Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Процесс олигополистического ценообразования





Обобщая существенные свойства вышеприведенных мо-делей, предположим, что каждая компания считает цены и объем выпуска конкурентов зафиксированными и макси-мизирует выгода вдоль своей кривой реакции. В этом случае между предположением и действительным поведе-нием возникает несовместимость. Она может быть весьма критической, так как не существует возможности «компен-сации», если принятое управленческое решение оказалось неудовлетворительным.

В многопериодной модели компании обладают возможно-стью изучить своих конкурентов и использовать опыт их поведения в качестве основы для определения конкретных последствий любой инициативы. Существует также возмож-ность исправить положение, если в предшествующем пе-риоде организация приняла неудовлетворительное управленчес-кое решение и соответственно пострадала.

Ценовое приспособление фирм - олигополистов друг к другу начнется со снижения цен, но затем они перейдут к повышению цен и совместной максимизации прибыли.

Однако это справедливо только при отсутствии на рынке тайного картельного соглашения, которое предполагало бы согласованность действий предприятий-конкурентов по установлению цен и объемов выпуска.

Рассмотрим процесс олигополистического ценообразо-вания, происходящий в реальной действительности. В своей наиболее общей форме он зависит от трех основных эле-ментов: условий спроса, функции затрат организации и пред-положения о максимизации прибыли для каждого пред-приятия. Особо следует учитывать, что это происходит в условиях полной определенности, т. е. предполагается, что участники рынка знают все о его текущем состоянии.

 

В условиях олигополистического равновесия Курно доля рынка компании находится в обратной зависимости от уров-ня ее средних расходов. Поэтому, если со стороны спросовых ограничений абсолютное значение эластичности спро-са растет, то рентабельность организации падает, и если издерж-ки производства единицы продукции постоянны, то и цена продукта будет постоянной.



В ходе исследования процесса установления цены и объемов выпуска в условиях олигополии делалось пред-положение, что компании действуют в условиях определен-ности. Однако на практике, даже если организации обладают полной информацией о собственной структуре затрат, они очень редко знают условия спроса, с которыми им пред-стоит столкнуться.

Решение данной проблемы возможно по двум направ-лениям. Первое направление продолжает концентрировать-ся на ценовом поведении продавцов товара, но вводит фактор неопределенности в кривую спроса рынка. Данная позиция основывается на трех основных идеях. Во-первых, это так называемый «принцип увеличивающейся неопре-деленности», предполагающий, что дисперсия общего воз-можного дохода, получаемого в результате принятия реше-ния продавцом по ценам или объему выпуска, будет увели-чиваться так же, как и ожидаемая сумма дохода. Во-вторых, предполагается, что люди, принимающие решения, не при-емлют риска, т. е. им необходимо намного большее увели-чение ожидаемой прибыли для компенсации постоянно возрастающего риска, измеряемого дисперсией прибыли. В-третьих, в отличие от случая определенности, необхо-димо установить различие между фирмами, которые уста-навливают цену и продают запрашиваемое количество то-вара, и теми фирмами, которые устанавливают определен-ный объем выпуска и продают его по любой сложившейся цене. Это связано с тем, что в последнем случае неизвестен размер общего дохода, хотя известны общие затраты предприятия, а в первом случае и то и другое неизвестно. Из вышеизложенного следует, что фирме, устанавливаю-щей объем выпуска, легче использовать экономический анализ при планировании.

Введение фактора неопределенности в модель поднима-ет и другую проблему. Неопределенность означает, что раз-личные компании могут устанавливать различные цены на однородные товары (политика дискриминации); следова-тельно, необходимо обратить внимание на поведение по-требителей. Изучение обеих сторон рынка одновременно -- это и есть второе основное направление анализа реше-ний предприятий по ценам и объему выпуска в условиях неопределенности. При большем разбросе цен однородных товаров рациональным для приобретателя товара будет по-иск наименьшей цены, но только до тех пор, пока ожида-емый доход от этого поиска не перекроется издержками на сам поиск. Однако часть исследователей указывают на то, что если организации, функционирующие на олигополистическом рынке, максимизируют выгода, то все они установят одну и ту же цену, и дисперсия цен исчезнет, т. е. Товары станут полностью гомогенными.

 

Одновременно, если потребители и поставщики не об-ладают информацией о распределении цен, то предполо-жение об установлении единственной цены становится лож-ным. Ценовая дисперсия может существовать, если разные потребители обладают разным уровнем издержек на поиск необходимого продукта.

Основная проблема введения фактора неполной (асим-метричной) информации в модель олигополистического рынка заключается в наличии большого числа возможных результатов, зависящих от предположений о природе ин-формации. Для этого необходимо знать, что общеизвестно на рынке, а что известно лишь некоторым фирмам, какова асимметрия в распределении информации, до какой степе-ни компании нуждаются в информации и как в течение вре-мени развертывается процесс уравновешивания.

Вышеизложенные теории дуополистического и олиго-полистического равновесия на рынке промышленной про-дукции легли в основу современных, используемых при принятии производственно-хозяйственных решений, кон-цепций олигополистического взаимодействия:

- модель ломаной кривой спроса;

- сговор в отрасли;

- лидерство в ценах;

- Ценообразование по принципу «расхода плюс».

Ситуация в олигополистической отрасли и ее особенно-сти предполагают и поощряют сотрудничество (сговор) между предприятиями-участниками. Сговор может принять явные (Концерн, синдикат, трест, картель и пр.) и тайные формы.

 

Явный сговор

Имеет место, когда организации достигают не-посредственного соглашения о разделе рынков (определе-ние объема торговой деятельности и соответственно производства) и уста-новлении взаимовыгодных цен. Т. е. происходит формали-зация ограничения конкуренции в условиях олигополии. При всей выгодности такой формы рыночного взаимодей-ствия (максимизация прибыли участников сговора), в боль-шинстве случаев она ограничена законодательно.

Тайный сговор

Выражается в «молчаливом» (не закреп-ленном документально) соглашении о фиксировании цен, разделении или распределении рынков. Основу сговора составляет наблюдение фирм за действиями друг друга и приеме собственных решений с учетом решений конкурен-тов. Обычно тайный сговор предшествует явному либо за-меняет его при наличии легальных ограничений.

Модель ломаной кривой спроса предполагает управле-ние ценообразованием в условиях олигополии, когда при установлении цены олигополистом, не участвующим в тай-ном сговоре, конкуренты игнорируют увеличение цен, но негласно следуют снижению цен. Результатом такого ры-ночного взаимодействия является то, что кривая спроса олигополиста -- инициатора изменения цен является сту-пенчатой или ломаной. Кривая предельного дохода в по-добном случае имеет вертикальный разрыв.

Лидерство в ценах является одновременно средством управления отраслью доминирующим предприятием и спо-собом дискриминации «слабых» предприятий с его сторо-ны. В условиях ценового лидерства олигополисты коорди-нируют свое поведение в области цен, не прибегая к сговору. В отрасли развивается практика установления доминирую-щей компанией рыночной цены при молчаливом изменении цен конкурентами. Следует отметить, что такая отрасль весьма нестабильна, и при формировании благоприятных усло-вий происходит смена ценового лидера либо «ценовая вой-на», когда большая часть участников рынка не следует за действиями «лидера».

В этом случае ценообразования по принципу «издерж-ки плюс», олигополист определяет затраты на единицу продукции и к сложившейся сумме добавляет наценку. Это определяет сбытовую цену произведенной продукции. Размер наценки носит плановый характер в зависимости от целей деятельности олигополиста и обычно ограничивается на разумном уровне.

Экономические последствия олигополии следует рассмат-ривать с двух позиций. Первая -- поскольку олигополия близка по структуре к монополиста, можно ожидать, что она действует аналогичным образом.

Таким образом, олигополистическое взаимодействие является наиболее интересным для исследования и про-гнозирования в связи с потенциальной многовариантнос-тью. Тем более, что экономика Российской Федерации находится сейчас в стадии передела рынков коммерции и влияния, носящей ярко выраженный характер олигополистического взаимодей-ствия. Дальнейшее исследование рынка олигополии при-менительно к условиям России может дать толчок развитию новых концепций олигополистического взаимодействия.

Обобщая основные, существенные черты моделей оли-гополии, следует принять целевую установку на максими-зацию прибыли. Этот выбор оправдан не только тем, что выгода (как целевой фактор) используется в большин-стве известных моделей политики предприятия, но и тем, что ориентация на нее как на стоимостной показатель эф-фективности производства наиболее адекватна механизму функционирования рыночной экономики.

Более того, в практике следует использовать многопериодный подход к моделированию олигополии. Существу-ет два важных преимущества многопериодных моделей.

Первое -- возможность «самообучения» фирм, когда каждая компания имеет возможность изучить историю кон-курентных действий своих оппонентов и может моделиро-вать их будущие объем выпуска и цены на основе прошлых временных рядов. Для этого можно использовать механизм математических ожиданий. Второе -- это то, что общая идея «реагирования» становится более значимой и, самое глав-ное, осуществимой. Наилучший (максимизирующий соб-ственную, но не совместную, выгода) шаг компании в одном периоде может быть «наказан» конкурентами в последую-щие периоды.

Олигополия старается получить высо-кие экономические прибыли, ограничивая выпуск продук-ции ранее достижения точки наименьших расходов на еди-ницу продукции и соответствующей цены. С другой сторо-ны, крупные олигополистические организации необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса, т.е. с течением времени олигополистические отрасли бу-дут способствовать быстрому улучшению продукта, более низкой исходной стоимости единицы продукции и в результате -- более низким ценам и большему объему производства, чем при действии той же самой отрасли на полностью кон-курентных началах

Вопрос 23. Рынок ресурсов – вид рынков, предметом купли и продажи на котором выступают факторы производства (или экономические ресурсы).

Специфика ресурсных рынков: 1.

Продавцами на этих рынках могут выступать как фирмы, так и домохозяйства. 2.

Распределение ресурсов между отраслями и фирмами происходит в соответствии с их возможностями платить за ресурсы. 3.

От цен на разные виды ресурсов будет зависеть распределение доходов в обществе. 4.

Цена экономических ресурсов имеет под собой основу – денежный доход от использования данногоресурса: Экономический ресурс Доход Капитал Прибыль Труд Заработная плата Земля Рента Различают рынки земли, капитала и труда.

Цена на ресурсы складывается в результате взаимодействия спроса и предложения.

1. Спрос на ресурсы. Спрос на ресурсы зависит от: 1)

спроса на продукцию, изготовляемую с применением данного вида ресурса. Чем выше спрос на готовый продукт, тем больше покупатели готовы платить за готовый продукт, тем по большей цене может себе позволить закупать ресурсы предприниматель, тем больше будет спрос на ресурсы.

2)

производительности ресурса. При ее росте фирма привлекает меньшее количество ресурсов. Производительность ресурса отражает предельный продуктресурса (MP–продукт, созданный последней единицей данного ресурса). 3)

цены на замещающие и дополняющие ресурсы

Кривая спроса на ресурс (D) =MRP (доход от предельного продукта ресурса = MP*P).

Кривая спроса на ресурс имеет отрицательный наклон.

Эластичность спроса на ресурсы зависит от:

А) эластичности спроса на готовую продукцию. Прямая зависимость.

Б) замещаемости ресурсов. Прямая зависимость.

В) доли ресурса в общих издержках. Прямая зависимость.

Г) коэффициента снижения предельного продукта переменного ресурса. Чем быстрее падает предельный продукт при добавлении фиксированного количества переменного фактора, тем больше эластичность спроса на ресурс.

2. Предложение ресурсов.

Предложение ресурсов меняется сравнительно медленно во времени. Так как Sрес в краткосрочном периоде фиксировано, то важнейшим следствием взаимодействия спроса и предложения на рынке ресурсов является высокий доход на дефицитные ресурсы и низкие на имеющиеся в изобилии.

Главная задача фирмы – максимизация прибыли. При выборе сочетания ресурсов для производства товаров и услуг фирма может это сделать двумя способами: 1)

Правило минимизации издержек – при выборе комбинации ресурсов фирма будет манипулировать ресурсами до тех пор, пока предельный продукт к ценамресурсов не выровняются. При этом получается самые низкие издержки.

MPK/? = MPL/W=MPR/R

Где ? - прибыль, MPK, MPL, MPR – предельные продукты капитала, труда, земли соответственно, W - заработная плата, R – рента. 2)

Правило максимизации прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать такую комбинацию ресурсов, чтобы их предельные продукты были равны ценам ресурсов.

MPK/? = MPL/W=MPR/R=1

У любой фирмы как правило есть несколько объемов производства, минимизирующих издержки, и только один максимизирующий прибыль.

Вопрос 24.

Рынок труда. Заработная плата, ее сущность, формы и системы. Поминальная и реальная заработная плата Рынок труда - особая сфера рыночных отношений, в которой осуществляется купля-продажа рабочей силы. Его основные компоненты: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение. Цена рабочей силы выступает в форме зарплаты, конкуренция - в форме соперничества между работниками за рабочие места, работодателями - за рабочие руки, а также между работниками и работодателями - за условия найма. Спрос на рабочую силу выступает как потребность работников получить желаемую работу на определенном предприятии, в организации, отрасли, регионе, предложение - в форме количества и структуры трудовых ресурсов, которые имеются на рынке или могут быть поставлены на него. Предложение рабочей силы формируется под воздействием совокупности следующих условий: • общей численности населения; • численности активного трудоспособного населения; • количества отработанного времени за год; • качественных параметров труда, квалификации работника, производительности труда, специализации. Соотношение спроса и предложения рабочей силы характеризует конъюнктуру рынка. При их совпадении конъюнктура будет равновесной, при превышении спроса над предложением - трудодефицитной, при превышении предложения над спросом - трудоубыточной. При равновесной конъюнктуре рынка существует оптимальная занятость населения, нарушение равновесия проявляется в безработице. В современных условиях на атмосферу рынка труда сильное воздействие оказывают НТР и переход к информационному обществу. Это сказывается на структуре рынка труда, общеобразовательной и профессиональной подготовке работников. Резко повышается удельный вес инженерно-технических и научных работников, менеджеров, а также квалифицированных работников сферы услуг. При росте количества работников, занятых в торговле, финансово-кредитной сфере и управлении, сокращается абсолютно и относительно численность работников сельского хозяйства, ряда традиционных отраслей промышленности и транспорта. В процессе НТР формируется работник нового типа, которому присущ высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки, знание информатики и компьютерной техники, иностранных языков. Рабочая сила человека и труд неотделимы друг от друга. Только через труд происходит материализация рабочей силы. Поэтому логично увязывать заработную плату с таким фактором производства, как труд. Заработная плата - это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного труда и результатов деятельности всего коллектива предприятия. Она зависит от различных факторов: экономических, природно-климатических, географических, социальных. Существует две основные формы зарплаты - повременная и сдельная. Повременная заработная плата - это такая форма оплаты труда, при которой величина заработной платы работника зависит от фактически отработанного времени. Повременная система может быть почасовой, поденной, понедельной, помесячной. В нашей республике применяют помесячную и почасовую зарплату. Выплата заработанных денег осуществляется два раза в месяц. Разновидностью повременной заработной платы выступают системы: простая повременная и повременно-премиальная. Простая повременная зарплата начисляется инженерно-техническим работникам и служащим за фактически отработанное время в виде установленных им окладов, а рабочим - по тарифной ставке; при повременно-премиальной системе выплата осуществляется рабочим по тарифной ставке, а ИТР и служащим кроме окладов и тарифных ставок еще идут и премии за достижение высоких показателей в работе. Сдельная заработная плата - это такая форма оплаты труда, при которой величина размера заработка зависит от количества изготовленной продукции в соответствии с установленными расценками. Существуют следующие системы сдельной зарплаты: • прямая сдельная, при которой оплата производится по неизменной расценке за каждую единицу произведенной продукции; • сдельно-премиальная, предусматривающая выплату премий за достижение определенных количественных и качественных показателей; • сдельно-прогрессивная, предполагающая оплату каждого изделия в размерах нормы выработки по основным сдельным расценкам, а за выпуск изделий сверх нормы - по более высоким расценкам; • аккордная, включающая вознаграждение за весь объем выполненных работ. Независимо от применяемой формы оплаты одинаковый труд работников должен иметь равное вознаграждение. Для выполнения этой задачи предприятия и организации могут применять тарифные разряды. Тарифный разряд характеризует способность работника выполнять работу различной сложности и непосредственно влияет на величину его зарплаты. Самый низкий разряд - первый. Работник первого разряда должен уметь выполнять самую простую работу и получает самую низкую зарплату. Обычно для рабочих применяют разряды с первого по восьмой, а для высококвалифицированных рабочих - с девятого по двенадцатый. Чем выше разряд у рабочего, тем более сложную работу он может выполнять и тем более высокую зарплату он получает. На негосударственных предприятиях зарплата часто состоит из трех частей. Размер первой части зависит от квалификации работника, стажа работы, его профессионализма. Вторая часть оплаты является вознаграждением за индивидуальные успехи - премии за высокое качество, рост выработки и другие показатели. Третья часть - это вознаграждение по результатам деятельности всего предприятия. В бюджетных организациях оплата труда также включает тарифные разряды, категории, вознаграждение за качественную работу. Различия в заработной плате зависят от профессионализма работников и видов выполняемых работ. Высококвалифицированный труд вознаграждается более высокой заработной платой, потому что, во-первых, такой труд вносит более весомый вклад в прибыль организации, во-вторых, высокая зарплата квалифицированных специалистов компенсирует прошлые затраты времени, средств и усилий на образование и профессиональную подготовку. В странах с развитой экономикой применяются три основные типа организации заработной платы: американский, японский и западноевропейский. Американский тип включает прежде всего оценку самих видов труда, а также определенные требования к их исполнителям. При японском типе организации зарплаты учитываются анкетные данные работника: возраст, пол, образование, стаж, формы найма. Западноевропейский тип организации зарплаты является синтезом американского и японского типов тарифных и надтарифных условий оплаты, в связи с чем его называют переходным или промежуточным. При разработке систем зарплаты учитываются социальный, психологический, нравственно-этический, семейно-бытовой и другие аспекты жизнедеятельности человека. За рубежом широко практикуются такие системы, как система участия в прибылях, система аналитической оценки работ, человеческих отношений, система пожизненного найма и т.д. При характеристике уровня жизни населения отдельной страны и сопоставления по этому показателю различных стран, а также разных категорий населения внутри страны используют категории номинальной и реальной заработной платы. Номинальная зарплата представляет собой сумму денег, получаемую работником за единицу времени труда (час, неделю, месяц). Реальная зарплата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести, на полученную сумму денег. Она в значительной степени зависит от целого ряда факторов: • величины номинальной заработной платы; • уровня цен на потребительские товары и услуги; • наличия товаров и услуг, удовлетворяющих спрос населения; • величины стоимости платных услуг и т.д. В зависимости от влияния этих факторов изменяется реальная зарплата. При переходе к рыночным отношениям концепция зарплаты базируется на следующих принципах: установлении прямой зависимости зарплаты предприятия от реальных результатов труда, самостоятельность хозяйственных субъектов в стимулировании труда работников, самозарабатывании средств для выплаты зарплаты коллективу предприятия, регламентация минимума заработной платы государством. С помощью совершенствования оплаты труда можно эффективно стимулировать персонал в постоянно меняющихся современных условиях хозяйствования и достижения поставленных целей. В современных условиях происходят изменения не только в формах и системах заработной платы, но и в методах ее организации. Так, одной из новых форм трудовых отношений и заработной платы для нашей экономики является контракт, трудовой договор. Контракт - соглашение, в соответствии с которым работник обязуется выполнить работу, порученную работодателем, в обмен на заработную плату.

Вопрос 25.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)