Главная особенность предпринимательской и всей хозяйственной деятельности в аграрном и добывающем секторах экономики состоит в том, что в этих сферах особую роль выполняет земля, природные ресурсы в целом. Земля в данном случае выступает не просто как место для производства, но и как предмет и средство труда. В связи с этим в аграрной и добывающей сферах хозяйства возникают особые рентные отношения и образуется особый вид факторного дохода - земельная рента (от лат. reddita - отданная назад).
Понятие «рента» в экономической литературе имеет двоякий смысл - широкий и узкий. В широком смысле рента - это регулярно получаемый доход с капитала, имущества, земли, по облигациям и т. п., не требующий от получателя предпринимательской деятельности. В этом смысле содержание ренты во многом совпадает с содержанием процента, взятого в широком смысле слова. В узком смысле рента - это доход с земли, который присваивает ее собственник (землевладелец) в отличие от дохода, который получает предприниматель (арендатор-землепользователь), используя землю как объект хозяйства. Иными словами, рента - это доход землевладельца, т. е. физического или юридического лица (государства, банка, фирмы), которые имеют права собственности на данный участок земли. Землепользователь - это арендатор, предприниматель, который получает обычную прибыль. В реальной жизни пользователь земли может быть одновременно и ее собственником, но реально и такое положение, при котором землевладение и землепользование олицетворяют разные юридические и физические лица. При последующем изложении понятие «рента» будет применяться именно в этом узком экономическом смысле как доход землевладельца.
На практике в аренду может сдаваться не только земля, но и здания, сооружения, которые на ней расположены (склады, строения, сады, лечебницы и т. п.). В этом случае рента выступает как часть арендной платы. Эта последняя теперь включает в себя:
1)ренту как плату за землю;
2) амортизацию строений и сооружений, находящихся на данном участке земли и сдаваемых в аренду вкупе с землей;
3) процент от капитала, воплощенного в данных материальных активах (в строениях и сооружениях).
Если же в аренду сдается земля и только земля, то количественно рента и арендная плата совпадают.
Рента - это сложное экономическое явление. По месту образования в тех или иных сферах хозяйства рента бывает: земледельческая, включая продуктовую; горная, включая нефтяную, газовую, угольную, железорудную и т. д.; лесная; водная; экологическая; туристская; транспортная; строительная и т. д. По характеру образования рента имеет три основные формы: дифференциальную, абсолютную и монопольную. В свою очередь, дифференциальная рента имеет две формы: I и II, а дифференциальная рента I может принимать следующие виды: ди-френта I по плодородию, дифрента I по местоположению относительно рынка, дифрента I по продуктивности месторождений полезных ископаемых, дифрента I по глубине залегания пластов полезных ископаемых в недрах земли и т. д.
Вопрос 29.
Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Представляется, что под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основных метода, используемых в предпринимательском (хозяйственном) праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Все названные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского (хозяйственного) права. Выделение других методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется искусственным. Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства. Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении промыш-ленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона). Как и направления (сферы) государственного регулирования предпринимательской деятельности, формы такого регулирования многообразны. В целом их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные . Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности. Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.
Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот.
Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам — правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.
Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности — это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственная поддержка также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. «Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей».
Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.
Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование — это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п. Что касается соотношения форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского (хозяйственного) права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган: выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания; направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполнительной власти и органам местного самоуправления; дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала. Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наобо
Вопрос 30.
Основные направления регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
Государственное регулирование функционирования хозяйствующих субъектов осуществляется во всехгосударствах, имеет подчас весьма существенные национальные особенности. При этом можно выделить несколько основных направлений их государственного регулирования.
Прежде всего правовое обеспечение образования хозяйствующих субъектов, их государственная регистрация.
В соответствии с международной практикой регистрация фирм осуществляется государственными административными органами и является обязательной. Она преследует цели:
- осуществление государственного контроля за предпринимательской деятельностью, возникновениеми ликвидацией фирм, выполнением ими разрешенных видов деятельности, соответствием фактической деятельности фирм видам, указанным при регистрации;
- получение от предпринимателей сведений бухгалтерского и финансового учета для ведения статистического учета и использования этих данных в целях регулирования предпринимательской деятельности;
- осуществление налогообложения;
- предоставление путем публикаций сведений об участниках предпринимательской деятельности в своейстране.
Порядок регистрации фирм основывается на принципах публичности, общеизвестности и достоверности.
Регистрация фирм осуществляется занесением их в реестр с указанием определенных данных о них. Любые изменения этих данных, а также прекращение деятельности фирмы вносятся в торговый реестр. Регистрацияв большинстве стран предполагает представление фирмой ее устава и учредительного акта (меморандума). Регистрация фирмы предоставляет защиту исключительного права на фирму, ее наименование и товарный знак.
Ведение предпринимательской деятельности становится возможным только на основе полученногоот государственного органа разрешения (или патента), которое выдается лишь на основе регистрации.
В Российской Федерации регистрация предприятий, организаций, других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 51)в уполномоченном государственном органе. Данные государственной регистрации включаются в Единыйгосударственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно этому документу юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного документа и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
В учредительных документах юридического лица определяются его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица и другие сведения. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и другихкоммерческих организаций определяются предмет и цели деятельности юридического лица.
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь также фирменное наименование.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
Государственной Думой РФ 13 июля 2001 г. принят Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», снижающий барьеры входа на рынок за счет упрощения процедуры регистрации юридических лиц. Данный закон основан на принципе единообразия и идее «одного окна». Им предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация при образовании, реорганизациии ликвидации юридических лиц осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с международной практикой государство также определяет организационно-правовые формы, которые могут принимать хозяйствующие субъекты и которые в связи с этим имеют некоторые национальные особенности. В России органи- зационно-правовые формы предприятий и организацийрегламентированы Гражданским кодексом РФ.
Законодательством каждой страны определяются и органы управления фирмой (организацией), их характери компетенция.
Так, национальное законодательство обычно содержит положения относительно наблюдательного советаи правления, на основе которых в уставе фирмы указывается: минимальный состав правления, кто может быть членом правления, порядок выборов членов правления, срок их полномочий, функции правления, представительство правления при заключении сделок с третьими сторонами. Примерно так же определяются состав и функции наблюдательного совета, осуществляющего контроль за деятельностью правления. Важным органом управления является и общее собрание акционеров, через которое реализуются их права контроляза деятельностью фирмы. Порядок проведения собраний акционеров устанавливается в уставе фирмына основе национального законодательства о компаниях с учетом правового положения фирмы.
Государство в условиях перехода к рыночной экономике осуществляет приватизацию госсобственностив целях образования эффективных собственников и решения бюджетных проблем. В настоящее время приватизация в РФ проводится в основном в отраслях ТЭК, АПК, транспорта в форме распродажи государственных пакетов акций. Предприятия как единые имущественные комплексы приватизируютсяв единичных случаях, так как многие из них были приватизированы ранее.
Государство осуществляет лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов, т. е. предоставляет право предприятиям всех организационно-правовых форм, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на занятие отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, обществаи государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.
Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельностив течение установленного срока.
В целях расширения прав субъектов РФ, повышения их ответственности порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территориях краев, областей, автономных образований, городов федерального значения устанавливается соответствующими органами исполнительной власти. Лицензии выдаются органами территориально-отраслевого управления и их администрациями.
Владелец лицензии на определенные виды деятельности, выполняющий муниципальный заказ, который имеет особо важное значение для жизнеобеспечения региона, получает право на льготные условия лицензирования.
По отдельным видам деятельности, связанным с использованием ограниченных ресурсов, экологическими требованиями, местоположением и другими факторами, администрации могут выдавать лицензиина конкурсной основе.
Лицензии выдаются на пять лет и более, а по некоторым видам деятельности — бессрочно. Действие лицензии может быть приостановлено при выявлении неоднократных нарушений лицензионных требований. Аннулирование лицензии возможно только по решению суда.
8 августа 2001 г. принят Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»в целях создания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса. Он не только ограничил полномочия и функции контролирующих органов, упорядочил и упростил порядок лицензирования, нои установил единый закрытый перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Государство в целях воздействия на воспроизводственные процессы поддерживает отдельные предприятия,в том числе финансово, в соответствии с избранными приоритетами развития.
Министерство экономического развития и торговли РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.
Предоставление средств осуществляется при условиях:
· более высокого уровня отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средстви гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;
· наличия у заемщика собственных средств в объеме не менее 20% объема финансирования проекта, а по крупным проектам (не менее 50 млн долл.) — не менее 10%;
· разделения риска государства с частным капиталом (наличия у инвестора средств, не покрытыхгосударственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).
Выделение средств осуществляется в двух формах: а) кредитование отобранных на конкурсахинвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государств в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования.
Перспективной также является капитализация бюджетных долгов в уставные капиталы предприятий.Это позволяет сосредоточить в руках государства акции крупных предприятий. Впоследствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости.
Местные органы могут влиять на развитие предприятий предоставлением им налоговых льгот в пределахсвоей компетенции.
Используются также полномочия органов власти субъектов РФ по управлению федеральной собственностью, предприятиями ТЭК через владение пакетами акций и «золотой» акцией.
Государство в определенных случаях для возрождения и финансового оздоровления предприятия, повышения его платежеспособности предпринимает реорганизационные процедуры на основаниизаконодательства о банкротстве. При этом используется механизм смены владельца собственности: отстранения собственника от управления, отчуждения его имущества, перевода активов в другие компании.
Банкротству может предшествовать досудебная санация, т. е. меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые учредителями, кредиторами и другими лицами. Должник может избежать процедуры судебного разбирательства, если сможет за месяц погасить долг или иначе урегулировать отношения с кредитором.
При наличии у должника имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, имеется реальная возможность восстановить его платежеспособность, применить к должнику процедуры внешнего управления, а не ликвидации. К неплатежеспособным предприятиям (организациям) в зависимостиот размера и состояния имущества могут применяться различные процедуры — как ликвидационные, таки реабилитационные (направленные на восстановление платежеспособности).
Непосредственно процесс банкротства должника — юридического лица включает процедуры:
· наблюдения;
· финансового оздоровления;
· внешнего управления;
· конкурсного производства;
· мирового соглашения.
Участниками банкротства являются: арбитражный суд, арбитражный управляющий (назначается арбитражным судом), ФСФО России, кредиторы. Решающую роль играет судебная власть.ФСФО осуществляет государственный контроль за банкротством и на собрании кредиторов отстаивает бюджетные требования.
В случае рассмотрения дела по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственныевнебюджетные фонды применяется ускоренная процедура банкротства арбитражным управляющимна основании соответствующего решения кредиторов и под контролем ФСФО России.
Государство стремится сохранить предприятия, имеющие стратегические производства, связанныес обороной и фундаментальными научно-техническими разработками, обеспечить рынки сбыта продукции казенных предприятий. В этих целях введены ограничения на банкротство предприятийтопливно-энергетического комплекса (ТЭК), выпускающих стратегическую продукцию, градообразующих, унитарных.
Интересы государства и организации при банкротстве соблюдаются лишь при надлежащем госконтролеза проведением судебных процедур. При его отсутствии возрастает риск возобладания интересов олигархических групп, недобросовестных банкротств с финансовыми потерями для государства. Кроме того, закон пока неэффективно защищает собственника организации от злого умысла кредитора, что позволяет проводить лжебанкротства с целью передела и захвата собственности.
Государство осуществляет также ценовое воздействие на экономику и хозяйствующие субъекты. Воздействие это может быть прямым и косвенным, носить законодательный, административный и судебный характер.
Регулирование цен государственными органами носит ограничительный характер, охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жизненно важное для общества значение (топливо, энергия, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и т. д.).
Исходя из сложившейся практики выделяют следующие методы ценового регулирования:
· установление потолка цен для отдельных видов продукции в социальных целях или недопущениеих перепроизводства;
· определение верхней и нижней границ колебаний цен (ценовой коридор) в рыночном секторе;
· установление фиксированных цен в государственном секторе;
· государственные закупки товаров стратегического назначения по выгодным для производителя ценам;
· государственные целевые субсидии (доплата производителю или потребителю);
· санкционированное правительством завышение издержек производства, ведущее к повышению цен.
Следует заметить, что к настоящему времени в США регулируется от 5 до 10% цен, в основномна продукцию сельского хозяйства. Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров, следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и товарами,приобретаемыми фермерами. В европейском сообществе существует наднациональное регулирование ценв сельском хозяйстве и черной металлургии, охватывающее до 15% цен. По ценам в сельском хозяйстве устанавливают минимальные и максимальные фермерские цены, а в черной металлургии определяют базисные цены на продукцию.
В настоящее время в России воздействие государства на уровень и динамику цен весьма незначительно,в том числе на продукцию естественных монополий. Преобладают косвенные методы ценового регулирования посредством денежной, кредитной, налоговой, таможенной политики, созданием соответствующих условий для формирования конкурентной среды. Политика цен находится еще в процессестановления.
Государство осуществляет налогообложение хозяйствующих субъектов, формируя государственный бюджет, стараясь не угнетать при этом предпринимательскую деятельность указанных субъектов.
В настоящее время налоговая система России формируется практически заново: разрабатываются принципы налоговой политики, создается законодательство о налогах, происходит становление налоговой службы, начата подготовка соответствующих кадров.
Положения о налоговой системе РФ на современном этапе сформированы в Налоговом кодексе РФ, где установлена система налогов России, определены виды налогов и сборов, порядок их начисления, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков (юридических и физических лиц), формыи методы налогового контроля.
Система налогов в России строится по типу западной. Преобладают в качестве основных те же виды налогов. Так, взимается пять видов основных налогов: налог на прибыль, подоходный налог, НДС, акцизыи таможенные пошлины. Недостатком действующей налоговой системы является ее сложность, значительное количество видов собираемых налогов, неудовлетворительная их структура.
Непосредственную связь с налоговой политикой государства имеет его амортизационная политика, направленная на ускоренное амортизационное списание основного капитала. В современных условиях ускоренная амортизация является важным средством стимулирования накопления. Суть ее состоит в отрывефизического процесса изнашивания машин, оборудования от калькулируемого в издержках производства переноса их стоимости на производимые товары и услуги.
Изменяя ставки и порядок амортизации, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая освобождается от налогов и включается в издержки производства. Перечисленныев амортизационный фонд средства идут на финансирование обновления действующих основных фондови новые капитальные вложения. Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство структурной политики государства, способ воздействияна хозяйственный цикл, занятость в НИОКР.
Федеральная налоговая служба и ее подразделения осуществляют также налоговый контроль деятельности хозяйствующих субъектов, используя при этом формы:
· налоговых проверок;
· получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
· проверок данных учета и отчетности;
· осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
· иных форм, предусмотренных Кодексом.
При этом налоговые проверки могут иметь следующие
виды:
- камеральная налоговая проверка (проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком;
- выездная налоговая проверка (проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа).
Государство осуществляет также контроль финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с помощьюбухгалтерского и статистического учета и отчетности, предоставления информации предприятием о своейдеятельности в налоговые органы, учредителям.
Органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают обязательные для всех организаций планы счетов, положения, нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета.
Организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность о своем имущественном и финансовом положении и о результатах хозяйственной деятельности. Годовая бухгалтерская отчетность представляется учредителям организации, собственникам ее имущества,территориальным органам государственной статистики по месту регистрации в установленном порядке, публикуется в газетах, журналах и других изданиях.
Юридические лица должны предоставлять также с установленной периодичностью формы государственного статистического наблюдения.
Государственное регулирование экономики и хозяйствующих субъектов включает также систему стандартизации и сертификации товаров и услуг. Однако в соответствии с Федеральным законом от27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» данная система меняется коренным образом постепенно на протяжении семи лет. Вместо множества норм и правил вводится около 1000 обязательныхтехнических регламентов, они устанавливают минимальные требования, в основном по уровню безопасности. Эти требования обязательны для применения и исполнения применительно к объектамтехнического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Остальные стандарты становятся добровольными. Ужесточаются правила декларирования качества продукции.
Государственные и муниципальные органы устанавливают основные (рамочные) правша торгового, бытового и иного обслуживания населения, обязательные для соблюдения хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм.
Государство регламентирует рекламную деятельность хозяйствующих субъектов. Так, в России отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы товаров и услуг,регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», а также иными нормативно-правовыми актами.
Данный закон определяет:
· условия рекламы фирмы, если для ее деятельности необходима лицензия;
· особенности рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации;
· требования к организации рекламы в местах продаж;
· ограничения для местоположения рекламы;
· правовые основы взаимоотношений рекламодателей с рекламопроизводителямии рекламораспространителями;
· перечень документов, необходимых для размещения наружной рекламы;
· размеры платы за распространение наружной рекламы;
· понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы товаров;
· требования, предъявляемые к рекламе отдельных групп товаров (алкогольных напитков, табака, табачных изделий, медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оружия);
· случаи наступления ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе.
Государство создает систему регулирования трудовых отношений (для предотвращения негативных воздействий рынка).
Главными звеньями этой системы служат Кодекс о труде и договорные отношения по вопросам оплаты труда между профсоюзами, министерствами, предприятиями и работниками.
Кодексом определено правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанныхс ними отношений по вопросам:
· организации труда и управления трудом;
· трудоустройства у данного работодателя;
· профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственноу данного работодателя;
· социального партнерства ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договорови соглашений;
· участия работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применения трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
· материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
· надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (в том числе по охране труда);
· разрешения трудовых споров.
Используя свой регулирующий потенциал, государство вторгается в область занятости. Оно контролируетсостояние рынка рабочей силы, финансирует профессиональное обучение и переквалификацию, налаживает работу бирж труда. Разрабатываются и применяются программы трудоустройства населения, стимулирования роста занятости, создания рабочих мест в государственном секторе.
Существует также система страхования безработицы. В период ухудшения экономической конъюнктуры работников переводят на сокращенный рабочий день. Часть заработной платы за неотработанное время выплачивает государство.
Государственные акты устанавливают основные социальные гарантии трудящимся:
· бюджет прожиточного минимума;
· минимальный уровень заработной платы;
· условия назначения пособий по безработице;
· размер пенсии и необходимый трудовой стаж для ее получения;
· продолжительность оплачиваемого отпуска;
· принципы найма на работу;
· оплату временной нетрудоспособности и др.
Регулирование заработной платы включает следующие элементы:
· законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;
· налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;
· дифференциацию оплаты труда как через тарифную систему, так и на основе коллективных договоров, соглашений путем надбавок и доплат;
· организацию оплаты на каждом предприятии путем использования конкретных форм, систем и тарифовоплаты труда и размеров ее для каждого работника, а также на основе установления норм и сдельныхрасценок;
· обоснование порядка определения нормируемой величины расходов на оплату труда;
· установление государственных гарантий по оплате труда.
Государство также осуществляет косвенное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов посредством:
- проведения денежно-кредитной полит
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...