Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
QH = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где QH - нормативный расход топлива, литры или куб. метры;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan - норма расхода топлива на пробег автопоезда;
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км или куб.м/100 км
(Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб.м./100 т.к);
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или куб.м/100 км;
Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км или куб. м/100 т. км;
W - объем транспортной работы, т. км;
(W = Gгр × Sгр, где Gгр - масса груза, Sгр -пробег с грузом);
Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная (надбавка или снижение) к норме в %.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, нормы на 100 т. км установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:
- бензин - 2л;
- дизельное топливо - 1,3 л;
- сжиженный нефтяной газ (ГСН) - 2,5 л;
- сжатый природный газ (СПГ) - 2 куб.м; при газодизельном питании - 1,2 куб.м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег) л/100 км или куб.м/100 км) автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах:
- бензина - 2 л;
- дизельного топлива - 1,3 л;
- сжиженного газа - 2,5 л;
- природного газа - 2 куб.м;
- при газодизельном питании двигателя - 1,2 куб.м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям по формуле (1).
Марка, модель автомобиля
Базовая норма
Avstro-Fiat CDN-130
26 д
БелАЗ-537 Л
100 д
БелАЗ-6411
95 д
БелАЗ-7421
100 д
Volvo F123-42Т
27 д
Volvo F-8932
24 д
Volvo-1033
22 д
ГАЗ-51П
ГАЗ-52-06
ГАЗ-63Д, -63П
ЗИЛ-120Н
ЗИЛ-130АН, -130В, -130В1, -130В1-76, -130В1-80
ЗИЛ-131В, -131НВ
ЗИЛ-131НВ (с двигателем ЗИЛ-375)
43,5
ЗИЛ-137, -137ДТ
ЗИЛ-138В1
41 гсн
ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ
38,5
ЗИЛ-164АН, -164Н
ЗИЛ-441510, -441516
ЗИЛ-441510 (с двигателем ЗИЛ-375)
ЗИЛ-441610
41 гсн
ЗИЛ-ММЗ-4413
Iveco-190.33
25 д
Iveco-190.42
27 д
КАЗ-120ТЗ
КАЗ-606, -606А
КАЗ-608, -608В, -608В2
КАЗ-608В1 (с двигателем ЗИЛ-375)
КамАЗ-5410, -54101, -54112
25 д
КамАЗ-54112 (с двигателем ЯМЗ-238)
26 д
КамАЗ-54118
23,5спг+6,5 д (26д)
КрАЗ-221, -221Б
46,5 д
КрАЗ-255В, -255В1
40 д
КрАЗ-255Л, -255Л1, -255ЛС
41,5 д
КрАЗ-258, -258Б1
37 д
КрАЗ-260В
40 д
КрАЗ-6443
40 д
КрАЗ-6444
37 д
КрАЗ-643701
41,5 д
KNVF-12T Camacu-Nissan
45 д
КЗКТ-537Л
100 д
КЗКТ-7427, -7428
140 д
LIAZ-110421
27 д
ЛуАЗ-2403
МАЗ-200В, -200М, -200Р
27,5 д
МАЗ-504, -504А, -504Б, -504Г
23 д
МАЗ-504В
31 д
МАЗ-509, -509А
36,5 д
МАЗ-537, -537Т
100 д
МАЗ-5429, -5430
23 д
МАЗ-5432
26 д
МАЗ-54321
25 д
МАЗ-54322, -543221
27 д
МАЗ-54323, -54324
28 д
МАЗ-54326
25 д
МАЗ-5433, -54331
23 д
МАЗ-6422
35 д
МАЗ-642201
33,5 д
МАЗ-64226, -64227, -642271, -64229
35 д
МАЗ-7310, -73101, -7313
98 д
МАЗ-7916
138 д
Mersedes-Benz-1635S, -1926, -1928, -1935
23 д
Mersedes-Benz-2232S
27 д
Mersedes-Benz-2235, -2236
28 д
Mersedes-Benz-2628
42 д
Mersedes-Benz-2632
34 д
Praga ST2-W
23 д
Tatra-815ТР
48 д
Урал-375С, -375СК, -375СК-1, -375СН
Урал-377С, -377СК, -377СН
Урал-4420, -44202
31 д
Faun Н-36-40/45
85 д
Faun Н-46-40/49
90 д
Chepel D-450
22 д
Chepel D-450.86
25 д
Scoda-LIAZ-100.42, -100.45
24 д
Scoda-706PTTN
25 д
Самосвалы
Для автомобилей - самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению;
Qн = 0,01 × Нsaпс × S × (1 + 0,01 × D) + Нz × Z
где Нsaпс - норма расхода топлива самосвального автопоезда;
Нsaпс = Hs = Hw x (Gпр + 0,5 x q), л/100 км
Нs - базовая норма расхода топлива автомобиля - самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hw - норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км или куб.м/100 км;
Нz - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля - самосвала, л;
Z - количество ездок с грузок за смену;
Gпр - собственная масса прицепа, полуприцепа, т;
g - грузоподъемность прицепа, тн;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в %.
Для автомобилей - самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
- 0,25 л жидкого топлива (0,25 куб. м природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава;
- 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей - самосвалов БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 1 л.
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности: бензина - 2 литра; дизельного топлива - 1,3 литра; сжиженного газа - 2,5 литра; природного газа - 2 куб. м.
В случаях работы автомобилей - самосвалов с коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 допускается нормировать расход топлива также, как и для бортовых автомобилей (формула 1). При этом в качестве нормы принимается норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная исходя из разницы собственной массы этих автомобилей.
Для автомобилей - фургонов (специализированных автомобилей), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовых грузовым автомобилям (формула 1). Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям, с учетом надбавки за работу с почасовой оплатой (10%).