Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к выполнению заданий



2019-12-29 344 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению заданий 0.00 из 5.00 0 оценок




1. В 1870 г. Ф.М. Достоевский писал в письме А.Н. Майкову о замысле большого романа: «Это будет мой последний роман. Объемом в «Войну и мир»… Общее название романа «Житие великого грешника»… Главный вопрос, который проведется во всех частях – тот самый, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие. Герой в продолжение жизни – то атеист. То верующий, то фанатик и сектатор, то опять атеист. Вторая повесть вся будет происходить в монастыре. На эту вторую повесть я возлагаю все мои надежды. /…/ хочу выставить во второй повести главной фигурой Тихона Задонского… Авось, выведу величавую, положительную, святую фигуру… Правда я ничего не создам, а только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом». Что и как меняется в замысле романа? Кто из героев становится «центральным лицом» (В.В. Розанов) незавершенного романа? Как вы понимаете эпиграф, предпосланный к роману?

2. Подтвердите текстом, что «жестокое сладострастие» и вседозволенность – доминирующие черты облика Федора Карамазова. Можно ли считать фамилию «Карамазов» говорящей? Кто из персонажей романа раскрывает этимологию этого слова?

- Дмитрий Карамазов как воплощение «безудержья карамазовского» (приведите соответствующие аргументы).

- Федор Павлович Карамазов и Павел Федорович Смердяков: в чем выражается их лакейская сущность? (обратите внимание на корреляцию имен этих персонажей).

- Справедливо ли утверждение, что Иван и его отец – это «одна душа»? Кому из персонажей романа принадлежит эта мысль? Роль любовной коллизии в создании образа Ивана Федоровича.

- Какие родовые карамазовские черты подозревает в себе Алеша? Какова функция образа Лизы Хохлаковой?

3. Вопрос о «существовании Божием» как главная нравственно-философская проблема. «Между верой и безверием»: герой-идеолог Иван Карамазов и его двойники («я одной с тобой философии»: черт как «двойник» Ивана).

Особое внимание следует обратить на один из центральных эпизодов романа, который можно считать его нравственно-философским центром, - сцену «знакомства» братьев Ивана и Алексея, включающую рассказ Ивана – сочиненную им поэму о Великом инквизиторе. На важность этого фрагмента для понимания идейной структуры романа впервые обратил внимание В.В. Розанов, в 1891 году посвятивший ее разбору специальную работу. Рассказ (признание) Ивана состоит из двух частей, первая из которых имеет провоцирующий характер. Это - лишь преамбула к продолжению исповеди Ивана – легенде о Великом инквизиторе, призванной, по замыслу автора, раскрыть трагизм миросозерцания Ивана. Как вы думаете, почему действие поэмы о втором пришествии Христа происходит в средние века в католической Испании? Почему главным ее героем является Великий инквизитор? Какое очевидное противоречие разворачивается в сюжете легенды? Перечитайте евангельскую притчу об искушении Христа дьяволом (Евангелие от Матфея, гл. 4, ст. 1-11). Почему Великого инквизитора можно считать «двойником» Ивана? Сравните идею Великого инквизитора о немногих избранных с теорией Раскольникова. «Главный убивец» и «слуга Личарда»: почему именно так распределяет Смердяков степень вины между Иваном и собой?

4. Между «идеалом Мадонны» и «идеалом Содомским»: Дмитрий Карамазов на грани «добра» и «зла». Взлеты и падения Дмитрия Федоровича на пути к истине (приведите соответствующие примеры). Почему Достоевский приводит именно этого героя к идее страдания-очищения?

5. Между святостью и сомнением: Алеша Карамазов как несостоявшийся герой «Братьев Карамазовых». Какова сюжетно-композиционная и идеологическая функция этого персонажа? Обратите внимание на житийные источники образа Алексея Карамазова («Житие Алексея, человека Божия»). Можно ли говорить о сходстве Алеши с князем Мышкиным? Какова функция в романе образа старца Зосимы? Почему старец завещает Алеше жить «в миру»? Найдите в речах старца евангельские цитаты, использованные в эпиграфе (Евангелие от Иоанна, ХII, 24), и объясните их смысл.

6. Символическая роль в романе образов детей. Обратите внимание на традицию общения учителя и учеников (Христос и апостолы, старец Зосима и Алеша, Алеша и мальчики), понимаемую как основа духовного единения людей (в противовес «случайному семейству»).

Рекомендуемая литература:

1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы (примечания к тексту см. по изд.: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 15).

2. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария // Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989 (гл. VII-ХХII).

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 3, 4).

4. Иволгин И.Л. Последний год Достоевского. М., 1991.

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

1. История создания романа. От «Декабристов» к «Войне и миру». Как объяснял сам Толстой эволюцию замысла?

2. Как и почему Толстой пытался «перекроить» написанный роман? Авторский метатекст по поводу романа (статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»).

3. Особенности повествования в романе: автор как демиург. Всеведение автора о событиях и персонажах.

4. Историософская концепция романа.

5.  «Сопряжение» как основной композиционный принцип.

6. Проблема жанра «Войны и мира».



2019-12-29 344 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению заданий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к выполнению заданий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)