Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное Агентство образования и науки Российской Федерации

Псковский государственный педагогический университет

 имени С.М. Кирова

 

С.Л. КОНСТАНТИНОВА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Псков 2008

 

Печатается по решению кафедры литературы и редакционно-издательского совета Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова

 

Константинова С.Л. История русской литературы второй половины XIX века: Учебно-методическое пособие. Псков, ПГПУ, 2008.

 

Учебно-методическое пособие адресовано студентам филологических факультетов педагогических вузов и содержит методические рекомендации к лекциям, практическим занятиям, экзаменам и самостоятельной работе по курсу истории русской литературы второй половины XIX века.

 

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор Н.Л. Вершинина (Псковский государственный педагогический университет)

доктор филологических наук, доцент И.В. Мотеюнайте (Псковский государственный педагогический университет)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………

Содержание дисциплины ………………………………………………..

Список текстов для чтения ……………………………………………..

Список литературно-критических статей для обязательного чтения и конспектирования ……………………………………………………….

Список основной научной и учебно-методической литературы по курсу «История русской литературы второй половины XIX века» ……………

Методические рекомендации по изучению основных тем курса ……….

Роман И.А. Гончарова «Обломов»…………………………………………….

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»………………………………………..

Пьеса Н.А. Островского «Гроза»…………………………………………….

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»………………………

Философско-сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»……………………………………………………………………………

Жанровое своеобразие «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина…………………

Произведения Н.С. Лескова 1870-1890-х годов.…………………………

Поэзия Ф.И. Тютчева……………………………………………………………

Поэзия А.А. Фета …………………………………………………………………

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»……………………

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»………………………………

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»………………………………..

Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»………………………………………..

Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова. ……………………………

«Маленькая трилогия» А.П. Чехова (рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)………………………………………………………

Новаторство драматургии А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад»……………..

Творчество В.Г. Короленко («Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет»)…………………………………………………………………..

 

Вопросы к экзамену по курсу «История русской литературы второй половины XIX века …………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Представленные в данном пособии методические рекомендации к лекциям, практическим занятиям, экзаменам и самостоятельной работе сориентированы на усвоение студентами общих закономерностей и тенденций развития русской литературы второй половины XIX века. Его содержание отражает три основных периода развития русской литературы второй половины XIX века: период 1850-60-х гг., 1870-х гг. и период 1880-90-х гг., каждый из которых представлен персоналиями писателей, в чьем творчестве объемно и выразительно преломляются особенности исторического и литературного контекстов указанных периодов.

Содержание материала, положенного в основу курса «История русской литературы второй половины XIX века», а также подходы к его осмыслению обусловлены двумя исходными моментами, непосредственно связанными с процессом развития литературы второй половины XIX века: доминирующим в ней реалистическим художественным сознанием и романным жанром, определяющим литературное мышление этого времени.

В процессе усвоения студентами обозначенного учебного курса приоритетными становятся следующие задачи:

1. восприятие и осмысление литературы второй половины XIX века в культурном контексте: в отношении к обстоятельствам исторической жизни России этого времени, в связи с другими формами духовной и художественной деятельности;

2. изучение художественных произведений сквозь призму поэтологических категорий (жанр, конфликт, образ автора) вплоть до поэтики их названий и динамики этих категорий на протяжении полувека;

3. осмысление литературы второй половины XIX века с точки зрения ее сквозных тем – герой (герой эпохи), народ, идеи времени (эпохи).

4. выявление своеобразия художественного метода, присущего каждому писателю, как один из способов углубленного изучения литературы.

В целом, содержание данного учебно-методического пособия нацеливает студентов на восприятие русской литературы второй половины XIX века под углом зрения современных достижений филологической науки, новейших принципов и методик изучения литературного процесса и индивидуального творчества писателя, а также предполагает углубленное знакомство студентов с важнейшими темами учебного курса и более широким кругом явлений литературного процесса второй половины XIX века, развитие практических навыков анализа художественного произведения, расширение общекультурного кругозора.

Методические рекомендации по изучению основных тем курса содержат перечень вопросов, актуализирующих основные проблемы творчества того или иного автора, а также краткий комментарий и систему конкретных заданий, направляющих самостоятельную работу студентов при чтении и анализе текстов изучаемых произведений.

Пособие, помимо методических рекомендаций, включает список текстов для чтения, список обязательной и дополнительной научной и учебно-методической литературы (общие работы и работы, посвященные творчеству отдельных писателей), а также вопросы к экзамену.

При подготовке к лекциям и практическим занятиям или изучении отдельных тем курса самостоятельно, студентам необходимо прочитать рекомендованные тексты; прочитать и законспектировать критические статьи, выделив в них основные положения и соотнеся их, с одной стороны, с эстетическими взглядами автора статьи, с другой – с текстом рассматриваемого произведения; подготовить краткий ответ (устный или письменный) на предложенные в методических рекомендациях вопросы, опираясь как на выводы, сделанные в рекомендованных научных исследованиях, так и на собственный опыт читателя-филолога.

Рабочая тетрадь студента (в том числе в электронном виде) может содержать как краткие выписки, сделанные по ходу чтения научной и учебной литературы (с обязательным указанием всех выходных данных), так и записи собственных наблюдений, касающихся того или иного аспекта изучаемой темы. Таким образом, студент может собрать необходимый пакет (кейс) материалов по изучаемой теме, что поможет ему структурировать и обобщить полученные знания.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература 1850-1860-х гг. Изменение общественной и литературной атмосферы в Рос­сии после европейской революционной волны 1848 г. и начала «мрачного семилетия» николаевского царствования. Смерть В.Г. Белинского и кризис в рядах русских западников, отказ от идеоло­гии социального критицизма и обличительного пафоса в художе­ственном творчестве, интерес к вечным ценностям бытия в про­тивовес исторической и политической злободневности. Форми­рование «эстетической критики» А.В. Дружинина, В.П. Боткина и П.В. Анненкова. Доктрина «чистого искусства», ее (евро­пейские и русские) культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, Н.Ф. Щербины. Всплеск общественной активности и новые веяния в литературе в связи со смертью Николая I и началом царствования Александра II. Характер александровской «оттепели», реформационная политика царя. Оживление литературной жизни, активизация старых («Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения») и открытие новых журналов («Русский вест­ник», «Русская беседа», «Русское слово», «Время» и «Эпоха»), ослабление цензурного гнета. Расцвет романного жанра. Усвоение и мо­дификация традиции физиологического очерка в цикле Помяловского «Очерки бурсы», документальное и автобиографичес­кое начала в произведении.

И.А. Гончаров . Своеобразие повествования. «Объективность» романного стиля писателя. Трилогия «О» - «О» - «О» («Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв»). Сквозные темы и образы трех романов. «Реалистический» документализм и антиромантический пафос в книге очерков Гончарова «Фрегат "Паллада"».

«Обыкновенная история». Конфликт «прекраснодушного» романтизма и трезвого практицизма. Романтические «маски» Александра Адуева (сентиментально-элегическая, байроническая и др.) в столкновении с «реальной действительностью». Предметные образы «реальной действительности» (вещные, гастрономические и т. п.) и их роль в разоблачении «романтического комплекса». Петр Адуев как идеолог и защитник новой «действительности» с позиций рационализма и практицизма «буржуазного» типа. Авторское отношение к крайностям романтизма и практицизма и поиски путей примирения между ними, образ Лизаветы Александровны.

«Обломов». Общественное, философское и нравственное представление обломовщины. Проблема героя. Созерцательная философия Ильи Ильича Обломова. «Позитив» и «негатив» образа Обломова с авторской точки зрения. Социальные причины обло­мовской апатии. Обломов как русский национальный и универ­сально-человеческий тип. Пространство идиллии в "Обломове". "Сон Обломова", его художественная функция. Андрей Штольц. Социальные, национальные и культурные корни его характера. Штольц как гончаровский вариант типа «нового человека»-деятеля. Свое­образие практицизма Штольца и его мировоззренческая подоснова. Мотивы "покоя" и "движения" в структуре романа. Женское начало и женские характеры. Центральные женские персонажи романа — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына — как психологические антиподы. Роман "Обломов" в оценке русской критики. «Реальная» (Н. Добролюбов, Д. Писарев), «эстетическая» (А. Дружинин) и «органи­ческая» (А. Григорьев) критика об Обломове и обломовщине.

«Обрыв». Эпоха, изображенная в произведении. Смысл названия. Образ бабушки, его символический подтекст. Млад­шее поколение героев в романе. Вера и Марфенька — их характе­ры, жизненные установки, отношение к любви. Культурно-идеологические пласты образа Райского: Райский как романтик, как идеалист 1840-х гг., как идеолог «свободной любви». Тема искусства в романе. Идеи Волохова и идеи «новых людей» Чернышевского. Отношение Гончарова к идеологии эмансипации и роману «Что делать?». Религиозные и мистические мотивы в «Обрыве». Гончаров о концепции романа в статье «Намерения, задачии идеи романа «Обрыв»».

И.С. Тургенев. "Гений меры" (Д. Мережковский). Культурно-идеологическая и политическая позиция Тургенева. Тургенев как западник-либерал, отношение к консерваторам и революционерам-радикалам. Ранний романтический этап творчества. Первые «реалистические» поэмы («Параша») и повести в духе эстетики «натуральной школы». Опыты в области драматургии, психологизм, «повествовательность», бытовой реализм тургеневской драмы («Нахлебник», «Месяц в деревне» и др.).

«Записки охотника». История создания цикла. Его идеологический пафос. Соотношение социальной, национальной и общекультурной тематики. Русский крестьянин в изображении Тургенева. Многообразие крестьянских типов в очерках. Крестьянин как тип и как индивидуальность («Хорь и Калиныч» и др.), приемы и способы «возвышения» героя-крестьянина. Антикрепостническая направленность очерков «Ермолай и мельничиха», «Бурмистр» «Два помещика» и др. Тур­генев о духовной силе и культурном богатстве и своеобразии рус­ского человека из народа («Касьян с Красивой мечи», «Певцы» «Бежин луг», «Живые мощи» и др.). Образы помещиков и пред­ставителей других сословий в очерках. Идейно-художественная функция образа охотника-рассказчика. Тургеневская философия Природы в «Записках охот­ника» («Поездка в Полесье»). Тургенев — мастер «реалистического» пейзажа, элементы романтического стиля в природных описаниях Тургенева. Связь природного и человеческого начал, ее варианты и модификации в различных рассказах цикла, прием психологического паралле­лизма у Тургенева.

Тургеневский роман. Художественные особенности. Романы Тургенева — художественная летопись жизни русско­го общества 1830—1860-х гг. Нравственно-философская основа тургеневского романа. Центральные герои романов как герои-идеологи и духовные символы поколений, сменяющихся на арене истории. Смерть героя-идеолога как постоянный мотив тургеневского романа, ее культурно-исторический смысл. Тема про­верки духовной состоятельности героя-идеолога женской любо­вью и суда над ним. Роман – "испытание любовью". Проблема лишнего человека в романе "Рудин". Функция финала романа. Роман «Дворянское гнездо». Тема национальной и духовной родины в романе, ее утраты и обретения. Психологическое про­тивостояние героев «русской почвы» и «европейского духа». За­падничество Паншина. Славянофильские черты в личности и мировоззрении Лаврецкого. Образ Лизы Калитиной, народно-ре­лигиозные корни ее личности. Герой цели в романе «Накануне». Смысл названия. Инсаров как идеальный разночинец и высокий герой нового типа, его противостояние дворянским героям романа. Героическое и жертвенное в характере Елены Стаховой. Попытка соединения идеала общественного и личного счастья и ее крах. Темы любви, смерти и искусства, их символический и композиционный параллелизм. Н.А. Добролюбов о романе в статье «Когда же придет настоящий день?». Образ «тургеневской девушки». "Тайный психологизм" писателя.

"Отцы и дети". Своеобразие конфликта. Осмысление проблемы "отцов" и "детей". "Новый" человек нигилистического сознания. Сущность трагедии Базарова. Социальное и онтологическое (бытийное) в романе. Сюжетно-композиционные повторы и аналогии в романе и их концептуальный смысл. Пародия на нигилизм. Облик "отцов", доминанта человеческого. Женские образы. Принцип "тайной психологии". Споры вокруг романа.

«Гамлет и Дон-Кихот» как реплика в идео­логических спорах рубежа 1850—1860-х гг. и ключ к художествен­ной «характерологии» писателя, русские Гамлеты и Дон-Кихоты в тургеневском творчестве.

«Стихотворения в прозе». Жанровое и композиционное свое­образие цикла. Общественно-исторические идеалы, симпатии и антипатии Тургенева в стихотворениях «Деревня», «Порог», «Чер­норабочий и белоручка», «Русский язык». Русское крестьянство в стихотворениях «Щи», «Два богача», «Сфинкс» и др. Стихотворе­ния о любви, любовь как трагедия («Роза» и др.) и любовь как жертва («Воробей» и др.). Стихотворения пессимистического ха­рактера, идея обреченности смерти и космического одиночества человека в стихотворениях «Разговор», «Старуха», «Конец света», «Насекомое». Символические, аллегорические и фантасти­ческие образы в цикле, лиризм, элегизм, притчевость, «поэтика сновидения».

А.Н. Островский. «Колумб Замоскворечья». Своеобразие "театра Островского". Комедия «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»). Изображение конфликта сквозь призму нравственных отношений и нормы. Образ Самсона Силыча Большова – «купеческого Лира». Пьесы "москвитянинского" периода («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). "Народная комедия". Типы героев. Апология патриархального мира. Любим Торцов («Бедность не порок») — «вы­сокий герой» купеческой драмы Островского.

"Гроза". «Пьеса-итог» и «пьеса-начало». Характер конфликта. Мир Калинова в художественном пространстве трагедии, его жизненный уклад; образы калиновцев. Исторический и общечеловеческий смысл трагедии Катерины. "Домострой" Катерины и «Домострой» Кабанихи. Феномен идеальной героини. Символический образ грозы. Своеобразие жанра. Критика о "Грозе" (статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»).

Сатирическая комедия и психологическая драма. Художественные особенности сатирической комедии Островского («Волки и овцы», «Бешеные деньги»). Комедия "Лес". Символика заглавия. Деньги как высшая мера ценностей. "Театр в театре". Функция образа Несчастливцева. Поиск роли Человека: перспектива пути и исход. "Дорога через лес". Своеобразие психологической драмы Островского ("Бесприданница", "Таланты и поклонники" и др.). Женский характер. Функция "амплуа" в системе психологической драмы. "Новые" хозяева жизни. Символика в драме.

Н.А. Некрасов.  Новаторство Н.А. Некрасова-лирика. Поэт для народа. Народная судьба в поэзии. Лирический герой как гражданин и исповедник народного горя. Эволюция темы народа в лирике Некрасова. Мотив женской доли. Христианские мотивы. Проблема поэтического многоголосия. Урбанистическая поэзия Некрасова. Сатирические стихи. Тема поэта и поэзии.

"Кому на Руси жить хорошо". Своеобразие жанра. Проблема композиции. Фольклорное начало в поэме, его функции. Панорама народной жизни. Счастье "несчастливых", народное представление о счастье. Принципы изображения народных характеров (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий Корчагин, Матрена Тимофеевна). "Многоголосие" в поэме. Функции легенд о "грехе". Герой "деятельного добра" Гриша Добросклонов. Мотив "ангела милосердия". Песни как отражение жизни. Значение "Пира на весь мир" в структуре поэмы.

Поэмы ("Коробейники", "Мороз, Красный нос", "Русские женщины"). Своеобразие жанра в творчестве Некрасова. Историко-героическая поэма. Лирическая поэма ("Рыцарь на час"). Поэмы о народе. Своеобразие пространственно-временных отношений в поэме "Мороз, Красный нос". Система мотивов в поэме. Мотив "величавой славянки". Образ Мороза и его "чудодейство". Финал поэмы.

Н. Г. Чернышевский. Философские и социально-политические взгляды Чернышевского. Борьба с «романтическим» идеализмом за естественнонаучный и «материалистический» образ действительности в философии (статья «Антропологический принцип в философии») и эстетике (диссертация «Эстетические отношения искусства действительности»). Чернышевский как литературный критик. Принципы «реаль­ной критики» Чернышевского. Точка зрения на роль гоголевского и пушкинского направления в русской литературе. Борьба с иде­ями «эстетической» и «органической» критики.

«Что делать?». История создания и публикации. Тема борьбы против семейного деспотизма, образ Марьи Алексеевны Розальской. Лопухов и Кирсанов как «новые люди», их мировоз­зрение и образ жизни. Сущность теории «разумного эгоизма» и ее философские источники. Идеи эмансипации женщины и их отра­жение в романе. Идеал брака в представлении Чернышевского и пути решения пробле­мы «любовного треугольника». Преломление в романе экономи­ческих и футурологических идей социалистических учений. «Осо­бенный человек» Рахметов как герой нового времени. Жанровое своеобразие романа. Синтез теоретико-публицистического и ху­дожественного начал. Структурные элементы авантюрного рома­на и их функция в повествовании. Особенности композиции, роль теоретических отступлений и «аллегорических» эпизодов. Снови­дения героини как композиционный прием, проблема расшиф­ровки образов сновидений. «Что делать?» в отзывах критики (ста­тья Д. Писарева «Мыслящий пролетариат» и др.) и откликах со­временников.

Литература 1870-х гг. Общая характеристика общественно-литературного движения 1870-х годов. Влияние народнических идей на литературу (проза Н.Н. Златовратского, Н.И. Наумова, Ф.Д. Нефедова, А.И. Эртеля); поэзия П.Ф. Якубовича; публицистика и критика: Н.К. Михайловский, Н.В. Шелгунов; журналистика: «Отечественные записки», «Дело». Своеобразие творчества поэтов – «суриковцев», С.Я. Надсона.

Г.И. Успенский. Личность и литературная судьба Г.И. Успенского. Статья Н.К. Михайловского «Г.И. Успенский как писатель и человек». Жанр очерка и его значение в 1870-е годы и творчестве Г.И. Успенского. Цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (проблематика и поэтика). Цикл очерков «Живые цифры». Нравственно-эстетические искания писателя в контексте духовных исканий русской интеллигенции 1870-х годов (рассказ «Выпрямила»). Крестьянский вопрос в художественном сознании Г.И. Успенского («Власть земли»).

М.Е. Салтыков-Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин как писатель, критик, журналист и общественный деятель. Раннее творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (антропологические тенденции, идеи утопического социализма, «натуральная школа»). Повесть «Запутанное дело». Своеобразие жанра сатирической хроники в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Губернские очерки».

«История одного города». Своеобразие жанра. Концепция художественного времени. Политическая направленность сатирического изображения в книге. Приемы сатиры (ирония, алогизм, гипербола, гротеск и др.) в изображении градоначальников. Угрюм – Бурчеев и значение финала. Проблема народа. Авторская позиция и способы ее воплощения.

Роман «Господа Головлевы». Литературная традиция и новаторские тенденции в переосмыслении жанра романа-хроники. Антропологические начала и социальная направленность в идейном содержании произведения. Судьба семьи Головлевых и ее символический конец. Значение Иудушки Головлева в системе образов романа. Портрет и пейзаж в «Господах Головлевых». Язык произведения.

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина как цикл. Творческая история сказок, их идейно-политическая содержательность, художественное своеобразие.

Н.С. Лесков. "Время нас делало литераторами": приход Лескова в литературу, первые рассказы и повести о народе ("Погасшее дело", "Язвительный", "Житие одной бабы"). Тема судьбы сильной, неординарной личности в условиях "тесноты русской жизни" ("Леди Макбет Мценского уезда", "Воительница"). "Отомщевательные романы" Лескова ("Некуда", "На ножах"): антинигилистический или полемический тип романа? Исторические хроники Лескова ("Соборяне", "Захудалый род"). Своеобразие повествования. Функция хроникера в "Соборянах". Люди духовного звания – герои "Соборян" (Савелий Туберозов, Ахилла Десницын). Проблема "отходящей" дворянской Руси в "Захудалом роде". Образ Варвары Никаноровны Протазановой. "Я вырос в народе…". Лесковский человек ("Овцебык", "Несмертельный Голован", "Однодум", "Левша", "Тупейный художник" и др.). Тема праведничества в творчестве писателя. "Очарованный странник". История Ивана Флягина. Лесковский сказ. Позднее творчество ("Мелочи архиерейской жизни", "Загон", "Заячий ремиз").

Ф.И. Тютчев. Поэт-философ, связь с традицией немецкого романтизма. Философский характер тютчевского романтизма, связь с «натурфилософией» Шеллинга. Тютчев-пантеист: концепция природы как живого организма («Не то, что мните вы, природа...»). «Стихийное» и «катастрофическое» в природе («Сон на море», «Последний катаклизм»). «Натурфилософские» оппозиции дня и ночи, космоса и хаоса. Тютчев о месте человека в природе и истории («Тени сизые сместились...», «Цицерон», «Певучесть есть в морских волнах...», «От жизни той, что бушевала здесь...»). Лирический герой "между двойною бездной", "мыслящий тростник", собеседник на вселенском пиру. Любовная лирика Тютчева. Стихотворения «денисьевского» цик­ла. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Трагизм и психологизм тютчевской любовной лирики. Жанр «фрагмента» (лирической миниатюры) как ос­новной жанр поэзии Тютчева. Двустрофные композиции и их «на­турфилософский» смысл. Роль мифологических образов. Поэти­ческий язык Тютчева.

А.А. Фет. "Чистый лирик". Поэтические принципы Фета. «Неуловимое» и «мимолетное» в лирике Фета, импрессионисти­ческий характер его поэзии. Картина мира в фетовской лирике. Жизнеутверждающее начало в природной лирике Фета («Весна на дворе», «Майская ночь», «Весенний дождь» и др.). Чувственный характер и утонченный психологизм любовной лирики («Люди спят; мой друг, пой­дем в тенистый сад...»; «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» и др.). Переплетение и взаимодействие темы природы и темы люб­ви в стихотворениях «Я пришел к тебе с приветом...»; «Первый ландыш»; «Шепот, робкое дыханье...» и др. Образы европейского искусства и античности в поэзии Фета. Антологическая лирика. Сборник «Вечерние огни». Философские мотивы в по­здней лирике Фета. Тема смерти и трагедии человеческого суще­ствования в стихотворениях «Ничтожество», «Смерть», «Никог­да» и др., влияние философии А. Шопенгауэра. «Эстетическая» (В. Боткин) и «реальная» (Д. Писарев и др.) критика о поэзии и мировоззренческой позиции Фета.

Ф.М. Достоевский. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Тема «маленького человека» и литературная традиция в романе. Герои, жанр, стиль, язык. Традиции «натуральной школы» в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Гуманистический пафос, особенности сюжета и стиля произведения.

«Преступление и наказание». Социальная, нравственно-философская и психологическая проблематика романа. Философский аспект романа. Проблема личности. Тип "нищих", "хищных" и двойников. Идеологический аспект. Проповедь почвенничества, "нравственно надо соединиться с народом" (Достоевский), правда религиозного сознания. Этический аспект романа. Выбор нравственности. Стать выше мира и Бога, "освободиться от морали" – суть нигилистического и ницшеанского бунта Раскольникова. Человеколюбие Достоевского. Контекст литературной традиции: Пушкин (тема "маленького" человека, моральное право переступить), Лермонтов (индивидуалистический бунт, герой-жертва), Гоголь ("физиология" Петербурга, его контрасты, аномалия человеческого существования). Философско-психологический, православный роман. Преступление. Объективные и субъективные предпосылки. Разрыв идеи и натуры. Каин и гуманисты в Раскольникове. Лужин и Свидригайлов. Наказание героя. Нравственные муки, болезнь уязвленной гордости. Возможности любви. Созерцание вечности. Смысл эпилога. Образ Петербурга. Звуковой фон. Климат. "Город полусумасшедших", город порока. Галерея "униженных и оскорбленных". Сонечка – "вечная жертва" и воплощенное милосердие. Образы детей. Гуманистическая концепция. М.М. Бахтин о «полифоническом» романе.

 «Идиот». История замысла романа и образа князя-Христа. Проблема «положительно прекрасного человека». Князь Мышкин и его судьба. Литературные предшественники героя (тип «чу­дака» в литературе). «Добро» и «красота» в эпоху «великого пере­лома», трагический пафос романа. Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Идейный смысл образов князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Антибуржуазная и антикапиталистическая темы в романе. Образы Рогожина и Гани Иволгина. Семейство Епанчиных, женские образы романа. Выражение в романе религиозной позиции Достоевского. Про­блема веры и неверия. Смысл бунта Ипполита Терентьева, значе­ние его исповеди.

«Братья Карамазовы» как итог творческой деятельнос­ти писателя. Роль замысла «Жития великого грешника» («Атеизм») в твор­честве Достоевского последнего десятилетия жизни. Соотношение замысла «Жития» и проблематики ро­мана. Творческая история произведения. Связь проблематики ро­мана с «Дневником писателя». Обобщение в романе социальной, этической, философской и религиозно-нравственной проблематики. Основные идеи романа. Противопоставление атеизму и материализму религиозно-нравственного пути постижения смысла человеческого существования.

Основные персонажи романа. Семья Карамазовых. Развитие типа приживальщика и сладострастника в образе Федора Павловича. Продолжение типа интеллектуального героя-индивидуалиста и рационалиста (Иван). Нравственно-психологический тип Дмит­рия. Символический смысл сна Дмитрия. Смердяков и «смердяковщина». «Ранний человеколюбец» Алеша. Традиции жития и духовного стиха в формировании сюжетной линии героя в рома­не. Значение образа Алеши для неосуществленного продолжения романа. Алеша и мальчики. Женские персонажи романа. Повторение Достоевским мотива «разбой­ник и блудница».

Значение для выражения идей Достоевского сюжетной линии и жития старца Зосимы. Смысл включения в роман евангельско­го чтения («Кана Галилейская»). Значение и смысл эпиграфа.

Противопоставление сюжетных линий Зосимы и ИванаКарама­зова. Противопоставление атеизма и христианства, гордого своеволия и смирения. Пути достижения «мировой гармонии». Богоборческий бунт Ивана. Конкретно-исторические реалии, идейный смысл и композиционная роль «Легенды о великом инквизиторе». Неисчерпаемость идейного содержания романа. Конкретно-социальное и вечное в произведении. Стилевое своеобразие романа. Понятие «карамазовщина» и его использование в последую­щей литературе и критике.

Социальная и религиозно-нравственная проблематика романа. Романная структура как эстетическая проблема (концепция жанра в трудах М.М. Бахтина).

Л.Н. Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». «Отрочество». «Юность». Тема, проблематика и основные идеи произведений, входящих в трилогию. Творческая история «Детства». «Эпохи развития» толстовского героя. Очарование детства, «пустыня» отрочества и первые жизненные уроки юности. Становление типа толстовского героя-интеллектуала, правдоискателя, стремящегося к совершенствованию. Автобиографические черты толстовского героя. Проблема нравственного самоусовершенствования. Литературные традиции в трилогии Толстого и ее новаторский характер. Метод «диалектики души» (Н.Г. Чернышевский) в произведениях раннего Л.Н. Толстого. Рассказы Кавказского цикла. Война в ранних произведениях писателя. «Севастопольские рассказы» как цикл. Жанр, герои, проблематика художественного метода. Народ в «Севастопольских рассказах».

«Война и мир». Замысел и история создания. Проблема жанра. Критика и литературоведение о романе. Психологический анализ Л.Н. Толстого в изображении нравственных исканий главных героев романа (Андрей Болконский и Пьер Безухов). «Мысль народная» в романе «Война и мир». Значение нравственной правды народа в движении замысла романа и эволюции его главных героев. Народ на войне 1812 года. Женские характеры и судьбы в романе «Война и мир». Естественно-интуитивный и интеллектуальный подходы к жизни (Наташа Ростова – Марья Болконская). Народные истоки мироотношения любимых героев писателя. Феномен художественной эпопеи. Книга духовных исканий. Мир и война, истинное и ложное. Идейные скрепы романа ("мысль народная", философия истории). Роль личности в истории. Истинный и ложный патриотизм. Критерии ценности человека. Внешний и внутренний человек. Сущность "диалектики души". Поиск истины (Андрей Болконский, Пьер Безухов, автор). Проблема богоискательства. Платон Каратаев как олицетворение всего "русского, доброго и круглого", дух "простоты и правды". Идея опрощения в романе. Образ Кутузова. Русский фатализм, "воля провидения". Образ Наполеона. Война как будничное дело и испытание. Народная война 1812 года. Героизм армии, патриотизм мирного населения, "дубина народной войны" (Денисов, Долохов). Победа в войне – победа естественной жизни, мира, истинного начала, внутреннего человека, смысла жизни. Женские образы. Семейная тема в романе. 1870-е годы в творчестве Л.Н. Толстого.

 «Анна Каренина». Особенности жанра ро­мана (социальное, психологическое, философское в произведе­нии). Отражение в романе толстовского понимания послереформенного состояния общества. Проблематика романа. «Мысль семейная» в романе. Карени­ны, Облонские, Левины. Смысл изображения в романе их семей­ных судеб. Образ Анны Карениной. Смысл ее конфликта с обще­ством и с собой. Смысл эпиграфа к роману. Анна и аристократи­ческое общество.

Образ Константина Левина. Автобиографические и типичес­кие черты героя. Духовные искания Константина Левина и жиз­ненный опыт Льва Толстого. Направление и смысл исканий глав­ного героя. Левин и проблема народа в романе.

«Воскресение». Проблема нравственного выбора. Социальное и общечеловеческое. Эволюция образов главных героев, Нехлюдова и Катюши Масловой. Обли­чительное содержание романа. Проповедь «положительной» про­граммы писателя. Проблема взаимоотношений Толстого с церко­вью. Социальное содержание в романе. Нравственно-этическое содержание. Образы людей из народа и образы революционеров в романе. Оценка Толстым своих персонажей. Новые тенденции в стиле и языке произведения.

Рассказы и повести 1880—1900-х гг. («Смерть Ивана Ильича», «После бала», «За что?», «Божеское и человеческое», «Отец Сергий», «Крейцерова соната», «Холстомер», «Хаджи-Мурат» и др.). Новая направленность идейно-нравственных исканий, изменение в художественном методе.

Литературное движение 1880-х – 1890-х годов. Теория и практика «малых дел». Кризис романного жанра и новая гносеологическая ориентация (на эмпирию факта). Проза П.Д. Боборыкина, Д.М. Мамина-Сибиряка. Поэзия К.К. Случевского, К.М. Фофанова, С.Я. Надсона. Развитие беллетристики (А.А. Луговой, Н.Н. Потапенко).

А.П. Чехов. Место А.П. Чехова в русской литературе XIX века А.П. Чехов-рассказчик. Тематическое и жанровое разнообразие, элементы сатиры и психологического анализа. "Осколочный" период. Поэтика ранних рассказов писателя. Формы комического: «сценка», анекдот, гипербола, гротеск, ирония. Переосмысление темы «маленького человека» в творчестве Чехова ("Смерть чиновника", "Унтер Пришибеев", "Хамелеон", "Толстый и тонкий"). Творчество А.П. Чехова второй половины 1880-х годов. Лирическое начало в произведениях писателя («Шуточка», «Поцелуй», «Именины», «Дуэль», «Степь»). Элементы психологизма в рассказах А.П. Чехова. Повести и рассказы 1880-1890-х годов. Изображение социальной и человеческой трагедии. Тема «футлярного» существования и ее разработка в «маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») и других произведениях. «Романное» содержание чеховского рассказа («Ионыч» и др.).

Новаторство Чехова-драматурга.



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)