции.

Эта тема ценна для меня, поскольку я хочу я хочу увеличить знания в практической психологии и использовать их для открытия своего бизнеса в сфере маршрутных такси.

Актуальность данной темы несомненно велика, поскольку грамотно манипулируя обществом на психологическом уровне можно пустить человеческий ресурс в нужное русло. На сегодняшний день сми не следует изначальной идее отражать мнение общества, оно наоборот создает его.многие люди не знают о манипулятивных технологиях и поэтому легко поддаются воздействию и принимают уже сформированное сми мнение. Встречаются исключения среди людей, которые сопоставляют и анализируют предоставленные факты, находя истину, которая может тщательно скрываться

Цель данной работы - изучение современных манипулятивных технологий и возможность применения их для привлечения людей

Задачами в данной работе являются:

Определить что такое манипуляция;

Рассмотреть манипулятивные технологии;

Исследовать как люди получают информацию из разных источников ;

Установить какими методами влиять на людей разных поколений;

Выявить какие методы наиболее популярны среди людей разных возрастов;

Изучить какие чувства восприятия подходят для воздействия на психологию человека ;


 

 

Глава 1. Манипуляция средств массовой информации.

Манипуляция общественным сознанием: определение и манипулятивные технологии.

Манипуля́ция массовым созна́нием-один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путём создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

 

Манипуляция общественным сознанием - крайне сложный и обширный процесс. Наиболее успешная манипуляция возможна лишь в том случае, когда объект манипулирования обладает определенной степенью готовности подвергнуться манипуляции. Формирование подобной готовности у объекта манипулирования также является задачей манипулятора, если речь идет о таком масштабном процессе, как государственное манипулирование общественным сознанием. В связи с этим, некоторые авторы выделяют два основных вида манипуляции: стратегическая и тактическая (оперативная).

Стратегическая манипуляция - направлена на долгосрочное воздействие на объект манипулирования, в целях формирования таких ценностей, потребностей, установок и норм (т.е. формирование идеологии), какие соответствуют целям манипулятора и обеспечивают поддержание стабильности государственного строя, нужного манипулятору. Также, в процессе стратегической манипуляции должны быть сформированы условия, позволяющие использовать тактическую (оперативную) манипуляцию при подобной необходимости

Тактическая (оперативная) манипуляция - подобная манипуляция строится на использовании идеологии, сформированной в процессе стратегической манипуляции. Манипулятор использует устоявшиеся в общественном сознании нормы и ценности, заставляя общество воспринимать ту или иную социальную информацию так, как выгодно манипулятору, и впоследствии направляет деятельность общества в нужное манипулятору русло. Тактическая манипуляция предполагает наличие определенного стимула и определенного объекта, измененное сознание которого воспринимает данный стимул как стереотип, предполагающий известный шаблон мышления и поведения. Манипуляции сознанием и поведением разделяет оперативное манипулирование на два уровня: первый уровень нацелен на укрепление необходимых идей, установок, ценностей и норм в общественном сознании, а второй уровень - на частные, незначительные изменения взглядов на какие-либо события и факты, что также влияет на психологическое и практическое отношение к конкретному явлению.

Как было сказано ранее, успешная манипуляция возможна тогда, когда объект манипуляции готов ей подвергнуться. В случае, когда объектом манипуляции является общественное сознание, условием успешной манипуляции является пассивность большинства граждан относительно информационного воздействия: они не тратят ни душевных, ни умственных сил на анализ поступающей к ним информации. Такое поведение отчасти описывается «моделью рационального невежества» Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.

Данная модель предполагает следующее:

У граждан отсутствует полная информация;

Граждане знают о неполноте информации;

Получение дополнительной информации обходится относительно дорого;

Ожидаемые выгоды от дополнительной информации менее ценны, чем плата за доступ к ней.

Большинство манипулятивных технологий управления общественным сознанием строятся на данной модели.

Далее перейдем к рассмотрению методов воздействия на общественное сознание через органы СМИ. Эти методы могут использоваться для разных целей, как для укрепления общественного строя, так и для его разрушения, в зависимости от целей инициатора воздействия и желания объекта воздействия либо принять подобное воздействие, либо противиться ему. Существует множество методов манипулирования через органы СМИ, и описать каждый из них не является задачей данной работы. Для понимания сути данных методов, рассмотрим несколько ключевых и наиболее используемых манипулятивных технологий, применяемых в СМИ.

Отвлечение внимания - один из основных способов управления обществом, реализуется посредством отвлечения внимания от действительно важных проблем и их решений за счет постоянного информационного давления малозначительными сообщениями

Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения - создается некая проблема, ориентированная на вызов такой реакции общества, что население само начнет требовать решения данной проблемы Там же..

Упор на эмоции, а не логику - классический прием, блокирующий способность людей рационально анализировать информацию и, как следствие, критическое осмысление происходящего Там же.. Как было сказано в начале данного реферата, в толпе (массе) общий уровень интеллекта снижается, люди действуют на основе своих эмоций, и именно на этом строится данный метод влияния на общество.

Эффект очередности информации - информация, направленная непосредственно на воздействие на общественное сознание, должна предшествовать другим сообщениям, не связанным с решением данной задачи

Усиление чувства собственной вины - метод направлен на формирование у людей мнения о том, что только они сами виновны в своих неудачах, социальном статусе, уровне экономической обеспеченности и т.д. В результате, человек ищет решение проблемы только в себе самом, не задумываясь о том, что проблема может заключаться в государственном устройстве.

Мнимый выбор - обществу предлагается несколько различных точек зрения на какой-либо вопрос таким образом, что точка зрения, выгодная государству, представляется наиболее подходящей. Другой способ - преподносить одну и ту же точку зрения разными словами, создавая иллюзию выбора

Использование «лидеров мнений» - личности, на которых ориентируется общество, используют модель/модели поведения, массовое следование которым выгодно государству.

Степень искажения информации при использовании данных методов может варьироваться от абсолютной лжи до частичной дезинформации, такой как подтасовка фактов или смещение понятий по семантическому полю, например, когда борьба за права какого-либо меньшинства выставляется в свете борьбы против большинства.

Проанализировав полученную информацию можно сделать вывод, что психология человека крайне нестабильная и хрупкая вещь. Даже самое несильное вмешательство в нужное время может сыграть огромную роль в формировании мнения большинства в будущем. Однако не стоит забывать о опасности более сильного влияния , которое будет убедительным и сможет повернуть общественное мнение на 180 градусов

 



2018-07-06 1199 Обсуждений (0)
Манипуляция общественным сознанием: определение и манипулятивные технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Манипуляция общественным сознанием: определение и манипулятивные технологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)