Составьте словосочетания с паронимами, объясните их значения
Благородный поступок – недостойный проступок, поиски пропавших – происки врагов, обсуждение диссертации – осуждение поступка, советник государя – советчик друга, низкая изнашиваемость – видна изношенность, детское фантазерство – творческое фантазирование, абстрактность бытия – абстракция на холсте, обоснование решения – основание трапеции, культурное наследие – богатое наследство, отречение от престола – отрешение от мира, переходная экономика – экономия средств, стилевой приём – стилистическая ошибка, поверка на плацу – проверка домашнего задания, изобретательный человек – изобретательский центр, конный спорт – конский топот, наблюдательный мальчик – наблюдательский пункт. Рекомендации студенту. Что нужно обязательно помнить о паронимах? ü Паронимы имеют разные значения и разную лексическую сочетаемость, поэтому нужно быть осторожным в их выборе. ü Паронимы могут быть использованы как стилистический прием. ü Некоторые авторы расширяют понятие паронимии — относят к паронимам близкие по звучанию слова (пинцет – ланцет), они носят субъективный характер.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ 1. Что такое паронимы и парономазия? 2. Какие функции паронимов Вы можете назвать? 3. Какие виды паронимов Вы знаете? 4. Назовите погрешности, возникающие при неправильном употреблении паронимов? 5. В каких стилистических целях используются паронимы? 6. Отчего происходит смешение паронимов? 7. Что нужно учитывать при выборе паронимов? ► 2. Публицистический стиль считается основной сферой употребления паронимов. Как вы думаете, почему? Занятие № 7 Стилистическая окраска слова Освоив материал этой темы, Вы узнаете: § что такое функциональный стиль; § что такое язык художественной литературы; § как слово соотносится со стилем. Вы научитесь: § Относить слова к лексике, которой они свойственны. § Мотивировано использовать книжные и разговорные слова в тексте. § Различать между собой функциональные стили. План занятия: 1.Функциональные стили. 2.Функционально-стилистическое расслоение лексики: а) лексика, не закрепленная в функционально-стилистическом отношении (межстилевая); б) лексика, закрепленная в функционально-стилистическом отношении: · разговорная; · книжная (научная, публицистическая, официально-деловая). ТЕОРИЯ Функциональные стили. Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Функционально-стилистическое расслоение лексики. В современном русском языке выделяются книжные стили: научный, публицистический, официально-деловой. Им стилистически противопоставлена разговорная речь, выступающая обычно в характерной для нее устной форме. Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы, или художественный (художественно-беллетристический) стиль. Наиболее четко противопоставлены книжные и разговорные слова (ср.: вторгаться – влезать, соваться; галантный, корректный – уважительный; плутократ – буржуй). В составе книжной лексики можно выделить слова, свойственные книжной речи в целом (последующий, эквивалентный, престиж, эрудиция, предпослать), и слова, закрепленные за конкретными функциональными стилями (например, монокультура тяготеет к научному стилю, сплоченность – к публицистическому, воспрещается – к официально-деловому). Стилистическая окраска лексики наиболее определенно выявляется в речи. Книжные слова не подходят для непринужденной беседы (на зеленых насаждениях появились первые листочки), научные термины нельзя употребить в разговоре с ребенком (весьма вероятно, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Петей в течение предстоящего дня), разговорные и просторечные слова неуместны в официально-деловом стиле (в ночь на 30 сентября взломщики проникли в квартиру Петрова и похитили его личные пожитки). ЛИТЕРАТУРА Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Функционально-стилевое расслоение лексики – С. 57-59
Упражнение 1 Определите, к какой лексике относятся слова, объясните свой выбор. 1. Разговорная лексика; 2. Книжная лексика; 3. Общеупотребительная лексика. Заправский, превалировать, конверсия, книжка, маленько, предначертание, благодушие, писать, говорить, молодой, жарко. Какие навыки дало вам это упражнение? Упражнение 2 Укажите, насколько стилистически мотивировано употребление разговорных и просторечных слов, какова их роль в тексте; исправьте предложения, где это необходимо. Его зазывали в компании к себе по поводу и без повода. 2. Они вошли во двор, прямо скажем, захламленный. 3. Наша бригада ловко управляется с работой. 4. У совхоза уйма претензий к заготовительным и перерабатывающим продукцию сельского хозяйства предприятиям. 5. Ученые научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для сбора чайного листа. 6. Директору надо было успеть смотаться сразу в два места: в профком завода и в цех. 7. Учить первоклашек – это в ее характере – открытом и жизнерадостном. 8. Кто староста-то сейчас? – Да парня какого-то выбрали. 10. Семья росла, и ей нужен был настоящий, уютный, ухоженный дом. Голенкова К.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1886)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |