Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность воспитания. Виды воспитания.




Понятие воспитание – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.[1]

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность.

1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.

В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

2. Воспитание-категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил, развитие человека.

Воспитание-категория общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.

4. Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.

Основным законом воспитания как общественного явления является закон обязательного присвоения подрастающим поколениям социального опыта старший поколений в качестве необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно- исторических условиях.

Виды воспитанияклассифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях; по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское; индивидуалистическое и другое воспитание.

Духовное воспитание-это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. В этом процессе создается культура жизненного самоопределения.

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию-пониманию себя как целостной личности. Оно включает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Н.А. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Определение личностного смысла выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. Каждый человек, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять, зачем он живет, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности.

Личностный смысл жизни - понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. Он осознается как «значение–для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы.

Неумение осознать это приводит к тому, что он не находит своего места в жизни, не раскрывает свой внутренний потенциал. Утрата смысла жизни человеком приводит к депрессии и даже попыткам самоубийства.

В.Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» писал, что мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты поэтому воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть.

Человек обретает смысл жизни, понимая ценность жизни всего живого и каждого человека как венца творения природы, обогащая сознание «знанием всех богатств которые выработало человечество», развивая свои способности и склонности, потребности в самореализации, само актуализации, выбирая профессию, отвечающую его способностям и интересам личности.

Умственное воспитание. Знание и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием составляют содержание понятия интеллектуальной культуры. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения (читать, писать, считать, излагать свои мысли) и специальные (читать карты, чертежи, пользоваться измерительными приборами и.т.п.). Интеллектуальная культура формируется в процессе интеллектуального воспитания, которое осуществляется в процессе обучения и во внеклассной работе.

Задачи умственного воспитания:

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании; развитие всех видов мышления(теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного (творческого), системного опыта познавательной деятельности, способности к творчеству.

Эти цели достигаются в учебном процессе, в процессе самообразования, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми.

Показатели интеллектуальной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения, одним из элементов которого является теоретическое мышление.

Теоретическое мышление представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Нравственное воспитание — формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Как форма общественного сознания мораль представляет собой совокупность правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Она обусловлена обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, несет ответственность за свой выбор.

Нравственную структуру личности составляют знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственном идеале, этических ценностях и нормах, моральной мотивации и этических оценках. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Выделяют следующие уровни нравственного развития: доморальный-синкретический и конвенциональный - и автономной морали (Л.Колберг). На доморальном уровне ребенок соблюдает принятые нормы из страха наказания, стремления не выпасть из определенной социальной группы. На уровне автономной морали происходит осознание сущности нравственных понятий, принятие или непринятие тех или других, выбор нравственного поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, вовлечение детей в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор.

Формирование самоуважения личности — одна из значимых задач нравственного воспитания. Не уважая себя, человек никогда не научится уважать других людей.

Этическое воспитание — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющие свой целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины .Оно является составляющей нравственного воспитания. Один из его главных методов - этические беседы.

Подобно всем направлениям воспитательной работы нравственное воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе. Содержание всех учебных предметов имеет нравственные аспекты.

Необходимо обратить внимание на роль компьютера в процессе нравственного или безнравственного становления личности. С одной стороны, возможность приобщиться к богатствам мировой культуры, вступить в широчайший контакт с людьми разных стран, разных профессий и интересов - неисчерпаемый источник формирования и постижения нравственных норм и отношений. С другой — засоренность и бесконтрольность информации, которая размещается на разнообразных сайтах и в Интернете, жестокие и часто безнравственные игры, построенные на обмане, хитрости и предательстве, виртуальная реальность, в которой безнаказанно можно совершать любые преступления, превращают компьютер для подростков и молодежи в источник садистских развлечений, потребления порнографии, пробуждают самые неизменные и порочные человеческие наклонности.

Гражданское воспитание – это процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Гражданская культура и гражданственность-результат гражданского воспитания. Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

В настоящее время нельзя говорить о полноценном формировании культуры современной личности без сформированности у нее глобального, общечеловеческого мышления. Следовательно, выделяют еще один вид воспитания — общечеловеческое воспитание.

Основные функции общечеловеческого воспитания:

развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению;

обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной и расовой терпимости с решением общечеловеческих задач;

налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество в области науки и культуры.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, помогающие свободному общению детей со взрослыми и между собой, в ходе которого углубляется понимание процессов, происходящих в

мире, расширяется кругозор. Школьники могут принимать непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, взаимодействие и взаимопонимание между народами, сохранение окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем являются знание и понимание их детьми. Показателем является интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность в этом направлении.

Политическое и правовое воспитание - основные компоненты гражданского воспитания.

Политическое воспитание – формирование политического сознания ,отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них с духовно-нравственных позиций. Оно осуществляется на принципах: объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Формами политического воспитания могут быть политические информации: обзорные или тематические, информирующие о наиболее значимых политических событиях у нас и за рубежом, отвечающие на возникающие у школьников вопросы, но не навязывающие жестких оценок и суждений; «открытее трибуны», политическая панорама.

Правовое воспитание — процесс формирования правовой культуры и развития правового сознания и законопослушного поведения.

Нравственно-правовые и политические чувства - важнейший элемент правового сознания. Эти понятия подразумевают глубокое уважение к закону как проявлению воли народов, которое неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет гражданская совесть. Она является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. В процессе изучения дисциплин общественного блока, в специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащиеся постепенно овладевают элементарной юридической грамотностью, осознают права, обязанности и правовую ответственность.

Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии. [2]

 

Список использованных источников:

1. Интернет статья «Воспитание» с электронного ресурса: www.grandars.ru URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospitanie.html

2. Интернет статья «Сущность воспитание и его виды» с электронного ресурса: studopedia.ru URL: https://studopedia.ru/9_111872_sushchnost-vospitaniya-i-ego-vidi.html

 

 

 

V. Решение ситуаций. Манипуляции

1. Хочу рассмотреть один из видов «бытовой манипуляции», с которым, я уверен сталкивался каждый. Представим ситуацию, вы продолжительное время общаетесь с человеком, он является вашим хорошим приятелем. При встречах вы всегда рассказываете о происходящем, делитесь. Подобные встречи обычно проходят стабильно, можно сказать по графику. И так получается, что вам немного наскучило общение или вы не можете так часто видеться. Вы говорите этому человеку, что в ближайшее время количество встреч придётся сократить по определенным причинам, и человек вполне адекватно воспринимает изложенную вами информацию. Но после этого происходит следующие: неожиданный звонок с просьбой срочно приехать/встретиться. Вы соглашаетесь, приезжаете и начинаете спрашивать «что случилось?». Человек рассказывает о том, что у него в жизни всё плохо, его все оставили, у него нет друзей и всё в таком духе. Но суть заключается в следующем — он почувствовал, что вы отдаляетесь, возможно догадался о вашем желании прекратить общение. И для того, чтобы удержать вас, он начинает давить на жалость, говорить как он одинок и несчастен — манипулировать. Решение в данной ситуации два: но для нужно решить хотите ли общаться с этим человеком дальше или нет. Если да, то — не видитесь на эти уловки, а просто поговорите, постарайтесь выяснить, что происходит на самом деле в жизни этого человека и после поставить перед фактом, что из-за обстоятельств встречи — сократятся, но это не значит, что общение сходит на нет. Второй вариант, если вы не хотите общаться — просто прекратите общение.

 

 

2. Рассмотрим ещё один вид манипуляции. Представим ситуацию, что ваш знакомый/друг/родственник заболел простудой и вы за ним присматриваете, ухаживаете. Постепенно ему становится лучше, он идёт на поправку, правда медленно. Периодически этот человек просит вас что-либо сделать. К примеру, принести чаю или что-то в этом роде. Так как человек болен вы это выполняете. Постепенно просьбы увеличиваются и их спектр расширяется. Доходит до абсурда вроде «уберись в комнате», «сходи и купи мне это», «сделай за меня это задание/работу». Как только вы начинает противится, он говорит что-то на подобии: «ну я же болею/у меня еще не прошла температура/болит голова». Но в данной ситуации вами просто манипулируют. Человек понял, что вы многое готовы сделать пока он сам находится в таком состоянии. И давя на жалость и говоря что плохо себя чувствует — манипулирует вами для выполнения своих нужд.

Выходом и решением данной ситуации будет аккуратно сказать человеку, что вы не будете делать за него дела. Тем более он идет на поправку. Да, вы поможете с выздоровлением, сходите и купите лекарства, сделаете укол если это необходимо, но выполнять работу не будите. Главное не реагировать на то, что будут давить на жалость. В конце концов он не при смерти.

 

Конфликты примеры ситуаций

1. Представим себе следующую ситуацию конфликта: молодой человек ехал в машине с будущей невестой и они попали в аварию, в которой жених повредил ногу. Он попадает в больницу, куда приезжают его родители. Молодой человек находится без сознания. Семью и будущею невесту врачи ставят перед выбором: либо ампутация ноги по бедро, либо очень рискованная операция, при которой есть риск летального исхода. Врачи просят предоставить решение как можно скорее.

Родитель настаивают на ампутации, так боятся неприятного исхода операции. А невеста наоборот за операцию. Начинается конфликт, где невеста утверждает «он бы не хотел жить с одной ногой, я знаю его, он бы пошёл на любой риск». А родители утверждают «мы его знаем больше чем ты, нам сын дороже, и мы за него ручаемся и будем принимать решение сами». Так как брак официально не заключен, а они только помолвлены — невеста не является доверенным лицом. Следовательно принимают решение родитель.

Решением данного конфликта будет оформить экстренный судебный запрет на операцию, который лишает родителей права принимать решение. Теперь судья(представитель закона) примет решение выслушав обе стороны. И постараясь решить чего бы хотел сам молодой человек — ампутации или шунтирования с риском летального исхода около 15%.

 

 

2. Представим следующую ситуацию конфликта: одиннадцатиклассник выбирает специальность, к примеру дизайнера, а родители настаивают на экономической специальности. Утверждая, что она более прибыльная и перспективная, «без работы никогда не останешься».

Решение будет следующие: обе стороны конфликта должны сесть и обсудить это, привести аргументы в свою пользу. Кроме этого родители должны учитывать, что ребенок не вещи и ему нужно прожить собственную жизнь как он сам этого хочет, а не воплощать несбывшиеся мечты родителей. Так же предметы которые предстоит сдавать для эти специальностей отличаются, родителям нужно будет это учесть, посмотреть успеваемость. Ребенок может пройти тест на профориентацию.

Если это не приводит к решению конфликта, можно посетить психолога.

 

 

3.  Рассмотрим реальный конфликт длившийся около 5 лет, начиная с июля 2013 и заканчивая маем 2018. Конфликт произошел между двумя популярными американскими исполнителями — Кэти Перри и Тейлор Свифт. Все началось с того, что Тейлор наняла танцоров Кэти для своего тура. Но по контракту как только у Кэти начнется тур — они должны вернутся. Так и произошло, в самом разгаре тура Тейлор Свифт ушли три танцора. Тейлор высказала свое недовольство в интернете, сказав, что Кэти чуть не сорвала ей тур.

В октябре 2014 вышел новый альбом Свифт, на котором была песня посвященная Перри. В интервью журналу Rolling Stone Тейлор прокомментировала это следующим образом: «Эта песня не о разбитом сердце, она о потере дружбы. Она пыталась сорвать мой тур и нанять людей из моего окружения. Раньше я равнялась на неё, хотела получить одобрение, а теперь мы официально враги». Для съемок клипа на эту песню певица собирает самых известных моделей и актрис, открыто говоря, что это моя команда и мы против тебя.

В ответ Кэти дала интервью, в котором сказала: «Остерегайтесь злодеев в овечьей шкуре».

После чего на протяжении 3 лет исполнительницы создавали конфликт через собственные социальные медиа и интервью. А в мае 2017 Кэти выпускает песню в ответ под предлогом «Значит ты хочешь по плохому?». А после в интервью говорит: «Именно она начала ссору. И пора бы ей заканчиваться. Я пыталась говорит с ней».

В день выхода нового альбома Кэти Пэрри, Тейлор пытается саботировать продажи, новостью о своем альбоме. В августе 2017 Кэти выпускает клип на песню против Тей, а та через несколько часов новую песню где упоминаются все её враги.

Многие говорили, что это затянувшийся пиар на несколько лет, но сами певица говорили, что они правда поссорились и больше не общаются, хотя до этого были друзьями.

В мае 2018 года конфликт разрешился. Кэти оправляет Тейлор(у которой начинался новый тур) букетом с оливковой ветвью и письмом в котором сказано следующие: «Привет, старый друг. Я не мало думала о произошедшем недоразумении и отношениями между нами, и хочу положить конец всем спорам. Приношу свои глубочайшие извинения...». Тейлор опубликовала это в интернете, ответив: «Спасибо, Кэти. Это очень многое для меня значит».

Как мне кажется, данный конфликт можно было решит сразу следующим образом: Кэти могла заранее позвонить/встретится с Тейлор, объяснить всё, показать условия контракта танцоров и сказать, что они уходят по правилам контракта, а не моей прихоти».

VI. Самооценка портфолио

Я считаю, что портфолио хорошая подытоживающая работа, благодаря которой многое узнается о себе, а так же по теме психологии и педагогики. При написании эссе и теоретической части, углубляешься подробнее в тему, расширяя тем самым свой кругозор. Анализируя и подводя итоги тестов, можно узнать то, о чем даже не догадывался. Например, объем памяти, или ведущие формы агрессии. При изучении теоретических вопросов, на выбранную, наиболее интересную для себя тему, изучаешь этот аспект более глубоко, отмечая для себя много нового. К примеру, при изучении манипуляции я узнал о её видах, какими приемами обычно пользуются манипуляторы и как им противостоять, чтобы не стать объектом манипуляций. Особенно удачными разделами по моему мнению являются 3 и 5. В 3 разделе я подробно описываю полученные результаты каждой методики, стараясь объяснить почему они именно такие, согласен я с ними или нет. В 5 разделе, где нужно было привести ситуации манипуляций и конфликтов с их решением, я подобрал наиболее интересные примеры, один из которых происходил в реальной жизни, а не которые основаны на личном опыте. Постарался найти максимально возможные и эффективные решения данных ситуаций.
В тоже время хотелось бы посоветовать расширить и разнообразить методики, добавить более узкие(например, касательно темперамента). Кроме этого было бы интересно разбирать и анализировать ситуации манипуляций и конфликтов, подбирать к ним способы решения. Для разбора ситуаций можно было бы брать известные или популярные конфликты из истории и манипуляции из психоанализа. Замечаний по портфолио нет, единственное можно немного сократить объем. А в целом работа очень важна для студентов и их самопонимания.
При изучении курса понравилось проходить различные интересные психологические методики направленные на то, чтобы узнать себя как можно лучше.  

 






Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (72)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)