Этапы развитяи стилистич сисстемы
Термин стиль имел различное содержание в разные периоды существования филологической науки. В классической риторике стиль - это слог (тон), уместный в речи определенного содержания. Риторы древности считали, что стиль должен соотноситься с предметом речи. Аристотель писал, что было бы неприлично, если бы кто-нибудь, говорящий о слишком ничтожном предмете, выражался возвышенным слогом (Аристотель, с. 129). По предмету речи различались роды речей. Каждому роду речи (совещательной, эпидейктической, судебной) соответствовал особый стиль. В соответствии с целью каждой из речей (увлечь, усладить, убедить) риторическим учением предписывалось отбирать различные языковые средства, по-разному их сочетать, в разной степени использовать украшения речи - тропы и фигуры. Чтобы увлечь, взволновать, необходимо было пользоваться риторическими украшениями с наибольшей полнотой; чтобы усладить, сделать речь приятной, украшения нужно использовать умеренно, а чтобы убедить, объяснить, пользовались фигурами речи с наибольшей скромностью. Так в классической риторике сложилось учение о трех стилях: высоком, среднем, простом. Это учение было унаследовано российскими риторами. Уже в первой из известных в России риторик (1620 г.) говорилось о «тройных родех глаголания: высоком, среднем и смиренном». В.М. Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) систематизировал употребление средств русского языка того времени, различных по происхождению, закрепив одни из них (старославянизмы) за группой жанров, в которых говорилось о «важных материях»; другие (преимущественно российские речения) - за такими жанрами, как эклоги, элегии, стихотворные дружеские письма, а третьи (в том числе и просторечия) - за дружескими письмами в прозе, описаниями обыкновенных дел. То, что генетически разные пласты лексики были представлены в этих группах жанров неодинаково, создавало их особый «штиль» - высокий, средний или низкий. Преимущественное употребление языковых средств (лексических единиц и грамматических форм) в произведениях определенной тематики, жанра, стиля подготовило преобразование их генетических различий в стилистические: лексическая единица получила «метку» контекста употребления, говорящую о ее особых качествах и предпочтительной сфере употребления – стилистическое значение. Это привело к иному содержательному наполнению термина стиль. Стиль (языковой стиль) начинает пониматься как совокупность однородных по стилистическим качествам (стилистическому значению) языковых единиц, обладающих определенными экспрессивными возможностями, что было конкретизировано в словарных пометах торж., офиц., upon., презр. и др. Позднее на основе этих совокупностей формируется оппозиция книжный стиль - разговорный стиль на фоне нейтрального стиля. С середины XX века в связи со становлением функциональной стилистики появляется термин функциональный стиль. Этот термин понимается, во-первых, в аспекте языка и, во-вторых, в аспекте речи (М.Н. Кожина). Функциональные стили в аспекте языка - это исторически сложившиеся разновидности (подсистемы) литературного языка, обслуживающие коммуникацию в различных сферах общественной деятельности и наиболее адекватно выражающие характерные для этой сферы смыслы. Функциональные стили в аспекте речи - это особый характер речи в определенной сфере общения, который создается благодаря использованию соответствующего целям и задачам коммуникации в этой сфере набора языковых средств и их специфической организации. Кроме того, в настоящее время термин стиль используется для обозначения индивидуальной манеры, способа, которым исполнен данный речевой акт (или произведение): стиль Пушкина, стиль Гоголя и для обозначения общепринятой манеры речи, способа ее исполнения, свойственных литературным жанровым разновидностям (стиль романтизма, стиль репортажа). 6. Фоника- раздел стилистики, он изучает звуковую сторону речи. Это наука об искусстве звуковой организации речи. Также под термином понимается и сама звуковая организация текста.
Изучаются: -приемы усиления фонет.выраз-ти речи -условия благозвучия для национального языка -звуковая выразительность в худож. речи и публицистике
Объект исследования: 1) Звуки (определенная композиция звуков создают некий ореол ассоциаций тем или иным словам, т.е оболочка слова может сама по себе что-то значить н: старый хрыч, ну ты мямля. 2) Словесное ударение – размер стихотворения зависит от чередования ударных и безударных слогов -чередование коротких и длинных слов влияет на благозвучие текста 3) Рифмы и ритм ( рифмованная речь более эмоциональна 4) Употребление в речи близких или далёких по артикуляции звуков( если часто употребляются одинаковые по артикуляции звуки, то речь нехорошая).
Стилистические ресурсы лексики связаны с двумя ключевыми параметрами: 1)использование в речи языковых единиц как с оценочной, так и с функционально-стилистической 2)системные отношения в лексике Стилистические ресурсы - синонимия, полисемия, антонимия, омонимия, парономазия, слова. находящиеся за пределами лит. языка. Главное отношение-отношение синонимии, обладающее эффектом стилистического значения. Синоним может быть семантическим(молодость-юность) и стилистическим(женщина-тётка). Помимо употребления синонимических пар в тексте стил. ресурсы синонимии это-градация-это синонимический ряд, где каждый следующий член ряда обладает большей экспрессией, чем предыдущий. Создает стил. эффект многозначности слов полисемия. Приемы выражения полисемии - метафора и метонимия. Отношение антонимии: -антитеза(отношение противопоставления). -оксюморон - сочетание несовместимого(радость со слезами на глазах; убогая роскошь). -каламбур держится на антонимии - языковая игра(было так поздно, что уже рано). Омонимия(слова. имеющие разные значения. но звучащие одинаково) (хорошее дело браком не назовут). Паронимы-близкие по звучанию, но разные по смыслу. Парономазия - использование в тексте рядом паронимов( олицетворяют собой честь и честность). В качестве стил. ресурсов могут становиться слова, находящиеся за пределами лит. языка (арго, жаргон, сленг, диалект, профессионализм)-становятся ресурсом, когда попадают в определённый контекст. Жаргонизмы -употреблены с заданием, что бы создать выразительность. Диалектизмы -создание местного колорита. Стилистические ресурсы фразеологии Во фразеологизме одно из слов должно быть в переносном значении. Фразеологизмы могут выступать как стилистические ресурсы, они обладают разной степенью экспрессии. Окрашены по шкале, могут быть книжными (Дамоклов меч)-когда они заимствуются из книг, чаще из Библии, из мифологии. Есть фразеологизмы разговорные (глухая тетеря). Способы трансформации фразеологизма, которые превращают его в стилистически маркированные: 1.усечение (Представлять из себя, она представляет...), 2.Подстановка компонента (нами проделана большая работа); 3.Замена компонента( ломиться в закрытые -открытые двери).
Словообразовательные и морфологические синонимы, при том условии, что один синоним является стил. нейтральным, а другой стил. окрашенным (швырял камни-(экспрессивно-возвышенная окраска)швырял камнями(нейтрал.)-морфологический синоним(формы разные(падеж, накл, вр, род). Словообразовательная синонимия -один корень, но разные формы (лошадка, лошадёнка) –ик,-к,-ин- суффиксы субъективной оценки. Словообразование зависит от функц стиля. В книжном стиле отсутствуют суффиксы субъективной оценки, работают определённые типы словообразования, характерные для различных стилей, суф:-ани, -ени, ость- в сущ-(удобрение), гл на –изировать( конкретизировать). используется суффикс субъективной оценки, а так же использование суффикса субъективной оценки, потерявшего значение уменьшения(свечка. окошко-разг. речь) Морфология в книжном: употребление причастных и деепричастных оборотов, абстрактных сущ., сущ м.р. для обозначения профессий. Разговорный: сущ. ж.р. для обозначения профессий(врачиха, учительница), склонение имён и отчеств как одного слова(нет Пётр Ивановича), нарушение склония падежной системы и т.д. Имя существительное- слова общего рода часто относятся к разговорн.(ябеда, соня и т.д.), м.р.,ж.р.-книжный, ж.р.-разговорный для обозначения профессий. Категория числа им. сущ. тоже явл. ресурсом (ед.ч. с собирательным значением - мимо тусклых в сумраке стёкл тихо падал лист(их много)), использование мн. числа соль-соли(науч. термин, стил окраска). Категория падежа может придавать стил. значение слова(В.п. он не закрыл трубу-он не закрыл трубы-книж) Имя прилагательное- стил. маркирована превосходная степень прил.(прекраснейший человек), определения(смех ребёнка или детский смех-мен. семантика) различают по значению полные и краткие формы прилагательных(весёлая(=всегда) и весела(=сейчас), краткие формы более книжны, чем полные. Глагол-2л. ед. ч с обобщающим значением, которое обозначает личные действия говорящего(ночью лежишь под одеялом и боишься), первое лицо выступает вместо третьего(вас просят вместо я вас прошу), вместо одного времени используется другое, наст. вр.-науч., к прош.-разговорн., наклонение повел. заменяется на условн.(поговорил бы ты со мной), инф. вместо повелит(встать, вместо встаньте).
1.Конструкции с эллипсисом - конструкции с пропуском какого-нибудь члена предложения. Эллипсис может наблюдаться в обычной разговорной речи, он не является выразительным средством, он мотивирован ситуацией(Два до Москвы; Пятилетку в четыре года). 2.Умолчание-автор не договаривает, много смыслов, передаёт нахлынувшие эмоции. 3.Позиционно-лекс повтор (анафора и эпифора) 4.Параллельные синтаксические конструкции - одинаковые члены предложения занимают одинаковые позиции.(Молодым у нас везде дорога, старикам везде у нас почёт) 5.Инверсия-изменение порядка слов, непрямой порядок слов встречается и в разговорной речи(Ты любишь собака дома когда?) 6.Парцеляция-это интонационное разделение синтаксически единой конструкции. Приём используется авторами, что бы придать особую весомость части высказывания: Разогнаться по водной глади. Прыгнуть. Взлететь. И…стать небом. Сияющим. Бесконечным. 7.Период - сложная синтаксическая конструкция, которая при чтении расподается на 2части:1часть-состоит из ряда однотипных предложений и произносится с интонацией повышения, затем пауза, а за паузой меньшая часть с интонацией понижения. 8.Риторический вопрос – утверждение в форме вопроса.(Разве весело слышать дурное о себе?)Риторическое обращение, восклицание.
Учение о стилях речи появилось в ДР. Греции, где элакуция предполагала выбор языковых средств, соотв. коммуникативной задаче. В Р. также было учение о 3 стилях (Макарий, Усачев, Ломоносов).
Эта теория предполагала: - жанровый отбор язык ср-в (высокий, средний и низкий жанры) - понятие относительной замкнутости стилей (стиль – система, ср-ва наход во взаимодействии) - идея стилей языка как стилист пластов - повышение и понижение стиля, характеристика лексики по шкале стилист смыслов - теория трех стилей имеет функц направленность
С середины XX века в связи со становлением функциональной стилистики появляется термин функциональный стиль. Этот термин понимается, во-первых, в аспекте языка и, во-вторых, в аспекте речи (М.Н. Кожина). Функциональные стили в аспекте языка - это исторически сложившиеся разновидности (подсистемы) литературного языка, обслуживающие коммуникацию в различных сферах общественной деятельности и наиболее адекватно выражающие характерные для этой сферы смыслы. Функциональные стили в аспекте речи - это особый характер речи в определенной сфере общения, который создается благодаря использованию соответствующего целям и задачам коммуникации в этой сфере набора языковых средств и их специфической организации. Кроме того, в настоящее время термин стиль используется для обозначения индивидуальной манеры, способа, которым исполнен данный речевой акт (или произведение): стиль Пушкина, стиль Гоголя и для обозначения общепринятой манеры речи, способа ее исполнения, свойственных литературным жанровым разновидностям (стиль романтизма, стиль репортажа).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (723)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |