Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, виды занятости населения. Принципы государственной политики в области занятости.



2019-08-13 317 Обсуждений (0)
Понятие, виды занятости населения. Принципы государственной политики в области занятости. 0.00 из 5.00 0 оценок




Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

Занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации"*(49) (с изм. и доп.) (далее - Закон о занятости населения) занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

• программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

• программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

• программы содействия найму рабочей силы.

• правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

 

Действие трудового законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени

Действие во времени актов, содержащих нормы трудового права, означает установление времени начала и окончания действия указанных актов (т.е. их временных границ).

Согласно ч. 1 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Например, согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ этот закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Помимо формулировки «вступление в силу со дня официального опубликования» закон может предусматривать иной порядок введения его в действие. Этот порядок может касаться как закона в целом, так и его отдельных частей.

Так, ТК РФ был принят 21 декабря 2001 г., опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2001 г., а вступил в силу в соответствии со ст. 420 лишь с 1 февраля 2002 г.

Подобный подход характерен для крупных кодифицированных актов, на осмысление которых правоприменителям требуется некоторое время.

Необходимо отметить особую роль официального опубликования нормативных правовых актов в вопросах вступления таких актов в законную силу. Ведь, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. При этом следует отметить, что почти все акты, содержащие нормы трудового права, так или иначе затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Если дата вступления закона или иного нормативного правового акта не определена ни одним из вышеуказанных способов, то она рассчитывается по общим правилам.

Во-первых, на основании ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

При этом под официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона следует пониматьпервую публикацию его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4 указанного закона).

Во-вторых, в соответствии с пп. 5 и 6 указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом официальным опубликованием названных актов считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

В-третьих, на основании п. 12 вышеназванного указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Данные нормативные акты официально публикуются в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

· истечением срока действия;

· вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

· отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Самое распространенное из приведенных условий – отмена закона или иного нормативного правового акта либо отдельных его положений актом того же уровня или актом, имеющим бо`льшую юридическую силу.

Так, федеральный закон может быть отменен только федеральным законом, указ Президента РФ – федеральным законом или указом Президента РФ, постановление Правительства РФ – федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти – федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Например, согласно ст. 422 ТК РФ признан утратившим силу КЗоТ РСФСР.

Другим способом прекращения действия закона или иного акта, содержащего нормы трудового права, является вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы. Появление в ст. 12 ТК РФ указанного способа обусловлено тем, что не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. По этой причине в системе нормативных правовых актов всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные. Применение этого способа представляется достаточно продуктивным, ведь наличие фактически утративших силу, но формально не отмененных актов загромождает нормативный массив отрасли трудового права и значительно затрудняет его использование и правильный выбор нормы, необходимой для эффективного правоприменения. Подобная ситуация наблюдается сейчас с нормативными правовыми актами бывшего СССР, многие положения которых юридически ничтожны по причине их противоречия законодательству РФ. При решении вопроса о том, действует ли тот или иной нормативный правовой акт, следует исходить из того, имеется ли более поздний акт равной или высшей юридической силы, регулирующий тот же круг отношений, что и ранее изданный акт.

Наконец, ст. 12 ТК РФ устанавливает также в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта истечение срока, на который был рассчитан данный закон или иной нормативный правовой акт. При этом стоит отметить, что указанный способ практически не применяется в отношении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На основании чч. 3 и 4 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных в самом законе или акте. При этом ТК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (1 февраля 2002 г.). В случае если правоотношения возникли до этого момента, то ТК РФ применяется только к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (ст. 424 ТК РФ). Аналогичное правило относится ко всем законам и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ч. 5 ст. 12 ТК РФ).

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 7 ст. 12 ТК РФ).

В свою очередь, ТК РФ определяет следующие основания прекращения действия локального нормативного акта либо отдельных его положений:

· истечение срока действия;

· отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

· вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом) (ч. 8 ст. 12 ТК РФ).

Определенная специфика имеется в действии во времени актов социального партнерства и трудовых договоров. Так, действие коллективного договора, соглашения и трудового договора во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ.



2019-08-13 317 Обсуждений (0)
Понятие, виды занятости населения. Принципы государственной политики в области занятости. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, виды занятости населения. Принципы государственной политики в области занятости.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)